Герой нашего времени
- 05 июн 2007
- 12 окт 2008
Сериал «Герой нашего времени» режиссера Александра Котта — это экранизация бессмертного произведения Михаила Лермонтова. В центре повествования фигура молодого Григория Печорина, который служил на Кавказе в тридцатые годы девятнадцатого века. Печорину 21 год. По замыслу режиссера — причина его пребывания на Кавказе — дуэль. Композиция данного сериала отличается от оригинального текста М. Лермонтова, но, возможно, воссоздает события хронологически достоверно. Центральную часть в экранизации занимает часть «Княжна Мери», события которой относятся к Пятигорску. Некоторые другие части произведения: «Фаталист», «Тамань» идут, словно воспоминания Печорина из прошлого. «Бела» и «Максим Максимыч» идут в итоге повествования. В «Княжне Мери» образ Григория Печорина (Игорь Петренко) тесно взаимосвязан с образом Грушницкого (Юрий Колокольников). Грушницкий тоже военный. Он юнкер. Ю. Колокольникову удалось передать в этом образе изначальные задор, пылкость, горячность, мятежность. И сложность образа в итоге. Молодые люди знакомятся с княгиней Лиговской (И. Алферова) и ее дочерью княжной Мери (Е. Лоза). Если И. Алферовой удалось передать в образе княгини мудрость, которая, возможно, идет и от возраста, то княжна Мери аристократична, красива. В итоге и Печорин и Грушницкий желают покорить сердце Мери. И мысли Печорина о Грушницком: «Когда мы сойдемся на одной дороге, одному из нас не сдобровать» Прекрасно показан городской Кавказ той эпохи: невысокие здания, быт людей. В этой части важна и фигура доктора Вернера. Актер Авангард Леонтьев передал замечательность этого образа. Он материалист и при этом поэт, что дает ему изучение и понимание души человека. Что в итоге делает его добрым, человечным, предусмотрительным и правильным. И параллельно вкрапливаются воспоминания из прошлого Печорина. Тот фаталист Вулич, который в «игре» с судьбой высочайшая ставка. Но если барабан оказался пустым, почему же Печорин увидел на его лице уже тени ухода? Проблема рока, неизбежности, глубокие философские размышления самого М. Лермонтова переданы. Воспоминания о Тамани, где Печорин выходит ночью к морю. И тут девушка, слепой и Янко, который должен прибыть. На фоне прекрасного романтического, экзотического пейзажа — прекрасного моря в мрачный пасмурный день. И ночь, когда видна луна, светящая также таинственно и романтично. Все передано, словно со страниц Лермонтова. С одной стороны в образах этих людей также ощущается романтизм. Особенно это касается девушки — Ундины. Актриса передала в этом образе обаяние, которое гипнотизирует и завораживает, но коварство и хитрость с другой стороны. Словно со станиц Лермонтова. С. Никоненко в образе Максима Максимыча передал честного и простого человека. Но главное — это Игорь Петренко, который достаточно верно передал сложность, противоречивость и неоднозначность главного героя — Григория Печорина. Кто же такой Печорин: манипулятор, который очаровывая и влюбляя в себя, став в статусе жениха, способен сказать: «не люблю». Роман с замужней Верой. Схватка в лодке ночью, где либо он победит, либо избавятся от него. Участие в дуэли. Предложение Азамату получить чужого коня Карагеза другого человека Казбича за сестру Азамата — Белу. Все это в нем отрицательное. Но при этом он способен на самоанализ, рефлексию. Его разговор с Мери: «я очень тонко чувствовал добро и зло, меня оскорбляли, я стал злопамятен и завистлив; был готов полюбить мир, меня не поняли, я научился ненавидеть. И в душе моей родилась печаль». Или он пассивный наблюдатель, которому дано очень много, но именно от этого он таков, потому что полноценной реализации для его характера, сущности, дарования нету возможности:' Верно было мне назначение высокое, но я не угадал его, увлекся приманками страстей пустых». Это его рассуждения перед дуэлью, которые есть в экранизации. Кто такой Печорин? Над этим вопросом размышляли поколения, потому что важность, значимость этой фигуры выходит за границы конкретной эпохи, она вне времени. И поэтому это произведение важно сегодня. Оно, как и многие другие произведения говорит о проблемах вне времени, ответы на разрешения к которым человек может находить в этих книгах. И эта экранизация также заставляет размышлять над этими проблемами, вопросами. 9 из 10
Ещё в школе прочёл лермонтовского «Героя нашего времени» и был поражён, что в русской литературе был такой роман о лишнем человеке, круче книг Купера, Майн Рида и Вальтера Скотта. Жизнь полная приключений и в то же время, а какое мне дело до страстей, мне офицеру, едущему по казённой надобности. Где всё это в сериале? Где текст Михаила Юрьевича? Почему так уныла Тамань? Что за ундина с лицом и грацией пту-шницы? В начале фильма нам показывают некую предысторию, где Григорий бьёт обидчика в лицо кулаком по всем правилам боукса. Дальше можно не смотреть: полная отсебятина, где будут мелькать известные актёры, заработать дали и заслуженным (Алфёрова, Филозов, Авангард Леонтьев). По поводу последнего, а надо было ли делать Вернера столь возрастным персонажем? Хотя это-риторика, а надо ли было снимать сериал, который игнорирует реалии 19-го века и даже пронзительные истории рассказывает вяло и скучно. Перечитайте книгу или пересмотрите фильмы с Владимиром Ивашовым, или телеспектакль с Олегом Далем. Вот там да, понимаешь трагедию Печорина и Грушницкого. В этом сериале не понимаешь ничего. Из плюсов можно отметить игру прекрасной актрисы Эльвиры Болговой, почему-то представшей темноволосой, хотя цвет волос героев в сериале опять же вызывает риторический вопрос.
