Скользкий путь
- 18 окт 2020
Тонко, интеллектуально, глубоко — это, как правило, всегда про британские сериалы. Одна из таких картин — мини-сериал «Скользкий путь» с Хью Лори, снятый специально для BBC One. Получилась эдакая смесь политического триллера и социальной драмы. Хотя, надо сказать, что политические интриги в этой картине выступают неким фоном для размышлений больше философского характера — о человеческих отношениях, о последствиях выбора, о власти эмоций над обстоятельствами. «Скользкий путь» рассказывает об амбициозном политике Питере Лоуренсе, занимающем в британском Кабинете пост министра транспорта, а позже — министра юстиции. Он при каждом удобном случае называет себя «выходцем из народа» и призывает двигаться вперёд, не оглядываясь на ошибки прошлого. Однако в намерении провести серьёзные тюремные реформы кроется и личная заинтересованность — на горизонте появляется его незаконнорождённая дочь, отбывающая срок в колонии за банковские махинации. Пожалуй, вся прелесть «Скользкого пути» в том, что он способен завладеть вниманием абсолютно всех категорий зрителей — даже тех, кто не интересуется международной политикой. Сценарист сериала Дэвид Хейер признался журналистам, что Питер Лоуренс, как и другие персонажи сериала, не имеет конкретного прототипа. Хейер создал параллельный мир, ничего не имеющего общего с реальностью. Реальны лишь те ситуации, в которых всегда оказывается большой политик: палки в колёса от недоброжелателей, война с журналистами, раскапывающими нелицеприятные факты биографии, и главное — проверка на верность своим собственным идеалам и убеждениям. Лоуренс ратует за перемены, за свободу действий (это кредо он распространяет и на свою личную жизнь) и считает, что «Великую Британию надо определить заново», что «она не может строится только на ностальгии». Однако Лоуренс нигде не встречает поддержки: ни у старых сотрудников министерства, осуждающих его законопроекты, ни у премьер-министра, для которой Питер — не более чем пешка в её большой игре. А жена с дочерьми и вовсе отдалились от него на критическое расстояние. Приверженец постоянного развития и движения вперёд, Лоуренс оказывается не в состоянии «перезагрузить» свой главный проект — собственную семью. Хотя, по ходу действия становится понятным, что шкала ценностей у амбициозного политика не так уж однозначна. В поисках внутреннего баланса он, так или иначе, терпит полное фиаско. Пожалуй, если бы в Питере Лоуренсе было бы столько же решимости что-то реально менять, сколько и цинизма в докторе Хаусе (Хью Лори иногда им грешил в кадре), возможно, его политическая карьера сложилась бы по-другому. Но он лишь идёт на поводу эмоций и первого впечатления. А это, как известно, не всегда хороший советчик. И в жизни, и в политике. 8 из 10
Телевизионный ответ на вопрос, что было бы, окажись у доктора Хауса взрослые дети. Итак, у отца три дочки, все торчат: одна в Арктике (спасает природу), вторая от кокаина (в просветах пытается спасти семью родителей), третья в тюрьме (гениальная мошенница, не спасшаяся от полиции). Ожидаемо, правда? Хью Лори сыграл министра, жонглирующего ведомствами, дочерьми, да и женщинами вообще. Типаж, и правда, схож с Хаусом, однако если у того двигателем является интерес к задачкам, то Питер Лоуренс — карьерист. Он старается добыть визитку получше, но хронометража мини-сериала не хватило, чтобы показать, к какой категории карьеристов он принадлежит: властолюбцам, государственникам или гедонистам (намеки есть на все ипостаси). Остается дорисовывать образ героя за счет похожих персонажей (Фрэнка Андервуда из «Карточного домика», например).
