Казус Кукоцкого
Интересно, для чего авторша выбрала для своей книги только те трагические примеры, для которых легализация абортов кажется необходимой? Например, изнасилованная и забеременевшая несовершеннолетняя девочка? Или смерть от неумелого подпольного аборта? Почему она не описала для полноты картины хотя бы один случай (а их огромное количество!), когда женщина, сделав аборт, потом ВСЮ ЖИЗНЬ горько сожалела об этом и не могла себе этого простить? Помимо абортов в фильме пропагандируется совершенно беспутный образ жизни. Такая милая и добрая Танечка по собственному почину теряет девственность с каким-то проходимцем в подворотне, и совершенно не расстраивается по этому поводу. Потом ее блудодеяния становятся еще «круче»: она ублажает сразу двух братьев — грустных от сексуальной неудовлетворенности еврейчиков. А уже с пузом неожиданно встречает свою настоящую любовь. И далее авторша своим сюжетом напутствует каждую свою юную читательницу: видишь, ты можешь вести себя как хочешь (совершенно развратно), но рано или поздно ты встретишь свою настоящую любовь, и он будет счастлив от этого, даже если ты в этот момент будет с огромным животом, в котором находится чужой (на самом деле даже неизвестно чей) ребенок. Так что не бойся потерять девственность, не бойся давать направо и налево, твоего избранника это не остановит — он возьмет тебя в жены и такой! И вы будете просто счастливы! Что-то в реальной жизни я таких «чудесных семей» не встречала. Наоборот, чем сильнее человек любит, тем больнее ему даже мысль о том, что он не первый, что у его любимой кто-то был до него, и не один. И не знаю ни одного реального случая, когда молодой красивый парень влюбился и женился на женщине с огромным животом (беременной не от него). А вы знаете хоть один такой случай?
Если бы я не прочла до этого роман Улицкой, гениальный до каждой детали, я бы подумала — хм, самый посредственный сериал для не отличающихся умом подростков. Но тот факт, что этот искренне низкосортный продукт считается экранизацией творения Улицкой оскорбляет, и возмущает, и вызывает множество эмоций сродни негодованию. Понравились Коняга и Павел Алексеевич (кроме тех моментов, которые придумали сценарист с режиссером). Понравился голос за кадром, глубокий, медленный, мудрый — отчасти потому, что цитировал он книгу. Положительные эмоции вызывают также моменты, точь-в-точь соответствующие книге. Очень неталантливо поступили, когда взяли Дробышеву на роль хрупкой, тихой, благодарной Елены. У суетливой Елены в этой *экранизации* ничего общего с Еленой по книге, такая же история с Танечкой, с Василисой, которая — женщина никак не грузная и никак не способная собачиться с хозяйкой квартиры. Глубокие идеи нельзя передать через низкопробное кино!
