Проклятые короли
- 21 дек 1972
Не раз перечитав серию романов «Проклятые короли», я хотела найти достойную экранизацию этой эпопеи. Восторженные отзывы других зрителей привели меня к этой версии, но, увы, не смогу сказать о ней ничего хорошего. Во-первых, этот фильм явно снимали в режиме жёсткой экономии, так как сразу же бросается в глаза убогость декораций и скромный бюджет этого мини-сериала. В книге множество сцен, происходящих на природе, турниров, сражений, была даже сильная морская буря, действия происходят в разных городах и странах (Франции, Англии и Италии), здесь же все зажато в какие-то серые комнатушки, до боли напоминающие декорации провинциального театра. Королева Изабелла весь фильм ходит в одном и том же платье — да, ее не жаловали при английском дворе, но не до такой же степени! Во-вторых, раздражает то, что персонажи в какой-то момент останавливаются и начинают, глядя прямо в камеру, монотонно рассказывать о происходящих событиях — очевидно, для тупых, или тех, кто вообще не в курсе событий. И в -третьих, самый большой минус этого действа — полное несоответствие персонажей описанию в книге. Вместо громогласной 40-летней великанши Маго, интриганки и отравительницы, перед которой дрожали все, мы видим сухонькую бабулю лет 70. Ее племянник, Робер Артуа, по книге такой же звероподобный верзила, превратился здесь в дерганого субтильного мужчинку с цыплячьими ногами, закутанного в одеяло, дабы придать ему хоть какой-то объем. Роскошная красавица-брюнетка Беатриса, соблазнявшая всех своими женственными формами, была представлена абсолютно невнятной девицей, 20-летних девушек играют 40 летние тетки, а 40-летних — пенсионерки за 70. На происходящие драматические события персонажи реагируют крайне вяло — во время оглашения приговора над принцессами-прелюбодейками Жанна Бургундская сидит, как зомби, перед тем, как уводят братьев Доне на верную смерть, они спокойно говорят друг другу: «Помолимся», любовники смотрятся вместе как дохлые рыбы, и таких примеров можно привести массу. Актеры словно не понимают, что здесь вообще происходит и кого они должны изображать. Одним словом, кровь из глаз и полный мискастинг. Особенно обидно от того, что фильм снят самими французами, неужели нельзя было проявить чуть больше уважения к собственной истории и снять красивое, зрелищное кино с подходящими актерами(тем более, что материал у Дрюона более чем благодатный)? Однозначно слишком переоцененный и недостойный внимания широкой публики. фильм.
… Из книг Мориса Дрюона читала цикл исторических романов «Проклятые короли» и трилогию «Конец людей» и решила для себя остановиться с этим автором. Признаю за автором хороший язык и знание истории. Особенно это заметно по сравнению с современными писателями, к сожалению. Но, при всей моей любви к истории и литературе в целом, и к Франции, в частности, от книг Дрюона я никогда не была в восторге. Меня всегда удивляло и угнетало, что книги Дрюона написаны очень депрессивно и беспросветно, к тому же Дрюон в своих книгах почему-то всё сводил только к низменным страстям и поступкам человеческим, а сюжет книг примитивен и повторяется из одного романа в другой на протяжении всего цикла романов. Можно подумать, что людям, родившимся на ступенях трона, занять себя в жизни было больше нечем, кроме как интриговать друг против друга, убивать друг друга и изменять друг другу… Так и хотелось напомнить автору, что солнце светит, и даже во время войн и революций люди тоже живут, в особенности если Госпожа История другие времена «забыла» предложить людям!… … Мне очень нравится мини-сериал, снятый во Франции в 1972 году и демонстрировавшийся у нас в России по телеканалу «Культура» много лет назад. Жаль, что этот мини-сериал мало известен нашему зрителю. Жаль, что этот мини-сериал не выпущен на современном DVD, или я пока не нашла. У меня сохранилась запись, сделанная мною с телевизора много лет назад, которую я очень люблю, берегу, и время от времени пересматриваю. По моему мнению, этот мини-сериал — великолепная экранизация, замечательное историческое кино, хотя пересматриать мне его бывает очень тяжело эмоционально, депрессия мне гарантирована, не знаю, кому как… Специально сверяла просмотр мини-сериала с книгами Дрюона: никаких особых искажений или сокращений книг Дрюона в этом мини-сериале я не увидела, что меня, например, очень