Лермонтов — автор, с которого у меня началось знакомство с классикой русской литературы. Автор, который наряду с великими и бессмертными, стоит в авангарде(передовом отряде) отечественной литературы. Лермонтовский Маскарад я зубрил наизусть, не потому, что надо, а потому, что нравилось, Героя нашего времени читал взахлёб, многократно, анализируя его на протяжении нескольких лет своей юности… Теперь о фильме. Игорю Петренко удалось передать многое, удалось сыграть Печорина, но Петренко не Ивашов. Сыграть удалось, но стать Печориным не вышло. Он, к сожалению, проигрывает Ивашову как внешне, так и внутренне, проседая так же и в актёрской игре. В сравнении с прозой, Игорь Петренко, так же по некоторым пунктам «недотягивает»: проблемы с дикцией и интонацией, недосказанность актёра, вдобавок к мистичности самого героя, не всегда достоверная игра, чем ненамеренно скрываются/упрощаются мотивы и желания героя, которые присутствуют и угадываются в прозе. Ввиду этого, искажается восприятие героя, что по — сути основа и идея всего повествования. С чувственной стороны — актёр заставляет зрителя отринуть сопереживания. Нет тонкости, многогранности и чуткости. Бездушная, но красочная болванка, вместо глубины поступков и мотивов, вместо постепенного раскрытия персонажа, его мыслей и чувств, которые зритель должен анализировать. Если не сравнивать с Ивашовым и абстрагироваться от произведения, словно бы и не читал его никогда, то Игорь Петренко играет нормально, не хорошо, именно нормально. Выбор актрисы на роль Бэллы и выбор актёра на роль Грушницкого — отвратительны на мой взгляд. Это, несомненно, касается внешнего несоответствия своим героям, но в большей степени, это касается их актёрской игры. Ничего не имею против указанных людей, но не в тех ролях, которые им были отведены. Качество съемки хорошее, 70% — 80% соответсвия с произведением, нарушена хронология повествования, задуманная первичным автором, актёры — 2 балла из 10, костюмы и декорации получились неплохо, общий антураж и атмосфера того времени тоже удались. Отдельно отмечу музыкальное сопровождение — дополняет сериал и делает его более глубоким, насыщенным. 4 из 10
Признаюсь, что пришлось преодолеть порог сомнений, прежде чем начать смотреть сериал. «Герой нашего времени» — для меня одно из самых любимых произведений классической литературы, в свое время зачитанное до дыр, и по-этому присутствовал страх, что экранизация подкачает. К счастью, Котт и его команда подошли к делу с любовью, отнеслись к произведению с уважением. Некоторым персонажам было уделено чуть больше внимания, некоторым чуть меньше, есть и различия с книгой, но они не столь значительны. Мне понравились практически все основные герои, хотя особенно хочется отметить Петренко в роли Печорина. Хоть и по книге внешность Печорина несколько другая, признаю, что Петренко удалось передать суть персонажа, его характер, при этом добавив ему задору, возможно чуть больше, чем нужно было, но это не столь критично. Княгиня Лиговская — Алферова прекрасна в этой роли, она аристократична, сдержанна и органична в этой роли. Понравилась Вера, — прекрасно подобрали актрису! Болезненная, противоречивая, сжигаемая страстями женщина. Грушницкий. Противоречивый персонаж, вызывающий и презрение и жалость. Интерпретация Колокольникова дала жизнь персонажу, сделала его понятным, хоть и несколько нелепым. Доктор Вернер — блестяще сыгранный Леонтьевым! В меру циничный, в меру душевный. Княжна Мэри в некоторых моментах казалась слишком современной, далеко не барышней из прошлых веков. Но в общем впечатление положительное. Бела, хоть и красива, но совершенно никакая. Нет ни огонька, ни интриги. Не понятно, чем она могла привлечь Печорина. Очень впечатлило как поставили «Тамань» — создали такую неповторимую завораживающую атмосферу, что глаз не оторвать. Общее впечатление от сериала весьма положительное и хочется закрыть глаза на мелкие недостатки и недочеты.
Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Роман-вызов русскому дворянству был написан Лермонтовым во время второй кавказской ссылки, и она, в отличие от первой, вышла отнюдь не романтически-познавательной. Заступничество бабки не могло оградить поэта от стабильно прибывающих неприятностей, а в персональных недоброжелателях обнаружился сам император. По николаевскому приказу Лермонтов сражался на передовой, и без вмешательства свыше «Герой нашего времени» рисковал навсегда остаться стопкой разрозненных фрагментов в мятущемся сознании. Впоследствии сам Михаил Юрьевич отрицал единство своих черт с печоринскими, но параллели отыскиваются без труда. Оба жаждали любви, что никак им не удавалось. Будучи легкоранимыми, старались быть хуже, чем есть на самом деле, и преуспели на этом поприще. Печорин — идеальный в своей цельности антигерой гениального писателя. Он рождает споры, ненависть, обожание, злость, признание — и все это с поразительной легкостью, одурманивающей улыбкой и поблескивающими льдом глазами. Такая роль для киноактера — что Гамлет для театрального артиста. По большому счету, окружение и сопутствующие обстоятельства — всего только фон, ставший свидетелем подвигов, сеющих зло без наслаждения. Нелинейная структура «Героя нашего времени» делает роман сложным для экранизации и требует от исполнителя абсолютного растворения в образе. Как пояснял Михаил Юрьевич, «довольно людей кормили сластями, нужны горькие лекарства, едкие истины». В телесериале к лермонтовским заветам отнеслись с должной серьезностью и творчески. Противоестественно безупречный стан Игоря Петренко и характерный баритон избавили создателей от многих сложностей. Актер получился настоящим Печориным — самодостаточной, многомерной и неординарной личностью. Беспокойного прапорщика обзывали глупцом, злодеем, нарекали причиной несчастий, но самой подходящей оказалась характеристика из «Бэлы»: «Тополю не цвести в нашем саду». Прибытие красавца офицера в города, хутора и крепости сопровождается крушением чьих-то надежд, светлых помыслов и наивных чаяний, но было бы предубеждением обвинять его в злокозненности. Он ли виновен в печати на собственных устах? Завсегдатай дуэлей, блестящий кавалергард, обходительный ловелас и неутомимый ночной летописец не принадлежал своему времени, он посланец из сказки, в которой счастливого конца не бывает. И приписывая Григорию Александровичу многочисленные недостатки, стоит помнить, что он несчастнее всех, кто от него пострадал. Сериалу досталось немало критики за необязательные подсюжеты, нарушение последовательности новелл и чрезмерную героизацию аморального персонажа. Претензии отчасти справедливы, но обессмысливаются всего одним фактом: на экране всамделишный Кавказ с его гордым обаянием, величественным воздухом и суровой красотой. Скачущий на коне Петренко в офицерской форме — байронический герой с роковым сердцем, которому по печальному недоразумению всегда мало. Любви, чуткости, внимания, уважения, а больше всего — возможностей быть