Викинги: Вальхалла
- 25 фев 2022
Пассионарность - это характерологическая доминанта; это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников... Тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках, тщеславие, толкающее на демагогию и творчество, алчность... влекущая за собой жестокость... Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Швеция, Дания, Норвегия в эпоху раннегосредневековья. Старины седой страницы - сериалом откровения о воинах, походах, битвах, смертях, тризнах, пирах. Лица ожившей древности из забытья одиннадцати столетий. Мореходы бросавшие вызов морским пучинам. Воители не ведающие чувства страха. Отчаянные башки, ухари-молодцы. В гневе, в радости, в скорбях с местью в обручении... Викинги. Стоит лишь произнесли их имя, и в одночасье, безумия вепри, совершенно дикие, шальные, бесстрашные, нечёсаные, растрёпанные годами вечных вояжей-походов оживают перекошенными... рожами. Ну да, рожами, а как иначе? Вольница оголтелых мужчин пересыпанная женщинами воительницами с рогами шлемов чертей на головах, с непокрытыми головами, белокурая, златокудрая, черноволосая, бородатая, шрамами сеч густо отмеченная на телах прёт прямо на Вас, на нас. Дороги не разбирая, потрясая оружием боевых топоров, мечами устрашая, обручами щитов размашисто сдабривая бег они всей массой врубятся, вклинятся и рассекут, и обратят в страх, в ужас, любого противника. И сомнут вне сомнения, искромсают, растопчут Силища - неукротимая. Дух воинский, запредельный. По одиночке дикостью образа фактуры зачаровывают глаз, в массе своей - пятнами лиц мимикой неподдельной страсти пленят. Сериал нынешний наполнен всем этим. Медленно, отчасти тягуче начинающийся он вызывает некое подобие досады, даже гнева - в кои то веки решили снять 'эпическую' картину и тут же испортили, изгадили излишней голливудской патетикой. И диалоги, в примитивизме 'ни о чём' - излишние, и хруст костей рубищ - не столь отчётлив, и мелодраматичное 'мыло с пеной' в духе любовной лирики самыми первыми кадрами 'слюней-соплей' - что это такое? Это про Викингов вообще? Это боевик в духе Керка Дугласа от 1958-го года выпуска или 'где'? Разве так пристало говорить о этой 'пиратской шайке' головорезов? Разве так выкристализировывать образы этих 'дикарей'? Они ведь едва не людоедами были - в том смысле что ничто и никто не могли их остановить, вразумить... А тут такое... 'Лажа'? Неужели она самая? Да, кино 'причёсано'. Да, кино 'умыто'. Да, духом измельчало. Да, жёсткости можно было бы и добавить. Вне сомнений - порезов-огрех превеликое множество. Однако уже после первого часа, стоит лишь втиснуть-настроить себя - оторопь отставлена, интрига - увлекает, актёры убедительны, сюжет греет душу. А что там припасено у Вас дальше? Ну, рассказывайте же, рассказывайте! Не тяните... ХI век, Европа. Скандинавские племена густо расселились по округе окрестных земель. Король саксов, обеспокоенный укреплением воинственных соседей вблизи, принимает решение 'корчевания леса'. Хитрость побеждает силу. Но решение ли это проблемы? И чем чревато подобное вероломство? Родственные племена погибших, сородичи готовятся к набегу. Совет вождей-конунгов - для выработки стратегии-решения призван. Местью переполнены сердца. Поход? Кара на головы врага? Да. Вот только одна 'закавыка' имеется - часть этой орды всё ещё язычники, поклоняющиеся 'великому и ужасному' Одину, другие же - 'цивилизованный' люд, иначе говоря в новую веру обращённые 'дети' Христа. Но викинги и те и эти. Поладят ли? Найдут ли точки соприкосновения. 'Они' это всё ещё те же самые беспредельщики-воины-мародёры или как? Режиссёр именно на этом решает построить концепцию картины. От общего к частному рассказываются здесь истории. Люди нехитрой биографией собственных лет с нами делятся наполняя кино драматизмом, жаром страстей, ненавистью, любовью. Есть тут и сироты, лишившиеся сызмальства родителей, местью одержимые, есть - 'не могущие' похвастаться подвигами прощелыг-отцов, но и героев овеянных славой пращуров немало. Разные, одним словом судьбы. Общий сноп большого и малого в вязанке. Кто круче? Боевые подруги, в бесстрашии отчаяния могущие дать фору любому 'рыцарю', а может быть 'деревенщина неотёсанная' в спарринге противостояния один против троих, один против пятерых и при этом калечащий не до смерти, а лишь до кровавых ручьёв, так, шутя, нехотя, играючи... Сцен с холодным оружием полным полно. Любовная лирика - тоже не забыта. Одно дополняет другое, одно - другому не мешает. Гармоничный сплав кинематографического вояжа. Прикипаешь к этому кино медленно. Но прикипаешь... И не оторваться. Давно, наверное, не приходилось смотреть героику древности - соскучился. В этом отгадка великодушия критика. Не хочется ругать за недочёты, упущения авторов сценария (а их тут масса - дамы+мужчины), не стоит подтрунивать над режиссёрами (а их тут превеликое множество - и женский взгляд и мужской). Наверное так и должно быть. Как норманов в этом вторжении... Девы и молодцы в едином порыве страсти приключенческого экшна на свои головы. Пассионарность, о которой говорил Лев Гумилёв, иссякла у викингов к концу ХI - началу ХII века. Трёхвековые походы грабежей сорвиголов прадедов, дедов, отцов, сыновей, внуков выдохлись, оскудели энергией... Это был закат. Здесь же, мы вспоминаем славные страницы отваги, смелости, дерзости. Интересно? Конечно интересно. 7 из 10