Основной инстинкт
- 01 июн 1992
- 20 мар 1992
На мой взгляд, «Основной инстинкт» — один из лучших фильмов Верховена. Пересматривала не так давно в оригинале, и как же это вкусно, хочу я сказать. Сюжет фильма уже с первых секунд заставляет прильнуть к экрану. Ведь и казалось бы, интриги нет, всё прозрачно. Есть убийство — есть убийца. Однако, каждую минуту нас заставляют сомневаться. Кэтрин — не только умная соблазнительница, но еще и отличный тонкочувствующий психолог, одиночный игрок, который знает шаг оппонента наперед. И прежде всего это женщина, которая сводит с ума, и даже если десятки доказательств укажут на нее, зачарованный, ты не поверишь. Потому что она уже завладела твоим разумом, забралась в твою голову, в твое сердце и прямо под кожу. И вот ты уже сомневаешься. Я не могла отвести глаз от невероятной Шэрон Стоун, которая идеально влилась в роль таинственной хладнокровной обольстительницы. А какой у нее хищный взгляд! Мне кажется, эта энергетика передавалась через экран. Герой любимого мной Майкла Дугласа не устоял перед магнетическим притяжением, хотя изначально делал попытки сопротивляться, но долго он не продержался. Ник поддается провокациям, сдается этой женщине. И всё он прекрасно понимает и осознает, даже когда Ника прямо предупреждают, что он играет с огнем и шанс остаться живым в этой «игре» крайне невелик. Но Ник любит ходить по краю пропасти — именно это объединяет детектива и писательницу. И до безумия было интересно наблюдать за химией между Кэтрин и Ником, за их негласным(?) противостоянием. И я восхищаюсь игрой Дугласа и Стоун. И триллер эротический не только потому, что там есть откровенные сцены. Эротика была буквально везде. Во взглядах, жестах, мимике, эстетике, игре слов, в конце концов, в той самой химии и сексуальном напряжении между главными героями. Фильм пронизан эротическим настроением с самого начала. Развязка остается открытой, как бы не развеивая сомнения до конца. Но как по мне, то все очевидно с самого начала.
«Основной инстинкт» — эротический триллер Пола Верховена и одно из самых известных его творений. На стадии производства фильм был очень проблемным: Майкл Дуглас (он не только исполнил главную роль, но и спродюсировал «Основной инстинкт») очень долго не мог найти актрису на главную женскую роль, так как некоторые актрисы отказывались из-за отсутствия веры в проект, или невозможности договориться об использовании дублёрш в постельных сценах, большая же часть отвергла предложения сразу же после прочтения сценарий. В итоге, в самый последний момент, чтобы съёмки фильма просто не отменили, Дуглас послушал режиссёра и взял на главную женскую роль Шэрон Стоун. Перед выходом на большие экраны «Основной инстинкт» также пострадал: представители ЛГБТ-сообщества устраивали забастовки и требовали не допускать фильм до экранов кинотеатров, а Американская киноассоциация требовала пару версий монтажа, чтобы дать фильму R, а не NC-17. В общем, фильм был проблемным на всех стадиях производства, но игра стоила свеч: фильм собрал 352 миллионов долларов в мировом прокате при производственном бюджете всего в 49 миллионов, и это притом, что кино называли самым откровенным в истории Голливуда. Насколько сохранился ли фильм спустя много лет после выхода? Главный герой — Ник Каррен — опальный детектив с дурным характером. Ему с напарником поручают дело об убийстве рок-звезды не первой свежести, который на короткой ноге с мэром города. Расследование довольно быстро приводит детективов к писательнице Кэтрин Трэмелл, которая в своей последней книге описала подобное убийство в деталях. Именно с знакомства с Кэтрин, Ник попадает в коварную игру, где ставкой является не только его жизнь, но и всех, кто ему дорог… Сюжет в «Основном инстинкте» просто прекрасен. Вычислить личность убийцы довольно легко после одного намёка Кэтрин где-то в середине ленты, но это, пожалуй, единственный минус фильма. В остальном, сценарий написан блестяще. Отношения между героями развиваются очень интригующе и интересно, а их диалоги местами настолько аккуратно и красиво задевают друг друга, что остаётся только восхититься сценарным мастерством Джо Эстерхаза, для которого «Основной инстинкт» так и остался вершиной в творчестве, после которой его карьера пошла вниз. Персонажи также радуют своей проработанностью. Ник Каррен представляется очень проблемным персонажем, у которого куча скелетов в шкафу. Весь фильм Ник идёт за Кэтрин, зная, что путь его лежит к смертельной ловушке, но он настолько одурманен главной героиней, что не может остановиться. Что радует, Майкл Дуглас идеален в образе, и в его глазах прямо читается безысходность и слабость персонажа, которые всё больше толкают его к дну бездны. Шэрон Стоун в образе Кэтрин Трэмелл тоже прекрасна. Пожалуй, она создала один из лучших образов сильного женского персонажа в истории кино. Очень забавно слышать, что современные «феминистки» называют фильм сексистским по отношению к женщинам, хотя, по сути, весь фильм главный герой-мужчина одурачен умной, волевой, богатой и сексуальной Кэтрин. Собственно, за это её образ и ценен. Джинн Трипплхорн в образе второй женщины Ника Каррэна (как и в любом классическом нуаре, в «Основном инстинкте» главный герой бегает от блондинки к брюнетке и обратно). Её образ вышел интересным, да и актриса играет хорошо, но она, очевидно, второплановый герой на фоне интриг между Ником и Кэтрин. Из остального актёрского состава остаётся отметить лишь напарника Каррена, сыгранного Джорджем Дзундзой. Персонаж вышел добротным, но экранного времени у него тоже мало. В техническом плане к фильму не придраться: операторская работа Яна де Бонта (будущий режиссёр обеих частей «Скорости») выдал потрясающую, стильную и плавную картинку. К тому же очень крутыми вышли эпизоды с погонями, как минимум драйвово. Классик Джерри Голдсмит тоже не подвёл и выдал шикарный саундтрек. Музыка по ходу фильма почти на стихает, но сделана на таком высоком уровне, что хочется аплодировать. Саундтрек ласкает уши. В общем, «Основной инстинкт» абсолютно культовое произведение, и, что важнее, культ абсолютно заслужен. Фильм безупречно написан, сыгран и звучит, как произведение искусства, которым и является. Однозначная классика жанра триллер, которую должен увидеть каждый. А великим делает «Основной инстинкт» то, что, по сути, он в одиночку запустил моду на эротические триллеры, но ни один из подражателей не смог даже близко подобраться к «…инстинкту», что делает фильм не только отличным и почти идеальным триллером само по себе, но и лучшим представителем отдельно взятого жанра, что дорогого стоит. Смотреть всем в обязательном порядке. 9 из 10
Весьма дерзкий, вызывающий и ошеломляющий фильм, который знаменит сексуальным составом, а также прекрасно передаёт манипуляции антагонистов. Режиссёр сделал ставку на сильную женскую роль, предоставив мужчин блекнуть на фоне девушки. Картина передаёт не просто сильного женского персонажа, она показывает, что когда женщина помимо очевидных женских признаков имеет ещё и высокий интеллект, то это оружие используется для достижения всех поставленных целей. Начало фильма — секс и убийство! Заманчиво. Завязка ленты кроется в страстном и эйфорическом убийстве. Это не холодный расчёт, не месть, не наём, а демонстрация того, что в самый раскрепощённый, в самый обнажённый момент (в прямом и переносном смыслах) персонаж способен на преступление. Интрига в личности убийцы — мы не видим, кто это. Не смотря на то, что все нити ведут к главной героини, кино как раз и играет со зрителем этой информацией, включая неожиданные повороты и скрытые факты прошлого. Само расследование заставляет задуматься, проверить все возможные догадки. Если определённый ажиотаж возникает у зрителя, то представьте каково было Майклу Дугласу. Мы знакомимся с полицейскими, где ключевой персонаж Дуглас выступает в роли неоднозначного протагониста. Полицейский со своими «скелетами