Сегодня я расскажу о новом мини-сериале с Хью Лори в главной роли. Я не большой фанат данного актера, от «Доктора Хауса» я не фанател, и в других проектах (как например «Ночной портье») я игрой Хью Лори не шипко доволен. На мой взгляд он стал заложником одного образа (того самого доктора Хауса, сериал я не смотрел, но эпизоды его, конечно же, видел) и так или иначе, во всех остальных ролях зритель видит этого самого доктора, хотя на самом деле все совсем не так. Да и нет больше такого, что вот он прям на своем месте. То есть в этой роли можно легко представить, практически, любого другого актера. Мне так кажется. При этом не могу сказать, что он, прям, из рук вон плохо играет. Нет, но и сказать, что образ запомнился, тоже не могу. Это что касается главного героя, а весь сюжет завязан именно на нем, все остальные являются лишь фоном или инструментом, который раскрывает личность главного героя. Так что же это за главный герой такой? Хью Лори играет английского политика, весьма амбициозного, либерального и прогрессивного. Если сравнивать с известными политиками, то больше всего подходит образ Жириновского. Ну, с английским акцентом, конечно, то есть несколько мягче, не столь экстравагантный. Он в образе народника, правдоруба и рубахи парня. Народу он явно нравится, несмотря на несколько эксцентричное поведение и какие-то мутные делишки. Впрочем, кого сейчас можно удивить какой-то мутной водицей в биографии? Как там в Писании: «Пусть кто не грешен, кинет в нее камнем!» Так вроде. Вот и тут все начинается с того что Питера Лоуренса (персонаж Лори) оправдывают в суде. Обвинение было в коррупции, но все перекрутилось, и Лоуренса оправдали, а журналистку обвинили в клевете. Собственно отсюда ноги и растут. Журналистка пытается доказать, что она была права, а Лоуренс живет своей жизнью, получив повышение и заняв пост министра юстиции. Конечно, этот мини-сериал можно уподобить «Карточному домику» или «Боссу», но политике как раз-то в нем очень не много. Есть расследование, которое проводит журналистка. Есть под ковёрные игры в кабинете министров, в которых участвует Лоуренс. И есть личная жизнь Лоуренса, которая и занимает большую часть экранного времени. В его семье все не так просто. Есть жена, с которой они знакомы с раннего детства, но есть и любовница, с которой он так же встречается очень давно. Есть две дочери, с которым он, практически, не общается, но есть и еще одна незаконная дочь, о которой он внезапно узнает. Все это отнюдь не добавляет спокойствия в его жизнь, и только усложняет сюжет сериала. Как я уже говорил. Это мини-сериал — в нем всего четыре серии, и выглядит это скорее как расширенный пилот, потому что по сути, показана завязка какой-то большой истории. И скорее всего у сериала будет продолжение, вот только в каком формате непонятно. Или сюжет размажут тонким слоем по десятку серий, или будут выпускать мини-сезонам в те же четыре серии, ориентируясь на интерес зрителя — когда он затухнет, его просто свернут. Второй вариант мне кажется более правдоподобным. В любом случае, тут мы имеем вполне законченную историю, которую можно глянуть на выходных.
Мы не доверяем политикам. Коррупция, жадность, алчность, жажда власти, злоупотребление полномочиями… для многих по отношению к Правительству давно укоренились определенные эмоции — в лучшем случае скептицизм и глубокий ресентимент. Сериал «Скользкий путь» — дерзкое и политизированное произведение, однако вряд ли его можно считать откровением: история достаточно прямолинейная, к финалу действие превращается в вечернюю «мыльную оперу», а драматические эффекты избавлены от маломальского стиля. По сюжету известный британский политик Питер Лоуренс только что выиграл судебный процесс о клевете. Самодовольная ухмылка от уха до уха: я ничего не делал, это всё происки недругов. Лоуренс сам же это кредо и озвучивает: «Я нравлюсь людям, потому что я нарушаю правила». Конечно, политик живёт в пост-брекситском, но докоронавирусном мире: у него нет серьезных политических проблем кроме тех, что он сам создал. Собирательный образ нечистого на руку, однако всё же харизматичного политика сочетает обаяние, связи и умение плести интриги. В то время как предпосылка сериала заключается в том, что политические амбиции и моральная нечистоплотность приводят к разрушению личной жизни Лоуренса, на деле это не так: «Скользкий путь» выглядит, как если бы экранизировали отдельно взятую историю про лорда Бэйлиша из «Игры престолов» в современных реалиях и утрировали бы всё до предела. Сценарий сосредоточен на Лоуренсе и ценность сюжета заключается в многочисленных линиях и их переплетении. Такие личности как жена Лоуренса, любовница Лоуренса, адвокат Лоуренса, премьер-министр, журналист-расследователь и так далее: всё сосредоточено вокруг этой персоны. Самое интересно, что как таковые связи и вендетты не особо себя проявляют: политик — колоритная сволочь, но то, каким образом политик отомстит своим недоброжелателям и выйдет сухим из воды оставляет не так уж и много возможностей. В сюжетном плане «Скользкий путь» вышел путешествием без яркого конца. По своему характеру сериал скорее напоминает этакую серьезную комедию. Из-за этого и концепты