радует. В современных фильмах и сериалах слишком часто бывает, что история и литературный первоисточник современным постановщикам не нужны и не важны, к сожалению. Мне очень нравится режиссура Клода Барма, да и приём театрального спектакля постановки как нельзя лучше подходит для перенесения на экран такого книжного материала, по моему мнению. Я обожаю французских актёров, особенно театральных актёров «старой, классической, школы», поэтому вряд ли буду объективна. Я просто смотрю и наслаждаюсь игрой блистательного французского артиста театра и кино Жоржа Маршаля, например. По моему мнению, этому артисту очень убедительно удалось передать, сыграть образ железного короля Филиппа IV Красивого (моего любимейшего короля того времени): и характер, и манеру держаться. Артист Жан Пиа — непревзойдённый исполнитель роли Робера Артуа, в моём понимании. Ради него одного уже стоит смотреть и пересматривать этот мини-сериал. А вот актриса Элен Дюк мне не показалась убедительной в роли Маго Артуа. При чтении книг Дрюона я ожидала чего-то иного… И, только посмотрев новую экранизацию 2005 года, я увидела «мою» Маго Артуа: по-моему, роль Маго Артуа прекрасно и очень достоверно сыграла Жанна Моро в экранизации 2005 года. Мне очень понравилась и запомнилась актриса Женевьев(а) Казиль в роли утончённой холодной красавицы-аристократки Изабеллы Французской, дочери Филиппа IV и жены английского короля Эдуарда II, оставшейся в истории с кровавым прозвищем «волчицы». Я неоднократно видела актрису Женевьеву Казиль в разных исторических фильмах и мини-сериалах, и она всегда поражает меня знанием истории и проникновенной, очень убедительной драматической игрой. Чего стоит её роль королевы Марии-Антуанетты, например! Жаль, что эти картины мало известны в современности нашему зрителю. Вообще, по моему мнению, в этом мини-сериале большинство актёров, за редкими исключениями, все на своих местах, никто не выбивается из общего ансамбля актёров, все сыграли свои роли убедительно. При просмотре этой картины меня восхищает, с каким знанием истории и как бережно воссозданы костюмы, причёски, интерьеры той эпохи! Хотя, наверное, современным зрителям, привыкшим к голливудскими постановкам, костюмы и декорации в этой картине покажутся… убогими?… никакими?… Но, по моему мнению, следование истории и умение носить исторический костюм гораздо важнее и ценнее. При просмотре этой картины ещё меня восхищает язык: я просто наслаждаюсь, на каком богатом языке раньше писали книги, говорили в фильмах. Жаль, что всё это куда-то исчезло из современного кино. Осмелюсь порекомендовать эту классическую картину тем людям, которые интересуются историей, литературой, классическим театром и кинематографом, ценят и любят качественные экранизации литературы и просто хорошую драматическую игру талантливых профессиональных драматических актёров театра и кино. 10 из 10
Первая и до сих пор лучшая экранизация цикла романов «Проклятые короли». По крайней мере на мой взгляд. Поставленная в далекие 70-е в виде телеспектакля, эта экранизация старается соответствовать первоисточнику насколько это возможно для жанра телеспектакля. Очень важная вещь подбор актеров, согласно описанию персонажей Дрюоном. И тут авторы были на высоте, чего только стоят Маго Артуа и Робер Артуа. Весьма удачен, на мой взгляд был выбор актеров на сыновей Филиппа IV. А вот сам король Филипп не убедил, ну не клеится к нему эпитет Красивый. Но в целом все актеры были убедительны, и я не раз ловил себя на мысли, что некоторых персонажей я так себе и представлял, читая романы. Конечно не хватало яркости декораций, но по мере углубления в просмотр это как-то отходило на второй план, следишь уже чисто за персонажами, за игрой актеров. Художники обстоятельно отнеслись к костюмам, ярко продемонстрировав наряды той эпохи. К сожалению, у нас эта экранизация известна мало, и русский зритель смог ознакомиться с этой постановкой только благодаря каналу «Культура» несколько лет назад. Когда в 2005 году вышла новая экранизация, появилась возможность сравнить. Но сравнение это, увы, не в пользу новой экранизации. В немалой степени неуместный кастинг и убогие декорации не делают чести постановке, несмотря на знаменитых актеров. Так что если вы читали цикл Дрюона и решили ознакомится с экранизацией, я настоятельно рекомендую посмотреть первую, о которой и пишу.