в шкафу», и если в начале повествования это один человек, то в процессе расследования и постепенной одержимости рождается новый герой. Огромную роль играет психологическое влияние Шерон Стоун. Лента вообще ставит на первый план тему отношений, страсти и удовлетворения, поэтому раскрепощённая Стоун сводит всех с ума: одних сексуальным возбуждением, других нестандартным мышлением, третьих подозрением на убийство. В совокупности эти аспекты демонстрируют на экране интересного, сложного персонажа. Манипуляция и использование — вот основные направления данного фильма. Знаменитая сцена допроса с перекидыванием ног Стоун. Сцена, которую знают все, но помимо первичного сексуального подтекста, она ещё и показывает воздействие на мужчин. Весьма тонко и изящно Шерон выполняет движение, причём глаза её невозмутимы — дама владеет сильным оружием, и как показывает практика, ломаются даже самые крепкие. Своего рода изощрённое испытание — камень преткновения всех мужчин (ну, большинства). Изящно и тонко режиссёр делает акцент на личной жизни Дугласа, постепенно выставляя на показ его пристрастия и ошибки. Совпадения ради, но присутствие рядом на работе бывшей, к тому же ещё и психолога, добавляет фильму остроты. Вот так выстраивает смежное противоборство двух женщин, которые перетягивают Майкла каждая на свою сторону. Параллельно с поиском новых улик перед нами рождается отличная эротическая драма, всплывают призраки прошлого, а детективный жанр во всю празднует бенефис. Мы видим не только попытки добиться понимания происходящего, но и постепенное пристрастие к опасному. В этом и весь Майкл — сначала алкоголь и наркотики, затем «женщина, ради которой стоит убивать». Выбор острых ощущений очевиден. Сюжет закручивает интригу поиска убийцы. Кажется, что мы уже изначально знали, что это «не дворецкий», но именно манипуляции (часто уже мелькает этот слово) полицейским зарождают зерно сомнения. Вот тут фильм и выстреливает неожиданными поворотами, сопровождая всё очередными убийствами. Подозрения переходят на других, в то время как Майкл полностью теряет голову от женского обольщения. Самоповторы в движениях разных персонажей — это лучшая параллель фильма. Смена подозреваемых, когда охотник становится жертвой. Вдобавок убийства ещё отражаются в написанных романах (угадайте, кто автор?). В итоге выстраивается новая линия триллера, картина переворачивает взгляды и главного героя, и всех окружающих. При просмотре изначально вроде бы всё ясно. Какую игру затеяла Стоун, также удаётся раскусить на первых эпизодах, но именно взаимодействие Шерон и Дугласа рождают всё новые и новые вопросы, а также доказывают, что использование человека в своих целях — довольно приятная вещь. Откровенно и страстно Верховен изображает пастельные сцены, делая акценты на совершённых убийствах и дублировании некоторых действий (если угодно, поз). Язык тела как бы изначально говорит о намерениях, но когда мужчина и женщина предаются страсти, теряют голову и отдаются объятьям друг друга, то все какие-либо подозрения могут быть сняты. Картина будоражит финалом и сценой перед титрами. Смена взглядов на подозреваемых, попытки доказать то, что вначале бы было даже смешным. Если ложь приправить щепоткой правдивых фактов, то она приобретёт самый достоверный характер. Снова выстреливает автор кульминацией, будоражит сердца зрителей, чтобы перед самыми титрами показать то, ради чего вообще стоит обратить внимание на это кино.
Отступление N1. Люди преувеличивают значение секса. Не то, чтобы я специалист по этой теме в свои 20, но… мой первый раз точно не стал каким-то решающим поворотом в жизни. Более того, я даже был озадачен — обычную человеческую потребность возвели до ранга чего-то важного, каждый должен по достижению определенного возраста этим заниматься. Я уже молчу о яростной машине маркетинга, которая запускает механизм выкачки денег из всего, что имеет клеймо «SEX». Это я к чему — половина моего окружения, слышавшая про «Основной инстинкт», воспринимают эту картину прежде всего с сексуальной точки зрения, хотя фильм по большей части не об этом. И кто, как не Пол Верховен мог отвечать за такой провокационный проект? Режиссер-«лучший друг подростков», многие выросли на его фантастике — «Робокоп», «Вспомнить все», «Звездный десант», «Невидимка». А когда дети оставались дома одни, то доставали другие кассеты — «Основной инстинкт» и «Шоугёлз». Не только сексом картины едины, желание Верховена плыть против течения выражается и в кровавых сценах. Чего только стоит начало фильма. В общем, да, основной сюжет картины — найти, кто убийца. Расследование ведет детектив Ник Каррэн (Майкл Дуглас), главная подозреваемая — писательница Кэтрин Трамелл (Шэрон Стоун), так как метод убийства был один в один, как в её романе. Но нет весомых улик, подтверждающие её вину, а убить может кто угодно. Кэтрин демонстрирует свое превосходство (и не только это), психологически деморализуя Ника. Вскоре происходят еще убийства, которые так или иначе связаны с Ником и Кэтрин. Таким образом, можно сказать, что тот самый основной инстинкт не выражается исключительно сексом. Это также может быть звериная страсть человека к жестокости. Ник очарован. Кэтрин может быть убийцей и в то же время она умелый манипулятор. Противник, который воюет с тобой на территории разума — самое опасное. Кэтрин интересуется Ником, она изучает его психотип. Он нужен её как прототип героя для следующего романа — полицейский, который умирает в конце. Однако попытки детектива поймать писательницу раскрывают героев Шэрон Стоун и Майкла Дугласа с совсем другой стороны. Одна из любовниц Кэтрин — девушка, убившая всю семью. По словам писательницы, на основе подобных субъектов она и пишет романы. Ник по мере расследования становится жестче с теми кто его окружает — обвиняет начальника в сговоре с писательницей, расследует прошлое своей подруги. Зато наедине между героями такой сумасшедший магнетизм, что все счётчики Гейгера зашкаливают. В чем заслуга тандема Стоун-Дуглас. Отступление N2. В контексте моего мнения насчет сценария стоит упомянуть еще один детектив с Майклом Дугласом — «Игра». У меня, наконец, появился повод сказать, что в свое время я слишком сильно раскритиковал его. Да, фильм мне не понравился и не нравится до сих пор, но называть «Игру» «одним из худших триллеров»… юношеский максимализм — штука довольно вредная, никогда не пробуйте. Не отрицаю, что у того фильма были положительные моменты, но сценарий, работавший исключительно на условностях, все перечеркнул. Но это было, а что я скажу сейчас? Сценарий «Основного инстинкта» также работает исключительно на условностях и предпочитает скорее бросить кость зрителю, чем подвести к разгадке. Вероятнее всего, Джо Эстерхаз просто хотел подразнить зрителя. Самое очевидная зрительская теория — Кэтрин — убийца. Но тем не менее, у меня при просмотре нередко возникали сомнения, пока в конце меня не оставили с вопросом «Как? Как ты, черт возьми, это сделала?». Склоняюсь к мысли, что убийца действительно остался за кадром, а Кэтрин была лишь на подтанцовке, «прорабатывая сценарий» убийств. И не надо мне приводить сравнения первой и последней сцены и акцентировать внимание на фигуре Шэрон Стоун. Фильм оставляет чувство загадки и если такое притянутое за уши объяснение верно, то вся магия «Основного инстинкта» рухнет. Единственный, кто точно остался доволен в конце — сам Джо Эстерхаз. Получил три миллиона долларов за сценарий и свободен. А теперь буду говорить серьезно. Несмотря на все мои попытки пошутить, я считаю «Основной инстинкт» визитной карточкой Пола Верховена. При упоминании его имени чаще всего всплывает эта картина, с присущими режиссеру элементами — провокационная история, секс, кровь. И кроме того, не так много фильмов, которые номинировались в целом перечне наград — от «Золотой малины» до Оскара и Золотой ветви. Опять же, Верховен-провокатор, что тут сказать.