настоящим. Насмешливость регулярно гостит на лице элегантного актера, глядя на Игоря, сложно поверить в искренность порывов, и, тем не менее, они таковы. Показательны любовные линии — с Верой, Мери и Бэлой. Предан ли Жорж хоть одной из них по-настоящему? Безусловно! Для него покорение женских сердец — не авантюра, а обязательная часть образа жизни, сопряженная с поисками себя. Словно самурай, он всегда одинок, хотя рожден для большего. Приближаясь к обретению значимости, Печорин подвергается акту внутреннего сожжения. Быстро вспыхивая, тлеет он очень долго. Картина отличается педантично выстраиваемым стилем, несомненным уважением к классике и щемящими симфониями. Вдохновенные элегии авторства Юрия Красавина говорят о нравственной трагедии центрального персонажа больше, чем зачитываемый им дневниковый текст. Яркое цветовое решение, великолепные костюмы, проработанные пейзажи и, что главное, живые образы говорят об экранизации Александра Котта как о самодостаточном произведении, отмежевавшемся от великого первоисточника. Одна новелла аккуратно следует из другой, либо является органичным вкраплением в основное повествование, как детективная «Тамань» в мелодраматической «Княжне Мери». Само собой, главный исполнитель лицедействует не в одиночестве, все актеры (кроме заметно переигрывающего Колокольникова) на своих местах, а отдельного упоминания заслуживает Эльвира Болгова в роли Веры. Самая неканоническая по воплощению она гораздо более порочна, чем предполагалось, но необузданный огонь светлых глаз, чувственная улыбка и ошеломительная страсть превосходно дополняют театральную игру Петренко. «Герой нашего времени» совсем не увязывается с взаимностью, и это по-настоящему потрясает. Печорин любит сам — его отвергают, отдают ему сердце — он охладевает. Не верит в дружбу, не признает товарищества, отрицает все мыслимые добродетели — и это лицо эпохи? Да, только не своей, а вечной. Россия красива и несчастна — эти же две главные вещи можно сказать о Петренко в роли Печорина. Страна готова к диалогу, но сильна и вызывает зависть — как и лермонтовский персонаж. С бесконечными коллизиями, происшествиями и испытаниями шел к большой цели молодой офицер с цифрой «21» на эполетах. Григорий Александрович — не падший ангел, но благородный демон, которого заслужила Русь. Ведомый всесокрушающим чувством, он не мог прожить долго, но в историю литературы, а теперь и кинематографа, уверенно вошел с парадного входа. Ни в ком зло не может быть так привлекательно, и за эту бескомпромиссность сериал заслуживает не холодного «прощай», а теплого «до свидания». Умереть так умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно…
«Герой нашего времени» является одним из моих любимых произведений как и творчество М. Ю. Лермонтова в целом. Поэтому эту экранизацию просто не могла обойти стороной. Печорин соткан из противоречий, сложен, многогранен, порочен, циничен и искушен: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Но все же его нельзя назвать «плохим» в полном смысле этого слова:'… если я причина несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так». Он умен, скрытен, галантен, начитан; человек, играющий своей жизнью. Он тот, кого хочется разгадать. Тот, кто хорошо понимает человеческую натуру, очень тонко ее чувствует, но при этом остается непонятым и одиноким. Впрочем, как и каждый из нас. В мире не существует человека, который был бы способен полностью понять душу другого, чувствовать ее как свою собственную. Наверное, в этом и заключается одна из трагедий человечества. Игорь Петренко отлично справился с этой ролью. Очень проникновенным считаю его монолог, пересмотренный впоследствии не один раз, в котором Печорин говорит о самом себе: «Я был скромен. Меня обвинили в лукавстве. Я стал скрытен… В душе моей родилась печаль, отчаяние, я бы сказал. Не то отчаяние, которое лечится под дулом пистолета, а какое-то холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой»… При просмотре не возникает диссонанса литературного героя и героя, изображенного в экранизации. Детали характера переданы достаточно точно и выразительно. Рекомендую к просмотру. 10 из 10
Психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — воистину шедевральное произведение русской классической литературы! В отличие от многих других произведений классиков, именно произведение Лермонтова оказало на меня самое большое влияние. Телесериал 2006-го года не оставил меня равнодушным, я посмотрел его и остался в долгосрочном удовлетворении. Мне очень многое в нем запомнилось, были моменты не очень понравившиеся, но это не испортило впечатление от происходящего на экране. Перед нами адаптированная история романа «Герой нашего времени», она немного видоизменена; в ней нет повествования от лица рассказчика и это для меня является несомненным плюсом, ведь это разрушило бы всю суть истории, в который главный герой Печорин. А теперь давайте по порядку: Персонажи: Тут не все так гладко и имеются некоторые недочеты! Персонажи не полностью совпадают с первоисточником, например: с чего это Григорий Александрович стал таким непородистым, если вы помните, то Печорин имел белокурые волосы, но при этом — темные усы и брови, что полностью не соответствует нашему сериальному герою. Актерская игра: Если отбросить внешность персонажей, то в целом все отлично! Мне очень запомнилась игра Игоря Петренко, т. к. его сериальный образ соответствует Печорину, которого нам создал Михаил Юрьевич. Лично для меня, выделился Сергей Никоненко, его Максим Максимыч — это просто какое-то чудо, он мне напомнил того героя, которого я навоображал себе в голове, читая книгу. Если говорить о других персонажах, то можно сказать, что все на уровне! Ну ладно, еще понравился Юрий Колокольников, Грушницкий из него вышел что надо. Отходя от темы: Наша учительница по литературе всегда говорила, что Г. А. Печорин, Евгений Онегин, А. А. Чацкий — это аналогичные друг другу персонажи, но я никогда так не считал: Печорин для меня нечто родное, тот герой, которому хочется сопереживать и даже иногда сочувствовать. Д, у этих персонажей немало общего, но, выбирая любимого героя, я выбрал бы Печорина. Костюмы и дух той эпохи: Костюмы в этом сериале напомнили мне сразу же «Великую», все очень похоже и выполнено примерно на таком же уровне. Это, кстати, неплохо, ведь в «Великой» мне сразу же запомнились костюмы служащих и костюмы приближенных к царскому двору. Так что костюмы на высоте! Что касается атмосферы, то тут все похоже. Атмосфера создана с помощью костюмов, повадок персонажей, манеры разговора, стилем письма и актерской игрой. Глядя на эти аспекты, скажу, что все поразительно, все соответствует эпохе тех лет! Подводя итог, я скажу, что таких сериалов как этот — мы заслужили, тут великолепно все, от музыки и до актерской игры. Иногда становится грустно, что люди перестали делать хорошее кино, в которое вкладывают душу, а все чаще и чаще гонятся за прибылью. У меня все, спасибо, что прочитали до конца!
