Аль-капотня
- 15 мар 2021
Илья Куликов в период работы с Александром Петровым собирался совместить его образы из сериалов «Полицейский с Рублёвки» и «Закон каменных джунглей», но дальше планов эксперимент не продвинулся по объективным причинам. Максим Костромыкин и Сергей Шаталов заменить Петрова не способны, не хватает драйва и энергетики, но в остальном сериал вполне удался. Подростковые проблемы с неразделённой любовью постепенно уступают экранное время социальной жести на фоне подростковой же наркомании, тема, безусловно, актуальная в наше время. Снято смело, давно я не видел в популярных проектах насильников-педофилов в форме и пыток задержанных сотрудниками полиции. Денис Васильев переигрывает обоих главных героев, доказывая, что «оборотни» в погонах страшнее бандитов. Андрей Грызлов порадовал в аспекте изображения некоего нейтрального зла. Маруся Климова и Ульяна Чжан не впечатлили, но вполне уместны. Единственная моя претензия по персонажам — Мария Староторжская, максимально неприятный образ не столько даже внешне, сколько тем как оная внешность обыгрывается. Среди молодёжи не хватает хотя бы одного яркого положительного персонажа, но это, скорее всего, обусловлено общей концепцией. Вступительные сценки с преступлениями по теме эпизодов и треки ST1M на фоне — удачные решения, хотя сам бы я предпочёл лирику Horus или социальные треки Димы Бамберга, но должен признать, что Никита предельно органичен. К ознакомлению настоятельно рекомендую с двумя оговорками: целевая аудитория скорее всё же старшеклассники, а в сюжете присутствует чернуха, но следует понимать, что наркотики — это всегда либо гламур, либо чернуха. 7 из 10 P.S. один балл снизил за недостаток напрямую с качеством сериала несвязанный, а именно — за визуальную цензуру. С одной стороны, смешно единовременно видеть на экране сообщение с нецензурной лексикой и цензуру этого же сообщения в формате визуального эффекта; с другой, стыдно видеть в онлайн-версии обнажённые сцены с цензурой в японском стиле. Для чего тогда нужен сервис PREMIER?..
Редко пишу такое… Но тут иначе не возможно. Уже давно увидел рекламу сего «творения», но ждал, пока выйдет достаточно серий, чтобы за вечер оценить несколько. Жаль… Набор шаблонов куда более примитивный чем в Убойной силе. Косяки регулярные что в инструкциях, что в событиях. Не хочу спойлерить тем, кто искренне верит в «славных защитников правопорядка». Просто если стали смотреть — попробуйте критически смотреть на каждую сцену. Зрителя тут воспринимают откровенным дегенератом, далёким от улицы и реальности. Основа сюжета — добрый и честный (да, они до сих пор пытаются доказать, что после реформы МВД такое может быть!) сотрудник, который рвёт на груди тельняшку по любому поводу, вписывающийся в самые шаблонные ситуации. Искренне бы хотелось узнать мнение Охлобыстина по сериалу. Его Метод Фрейда бы даже столь ограниченные сюжеты хоть попытался бы обыграть. Но тут — не тот случай. Возможно, скажете Вы, это нишевое кино, для сотрудников и тех, кто мечтает ими стать? Знаете… сомнительно. Коррупция, кумовство, договорняки — подаются как вынужденные решения, необходимые для существования всей структуры. И вроде это осуждают, но повторяют регулярно. Глядя на сие вспоминаю Стальную бабочку с Дарьей Мельниковой. Вот где реальность и какой то баланс морали. А на его фоне «Капотня» даже театральной поделкой любителей назвать нельзя. Единственная мысль, которая напрашивается — был госконтракт на «повышение престижа службы в правоохранительных органах», его урвали, а потом просто как в том анекдоте нашли третичного исполнителя, кто за копейки на коленке сваял, не думая ни о морали ни о последствиях. Очередной гвоздь в крышку «коробочки» системы госзакупок. Если вы не сидите дома последние 15 лет и не прячете голову под одеяло при первой возможности — сериал вызовет жёсткое ощущение нереальности, вплоть до неприятных позывов.