Несмотря на то, что критики в сторону Шерон Стоун предостаточно, я лично считаю её очень талантливой актрисой, а фильм «Основный инстинкт» идеально раскрывающим её потенциал. Главная героиня — психолог, который любит играть на чувствах людей, провоцировать их на импульсивные действия и наблюдать за их реакцией. Можно сказать, что в ней сформировались задатки настоящего экспериментатора, но в отличие от адекватного учёного, когда эксперимент выходит из под контроля она и не думает его останавливать, а наоборот, даже ускоряет процесс. Героиня очаровывает интересного ей человека, используя всевозможные приёмы: язык тела, стиль общения и свою сексуальность. Как зритель, ты уверен в том, что эта женщина способна соблазнить практически любого и, с помощью манипуляций, заставить его следовать её прихотям. Главный герой фильма — детектив, расследующий убийство с особой жестокостью, становится игрушкой в её руках. Стоит отметить, что талантливый актёр Майкл Дуглас, меркнет на фоне Шерон. Вместе с тем игра актёров, исполняющих второстепенные роли вообще не вызывает интереса. Несмотря на то, что сюжет по ходу повествования легко угадывается, фильм стоит посмотреть из-за химии, возникающей между персонажами, игры Шерон, а также шарма и красоты самой актрисы. Кино указывает на негативные стороны современного общества, такие как: развратное поведение, употребление запрещённых препаратов, беспорядочную половую жизнь — но при всём при этом, делает это исключительно для раскрытия внутреннего мира героев. Тем не менее, детям не стоит смотреть данный фильм из-за обилия всего вышеперечисленного. 8 из 10 P.S. Для меня остаётся загадкой, почему жюри Американской киноакадемии не номинировало Шерон на премию «Оскар» за лучшую женскую роль первого плана. В тот год «Оскар» взяла Джоди Фостер за прекрасную роль в кинокартине «Молчание ягнят», и, бесспорно, — это более сложный персонаж, которого она сыграла изумительно, но отметить талант Шерон хотя бы премией было бы справедливо.
«Основной инстинкт» — один из самых удивительных культовых фильмов, причём до конца фильма у нас остаются вопросы, а у большинства — даже и после его окончания Обращает на себя внимание типологическая однородность героев: мы двигаемся в рамках неразрывного типологического треугольника: ESTP, ISFJ и ISTP. Единичные вкрапления психотипов ESFJ (начальник Ника) и INTJ (начальник контрольного отдела Нильсен) не меняют общей картины. Три ведущих психотипа образуют не столько треугольник, сколько мини-«кольцо социозаказа»: первый психологический силовой посыл идёт от Ника (ISTP) — именно он является «заказчиком» (начальник-пряник, любовь-мечта) для Гаса, Бет и Рокси (все — ISFJ). В свою очередь все они — «ревизоры» (начальник-кнут, роковая любовь) для Кэтрин (ESTP): каждый из них реагирует на неё по-своему — Гас ревнует и подозревает её во всём плохом, Бет тоже ревнует и старается её очернить, а Рокси опять же ревнует и злится на неё из-за её чрезмерного увлечения Ником, причём увлечения «снизу-вверх» (а не «сверху-вниз» как обычно это было у ней по отношению к остальным мужчинам). Но, самое интересное заключается в том, что психологическое силовое давление возвращается через Кэтрин обратно к Нику, правда не в форме социозаказа, а в более мягком варианте (ПО — отношения взаимного интереса и «подавления», в которых экстраверт пытается же взять верх над интровертом, правда, в конечном итоге внешнее смирение интроверта скрывает ситуацию, когда каждый из них остаётся при своём мнении). Это проглядывает как в начальной агрессии, когда сослуживцы Ника даже до конца не верят ему, что они не были знакомы друг с другом; далее — этот холодный наезд по завершению написания романа и, наконец, финальная сцена с ножом под кроватью — это тоже скрытая потенциальная агрессия, пусть даже в игровой форме. Начнём наш анализ с главного героя — Ника. Как и всякий психотип SP он является «адреналиновым наркоманом», нуждающемся в непрерывном потоке острых впечатлений «на грани фола» (великолепная погоня на извилистой автодороге). Собственно этим объясняется его тяга к суррогатам этого — алкоголю и наркотикам. И, как у всякого наркомана, эта тяга может дойти до предела — желания убивать. Подсознательную реализацию этой мечты мы и видим в эпизоде с туристами, попавшими под его «перекрёстный обстрел». Именно после этого начинается его эпопея с психологом Бет. Бет, имевшая до близости с Ником свою историю отношений с Кэтрин, профессором психологии и собственным мужем, встретила настоящую любовь своей жизни, причём в гендерном стандарте «патриархат», чего явно не было во всех предыдущих партнёрах. Его же нервирует фригидность Бет, а, тем более, подозрение в «двойной игре» (передача психологических файлов посторонним, что на Западе ставит крест на профессии психолога). Кэтрин же вызывает в нём явный интерес, как личностный (психотип Маршал весьма редок и необычен в своём ощущении «хозяина жизни») и сексуальный (это настоящая страсть, а не проходной эпизод), так и профессиональный — это вызов ему как прирождённому следователю с конспирологическим мышлением. В общем, она достойный соперник для него, с которым не заскучаешь и не расслабишься. Вот она, необходимая для него полнота бытия! Столкновение его с Нильсеном (начальник контрольного отдела), также имеет типологическую подоплёку — он для него (INTJ-Аналитик, 3
Культовый фильм, являющийся эталоном психологического триллера. От фильма исходят те же импульсы и та же энергетика, что и от главной антигероини — опасность, сексуальность, загадочность и непредсказуемость. Фильм (как, опять же, и антигероиня) играется с тобой, заманивает, но при этом отталкивает, завораживает и очаровывает, но шокирует и ужасает. Постепенно и планомерно наращивается напряжение, кульминация которого приходится аккурат на конец картины. Главная антигероиня — это лучший пример самой потаённой мужской фантазии, тип женщин, к которому нас сильнее всего тянет. Да, всем нам нравятся коварные, хитрые и опасные женщины. Некоторые просто боятся (их) признаться в этом самому себе и осознать, и запирают свои желания поглубже внутри. Задумываешься, кто же в этой парочке настоящий психопат? Та, которая заранее планирует и продумывает убийства в своей голове, а потом излагает все происходящие события в книге? Или детектив, который в упор всего этого не замечает и влюбляется в неё? А может быть просто не хочет замечать? Как бы странно это ни звучало, они очень хорошо дополняют и уравновешивают друг друга. Я думаю, каждый из них нашёл то, что давно искал, но не хотел себе в этом признаваться. 9 из 10