Мне очень нравится лирико-психологический роман, Михаила Юрьевича Лермонтова. Автор создал удивительного героя, который воплощает пороки всего человечества. По словам Белинского: «Проза Лермонтова достойна его высокого поэтического дарования». Он обратил внимание на простоту и безыскусственность рассказа, на его сжатость и многозначительность. Мне не понравился сериал! Я считаю, что герой сериала совершенно не соответствует герою романа М. Ю. Лермонтова. В сериале у него совершенно другое поведение, ухмылки на лице, которых не должно быть; не прочувствована вся идея автора. Многие герои не соответствуют роману, поэтому я считаю данный сериал неудачным. Снят сериал не в хронологической последовательности. Больше мне нравится художественный фильм «Герой нашего времени» по мотивам произведения М. Ю. Лермонтова, снятый в 1955 году режиссёром Исидором Анненским Киностудией им. М. Горького. В ней полностью всё соответствует роману. Герой абсолютно соответствует роману. Да, конечно, фильм старый, но много лучше и интереснее. Советую посмотреть. Также, есть экранизация 1966 году, снятая Станиславом Ростоцким.
В целом сериал понравился. Я пыталась посмотреть фильм «Страницы журнала Печорина», снятый в 1975 году. Несмотря на то, что там в главных ролях- О. Даль и А. Миронов, снят фильм так скучно и неинтересно, что минут через 20 пропало всякое желание его смотреть. Если же кому надо подробнейше ознакомиться с произведением М. Ю. Лермонтова, то в этом плане фильм 1975 года идеальный. Современный сериал снят гораздо интереснее. Но некоторые моменты были дополнены, или даже практически переписаны — то есть лучше смотреть этот сериал, когда уже знаком с произведением. Иначе может возникнуть путаница и вообще искажение сюжета. Хотя повторюсь- в общем вся суть и сюжет сохранены. Не могу полностью согласиться с тем, что Печорин, сыгранный Петренко, слишком мягкий. Мне его образ понравился. Правда, не хватало чего-то свойственного XIX-му веку… Печорин как-то напоминал современного героя. Но(!) не по игре, а внешне. Грушницкий… Колокольников тоже хорошо сыграл. Если судить по произведению, в глазах Печорина он и должен быть смешон. Княжна Мери замечательная, милая- нежный цветок. Вера же показалась несколько грубоватой, но в целом неплохой. Это главные персонажи. Про остальных говорить подробно не буду- скажу только, что когда я читала «Героя нашего времени», они мне почти такими и представлялись. Что касается музыки, не скажу, что в полном восторге от такого подбора. Общий итог: сериал хороший, главного не упускает (хотя и свои добавки там присутствуют), актёры играют замечательно. Всем советую посмотреть. А там уж — на вкус и цвет товарищей нет.) 8 из 10
Биография Печорина — это удовольствия, любовь светских красавиц. Он Признается: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». В начале мы видим Печорина с закрывающейся душой и холодеющим сердцем, но записи в его дневниках скажут нам обратное. Он говорит, что собственными руками уничтожает всё лучшее в себе: ».. у меня врожденная страсть противоречить» Грушницкий — позер и словоблуд. Он силен своей представительностью. К нему Печорин проявляет презрение. Но объединившись, они становятся силой О любви. История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья; Печорин не любит Мэри, но она отдала предпочтение ему; любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Но и с ней он расстается, о чем горько переживает После дуэли с Грушницким, в разговоре с доктором Вернером, Печорин признается: «Во мне 2 человека: один живет в полном смысле слова, а другой мыслит и судит его» Серия «Фаталист» (что как глава в книге) мне понравилась больше всего. Здесь раскрыта тема судьбы, случая, предопределения. Во всем романе затронута эта тема, но ей выделена отдельная глава. Заставляет задуматься. Заглавие относится к Печорину прежде всего. Он не верит слепо, он бросает вызов судьбе. В этом он схож с Вуличем. Но всё-таки стоит сказать о самом сериале Актеры хоть и приглянулись все, но не многие порадовали меня, не многие справились. Игорь «Печорин» Петренко. Очень симпатичный молодой человек, как раз такой, каких и любят девушки. Он так для меня вжился в роль, что мне кажется, будто он даже в реальной жизни такой же. Но. Печорин у него получился весь такой темпераментный, что не схоже с образом, созданным Лермонтовым. Юрий «Грушницкий» Колокольников очень позабавил меня. Он тоже не соответствовал Лермонтовскому образу, но был таким забавным, нелепым и через чур стремящимся показать себя во всей красе. Из женских ролей отмечу лишь Эльвиру «Веру» Болгову. Мэри была какой-то слишком глупенькой и вообще не нравилась мне. А Бэла.. я даже запомнить ее не успела, как она скончалась Ещё хочу отметить построение самого сериала. Вот уж что что, а оно меня буквально убивало. Всё хорошо, всё вроде как понимаешь, сидишь наслаждаешься, но тут идут какие-то резкие скачки от главы к главе, при чем совершенно не нужные и не состыковывающиеся. Многие считают это лучшей экранизацией произведения и я соглашусь с ними. Даже не читая, вся история как на ладони (если скачки от главы к главе не брать во внимание). Но всё же чтение столь философского и интересного произведения еще школьной программы, не будет лишним 7 из 10