Неожиданно, хороший сериал. Посмотрел изначально пару серий больше смеха ради — просто часть детства провёл в этой самой Капотне. А затянуло. Сериал стартует довольно легко, на некоторой, наверное даже, юмористической ноте. Есть исключительно положительный герой, майор Кирсанов, начальник отдела по делам несовершеннолетних. Есть его антипод — друг из нелёгкого детства 90-х, подавшийся в криминал. А между ними — не совсем благополучный район Капотня, полный малолетних хулиганов с непростыми судьбами. В каждой серии заключена небольшая отдельная история, как правило, посвящённая конкретному типу правонарушений — хулиганство, разбой, драки, и прочая бытовуха. Но сквозной нитью разворачивается история о распространении по району спайсов — наркотиков, вызывающих привыкание, деформацию личности и нередкие летальные исходы. И по мере того, как майор Кирсанов распутывает нить криминального бизнеса, сталкивается с коррумпированными полицейскими, взяточниками и семьями малолеток, он меняется. Как и меняется настроение сериала, от лёгких полу-шуток в начале к мрачной драме и чернухе в конце. Сериал обрывается на полуслове, неожиданным и резким, хотя, пожалуй, ожидаемым финалом. Это хорошая работа. Не шедевр, нет, конечно, но уже на голову выше всего этого множества похожих друг на друга «сериалов про ментов». Я не знаю, взаимодействовали как-то актёры с настоящими сотрудниками, но они не просто внешне похожи на «этих самых» ментов, проскакивают даже мельчайшие детали, вроде папочек на молнии, с которыми, размахивая, ходят участковые, или сленг, манера говорить, жестикуляция. Наконец, сами персонажи показывают такую разную полицию — да, есть взяточники, но есть и славные ребята, искренне убеждённые в том, что делают нужную работу. Есть те, кто делают свою работу спустя рукава, а рядом с ними работают те, кто буквально выгорает на работе по защите района от «контингента». А самое главное достоинство сериала — мораль. Такая, какая она есть в жизни, где нет «белого добра и чёрного зла», где есть только градации серого. Главный злодей при всём творимом зле, примерный семьянин. Наркобарыга травит других ради счастья несовершеннолетней сестры. Два дурака угодили за хулиганство, не ведь они восстанавливали истинную справедливость. И так во всём. Но тем менее, каждая серия, устами героев, читает своеобразную мораль — что такое хорошо и что такое плохо. Каким следовало бы вырасти, а каким — нет. И это очень правильно, такого действительно не хватает на ТВ в целом.
«Аль-Капотня» получилась попсовой. А ведь когда я начинал сериал, даже и не знал, что это очередное детище Ильи Куликова. Хм, а что я вообще видел из карьеры данного шоураннера? Так-с, посмотрим… «Полицейский с Рублёвки», «Милиционер с Рублёвки», «Учителя», до призёра зрительских симпатий «Мылодрамы» я ещё не добрался… похоже, ничего кроме попсы и выйти не могло. Куликов — эдакий Вон Джин, но российско-сериального разлива. Повар, у которого в ингредиентах есть только вульгарный юмор, красивые женщины, дух времени и просроченные штамы. Но готовит он их так сбалансированно, что пипл хавает и не бухтит. Хвала небесам, «Аль-Капотня» не ситком, поэтому мы почти обошлись без «Володя, тебе там в машину насрали». Почти. Всё-таки Куликову пока не надоело занимать в российском кино нишу ресторанного певца, исполняющего в седьмой раз подряд «Яблоки на снегу» в угоду раскумаренной компашке с кондовым вкусом. Но здесь Илья держит себя в руках, поскольку поставил перед собой задачу показать, что такое работа отдела по делам несовершеннолетних в маленьком районе. Мне чертовски нравится ещё со времён «Полицейского с Рублёвки», насколько Куликов уместно уловил перемены в МВД как таковые, а также бросил вызов киностереотипам о ментах, заложенных питерскими ребятами очень давно, ещё в ранних сезонах «Улиц разбитых фонарей» и «Убойной силы». Что мол мент — это не то ещё бедный, не то уже нищий латентный энтузиаст, за покерфейсом и ворчанием во время заклейки подошвы которого можно разглядеть бескорыстного рыцаря, стоящего вопреки всему и с разбитыми кулаками на страже добра. Ну а когда он таки приходит домой, чтобы поспать от силы часика четыре, зритель погружается в безнадёгу вовремя не сделанного ремонта да пустого холодильника. То был мент-милиционер. А Куликов взял, и показал, что есть мент-полицейский — ну, чисто в киношно-утрированном смысле, ясное дело. Вот они, дети реформы МВД и современники социальных сетей: они не брутальны, не склонны к героическому кровопролитию, не перерабатывают, не пьют сверх меры, мелкие правонарушения позволяют себе реже старших кинобратьев, лучше снабжены, лучше одеты (а то, знаете, как много в полиции нынче девочек?), даже острижены модно, да и вообще работу они свою не любят грубою любовью, нет, они её чёрство ласкают, наслаждаясь хорошей зарплатой. Кто сталкивался с полицией последние несколько лет, по работе или по неудаче, высоко оценит аутентичность «Аль-Капотни» как портрета современной (особенно московской) полиции. Куликову известно, что кино любит полутона, поэтому большинство ключевых персонажей не являются прям-героями