После всего произошедшего можно с уверенностью сказать, что Пол Верховен, обещавший миру впервые показать на больших экранах эрегированный член, настоящий голливудский совратитель. Но всё же, ничего более пикантного, чем голая грудь Шэрон Стоун (что тоже не плохо) мы не увидели, но с профессиональной точки зрения фурор произведён был. И был такой, что саму картину пришлось перемонтировать больше десятка раз, чтобы добиться хотя бы минимального рейтинга «R». В духе неонуаровских триллеров, возродившихся в начале 90-х, режиссёр и сценарий Джо Эстерхаза рассказывают про типичного проблемного детектива, которому в руки попадает дело об убийстве рок-музыканта. По всем уликам, последнего, во время сексуальных игрищ, заколола некая блондинка-любовница. Вот завязавшему с вредными привычками герою Майкла Дугласа и придётся разбираться в весьма запутанной истории. Истории, где охотник и жертва будут делать туманные рокировки, меняясь местами (и позами тоже). Вообще, если не знать кто брался руководить всем процессом, можно было бы подумать, что это более зрелая реинкарнация Кэтрин Хардвик. Только тут зрителя ждут не пассивные школьницы, а вполне себе страстное эротическое кино с элементами садо-мазо. Но не нужно думать, что всё крутится вокруг секса — у Верховена получается это на удивление красиво и не перебивает самой детективной истории. Сюжет хоть и не пестрит таким «огнём», как персона Ника Каррена, но интерес вызывает определённо. Но вот мимо чего нельзя пройти, так это мимо работы Джерри Голдсмита, звучащие мелодии которого становились не просто фоновым дополнением, а самой настоящей историей. Историей, идущей параллельно следу того же Каррена, наделяя реальность «Инстинкта» дополнительными эмоциями и переживаниями. Признаться честно, автору этой записи такие герои не совсем по душе. Человечности в них меньше, чем животной страсти, а потому — кажется, что каждый второй в картине либо сексуальный псих, либо психиатр-сексолог. Все так и норовят заглянуть каждому под одеяло и пошарить там рукой. А если так, то тут взгляды мистера Пола с командой, могут разойтись со взглядами чуть менее раскрепощенной публики. 8 из 10
Это, может быть, и не я. Это, может быть, и не ты. Это, может, выбор за нас. Это, может, наши мечты. За моей спиною дожди, за моей спиною не ты. Я однажды скрою следы, будем разводить мы мосты… Будем мы считать фонари, будем мы с тобою на «ты»! Только никому не говори, только никому ни слова! Так легко дойти до черты, если за спиною не мы! И по-английски уйти я не хочу, и снова… Понимая, что в этот раз мне предстоит описать одну из поистине уникальнейших и невероятно гениальных кинокартин в мировом киноискусстве, я постарался сделать свою работу не простой рецензией, а наполнил эту дань ценному предмету искусства различными отсылками к другим ценным работам похожих и не очень похожих направлений, а также цитатами из подходящих по содержанию сюжета песен (учитывая, что фильм показал немалую долю эротического направления с высоким при этом градусом интеллектуальности, неудивительно, песни какой группы я использовал, кроме центральной цитаты). Перед нами фильм, поставивший в 1992 году на все времена вперёд планку практически недостижимую для фильмов таких жанров, как криминальный детектив и психологический триллер, продемонстрировав также отменную экшн-сцену с нешуточной компьютерной графикой, а также дорогие эротические сцены, которые было бы даже оскорбительно сравнивать с дешёвыми поделками «для взрослых», некогда ранее транслировавшихся по пятницам на РЕН-ТВ: на камеру старались не порнозвёзды с «талантами», измеряющимися в размерах и сантиметрах, а виртуозные актёры мировой величины, которые работали по сценарию, гениальному в общем и в частности; и под объективом искусных операторов, которые запечатлевали всё происходящее в лучших ракурсах. Итак, «Основной инстинкт» — возможно, название уже сказало тем, кто впервые в теме, что фильм, должно быть, посвящён главной человеческой страсти, которая именуется «животной», в совокупности с ложью и интригами, которые всегда имеют место там, где много страсти и свободы в отношениях (ведь людям «как воздух, нужна эта химия») — и отчасти, если не по большей части, будет прав: в центре сюжета — светская львица (нет, не такая как Собчак), которая, при своей благородной, интеллигентной и сказочно прибыльной деятельности, а также при невероятно привлекательной и попросту чарующей внешности и женской харизме, давно превратила своё окружение в собственную площадку для игр, а людей — в фигуры; и её не посмеет задержать полиция, даже зная об употреблении ею кокаина во время секса с лучшими фигурами в её игре — а, если правдоискатель из отделения попытается остановить её игру, то он рискует выбыть из этой партии — но, пока этот белый король обнажён и готов на всё ради чёрной королевы, он в игре, и происходящее нравится ему самому… Авторы вовсе не показывают гламур и вульгарность: даже, выполняя своё знаменитое движение в кресле, Шерон Стоун в столь скандальном образе не становится в глазах критиков дамой лёгкого поведения — она становится секс-символом, несмотря на то что героиня по сути — преступница, которая подозревается в чудовищном преступлении, и почти все доказательства уже на руках у того, кто не посмеет «закрыть» ту, что подчинила себе всё его сознание. Ну что нашёл ты в ней такого - В холодной, маленькой и дерзкой? Ведь в ней ни капли нет святого, И действия довольно резки. Её так трудно удивить, Перетоптала сотни судеб. Ты не заставишь полюбить, Она давно не верит людям. Она просится ко мне в кровать, А я не могу ей отказать. Ведь мы друг для друга суждены, Хоть и противоположны. Русский многоголосый перевод отличился не слишком качественной озвучкой мужских голосов, а вот главная героиня была озвучена на высшем уровне — конечно, такое кино всё же хочется смотреть с идеальным звучанием, а потому везёт тем, кто знает в совершенстве английский. Майкл Дуглас в главной роли внешностью напоминал Лиама Нисона (даже захотелось увидеть именно Нисона на этом месте). Сценарий фильма можно отчасти отождествить с вышедшим тремя годами ранее эротическим суперхитом от Залмана Кинга: происходящее в «Основном инстинкте» — это в некой степени «Дикая орхидея» наоборот: героиня распаляет в своём «подопечном» его потайные страсти. Что же касается визуала, то, кроме шикарного интерьера замка главной героини, в острых углах сюжета мы видим сцены с погонями и авариями, которые едва ли нельзя поставить на один уровень по зрелищности с гораздо позднее вышедшими ремейком «Угнать за 60 секунд» и первым «Форсажем». Основа сюжета — образцовая детективная история, в которой наверняка не угадаешь правду заранее, несмотря на то что все переплетающиеся звенья одной криминальной головоломки в точности соответствуют творчеству личности в центре внимания; и герой, который знает, что она его использует для своего нового романа, но наивно надеется на будущее с ней, также знает из её слов, что его прототип погибнет в конце книги — она не угрожает