политического триллера и даже драматические сентенции (вроде давно потерянной незаконнорождённой дочери, отбывающей наказание в одной из британских тюрем) оказываются немного ложными. Понятное дело, что подобное, равно как и отдельные сюжетные ходы, добавлены для зрелищности: только они зачастую противоречат как характеру центральной личности, так и общей задумке. Главную роль сыграл Хью Лори — актер, до сих пор пользующейся большой популярностью, как у британцев, так и у мировой публики. На самом деле, он не может тащить всё шоу на своих плечах, хотя он временами спасает положение. Сценарий просто написан не так, как следует, поэтому несмотря на актерский талант Лори, а также оставшийся по наследству цинизм от доктора Хауса, не всегда воспринимаешь его как политика, избравшего серую мораль «цель оправдывает средства» своим лейтмотивом. Именно воспринимаешь его, как актера. «Скользкий путь» заканчивается на мажорной ноте, хотя, кажется, сериал можно было продолжать ещё несколько часов. Нет предела тому, на что способен этот человек, и тем не менее, особых уроков из «Скользкого пути» не вынести, по крайней мере для россиян. В нашей с вами текущей действительные такие выдающиеся политики ходят туда-сюда, мелькают в медиа-пространстве и по-прежнему поражают своим образом мышления. А макароны в цене растут — с какой стати?! 6 из 10
Сериал очень странный для нас, русских. Логика действий персонажей очень английская. Если министр еще понятен и хорошо сыгран Хью Лори, то женские персонажи сплошь неадекватны: что премьер-министр, что жена, и самое странное — барристер. Зачем искать улики на своего клиента (а это реально не этично по профессии), под угрозой лишения профессии и средств? Чтобы что? Так не стать Верховным Судьёй. Но негритянке это любопытно, как кошке из поговорки. Журналистка та же кошка, с очень узким зрением и низкой квалификацией. Печатать статью и обвинять министра с такими слабыми уликами и «свидетелями»? Пропитый ум — горе семье. В целом сериал понравился. Краткость сестра, но голод не тётка. История получилась в британском стиле с их размеренностью и любовью к деталям. А отсутствие логики женских персонажей можно объяснить просто — это такой патриархальный посыл на — всем либеральным заскокам, формирующим у женщин чувство сверхценности своего существования.
Сразу скажу, что мне очень понравился сериал, и особенно Хью Лори, его игра на полутонах. Мне всегда нравились фильмы, в которых показаны в первую очередь люди, а не их профессиональные функции, будь то политики, рабочие, врачи и т. д. Да, это фильм о политике Великобритании, подспудно отражены современные течения Запада и его проблемы- феминизм, равноправие, борьба за экологию, коррупция, твердолобость системы, оружейное лобби. Хорошие диалоги, подковерные интриги создают приятное впечатление и придают остроту. Это интересно, но меня зацепил сериал, если честно, не этим. Политик Питер Лоуренс как человек интересен мне гораздо больше. В фильме Питер показан не просто наглым, рвущимся к власти, виновным в смерти оленя и не только (оленя очень жалко, если честно). Он Человек Идеи, идеи Свободы. Смотря на него, понимаешь, что все, что угодно, можно извратить и довести до абсурда. Питер настоящий либертарианец, он не просто проповедует везде (на радио, телевидении, на работе) то, что считает правильным. Он так живет, и очень последователен в этом, параллельно создавая проблемы себе и причиняя боль близким людям. Весь психологический портрет персонажа, его страсти, его отношение к близким и остальным, его прошлое, его основные действия по ходу фильма подчинены принципу свободы. И здесь возникает вопрос, что важнее — свобода или любовь? Именно в этот момент у персонажа Хью Лори и возникают проблемы. Сложные отношения с окружающими Питера Лоуренса женщинами, создают драматическую атмосферу фильма. Глядя на персонажа, я понимаю, почему хорошие девочки часто влюбляются в плохих мальчиков. Он вызывает эмоции. И Питера действительно любят — и обманутая жена, и дочери, которым не хватает отношений с отцом, и любовница, которая мечтает, что Лоуренс останется с ней, и бывшая женщина. Он умудряется влюбить в себя даже новообретенную дочь. К Питеру невозможно относиться равнодушно. Премьер-министр Дона определенно считает его своим главным конкурентом, он ее и бесит, и вызывает интерес, и притягивает. С остальными мужскими персонажами у персонажа Хелен Маккрори совсем не такие наэлектризованные отношения. Если у одних людей он вызывает любовь, либо интерес, — то другие испытывают на столько сильную ненависть, что готовы мстить, даже с риском для жизни. Но «враги» на самом деле способны лишь чуть-чуть приоткрыть дверь в том самом пресловутом шкафу с секретами — расследование журналистки находит один, который тянет за собой второй. И понимаешь, что у такой личности подобных секретов, наверняка, великое множество. Но это ничего не значит, потому что «общественное мнение», Твиттера, Инстаграма и иже с ними за Питера. Нет, здесь злодей не будет наказан, он станет премьер — министром, потеснив остальных конкурентов и положив еще один секрет в свой шкаф. Дополнительно отмечу замечательную игру Хелен Маккрори, Брейди, Кнудсен.