Эпиграф: - А это что за мужик? - А это памятник Пушкину. - Это который «Муму» написал? - Нет, «Муму» написал Тургенев. - Странно. «Муму» написал Тургенев, а памятник — Пушкину поставили… Какую-то, товарищи, ерунду сделал господин Грымов из очень хорошего романа. Посмотрела сегодня две серии — и просто физически неудобно стало. Например, показать тому, кто не читал, — будет смотреть и дивиться: что за чушь? Проверено. А как тому, кто не читал, объяснить, что Улицкая вообще-то не чушь написала, а нечто гениальное, а все эти дикие вопли и истерики, которые устраивают герои сериала на каждом шагу — грымовская отсебятина. За что Грымова считают хорошим режиссером? За «Муму»? 3 из 10
»- Какое-то у меня литературно-странное начало года. Начала читать «Казус Кукоцкого». Знаю, все давно переболели и забыли. Но он так тяжело у меня идет… - Знаю… Я читала его лет пять назад, уснуть не могла. - Слог отличный, сюжет быстро складывается. Но… - Знаю… Сам смысл всего, что несет в себе эта книга — ужасно. А ты поняла, в чем же состоит тот самый казус Кукоцкого? - Нет, но догадываюсь, что сам он врач, а за женой не усмотрел…» (с) из телефонного разговора с подругой А потом я нашла этот сериал… Практически все в нем совпадает с книгой. И пусть он менее драматичен, и какие-то острые углы-темы обошли стороной, заметно, что руку к экранизации приложила сама великая и гениальная Улицкая. Не упомянуть о чудесной, воздушной музыке в этой картине просто невозможно. Кажется, что это одна нескончаемая мелодия, но ее переливы — это настроения судьбы, которая делает подарки главным героям или бьет их, отбирая любимое и насущное. Едва я узнала, что режиссером выступил сам Юрий Грымов, у меня не возникло ни малейшего сомнения, что фильм смотреть стоит. И без сомнений, что он мне понравится. Однако, уже подбираясь к финалу этой глубокой саги, я поняла, что обязательно вернусь не только к книге, но и фильму. Стану рекомендовать его друзьям и близким. Такие произведения Искусства большая редкость в нашем кинематографе. Актерский состав шикарен, временами я просто ахала от новых, столь знакомых, лиц на экране. Когда читаешь книгу, описания героев, даже если их нет, автоматически складываются в голове. И потому бывает сложно смотреть экранизации. Здесь же напротив, первое недоумение в отношении подбора лишь некоторых актеров вызывало перваначальное недоумение, но спустя пять секунд приходило четкое понимание, что все на своих местах. Юрий Цурило в роли главы семейства Кукоцких не просто хорош. То, что смогла таки упустить Улицкая в его образе — слабость, реальность человека, его земную сущность — Цурило раскрыл в полной мере. Павел Алексеевич не болел и не особо старел в тексте, но на экране он хворал, седел и выглядел жизненно. В книге он полубог, в фильме — обычный трудоголик. Елена Дробышева мне казалась уж точно не подходящей на роль Елены. Хрупкой, застенчивой 28-летней молодой мамы. Но как она шикарна была в разговорах с самой собой! Никак нельзя обойти Чулпан Хаматову, воплотившую образ Татьяны. Маленькая, юркая, я никак не могла себе представить себе эту актрису с живыми глазами в данной роли. Но то, как она справилась, выше всяческих похвал. Ей одинаково шли и платья с пышными юбками по моде шестидесятых, и образ рубахи-парня. Очень скомканно снята взрослая жизнь Татьяны, так ведь много было всего. Дан только общий план — первый ребенок, Вика Коза, да Сережа. А вот профессора гольдберга Илью Иосифовича я именно так и представляла, каким его воплотил на экране Карэн Бадалов. Жаль, что его историю так обошли, лишь края коснувшись. Но хорошо, что тот его монолог (величайший, я бы сказала, монолог!) о генофонде России после революции, таки включили в картину. Борис Клюев — вот уж не видела его ни в каком ином амплуа, кроме деда в «Ворониных». Да, порой казалось, он сейчас покажет мизинчик и завопит «Египетская сила!». Однако не знаю ни одного актера, который бы так прекрасно вошел в образ начальника Татьяны с трудно произносимым именем-отчеством. Наталья Тетенова — приемыш Томочка. Каждое ее появление на экране — всплеск негатива. Серии так на десятой я задумалась, ну актриса же не виновата… А как веришь ей, как правдоподобно сыграно… Значит, хороша актриса. Особый поклон чуть хрипловатому, но сильному голосу Алексея Баталова. Очень хотелось, чтобы он появлялся почаще и давал зрителю надежду. В чем же, собственно, состоит этот казус господина Кукоцкого, каждый, наверно, решает для себя. Уж больно много параллельных историй разворачивается перед зрителем. Для меня он стал по-настоящему очевиден лишь к концу… а какой вариант выберите вы? Таким фильмам не ставят оценки. Они выше всяческих похвал. И благо, что отечественный кинематограф начал снимать фильмы, в которых открыто говорится и о репрессиях тридцатых, и нищете послевоенной, и о судьбах-единицах, складывающихся в миллионный, запуганный и несчастный, народ.