ему убийством в реальной жизни, но никто не знает наверняка, что у неё в прошлом, и что в будущем, в котором лично она уверена на все сто. Мне не важно, что было «до», и какое Солнце теперь. Если ты попросишь меня — буду я с тобою, поверь. А когда погаснут огни, мы рассвет увидим вдали, Снова станут светлыми дни, я забуду цели свои. Будем мы считать фонари, будем мы с тобою на «ты»! Только никому не говори, только никому ни слова! Так легко дойти до черты, если за спиною не мы! И по-английски уйти, я не хочу, и снова… Показать детективно-остросюжетную историю о «людях первого класса», абсолютном совершенстве представительницы этого «высшего качества ДНК» и закрученной игре, которая разгорается и подчиняет всех своим правилам (что вполне правдоподобно для реальной жизни, в особенности, для крупных городов, тем более такой страны как Америка), авторам удалось более чем на все сто. Но никому не хотелось бы оказаться в такой игре пешкой… Kill, kill, kill, kill — my business… Ain`t nobody`s business… 10 из 10
Когда смотришь этот фильм, думаешь, что всё в нём снято специально для тебя. Первый поцелуй, первая любовь, секс и впервые обнажённая женщина на экране. Как в первый раз. И такого не повторится уже никогда. Единственное, ходят слухи, что на съёмочной площадке всё было реально. И этому можно верить. Хитро закрученный сценарий таков, что его даже не нужно пересказывать. Шедевр Верховена процитирован тысячи раз, его разобрали на цитаты и сцены. Впрочем, госпожа Стоун не старалась быть слишком яркой, ибо её энергия — в глазах. Как и подобает роковой обольстительнице. Агент ФБР Ник здесь просто игрушка в её лапах. не хочется верить, что его ждёт та же участь, но режиссёр всегда умел снимать для затравочки, чтобы зритель подумал. Касаемо самого сюжета, сцена с Джинн Трипплхорн отснята даже ярче. Её просто невозможно не смотреть до конца, причём, любого. Это жгучая шатенка сыграет ещё ту роль и герою Майкла Дугласа придётся нести это клеймо на чести службы в ФБР и потом, в других картинах родной сын Спартака от своего амплуа не отделается. Очень не нравится в фильме освещение операторских объектов, видимо, в процессе боялись, что переборщат. Зрительно можно конечно и пошаманить цифровой аппаратурой, а вот впечатления сглаженности не возникает, зритель как будто забывает о недостатках, ведь фильм снят так, что реально возбуждает тот самый инстинкт как у мужчин, так и у женщин. Браво, Верховен! 10 из 10
С удовольствием посмотрела этот триллер. Как-то все в нем гармонично сочетается: и убийства и страсть. Видимо от того и острота ощущений особенно в первой половине фильма. Конечно Шерон Стоун еще очень красивая, молодая и очень сексуальная. Хотя периодически понимаешь, что это агрессивная красота, атакующая. Здесь первый нюанс кроется: складывается впечатление, что это главное и единственное ее достоинство. Но на это можно внимание и не обращать, так как фильм идет очень динамично и держит в напряжении зрителя. Причем все очень логично, я имею ввиду тот факт, что героиня Шерон Стоун смогла его соблазнить. Герой Дугласа импульсивный и легко попадает под влияние опасной женщины. Ну и конечно фон — то что надо: дорогие машины, коттеджи, одежда.
Наконец-то удалось посмотреть шедевр режиссёра Пола Верховена «Основной инстинкт» (1992). Он снял такие культовые картины, как — «Вспомнить всё» и «Робокоп». Сюжет фильма развивается между детективом Ником Карреном (Майкл Дуглас) и обольстительной писательницей Кэтрин Трамелл (Шэрон Стоун). Ник занимается расследованием жестокого убийства, произошедшего при странных обстоятельствах, подозреваемая Кэтрин, которая описывала в своих книгах идентичные преступления увиливала и применяла все свои женские штучки, чтобы оставаться вне подозрений, манипулируя тем самым всех вокруг и пробуждая те самые, основные инстинкты. Фильм просто потрясающе снят, очень смело, провокационно, красиво и самое главное — грамотно во всех смыслах этого слова. Держит в напряжении, путает зрителя, вроде бы, казалось, что всё очевидно, но сюжет построен таким образом, что любой фрагмент сбивает с толку. Очень интересно подобраны актёры, Майкл Дуглас спустя 5 лет сыграет в фильме «Игра» (1997), где сюжеты похожи лишь тем, что «игра», это сердцевина обоих фильмов. От Шэрон Стоун просто невозможно оторвать глаз, настолько она убедительно и сексуально играет и входит в доверие к зрителю, что это невозможно описать словами, это нужно видеть. 10 из 10
Часто ли у Вас после просмотра фильма создается ощущение, что Вы прикоснулись к чему-то действительно качественному? Не в плане того, что над картиной висят оскары, слава и куча отзывов, а чисто Ваше мнение. Основной инстинкт заставляет мыслить именно так. Вы смотрите кино в котором нет ничего лишнего, в котором каждый момент важен, каждый персонаж нужен и упускать что-то из виду опасно. Основная прелесть этого триллера в том, что загадка решена еще в начале, просто с ходу. Однако, не торопитесь закапывать интригу, с каждым новым эпизодом она будет раскрываться перед вами в новом ракурсе. И, несмотря на всю ясность, после финала Вы будете чувствовать какую-то недосказанность… А еще в фильме СЕКС, много СЕКСА. В какой-то мере это полноценная эротика, но все это лишь нужный фон, на котором контрастно вырисовывается интересная сюжетная линия. Признайте, Вы редко встречаете картины, которые насыщают темой «ниже пояса» так грамотно, что смысл и интересный сюжет не теряются в голове. Так же стоит отметить хороших актеров, которые сыграли свои роли на высочайшем уровне. Все таки играть «двинутых» интеллектуалов не каждому дано. Музыкальное сопровождение картины поставлено так, что играет где-то в глубине вашего сознания, а не в динамиках. Оттого манипуляция напряжения определенных моментов далась создателям на ура. Не пугайтесь возраста фильма. После просмотра вы не поверите этой цифре. Хвалить можно бесконечно. Лучше просто посмотреть…