Из всех экранизаций романа Герой нашего времени лучшей считаю работу Ростоцкого 1965 года. Я увидел ее уже в 2000-х. Это удачнейшее соответствие с романом Лермонтова и его временем. Лучшие образы на экране, как и сами эти люди у Лермонтова, это Максим Максимыч и юная Бэла. По возрасту близкий к отставке офицер, прошедший службу в провинциальных гарнизонах от низших чинов до по-видимому майора и дослуживающий на Кавказе свою трудную военную службу. Умудренный опытом человек, много повидавший, добрый, отзывчивый, сердечный, простой. И юная черкешенка Бэла (как бы нарисовал ее Коро?), неповторимая Бэла, грациозная Бэла! Создает же такую чистоту природа однажды, без притворства, без фальши. Такие люди, они верны и стойки, они сильны, такие умирают, но не сдаются. И только потом, уступающий двум первым, может рассматриваться светский красавец Печорин актера Ивашова, человек совсем не без ума, думающий, тонко чувствующий, неплохой психолог, понимающий людей, презирающий свет, но законченный пленник его условностей, этикета, предписаний поведения, чести, беглец, от чего ему не убежать. Первые двое красивей и сильней его своей естественностью, простотой, стойкостью, верностью. Встреча с Бэлой это лучшее переживание Печорина! И в книге, и в фильме, замечательная пара, великолепная сильная Бэла и Печорин, будь он чуть сильнее! Потом появилась экранизация 2006 года. Все в ней хорошо, массовка, офицеры, но Печорин, о Печорин, по сравнению с Печориным Ивашова, Печорин актера Петренко, простите меня грешного, это сущий босяк! Это не его роль! Кстати, лучший образ в экранизации 2006 года это Грушницкий, молодой позер, мальчишка, глупости в голове, но он получил приличное воспитание, и в нем в последний роковой момент проснулся нормальный человек, которым он с годами бы стал, но — не судьба. А умер с честью. Мать княжны Мэри, муж Веры 1965 года значительно удачнее матери и мужа 2006 года. Остальные герои сравнимы. Но босяк, ох босяк, это досаднейшая неудача 2006 года! Как-то я шел летом от Таганского метро к иностранной библиотеке. И вдруг у больницы Медсантруд вижу киномассовку, казаки с пиками на лошадях, и на проезжей части улицы киношный народ, киносъемочная аппаратура на тележках, а сбоку в белой кепчонке сидит великий Бондарчук, и я понимаю, что идут съемки его 10-серийного фильма Тихий Дон. Был перерыв. Я осмелился подойти, поздоровался, испросил разрешения обратиться к нему и сказал, что его Война и мир непревзойденна. Бондарчук засмеялся: «Ну, спасибо!», а я продолжал, что его фильм Война и мир так же непревзойден, как трехсерийная экранизация Тихого Дона Герасимова. Бондарчук весело захохотал, и мы раскланялись. То же самое я сказал бы об экранизациях Героя нашего времени 1965 и 2006 года.
Блондины или брюнеты… Это было бы не так важно, если бы речь шла о фильме, в котором вообще всё перевёрнуто с ног на голову — есть ведь такие экранизации «по мотивам», где авторы с самого начала позаботились о том, чтобы развязать себе руки и не заморачиваться деталями. Такие фильмы есть, но этот — ни то, ни сё… Зрителя ждёт видимость правдоподобия, поэтому он хочет видеть героев романа такими, какими представлял их со школы, и он прав! В сериале видна попытка (хоть со многими косяками) рассказать всё «как было»… В итоге тот, кто помнит, как выглядели герои, чувствует себя обманутым, перестаёт верить всему. А кто не помнит, получает о романе превратное представление (это касается не только «масти» героев). Но главное — школьники. Известно, что многие, не желая читать первоисточник, надеются обойтись экранизацией. Поскольку фильм не претендует на произведение искусства, они ждут иллюстрации, оживших героев, точного воспроизведения событий книги. Пусть смотрят, но нужны оговорки: у Лермонтова по-другому это и это… Вопрос: захотят ли они после фильма (если ещё не читали) узнать, как оно «у Лермонтова»? Не уверена. С содержанием они уже ознакомились, а больше фильм ничем не увлёк. Вот и останутся в заблуждении, что герои — вот такие: современные молодые люди, без аристократизма, без истории, что Печорин — брюнет и проч. Но всё-таки лучше так, чем никак. Если совсем перестанут снимать исторические фильмы и делать экранизации классики, оправдываясь, что это дорого и сложно, что вообще тогда останется?