Не буду долго размазываться мыслью по столу, скажу что не смотря на не очень высокую оценку сериала, он увлекает и имеет свою притягивающую атмосферу. Если вы соскучились по старому доброму Андервуду, то вот он в слегка облегчённом виде, с британским акцентом. Бооольшая часть его проблем героя упорно решается сама собой, о чём он ещё в 1 серии заявляет, нет что бы как старина Фрэнк всё своими руками:) Но самое главное и забавное это то, что авторы нам подают между строк — во всём сериале мужских персонажей всего 4—5 человек из них только 2 появляются действительно часто. Все мужские персонажи в том или ином виде отрицательные, кроме одного и тот алкоголик в 20 с небольшим лет. Абсолютно все возможные и не возможные должности в сериале заняты женщинами от премьер-министра до водителя, от начальника тюрьмы до самого последнего охранника, от свидетельниц до адвокатов и тайных расследователей мстюнов. В итоге к двуличному и грязному политику с огромным количеством скелетов в шкафу проникаешься симпатией. Ведь мужик как то смог прорваться сквозь этот курятник и добиться своей цели.
Сериал BBC? Про политику? С Хью Лори в главной роли? Смотреть однозначно — решила я. Решила… и пожалела. Всё оказалось не так однозначно. Создатели сериала пытались создать образ циничного политикана, лживого, изворотливого, похотливого (у него внебрачная дочь — в юности он толерантно осчастливил цветную бабёнку), но получилось как — то слабо, безжизненно, и неинтересно. На протяжении четырёх серий я ждала — ну, когда уже этот старый сгорбленный гриф начнёт испускать флюиды зла, и крошить политических противников? Надо же забить баки этой заокеанской рептилии — Фрэнку Андервуду! Вот кто хорош! Злобные глазки песчаной эфы, желчное лицо, готовность к любым подлостям — США заслуживают такого президента! Лори выглядит как обрюзгший, утопивший весь свой цинизм в стакане, и решивший поиграть в политику Хаус. Он играет на полутонах, абсолютно не напрягаясь, так, пару раз выпучивает глаза, словно у него приступ метеоризма, остальное время он спокоен, и производит впечатление уставшего от кривляний старого мима. Харизмы в нём столько же, сколько в фаянсовой вазе ватерклозета. Ну да, он же презентует себя как «расслабленного консерватора», то есть — либертарианца. В молодости напрягся три раза, (создатели хотят показать его лихость, подобно Карамазову — старшему он «ни Малашек, ни Глифирек, никогда не пропускал»), и родилось трое дочерей. Дочечки хамят как умеют (детские шалости — наркотики, воровство, мелочёвка) и доставляют папе больше проблем, чем политическая карьера. В ходе просмотра я обнаружила, что этот фильм к политике имеет опосредованное отношение. Было ли так задумано, или так получилось, но вышла скучная, суховатая семейная драма. Политическая начинка может удивить только тех, кто последние пару тысяч лет провёл в коме. Выпучив глаза от усердия, авторы с придыханием открывают миру прописные истины о том, что крупные корпорации назначают премьер — министров, что политики бывают коррупционерами (в этом месте я всплакнула, мои представления о демократии обрушились со страшным грохотом), что пресса продажна, а приватизация бесполезна… Это какой — то слюнявый детский лепет, да вдобавок ещё и веганский. В фильме про политику всего один труп? Народ хочет крови, политических репрессий, дымящихся внутренностей, мяса, а здесь кабинетные междусобойчики, и травоядные разговоры о необходимости освобождения заключенных. Расслабленный, словно студень, Лори, разок включит Хауса, ну, так на пару минут, чтобы одёрнуть зарвавшегося помощника, и всё. Сериал больше обещает, чем даёт, интриги как таковой здесь нет, и выглядит это кино как приквел к настоящему фильму, который так и не начался. Таким комбикормом нас не накормить, нет остроты, пряности, сладковатого аромата порока, искусной интриги. Есть слабая надежда на второй сезон, может быть главный герой окажется расистом, сексистом, садистом, ну, или хотя бы русским шпионом с оперативным псевдонимом «Лупоглазый»? Надо же как — то оживить это сонно булькающее болото.