Фильм Пола Верховена «Основной инстинкт» уже давно занимает свое место в ряду лучших триллеров, если не стал своего рода классикой жанра. Во многом это заслуга обольстительной Шэрон Стоун, своей игрой добавившей картине шарма, саспенса и эротики. Фильм замечателен и своей эстетической составляющей: Стоун, изящно затягивающаяся сигаретой и раскалывающая лёд (в том числе и между людьми), роскошный интерьер особняка знаменитой писательницы, точеные линии чёрного «Lotus», мчащегося по встречной полосе, и недосказанность как главный инструмент, удерживающий зрителей перед экраном. Незадачливый, скрывающий пару скелетов в своём шкафу детектив Ник Каррен вынужден расследовать дело о зверском убийстве популярной рок-звезды. Казалось бы, случай кристально чистый: тут вам и кокаин на блюдечке, и привлекательная любовница, и отсутствие у последней алиби, но вот только, какой же злодей будет описывать изощрённый способ убийства в своём бестселлере, а потом решится совершить совершенно идентичное преступление? Разве что очень недальновидный. По ходу развития сюжета одна интрига сменяет другую: что скрывает Кэтрин Вулф? Кто станет следующей жертвой? И действительно ли полицейский психотерапевт та, за кого себя выдаёт? Отдельного упоминания заслуживают красивые и страстные эротические сцены, напряжённость и острота взаимоотношений главных героев и реки крови, беспричинно (на первый взгляд) льющиеся то из одного, то из другого персонажа. В «Основном инстинкте», как и во многих качественных эротических триллерах, присутствует маятник, качающийся от одной крайности к другой. Баланса нет, и поэтому повествование прыгает от одного острого угла к следующему. А уж непредсказуемый финал, как наиболее кульминационная точка фильма, заставит зрителя если уж не открыть рот от изумления, то точно нервно усмехнуться. 8 из 10
Вот такие фильмы мы называем образцовыми психологическими триллерами, на которые должны равняться новые мастера жанра. Перед вами идеальный пример фильма, сумевшего заставить кипеть кровь ценителей жанра, не показывая ни единого спецэффекта, а обходясь только качественной операторской работой и красивыми видами. «Основной инстинкт» направлен не на зрительное удовольствие, получаемое в триллерах другого типа от кроваво-мясных сцен, а на интеллектуальное, ведь весь фильм — сплошная головоломка, устроенная героиней неподражаемой Шерон Стоун, обладающей не только привлекательной фигурой, но и недюжинным умом, позволяющим ей превратить жизни нужных ей людей в свою площадку для взрослых игр. Фильм начинается с откровенной сцены, которая заканчивается жестоким убийством. Полиция начинает расследование и наносит визит одной из любовниц убитого, которая отрицает свою вину, утверждая, что ей нравилось спать с этим человеком. На её лице и в её интонации нет никаких эмоций, словно она в этом деле совершенно посторонний человек. Но полиция продолжает подозревать именно её, поскольку эта женщина написала роман «Любовь — это больно», в котором описаны точь-в-точь такие события, что произошли с любовником писательницы. На допросе главная героиня ведёт себя легко и непринуждённо, словно ей ничего не грозит. Она общается с полицейскими на равных, раздвигает ноги перед ними, чтобы продемонстрировать свою женственную натуру. Более того, эта женщина знает секреты и о самих полицейских, и умело сталкивает их лбами, продолжая мило общаться с тем, о ком узнала всё, и который совершенно без ума от роковой леди. А ей нужно, чтобы в её новом романе кто-то погиб, чтобы это произведение пользовалось популярностью… - Какой же магнит у неё между ног, что ты совсем башку потерял? Разумеется, в фильме будет не одно подобное высказывание с экспрессивной окраской — будет множество умных, но, при этом, вполне доходчивых диалогов, зрителя ждут невероятные сюжетные повороты, занимательное расследование преступления, в котором может быть замешан кто угодно. Всё продумано до мелочей, героиня не устанет удивлять своим поведением и манерой общаться с теми, кто может прямо сейчас арестовать её по подозрению в убийстве, но кто докажет, что написанное в её романе сделано ей самой? Криминал, психология, эротичность — то, что захватит вас в этом творении и не отпустит до финала, который вряд ли кто сможет предугадать. Этому произведению искусства подражал даже вполне самостоятельный режиссёр Дэвид Финчер, которого в народе уважают не меньше, чем Пола Верховена — триллер «Исчезнувшая» 2014 года не уступил «Основному инстинкту», а встал на один уровень с классикой. Высокое искусство, которое захочется пересмотреть. 10 из 10
« — Курение не убийство — можно бросить.» (с) Если назвать «Основной Инстинкт» Пола Верховина родоначальником жанра «эротический триллер» — это будет не совсем верно, поскольку снимали подобное и до него. Например остросюжетный фильм с тем же Майклом Дугласом «Опасное Влечение» — вышедшего за 5 лет до этого. Однако, если в прежние обращения к теме сексуальных отношений героев, их поведение подвергалось критике по каким — то семейным или иным моральным критериям, и вокруг этого строился весь сюжет фильма; то голландский постановщик перебравшись в «страну свободы» об этом даже не задумывался. Его герои живут совершая разного рода и тяжести правонарушения: от употребления наркотических средств, до разнузданного секса с разного пола партнёрами, при необходимости совершая убийства — поскольку адреналин усиливает наслаждения. Проблематика картины больше не строилась на наказании персонажа, как это было в том же «Опасном Влечении» — где примерный семьянин однажды поддавшись искушению вступил в сексуальную связь со случайной знакомой, которая оказавшись психически нестабильной женщиной, которая после устроила решившему с ней порвать любовнику сущий Ад. В «Основном Инстинкте» всё гораздо проще, но в тоже время и сложнее. Его главный герой, которого по совпадению играет тот же актёр — Майкл Дуглас — полицейский, оказывается увлечён опасной и сильной личностью — писательницей детективных романов, вокруг которой вертятся бывшие убийцы — так или иначе оправданные или сумевшие избежать сурового наказания, а некоторые её знакомые трагически погибают. Несмотря на исходящую от роскошной красавицы — блондинки опасность, мужчина находится во власти движущего им «основного инстинкта» — а это значит, что история однозначно не может закончится хорошо… Сценарий был написан писателем Джо Эстерхазом, который после выхода картины был издан в виде самостоятельного литературного произведения — за который автор получил огромный даже по нынешним временам гонорар — 3 миллиона $! Правда, взявшийся его экранизировать режиссёр часто вступал со сценаристом в прения, убеждённый в том, что снимать следует только так а не иначе — как он видит себе его воплощение на экране. Комитет по цензуре бесконечно доставал режиссёра — требуя вносить те или иные правки и сокращения. Ибо то, что хотел показать в своём фильме постановщик — было слишком даже для нравов раскрепощённого Голливуда. Известно, что категорически запретили демонстрировать на экране эрогированный член (против того, чтобы снимали его пипиську крупным планом был и сам Дуглас), во избежание заражения и в целях гигиены — гениталии снимавшихся в более чем откровенных сценах артистов, были защищены от прикосновения друг к другу специальными целлофановыми салфетками. По причини огромного количества эротических сцен, от проекта отказались ранее планировавшиеся на главные роли Ричард Гир и Джулия Робертс (которых хотели сюда затащить очевидно на волне сногсшибательного успеха «Красотки»), Мэл Гибсон и Мэг Райан, назывались имена модных тогда актрис Мишель Пфайфер и Ким Бэйсингер и другие «звёздные» имена. Но в итоге были утверждены