Вряд ли кто-то будет спорить с утверждением: какое время — такие и фильмы, книги, музыка, герои… Требовать от современного социума, живущего по законам зарабатывания денег, снять достоверное кино про людей, которые существовали по совершенно другому поведенческому коду, — просто невозможно. Ведь какой замечательный Печорин получился у Даля, несмотря на отсутствие внешнего сходства с главным героем! Одна ли гениальность артиста причиной, действительно, трогающему перевоплощению? Cоветская власть хоть делала вид, что поддерживает какие-то идеалы. А что есть у нас? У нас есть продюсер, истинный сын века. И вот как он может поступить. Он может взять классика, может взять любимца женщин на главную роль и режиссера, который снял коммерчески удачную «Брестскую крепость». И получится сериал для Первого Канала, который чуть-чуть радует цитатами из Лермонтова. Тем не менее, ниже я хочу поставить этому сериалу неплохую оценку, главным образом, вот почему. Мне кажется, что как только Голливуд обнаружит, наконец, что был в России поэт и прозаик Лермонтов, а потом вдруг решит, Голливуд, а не Лермонтов, что хочет экранизировать «Героя» с Эдвардом Калленом в главной роли, мы сразу простим недостатки экранизации 2006 года.: «-» наигранную хромоту Грушницкого, его натужный смех и сгорбленность; слишком жизнерадостного Печорина, который делает стойку на руках вместо того, чтобы сидеть, сгорбившись, словно в нем нет ни одной косточки; драгунского капитана с целой историей и брюсс-уиллисность Жоржа в первом эпизоде. «+» Потому что в этой экранизации есть замечательный Никоненко ака Максим Максимыч, прекрасные виды Кавказа, атмосфера старой России, достоверные костюмы. Некоторые исследователи говорят о том, что Печорин лгал себе неосознанно, иначе откуда этот тремор рук во время прощания с княжной Мери? Откуда эта погоня за Верой, слезы, смех в поле? Нет, не растерял он интереса к жизни. Поэтому веселая версия Печорина до времени дуэли, в интерпретации хорошего актера Игоря Петренко, наверное, имеет право на существование. Как бы то ни было, работа над образом Печорина, его анализ, никогда не прекращались и не прекратятся. Каждый раз он интерпретируется по-разному, благодаря гению М. Ю. Лермонтова. Гений ведь невозможно никогда ни понять, ни уложить ни в какие рамки. Это заметно особенно по «Герою нашего времени». Важная черта Жоржа — многоликость. И он не отражается в зеркале. Шутка:) Самое интересное приберегла под конец, Для меня нынешний Печорин — это доктор Хауз, который играет с предопределением, наблюдает за собой в каждый новый момент жизни, разоблачает пошловатых больных, рвет отношения с женщинами, которых любит. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что меня это не огорчит нимало. 7 из 10
Печорин -мой любимый литературный герой, слишком хорош и скверен чтобы сопротивляться. Сборная солянка характеров настолько притягательная, что ты не можешь и не хочешь быть равнодушным. Лермонтов настолько удачно создал этот образ, что как видите до сих пор волнует людей. Смею предположить, Печорин герой не только его времени, он и наш герой. Конешно дуелей, то нет, но скука к жизни, цинизм остался, интриги, как и многое другое. Когда прочла впервые, все время задавалась вопросом, поддалась ли я б такому Печорину, как Вера, Мери, Бела и многие другие если б он попался на пути? Сегодня я могу сказать, что еще как бы поддалась… И ведь странно, он ведь скорей антигерой, но жалко его… Многое понимает слишком поздно, как с Верой, которую любил одну. Теперь о фильме. Прекрасно!Действительно прекрасно!Петренко — идеальный Печорин. Вечно в сомнениях, скучающий и тонкий циник. Взгляд, когда он пишет в своем дневнике, смотрит в душу. И все так как в книге, чувствуешь жалость, удивление. Демон, истинный демон! Очень хорошо сыграла Болгова(Вера). Затравленость во всем и смирение, просто отлично. Смотрите и не пожалеете!Fenita la comedia, друзья… 10 из 10
Первый раз этот сериал я посмотрела в 2008 году, и тогда он мне не особенно понравился. Но через пару лет я могла пересматривать его каждую неделю. Очень достойная экранизация! Игорь Петренко убедительно смотрится в роли Печорина, как и Евгения Лоза, а также хотелось бы отметить игру Эльвиры Болговой. Ирина Алферова, как всегда, на высоте, за что ей большая благодарность! Остальные актеры так же вполне справились со своими ролями, за исключением актера, исполнившего роль Грушницкого. Актер явно переигрывал. Местами я его просто ненавидела. В книге он вызывает пожалуй лишь жалость. За его игру мной и был снят бал. В остальном природа, балы показаны очень красиво и живо. И хотелось бы отметить музыкальное оформление — как раз в духе произведения. Она вполне дополняет сюжет и развитие событий. Что касается добавления сюжетных линий (Рокотов), то они не только не повредили картине, а даже напротив, несколько оживили её и разбавили драматизм. Вообщем, для поклонников и ценителей романа фильм запомнится, и надеюсь так же как и мне понравится. Приятного просмотра!
Я слишком сильно люблю роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Я слишком часто его читаю и слишком много отрывков знаю наизусть. И то ли в силу сходства некоторых черт характеров, то ли в силу ещё каких-то внутренних не до конца осознанных причин, Печорин близок мне по духу, как никакой другой литературный персонаж, иногда до ужаса близок. Этот герой и его поступки никогда не казались мне безнравственными; они не ужасали меня, напротив, Печорин со своим холодным рассудком и язвительным взглядом на жизнь стал для меня чем-то вроде идеального человека, не подчиняющегося условностям и правилам, дерзко бросающим вызов всему миру и поступающим только так, как хочет он. В силу всех этих обстоятельств, экранизация «Героя нашего времени» для меня вечно больная тема. Пожалуй, самая больная. Сериал Александра Котта «Герой нашего времени» я посмотрела ещё в школьное время, когда его впервые показывали по телевизору. Тогдашние ощущения немного подстёрлись, моё сегодняшнее мировоззрение немного изменилось; и вот я решаюсь на пересмотр данного кинематографического произведения. Что же получается в результате? Качество картины довольно высокое. Впрочем, это не удивляет, Первый канал всегда вкладывает много денег в свои проекты (правда как правило, на этом плюсы продюсирования Первого канала заканчиваются). Картинка получилась интересная, хотя и не радующая разнообразием ракурсов и операторских приёмов. «Живые» съёмки В Пятигорске, Кисловодске и окрестностях, привнесли свой непревзойдённый шарм, свою неповторимую атмосферу какой-то непреодолимой неги, спокойствия и прохлады (те, кто был в этих