На мой взгляд, этот сериал — один из лучших вариантов реализации идеи книги в кино. Прочитав роман Людмилы Улицкой, «Казус Кукоцкого», который, кстати, находится в числе лучших ее произведений, я имела вполне четкое представление о том, какими должны быть главные герои. Поэтому я все откладывала просмотр одноименного сериала — опасалась разочарования. Однако буквально с первых же кадров картина эта покоряет зрителя, да так, что не оторвешься. В первую очередь о героях. Актерский состав просто великолепен, и это несомненный плюс, ибо редко представления о книжных героях сходятся с актерами, воплощающими их в кино. Нельзя представить никого другого в роли Танечки, кроме Чулпан Хаматовой, такой изящной, воздушной, жаждущей свободы; Дробышева идеально воплотила мать Тани, Елену, страдающую болезнью Альцгеймера. Ей прекрасно удались как молодая Елена, веселая, любящая, так и Елена, выпавшая из реальности, застрявшая в прошлом. Никто бы не подошел на роль Павла Алексеевича лучше, чем Юрий Цурило — кажется, даже по внешности он абсолютное воплощение своего книжного героя. Очень понравилась Мария Кузнецова в роли заботливой Василисы; прочитав книгу, Василису просто нельзя представить иначе. Создатели фильма не прогадали ни в чем, включая саму атмосферу сериала и нюансы написанной Улицкой истории. Отдельный, ничуть не меньше плюс, нужно отдать голосу Алексея Баталова за кадром — он также способствует созданию атмосферы, поясняет, дополняет. Насчет сюжета хочу сказать, что если и есть в нем какие-то изменения, они ничуть не вредят фильму, и вся история смотрится вполне гармонично. Мне, безусловно, понравилось, как был отображен внутренний мир Елены — пустыня в ее сознании, по которой она странствует со своими близкими людьми. Хорошо, что эти сцены, пусть и немного затянутые, не упустили в фильме — они многое проясняют, так как и сериал, и сама книга используют довольно много символики. Великолепно показана жизнь Танечки, которая (хотя, возможно, это с первого взгляда и не заметно) во многом повторяет жизнь ее матери, Елены. Какой замечательной, пусть и короткой, была ее жизнь, легкая, захватывающая, полная любви и нежности! Поневоле залюбуешься! А какие важные темы подняты в фильме! Вопрос легализации абортов, проблема генетики, которой, несмотря ни на какие тюремные сроки, занимался Илья Гольдберг, друг Кукоцкого, вопросы морали, которые так озадачивали Танечку, семейные неурядицы и проблема выбора жизненного пути: что лучше — жить как все или пуститься в вольное плавание? Кроме того, поднятые вопросы ярко и наглядно показывают эпоху, о которой повествует фильм — с 40-х по 80-е годы — и охватывают все важные события, произошедшие в те времена: война, репрессии, смерть Сталина и т. д. Великолепная по своим масштабам история! И самое важное — это отображение главной идеи книги и фильма. В чем же заключался казус Павла Алексеевича? По моему мнению (возможно, многие со мной и не согласятся), сохранивший множество женских жизней, встретивший большое количество новорожденных детей, он так и не смог сделать счастливыми своих главных женщин — ни Танечку, которая, как это ни парадоксально, умерла в роддоме, ни Елену, затерявшуюся в лабиринте своего сознания. Фильм прекрасен как сам по себе, так и как воплощение романа Людмилы Улицкой. Мои чувства после просмотра — это восторг, легкая печаль и полная вовлеченность в созданную атмосферу. А пересматривать можно много раз — и не надоест.