Майкл Дуглас (которого по какому то недоразумению в последствии даже номинировали на «Золотую Малину») и Шерон Стоун. Если первый был к тому моменту суперзвездой американского кино, ни только как актёр (вышли культовые «Уолл Стрит», «Опасное Влечение», «Роман с Камнем» и др.), но и как продюсер (имел Оскар за «Пролетая Над Гнездом Кукушки»), то вторая — ставшая главной звездой «Основного Инстинкта» — на тот момент была всего лишь одной из множества голливудских старлеток. На кастинг попала благодаря самому Полу Верховину, у которого ранее сыграла небольшую, но в силу эффектной внешности — запоминающуюся роль в фантастическом боевике «Вспомнить Всё». Говорят, по началу Стоун была крайне зажата и даже «запорола» много важных дублей, что даже режиссёр грозился заменить её другой актрисой, если она не будет более свободной и способной на провокацию. К счастью, актриса поняла, что в её 34 года — этот проект последний шанс закрепиться в Голливуде, и в дальнейшем играла не просто раскованно — а агрессивно манипулирующе, по отношению к своему партнёру по площадке и кровати. Так же, немалых трудов Верховину стоило сохранить в фильме одну знаменитую сцену, которую требовали вырезать по цензурным соображениям. Сейчас она уже не вызывает того провокационного шока, но по прежнему считается образцом операторского искусства, когда наше собственное воображение и так называемый «25 -ый кадр» — доделывают остальное, помимо показанного на экране изображения. Вообще, в техническом плане картине невероятно повезло. Снимал её выдающийся оператор Ян Де Бонт, саундтрек для неё писал композитор Джерри Голдсмит — сочинивший прекрасно нагнетающие саспенс мотивы. Помимо Майкла Дугласа и Шерон Стоун — активно обнажающихся в кадре, запоминающиеся роли и у других исполнителей. Красавица — брюнетка Джинн Трипплхорн в роли курирующего персонажа Дугласа — детектива Ника Каррэна полицейского психиатра — Бет Гарнер. Джордж Дзундза — исполнивший роль друга Ника — детектива Гаса Морана, который пытается спасти своего приятеля от коварной и хладнокровной обольстительницы. Дэниэль фон Бэрген — в роли неприятного лейтенанта особого отдела Нильсена. А так же симпатичная Лейлани Сэрель — сыгравшая опасную лезбиянку Рокси — подругу Кэтрин Трамелл — писательницы — миллионерши, развлекающейся тем, что ради опасных игр убивает людей… Захватывающий, буквально пропитанный густым эротизмом триллер Пола Верховина — выйдя в прокат, вызвал бурю зрительских и критических эмоций. Став одним из коммерческих лидеров богатого на хиты 1992 -ого года. Собрав при 50 миллионом бюджете — более 350 миллионов $! Годами успешно продаваясь на видео, «Основной Инстинкт» — стал таким образом одним из основоположников криминально — психологического триллера, столь популярного в первой половине 90-ых, когда на экранах появились такие жанровые шедевры как фильм Верховина и «Молчание Ягнят» Деме — определившие политику Голливудского кино на годы вперёд. Так же, будучи столь раскрученным представителем поп культуры — «Основной Инстинкт» долгое время поддерживал звёздный статус давно вышедшей в тираж Шерон Стоун, у которой больше не было равнозначных этому фильму творческих успехов. Что в дальнейшем и сыграло свою роль в её убеждённости в собственной значимости для кинематографа Голливуда, когда она организовала много лет спустя создание сиквела, в котором вернулась к прославившей её роли. Что фактически стало концом её актёрской карьеры. Но это уже, как говорится — другая история. Пока же — пересмотрите это легендарное кино, и помните, что адреналин — усиливает наслаждение.
Хороший, сильный фильм от режиссера Пола Верховена, насыщен непрекращающейся и потрясающей очень тонкой психологической игрой между: мужчиной и женщиной, убийцей (маньяком) и жертвой, обвиняемым и потерпевшим. Фильмы Пола Верховена «Робокоп», «Вспомнить все», «Звездный десант» навсегда останутся эталонными в мире фантастики, которые будут еще неоднократно переиздаваться и продолжаться. Эта картина сделала мегапопулярной актрису Шэрон Стоун и записала ее в анналы кинематографа как хорошую драматическую актрису с очень высоким коэффициент IQ. Как женщина она меня не привлекает, поэтому оцениваю ее только за игру в конкретной картине. Ее последующие работы в фильмах, типа «Казино», «Быстрый и мертвый», «Сфера» лишь упрочили ее репутацию. Майкл Дуглас сыграл свою роль тоже на отлично, хорошо передал внутренние переживания своего героя, изменение эмоционального фона под воздействием на него различных внешних факторов, включая продуманную психологическую атаку со стороны героини Шэрон Стоун. Конечно же, без хорошо прописанной сценарной работы не обошлось, так как в этом фильме всё на своих местах, каждое действие имеет свое логическое продолжение, диалоги и поступки героев продуманы до мелочей, фильм держит в постоянном напряжении, отсутствуют затянутые или лишние сцены, персонажи раскрыты хорошо. Жаль, что картина не продублирована, это придало бы ей еще больше лоска. Я всегда отношусь довольно-таки настороженно к фильмам с категорией «R», т. к. не любитель ни сцен насилия, ни обнажёнки, ни наличие кровищи, поэтому сразу оговорюсь, что высокий рейтинг картина получила у меня не за откровенные постельные сцены и показывание Шэрон Стоун своих половых органов, а за построение картины в целом. 10 из 10
Эротические триллеры — жанр очень интересный, однако далеко не каждый его представитель становится шедевром. Дело в том, что главная задача таких фильмов — не просто показать красивую женщину, а сделать ее роковой красоткой, передать опасное влечение к ней окружающих мужчин, сделать так, чтобы зритель желал ее не меньше, чем главный герой… Именно таким и был «Основной Инстинкт». Главное достоинство фильма, на мой взгляд, это напряженная атмосфера, сочетающая в себе сексуальное желание и смертельную опасность. В этом плане кинолента напоминает некоторые представители классического нуара вроде «Леди из Шанхая» и «Двойной Страховки». Разумеется, эротический триллер не может обойтись без красивой актрисы. В «Основном Инстинкте» главную женскую роль играет Шерон Стоун и она здесь чудо как хороша, и нет ничего удивительного, что даже те, кто обвиняют ее в преступлении поддаются ее чарам. А эпизод с допросом ее героини в полицейском участке — одна из самых эротичных сцен за всю историю Мирового Кино… Отдельно хочется отметить музыку, которая дополняет происходящее и усиливает и без того напряженную атмосферу. На мой взгляд, «Основной Инстинкт» — один из лучших эротических триллеров за всю историю. Жаль, что таких фильмов совсем не много… 8 из 10
