Повелитель зверей
- 16 авг 1982
Хрестоматийный герой Арнольда Шварценеггера, восставший с мечом в руках против магии, был, разумеется, не единственным в своём роде. В том же 1982 году, когда Конан-варвар начинал кинематографические подвиги, на экраны вышел фэнтэзийный приключенческий фильм «Повелитель зверей» Дона Коскарелли. В проверенном духе жанра, деревню юноши с телосложением натренированного Аполлона Бельведерского вырезают злые кочевники-джаны с предводителем в маске, и молодой воин решает отомстить. Благо, имеющийся опцион слияния с представителями фауны (орел Саркози (зачеркнуто) Ширак, ледниковопериодные хорьки-опоссумы Кодо и Подо, перекрашенный в пантеру тигр Ру) позволяет и обозреть мир с высоты птичьего полёта, и проникнуть в прячущую страх душу врага. Вечное сияние чистого разума американского кино восьмидесятых разливалось в каждом кадре. Задрапированные набедренными повязками от кутюр девушки со внешностью Сандры, Сабрины и Саманты Фокс купаются у водопада. Зловещая ведьма вырезает плод у заколдованной коровы. Эбонитовокожий атлет охраняет сбежавшего сына пленённого короля. Обращенные зомби шинкуют всех, кто подается на пути. Хорьки воруют волшебные кольца и медные ключи от темницы. Полулюди — полунетопыри выпивают жизненные соки у других гуманоидов. Брутальный жрец кормит жестокого бога младенцами. Главный герой уходит в закат с любимой, своей кузиной, как внезапно окажется. Марк Сингер, родня властелина высокобюджетных «Людей Икс» Брайана Сингера, показался ничуть не хуже более удачливого выходца из австрийского Граца. Ладно скроенный дельтовидными и трапециевидными мышцами, крепко сшитый белокурыми локонами он пишет знаки бесконечности острым мечом, швыряется старинными каперами и то и дело ободряюще похлопывает по боку представителя семейства кошачьих невыясненной породы. Под стать королевичу была рыжеволосая рабыня Кири, чью роль забрала у неведомой Деми Мур Таня Робертс, будущая королева джунглей. Да, в принципе, и остальные персонажи второго плана были харизматичны и образны. А ведь, если сравнивать с тем «Конаном» (никуда не деться), это существенный плюс, там всё одеяло у семикратного «Мистера Олимпия». Многократная обладательница всевозможных премий в области фантастического романа Андре Нортон, как ни странно, в сфере кино никак не засвечена. Кроме трилогии «Повелителя зверей». Возможно, это не самая удавшаяся линейка работ Великого Мастера (официальный титул Американской ассоциации писателей-фантастов). Возможно, это вопрос времени (уж культовые «Саргассы в космосе» давно заслужили экранизации). А, возможно, это посыл пересмотреть табель о рангах. Ведь явно несправедливо, что качественная работа неординарного режиссёра (у нас, правда, больше известного по «Фантазмам») практически неизвестна никому, кроме опалённых VHS-форматом. Одна только дрессура заслуживает похвалы, тогда тигров компьютерно не дорисовывали. Да и обычный сегодня пролёт камеры над горным ландшафтом тридцать с лишком лет назад стоил несравнимо больше усилий. Натурные съёмки, пирамиды, подземелья. Конечно, сказка есть сказка, и логика в действиях персонажей минимальна. Вот весь город тупо смотрит, как три с половиной человека дерутся с целой армией кочевников. Вот рабыни, которых постоянно бьют, беззаботно гуляют вдали от своих угнетателей, даже не думая свалить куда-нибудь. Вот Стражники Смерти никак не контролируются, убивая что пришельцев, что своих создателей, какой-то тумблер явно напрашивается. Но общая атмосфера пьянит лёгким аперитивом, а сама картина развлекает не менее искусственно-коммерческих реализаций комиксов. А уж самопожертвование хорька является последней соломинкой к просмотру.
Поздним вечером в сотый раз слушая волшебное музыкальное сопровождение Ли Холдриджа, мне вдруг стало обидно за судьбу такого прекрасного фильма. В безрадостных девяностых, когда главным домашним развлечением были видеоигры и кассетные проигрыватели, мы с друзьями до дыр засматривались эту VHS. Она и сейчас храниться у меня на полке, с любительским переводом, затертой полиграфией и бороздами на пленке. Но я не променяю ее на аналогичный DVD (если такой когда-нибудь выпустят), не променяю, потому что воспоминания связанные с ним всякий раз даруют мне ностальгическую радость, стоим мне вставить ее в мой старый проигрыватель. Для тех, кто его не видел, но возможно хочет посмотреть, вкратце обрисую сюжетную линию. В долине Арук король Зед ждет появления наследника, но психопат-жрец Маэкс требует, что бы тот принес не рожденного сына и его мать в жертву богу Ару. Сам король конечно же не психопат, поэтому он изгоняет Маэкса и его жрецов в степи где тот находит себе паству в лице кочевников джаннов. Перед уходом Маэкс подсылает в королевские покои ведьму и та убивает жену Зеда диким магическим ритуалов в ходе которого плод из чрева матери перерождается в животе коровы. В лесу, где ведьма пытается убить ребенка, принца спасает эмуритянин. Он дает ему имя Дар. Мальчик вырастает в провинциальной деревушке среди пахарей и скотоводов. Очень скоро у него обнаруживается волшебный дар, какой, вы конечно догадываетесь. Детство заканчивается, когда на деревню нападают джанны. Дар остается единственным уцелевшим. По завету отца, вооружившись мечом и кейпой, он возвращается в долину Арук на поиски своей судьбы. Между тем в Аруке вовсю заправляет наш старый знакомый Маэкс, развлекаясь постыдным детоубийством… Так начинается эта завораживающая сказка, блестяще экранизированная Доном Коскарелли по книгам Андре Нортон. Оказывается старый классик умеет снимать не только фильмы ужасов. Темное фэнтези ему удается ничуть не хуже. Есть в «Повелителе звере» и несколько острых моментов, которые можно отнести к жанру ужасов. В целом классическая схватка добра со злом, но Маэкс и Дар не просто враги, их связывает общая судьба, которую им пророчат ведьмы. «Смерть от руки не рожденного сына Зеда». Собственно поэтому Маэкс и решает восстать против короля и захватить весь город. Сюжет достойный книги! К тому же на первый план ставиться отнюдь не месть, как это было с Конаном или тотальное уничтожение зла принцем Колвином из Крулла. Дар живет в волшебном мире, встречает друзей, приручает зверей, присматривается к врагу (а враг к нему). Фактически он начинает действовать лишь в конце. Зато как! В одиночку с пантерой, под эпическую мелодию атаковать пирамиду в центре города, что бы спасти любимую! Жаль только, что люди в фильме ведут себя просто отвратительно, в том числе низвергнутый король Зед. Все безучастно наблюдают за тем, как Дар с друзьями сражается сначала со жрецами Ара, а затем с целой ватагой конных джаннов. На то они и герои что бы спасать слабых бесхарактерных трусов. Лично от себя добавлю, что фильм почему-то ассоциируется у меня с игрой «Готика». Мир в ней столь же грязен, жесток и чертовски притягателен. Не дай бог поспасть в него и не дай бог забыть. «Повелитель зверей» достойный образчик черного фэнтези безвозвратно растворившегося в океане современной компьютерной графики и бюджетных блокбастеров. Любим, помним. 10 из 10