В этой картине есть всё. Она настолько задевает за живое, насколько это возможно. Хорошо бы пересматривать её каждый год-два. Каждый раз открывается что-то новое, каждый раз иначе смотришь на Танечку, Елену, Павла Алексеевича и других. В фильме произносится огромное количество очень умных фраз, побуждающих к действию. Они открывают зрителю новые пространства и новую реальность. Быть может, кто-то посмотрит этот фильм, уловит одну из мыслей, и весь мир его перевернется. И это прекрасно. Огромное спасибо ВСЕЙ съемочной группе, что подарили такое богатство нам, зрителям. Потрясающая музыка. Потрясающая Чулпан Хаматова. Потрясающий Юрий Грымов. Великолепный фильм. Экранизация, если угодно. Я слишком косноязычна, чтобы передать все, что содержит внутри себя это творение. Просто скажу 10 из 10 Надеюсь, вы посмотрите этот фильм и увидите то же, что и я.
Можно было бы сказать, что это лучший отечественный сериал, если бы только повернулся язык назвать эту картину сериалом. Старомодное слово «картина» в редких случаях применимо к современному кинематографу, тем более к телевидению. Однако, почерк Юрия Грымова ярок, живописен и узнаваем, независимо от количества серий. Множество минисериалов появляется каждый год. Некоторые умирают, не успев закончиться, некоторые хороши для одноразового просмотра или для заполнения пауз между рекламными роликами. «Казус Кукоцкого» абсолютно непригоден ни для того, ни для другого. Его хочется смотреть ещё и ещё, к тому же не отвлекаясь. Потому что здесь есть и великая литература и великое кино. Пища и для души, и для ума, и для глаз. Многие фильмы забудутся, многие уже забыты, а этот останется заметной вехой в истории киноискусства. Возможно, главная удача в том, что Людмила Улицкая участвовала в работе над сценарием. Редко писатели сотрудничают с режиссёрами, но результат такой совместной работы говорит о том, что стоит это делать чаще. В фильме играют прекрасные актёры, но уверен, что есть большая заслуга и писателя, и режиссёра, в том, что мы слышим не только слова, но и мысли персонажей, видим не только события, но и всё, что между строк. Точнее, далеко не всё. И поэтому хочется смотреть снова, как хочется перечитать книгу. Сосчитать, сколько белых кошек в доме Кукоцких. Узнать, какое растение было в горшке, разбитом Еленой. И разбился ли горшок. Вспомнить яблоко, трижды предложенное Елене в начале фильма и мандарин в руках Тани в конце. «И вообще…»
Фильм прекрасный и не оставляющий равнодушным. В нем очень точно (ну, насколько я могу судить, конечно) передана атмосфера советской эпохи, буквально запах с экрана чувствуется. Очень, очень хорошо играют актеры, особенно прекрасная и талантливая Елена Дробышева! В некоторые моменты просто забываешь, что это кино. Даже второстепенные персонажи «выписаны» замечательно, взять хоть Тому — совершенно живого человека, или «ушастенького» доброго доктора. В общем, фильм есть смысл посмотреть. Куча ляпов, конечно (например, сцена родов в 7 серии, когда доктор Кукоцкий поднимает только что родившегося младенца с прекрасно зажившим, аккуратным пупочком, но, как ни странно, это абсолютно не мешает погружаться в магию этой картины. 9 из 10 (не было бы ляпов, было бы 10)
Эта история, рассказанная Людмилой Улицкой и снятая Юрия Грымовом, на мой взгляд, невероятно важная и интересная. Можно, как это часто бывает, спорить о том, что же лучше книга или фильм, вопрос риторический. Для меня книга великолепна, роман является лауреатом Букеровской премии, а Грымов удачно его экранизировал. Тем не менее, пост в большей степени связан с фильмом. Краткое содержание: «Действие сюжета разворачивается в середине и во второй половине ХХ века, и охватывает практически все общественно важные события этого периода: уголовную ответственность за аборты, разгром генетики, «лысенковщину», аресты и лагеря, похороны Сталина, хрущевскую оттепель, эйфорические