местах, особенно весной, поймёт меня с первых слов). Саундтрек, совсем не разнообразный, но проникающий глубоко в сердце, добавил ко всему прочему тягучести, чувства некоторого беспокойства и горечи бессмысленного существования. Всё это создаёт истинно Лермонтовскую, Печоринскую атмосферу, и это пожалуй, самый главный плюс этого сериала. Чувствуется, что это именно то, что должно быть. Сценарий же этой картины, наверное, главный минус. Меня совсем не смутило то, что создатели перемешали все истории, это не стало причиной коренного изменения сюжета. Мне не совсем понятно другое: зачем создатели натыкали так много своего в классику, которая совсем не требует каких-либо добавлений. Зачем было снимать столько ненужных, пустых и бессмысленных сцен, зачем было выдумывать новые диалоги, когда у Лермонтова их хватало сполна? Всё это остаётся для меня неприятной загадкой. К тому же в этом «обновлённом» варианте сценария, такое количество исторических и просто самых обыкновенных ляпов, что кажется, Лермонтова перед съёмками в руки никто не брал, а снимали так, по воспоминаниям, оставшимся со школы. А теперь о самом важном, в этом произведении, об актёрах. Потому что роман Михаила Юрьевича, в первую очередь психологический и основывается на героях, их внутреннем мире и переживаниях. Правильнее наверное даже будет сказать на герое и его внутреннем мире. Поэтому даже если бы всё остальное в фильме было провально, но Печорин был бы сыгран — претензий больше ни к чему бы не оставалось. А был ли Печорин? Знаете, это самый сложный вопрос, который я себе задавала на протяжении всего сериала, и так и не смогла на него окончательно ответить. С точки зрения внешности, по мне, так Петренко идеальный «герой нашего времени», даже не смотря на другой цвет глаз и более тёмный оттенок волос. У него аристократическая внешность; правильные черты лица, маленькие ручки, какая-то детскость в улыбке и несомненно, холодные глаза. Однако с самого начала сериала, очень трудно узнать в этом человеке в офицерской форме того-самого героя. Слишком уж странно он себя ведёт. Чересчур живой, слишком весёлый, но что самое главное, просто парадоксально нервный! Вот что-что, а нервности я Петренко никак не могу простить. Срываться из-за чьих-то слов и давать в морду — по-моему вообще не в Печоринском стиле (здесь конечно гениальному сценарию, ещё спасибо нужно сказать), тем более впадать в нервный припадок при виде безглавой курицы — для Печорина ну уж очень странно, если даже не глупо. Он по определению не мог быть таким нервным и несдержанным. Ко всему прочему, в паре моментов кажется, будто Петренко действительно курнул (или притворился, что курнул), так как в сцене, где он принимает ванну и разговаривает с доктором, видок у него точно как у наркомана со стажем. Да и в некоторых других сценах он шибко похож то ли на пьяницу, то ли на того же наркомана, и я даже не смею догадываться, почему так получилось. Постепенно, я конечно привыкла к этому новому Печорину, как вдруг, где-то ближе к концу сериала, в двух последних сериях, с неожиданным удивлением, поняла что он стал именно тем, книжным, практически идеальным героем. Я не знаю почему так вышло, но если приглядеться, действительно видно, что после дуэли, Печорин стал самим собой, так сказать. И далее к игре Петренко было просто не придраться! Здесь было место выкрикнуть:«Гениально!» (особенно после сцены этого жуткого, сумасшедшего смеха), однако было уже поздно, сериал закончился, мимолётно показав нам настоящего Печорина. Поэтому вопрос был ли всё-таки в этой картине главный герой, остаётся для меня открытым. Однозначно меня порадовал Вернер И Вера. Эти персонажи получились именно такими, какими я их представляла. Эльвира Болгова исполнила, по-моему мнению, лучшую роль в этом сериале. Вполне сносным оказалось семейство Лиговскихи Максим Максимыч; очень интересными и колоритными оказались второстепенные персонажи; но Грушницкий, простите, вышел ни к чёрту. Во-первых, вся его внешность, ну никак не состыковывается с внешностью книжного Грушницкого, и дело здесь не в цвете волос. Из него сделали какого-то Квазимодо, нелепого и неестественного, не в меру переигрывающего в разговорах с Мери и самим Печориным. К тому же выглядел он очень непрезентабельно, постоянно сгорбленный и совсем не выглядящей моложе главного героя. Гушницкий тоже жирный минус. Что же имеем в итоге? «Герой нашего времени» в режиссуре Котта оказался очень своеобразным и неоднозначным произведением. В нём есть большие, порой непростительные минусы, однако присутствуют несомненные плюсы, порой производящие очень сильное приятное впечатление. Кому-то такая трактовка и такие герои понравятся больше, кому-то меньше, кому-то совсем не понравятся. Всё зависит от того, как человек воспринимает данное произведение, и что важно в нём лично для него. Отсюда такое расхождение мнений. От себя, скажу, что поставив семёрку, руководствовалась тем, что сериал смотрибелен, и в некоторых местах, необычайно красив. В нём есть свой шарм. К тому же отдельные эпизоды меня действительно захватили и я смогла увидеть то, чего так хотелось. Но это конечно же не идеальная экранизация. Да и будет ли она когда-нибудь? Вряд ли… 7 из 10
«Герой нашего времени» — это одно из самых лучших произведений в мире. Лермонтов передал своему герою все те черты, которые поражают. Он честолюбив, тверд, всегда идет к намеченной цели. Он одевает маски лишь тогда, когда видят что с ним играют. Печорин чувствует людей насквозь. Он знает что они хотят боятся, он не боится сказать людям правду в лицо, обидеть их. Герой этого произведения — сильная личность. Что касается фильма. На мой взгляд — это не лучшая постановка, она слабая. Это перескакивания из одной части в другой, их беспорядочный показ … я не знаю, для чего это было сделано. Но уж если и синхронизировать рассказы, то по крайней мере по порядку. Разочаровала меня и игра актеров. Главная роль досталась Игорю Петренко, я не имею ничего против этого актера, но с этой ролью он не справился. Это был полный провал! Печорин получился мягким, эмоциональным, он никак не соответствует образу, который создал Лермонтов. Роль Веры исполнила Эльвира Болгова. Раньше я не была знакома с ее работами, но она меня порадовала, мне понравилась ее игра. Юрий Колокольников в роли Грушницкого был чересчур комичен. Дух произведения был совершенно утерян. Если не читая произведения, посмотреть этот фильм, то не поймешь почему это считается великим произведением. В общем лучше не смотреть, а прочитать книгу, который раз убеждаюсь. Оценка, из-за огромной любви к Лермонтову ставлю 1 балл это издевательство над русской классикой!