или ух-блин-злодеями. Вот только главный-главный персонаж вышел, как и небезызвестный Измайлов, классическим мерисю. Только тот хотя бы был токсиком, а Паша Кирсанов ещё и сама толерантность. Он хочет спасти душу и судьбу каждого малолетнего преступника; работает без выходных — бедненький, даже видеться с подружкой не может; интересуется коэффициентом внутренней удовлетворённости своих подчинённых и всегда готов протянуть им руку помощи; он классно дерётся, когда надо, умеет держать базар, мускулист и почти не моргает грустно-честными глазами Максима Костромыкина. Чёрт, как же скучно… Кирсанов не курит как паровоз, не соблазняет случайных дамочек грязными подкатами, не избивает подозреваемых, не подбрасывает наркотики и не ненавидит… не знаю… собак, например. Он вообще не человек, он скорее живой антагонист среднестатистическому сыто-ленивому менту конца 10х годов. Кирсанов был первой смертельной инъекцией в вену сериала. Второй дозой стал сюжет, который до шестой серии был скорее криминальным, чем мыльным, а потом пошло-поехало, причём поехало пОшло, и в обратную сторону. Вспомнил «Внутри Лапенко»: показали мне желаемого контента самую малость, потом свернули лавочку — «Ну что, отец, мультик видел? Гони бабло». Этот поезд и без того был сварен нагретыми соплями, так создатели его после пятой серии ещё и без криминальных рельс оставили, обрекая его скользить по разлитому мылу в пропасть. Мда, контент Ильи Куликова — это всегда жвачка. Жвачку нельзя употребить до конца — то есть скушать. Вот и я не могу досмотреть ни один куликовский сериал до победного финала. Дожимать соковыжималку этот повар не умеет, да и зачем учиться? Поезда скользят известно куда, зрители на них запрыгивают, капитализм, счастье, за… 6 из 10
Когда выбирал фильм для просмотра, то рассчитывал на лёгкую прогулку в комедийном жанре с тривиальными шутками и ситуациями. Реклама представляла сериал именно с такой стороны. А на самом деле, материал-то оказался удручающе-тяжёлым, с почти «балабановской» атмосферой… Конечно, никакая это не комедия, а самая настоящая психологическая драма. И название сериала «Аль-Капотня»(игра слов и взаимосвязь с Аль-Капоне) непосредственно указывает на коррупционно-мафиозный сюжет. В данном случае, Капотня выбрана создателями сериала, как олицетворение «социального дна», «территории беззакония», вроде бы, этот район Москвы сродни Нью-Йорскому Гарлему. Не уверен, что сравнение абсолютно уместно. Есть, конечно, некая статистика по благополучию тех или иных столичных районов, но по факту, своё собственное «дно» имеется и в Барвихе. Да и большой вопрос, где оно страшнее. Остросоциальная тематика фильма, образно говоря, набатом стучится в души зрителей. Подростковая преступность, проистекающая из духовного и материального обнищания части общества, на фоне снижения уровня воспитательной роли институтов образования, создаёт благоприятную почву для произрастания оргпреступности и развития коррумпированности силовых структур. Правоохранительная система сама себя разъедает… Так было в 90-ые, так всё чаще происходит сейчас. И причина этого явления никак не связана с плохим материальным обеспечением служителей закона, скорее — с культом достатка, поразившим значительную долю умов. Деньги позволяют получить власть. И чем их больше — тем эта власть беспредельнее (в прямом и переносном смысле). Главный герой — майор полиции Кирсанов не склонен идеализировать людей в отдельности и общество в целом, он сам далеко не идеален, но пытается жить по закону, причём в большей степени по закону внутреннему (моральному). Его противостояние с системой в лице коллег, исправно монетизирующих свою службу преступным путём, и является основным сюжетным вектором! Подростки и их проступки, как и рутинные примеры неблагополучных семей — всего-навсего окаймляющий фон, формирующий ясные предпосылки разложения. Такой конфликт одиночки и группового менталитета(Данко с горящим сердцем в руке) очень часто используется в кино, демонстрируя протест и одновременно выражающую теоретическую волю большинства. Но в какой-то момент сомнения вдруг берут верх: а точно ли нравственность и порядочность это воля большей части общества? Уже и не понятно… Жажда справедливости, желание сделать жизнь лучше и, вместе с тем, дикая безнадёга хлыста, которым не перешибёшь обуха, выражает типичную картину ментального противоречия. Создателям сериала удалось передать этот надрыв сознания праведника в окружении греха. Во многом идея сериала тождественна христианскому образу мышления и основному закону бытия: делай, что должен и будь что будет! Я искренне поражён глубиной разлома сознания, произошедшего в современном обществе. И видимо, пришло время вновь возродить тот бескомпромиссный язык «балабановского» кино, который резал по живому, вскрывал плоть и проникал к сердцу, сдирая заскорузлую кожу снобизма. «Не мы такие, жизнь такая!» — звучит словно индульгенция гниющей совести. Очень сильный проект, отличающийся жёстким посылом обществу! С нетерпением буду ждать продолжения. Рекомендую, как пособие для проверки собственных нравственных настроек.