шестидесятые, жизнь столичной богемы и джаз. Главный герой фильма — потомственный хирург Павел Алексеевич Кукоцкий. Один из самых именитых гинекологов своего времени, Кукоцкий разработал обширную программу по борьбе с криминальными абортами и добивался отмены постановления 1936 года о запрещении абортов. « Возможно, этот фильм рассчитан на определённую аудиторию, к которой, на мой взгляд, относятся люди, хотя бы раз в жизни соприкоснувшиеся с медициной в общем смысле, с абортами в частности, люди, пережившие все «прелести» советской жизни, поиски себя и многое, многое другое… В фильме замечательно подобран актёрский состав, особенно замечательно, на мой взгляд, сыграла Елена Дробышева. Тема медицины показана с разных точек зрения: это и тема аборта, парадоксальность той ситуации, что узаконенное детоубийство может спасти детей. Беззащитность женщин во многих независящих от них ситуациях, право женщины на свой собственный выбор и её личная ответственность перед собой, Богом и не родившимся ребёнком… тот самый случай, когда нет единственного правильного решения для всех… это и различие между медициной как наукой, в которой играет роль талант, способности и призвание, и медициной, которая является политическим и экономическим отображением страны, при этом одно без другого не существует и является своеобразным замкнутым кругом… Медицина, в которой сталкиваются понятия «границ живого и мертвого», думаю это знакомо всем, кто сталкивался с «острым опытом», каждый сам решает и принимает может ли он это сделать, зачем и где та граница, который будущий медик устанавливает для себя. Медицина — с точки зрения развития науки, движения вперёд, прорыва, раскрытия загадок природы, взгляд в будущее и медицина прикладная с целью спасти здесь и сейчас. Медицина, в которой халатность и система не даёт шанса на жизнь… В фильме описана очень трогательная история любви Кукоцкого и его любимой жены со всеми её радостями и бедами… Мне очень понравилась такая цитата: «в любимом человеке достоинства восхищают, а недостатки умиляют», а ведь, действительно, так оно и есть… Печальна судьба жены Кукоцкого, Елены, страдающей потерей памяти. Очень хорошо отображены различные эпохи советской страны, одно из них — время правления Сталина, думаю об этом не нужно говорить, тема известная всем. Удивительна судьба Тани, её характер, поиск себя, своей любви, её неординарность и стремление жить своей жизнью. Интересная барышня (Василиса), в поведении и даже интонации которой узнаваемы бабушки, запуганные, выросшие в рамках и шаблонах, знающие, как правильно и как нужно. Из отрицательных моментов: лично мне не понравилось режиссёрское новшество — элементы мистики и потустороннего мира в силу затянутости этих моментов в фильме, но, думаю, моё мнение весьма относительное, и кто-то, возможно, увидит это по-другому…
Масштабная, охватывающая целую эпоху картина о судьбах людей, вечных морально-нравственных вопросах, проблемах этического характера и преодолении трудностей, о сильных личностях, о профессионализме, о стойкости характеров. О людях, не прогнувшихся под напором системы и способных добиваться благородных целей, оставаясь свободными личностями даже в самые сложные моменты. Прекрасно вырисованные и художественно переданные характеры героев — талантливый, высокоморальный, человечный врач Кукоцкий, тонкая, ранимая его жена Елена, страдавшая от потери памяти, принципиальный друг-философ Илья Гольдберг, не раз претерпевавший лишения из-за своих смелых идей, искренняя, открытая, непосредственная дочь Танечка, живущая одним днем. Все роли серьезны и многообразны. С течением фильма зритель наблюдает за тем, как меняется психология личности каждого из героев в условиях изменчивого и, пожалуй, самого непростого времени в истории России. Глубокий, трогательный, вдохновляющий, человечный фильм, остающийся современным и актуальным в наше время.