Прочитав «Герой нашего времени», я была восхищена не только глубиной мысли автора, но и, конечно же, мне очень понравился сам Печорин. Книга была прочитана на одном дыхании, в сопровождении целого вихря впечатлений. И спустя еще три дня я отыскала сериал, снятый по одноименному роману. Сразу скажу, что я не любитель экранизация книг, и чаще всего разбиваю их в пух и прах, но с этим было несколько не так. Все было хорошо продумано, актёры подобраны отлично. Особенно понравилась Вера, от именно такой я себе её представляла. Насчет И. Петренка в роли Печорина сначала удивилась, потом привыкала и где-то с 3 серии адаптировалась. Он мне долго не шел в ассоциацию с данным героем. Но смотря на Печорина он мне показался слишком «живым», жизнерадостным. Я представляла его более отчужденным, более холодным, хотя может это только мое представление… Дальше все шло в соответствии с моими мыслями, пока не натолкнулась на Бэлу. Как-то ни актриса, ни её игра меня не впечатлили и оставили наверное одно из самых чужих мыслей за весь сериал. Даже Максим Максимыч получился какой-то слишком флегматичный, словно чаще всего витал в другом мире. От слегка они не додумали этот момент. Грушницкий оказался блондином, хотя если честно в моем представлении именно Печорин им был. Но возможно я ошиблась, но все равно как-то не так. В остальном в актерском составе меня ничего не волновало. Динамика сюжета не дает заскучать, и это создавало довольно хорошее впечатление. Отдельно хочу сказать за «декорации». Пейзажи, представленные в сериале просто чудесны, и с ними приходит атмосфера Кавказа, его дух. Ощущение другого народа, и другой культуры ощущается, и за это отдельное спасибо. В общем сериал понравился, даже появилось посмотреть его еще раз. Сериал стоит внимания, и спасибо А. Котту за этот сериал. Она не идеальна, имеет свои минусы и плюсы, но зато самое лучшее, что сделали с таким гениальным произведением как «Герой нашего времени» 8,8 из 10.
Мастерская работа режиссера-постановщика Александра Кота не оставила без внимания самых строгих российских кинокритиков. Картина, состоящая из восьми полных сорокаминутных серий, представляет собой экранизацию одного из лучших романов 19 века, гениального поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Тщательно продуманный сценарий, подборка актеров, реалистичные декорации, с первой минуты влюбляют в себя каждого зрителя. Нет сомнений, что Александр Кот вложил в данную картину всю любовь и неподдельный интерес к творчеству Лермонтова, и особенно, к знаменитому герою Печорину Григорию Александровичу. Петренко был выбран на эту сложную, глубокую, многогранную роль не случайно. Именно он, как никто другой, смог передать неповторимую личность Печорина, его характер, эмоциональное напряжение, даже взгляды и жесты! Поистине, можно лишь восхищаться тем, с каким вниманием подошел создатель экранизации к игре актеров. С первой серии зрителя захватывает динамичность сюжета, действия героя, его поступки и цели. Сценаристы проделали замечательную работу, тщательно проработав каждую сцену. Они внесли свои дополнения, которые гармонируют с линией сюжета романа Лермонтова, и еще больше раскрывают личности героев. Самые консервативные ценители творчества Михаила Юрьевича, останутся довольны тем, как удалось вместить в столь не долгий фильм, все главы, сделать его красочным, эффектным, качественным. Мало, у кого получится настолько правдоподобно экранизировать творчество наших русских классиков, передать каждую эмоцию, каждое чувство так глубоко и реалистично. Можно сказать честно, многосерийный фильм по роману «Герой нашего времени»- лучшая экранизация за все существование кинематографии, сравниться с которой в настоящем и в будущем времени сможет далеко не каждый. На сегодняшний день это один из интереснейших фильмов своего жанра, полюбившийся не только ценителям литературы, но и обычным зрителям, музыкой проникающей в самое сердце, сценами, остающимися в памяти надолго, эмоциями, пережитыми вместе с персонажами. И, конечно же, неповторимой атмосферой, которая затягивает в действия, происходящие на экране целиком и полностью, заставляя сопереживать героям, словно они живут и дышат на самом деле!
В очередной раз огорчаюсь и удивляюсь тому, что действительно стоящие отечественные работы проходят мимо внимания как кинокритиков с фестивалями, так и у зрителей не имеют достаточно широкий резонанс. Формат сериала, а, соответственно, длительности в нашем случае аж в 5 часов, на мой взгляд, оптимален для экранизации произведений масштаба и масштабности «Героя нашего времени». Ну не уместить Печорина в 2 или даже 3 часа обычного полнометражного фильма! Поэтому сериал Котта в плане раскрытия образа героя и сюжетной линии удовлетворил мои пожелания почти полностью. Единственная претензия имеется к последней части «Бэла», т. к. здесь современная постановка уступает советской в плане подробности, такое ощущение, что она была либо снята второпях, либо авторы не укладывались в хронометраж. Некоторые сцены либо урезаны либо не раскрыты вообще, хотя общего впечатления это почти не портит. В остальном «Герой нашего времени» Александра Котта идеален. Печорин Петренко отличается от советского большей страстностью, озорством, бравадой и менее склонен к романтизму и унынию, но от того более близок к оригиналу и просто-напросто ярче. Ко всем остальным также претензий почти нет, да и что в этом удивительного, ведь многие ключевые роли исполнили признанные мастера и таланты отечественного кино: Никоненко, Колокольников, Авангард Леонтьев, Сергей Баталов, Филозов и другие. Женская половина немного уступает мужской, но я вполне удовлетворён работами Евгении Лозы («Мэри»), Эльвиры Болговой («Веры») и даже акртисой, сыгравшей Бэлу, хотя её неопытность и меньшее внимание режиссера к той части чувствуются. Но ярче всех, конечно, воплотила свою загадочную девушку из Тамани Мария Беккер. Самые яркие части лермонтовского авторского текста в сериале также отражены, в частности рассуждения Печорина о своей неуёмной натуре. Костюмы, сцены драк и перестрелок и прочий антураж тоже высокого уровня. Картину не назовёшь высокобюджетной, но ничто не режет глаз. Равно как и ничто не заставляет скучать. Сценарий чрезвычайно грамотно переносит литературную основу на киношный формат, отчего лента ежесекундно будоражит интерес и нет даже намёка на затянутость, заунывность и перебор авторского текста. В общем, экранизация Александра Котта — это почти идеальная постановка «Героя нашего времени» Лермонтова, которую не оценят, наверное, разве что те, у кого аллергия начинается при одном упоминании словосочетания «российское кино». 10 из 10