На днях появилось желание ознакомиться с культовой картиной «Основной инстинкт». После просмотра первых нескольких минут ленты, кажется вполне ясным, кто является виновником преступления. Главный герой — детектив Ник Каррен, тоже не будь дурак, буквально вопит любому встречному-поперечному имя убийцы. Однако, уверенность Ника постепенно тает, так как в бой вступает Основной Инстинкт… Но, по все порядку. Местную «рок-звезду на пенсии» находят мертвым в номере отеля, удовлетворенным сексуально, но с безобразно растерзанным горлом. Состав преступления, что называется, налицо: время смерти, орудие убийства — все установлено. Даже подозреваемый есть. Единственный. Некая гражданка Кэтрин Трэмелл — сожительница убитого. Красивая, но умная. Прямых улик не нашлось, да и из косвенных всего одна единственная. Дело в том, что гражданке Трэмелл, которая оказалась писательницей, принадлежит некая книга, где подробно описан случай такого же убийства. Детективы рьяно берутся за дело: с Кэт проводят собеседование, сканируют на детекторе лжи. Однако с писательницы все взятки гладки: в глазах всего отдела она чистая как слеза. Но детектив Ник Каррен не верит результатам тестов. Он твердо уверен в причастности гражданки Трэмелл ко всем безобразиям, произошедшим в отеле накануне. Писательница видит это и берется за новую книгу, герой которой — детектив, связавшийся с «плохой» девушкой… Расследование идет, а Ник, который сначала так рьяно рвал тельняшку на груди, все больше сомневается в виновности Кэт. Ознакомившись с прочей библиографией писательницы, Ник устанавливает, что содержание всех книжек — исключительно зверские с психологической точки зрения убийства. Обратившись к автору с вопросом вполне логичным «Каковы мотивы таких преступлений?», получает примерно такой ответ: мол, преступникам из ее книг было интересно, накажут их или нет, в конце-то концов. «Тварь я дрожащая, или право имею?» Ну, ну. В конечном счете, основной инстинкт превращает Ника из преследователя, в защитника Кэт. Наковыряв целую кучу всяческих ужасов из прошлого коллег, Ник таки подводит расследование к завершению. Как в любом хорошем детективе, зрителю, наконец-таки, показывают лицо истинного убийцы. Картина рассчитана исключительно на взрослую публику (в общем-то жанр обязывает). Показаны не только откровенные постельные сцены, но и довольно жестко выписаны характеры главных героев. Ник Каррен — протагонист картины, сам не без греха: пьет, курит, наркоманит, ругается матом (да и другими нехорошими делами занимается). Писательница-психолог Кэт — обладает почти сверхъестественным умом, красотой неписанной и полнейшим отсутствием стыда и совести, что позволяет ей пользоваться такими скиллами как: а) врать и не краснеть б) виртуозно манипулировать людьми Плюс различные второстепенные персонажи со своими «скелетами в шкафу». Подводя итоги Смотреть или не смотреть, решать вам. Кому-то понравится, а кого-то разочарует. Лично у меня особо тяжелого впечатления после фильма не осталось. Никаким откровением он для меня не стал. Но, в порядке ознакомительного просмотра, собственно, почему бы и не глянуть разок? Как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто рецензий перечитать… 7 из 10
До ужаса привычная и застрявшая в мозгу ржавой булавкой картина — человек идет в гору. Он растет, мужает, выучивается, строит карьеру, находит друзей, если повезет, то и верную спутницу. Так проходят год за годом, а не успеет он оглянуться, как старость медленно выплывает из-за горизонта и манит артритным пальцем. И вся жизнь кажется беспросветно скучной, если в ней не было безудержной страсти, умопомрачительного секса, безрассудного риска. Не было шока, раскатистым взрывом изменяющего весь привычный уклад и открывающего взамен стремительную гонку по встречной полосе. Мировое сообщество рассудительно полагало, что живет по единственно-правильному сценарию, где все расписано и понятно на годы вперед вплоть до гробовой доски. Но настал день, когда один нидерландский режиссер перестал разминаться на цельнометаллических, марсианских и прочих мегакрутых парнях и открыл изумленной общественности новый мир, который обладал такой палитрой красок вожделения, что нанес сокрушительный удар по скучным догмам, устаревшим правилам и ненужным порядкам. И хоть привычная формула «кино — это не жизнь» осталась в неприкосновенности, но после «Основного инстинкта» не осталось и тени сомнений — если и не все кино, то хотя бы его эротично-триллерно-детективное подразделение изменилось навсегда. Эпатажный постановщик из страны тюльпанов и красных фонарей шел на серьезный риск, ведь никакая репутация не уберегла бы, отреагируй публика не так, как предполагалось. Общеизвестно, Паул Верхувен американского периода куда проще самого себя нидерландских времен. На смену выдающемуся символизму и великолепной образности пришла крайняя жестокость, мощная динамика и сильный уклон в сторону коммерциализации. Если добавить к этому статную фигуру Майкла Дугласа, который стал слишком известен после лайновского «Рокового влечения», и годившуюся прежде лишь в «заплечные» подруги Шэрон Стоун, то приходится в стотысячный раз констатировать знакомую аксиому «риск — дело благородное». Впрочем, рискуй — не рискуй, а вся постановка фильма, равно как и его действо, очень напоминает ходьбу по натянутому канату с ежесекундной угрозой сорваться и погибнуть. «Основной инстинкт» вошел в анналы кинематографии не только соблазнительным лобком и дивными ножками госпожи Стоун, но и своими цитатами, главная из которых прямо указывала на нездоровость или же чрезвычайный ум серийного постельного убийцы. Это в туповатом постапокалиптическом боевике бодро звучала фраза «чтобы поймать одного маньяка, нужен другой». Применительно к «Основному инстинкту» следовало сказать «чтобы отловить одного спятившего, нужен еще один». Парочка явно больных личностей долго не пряталась за кулисами. Ник Каррэн и Кэтрин Трамелл вместе повсюду и везде — в доме подозреваемой, в машине, в полицейском участке и, наконец, в постели, при молчаливом сопровождении белого шелкового шарфа. Во множестве ракурсов сняты Майкл Дуглас и Шэрон Стоун, но ни один не дает ответа, кто же сильнее в психологической дуэли, которая объединяет две вожделеющие души. Неуравновешенный коп, что сгоряча лезет в драку, а затем будто вокзальную шлюху дерет бывшую подружку — достойный оппонент для обольстительной бисексуалки, от большой лени пишущей книжки. Подлинная трагедия — склонность Ника подпадать под обаяние новой знакомой постепенно. Сперва любопытство, позволившее узреть голую попку под белым платьем, затем небрежная фраза Кэтрин о ее новом персонаже, которому уготовлена роковая участь, и наконец, тот самый кадр во время допроса. Что способно стать неожиданностью для шикарной блондинки — можно лишь гадать, но очевидна ее потребность быть хотя бы раз обдуренной. Лесбийская тема, что в свое время наделала столько шума, неплохо иллюстрирует еще один образ героини Стоун — уязвимая, открытая и жалобно скулящая. Под архетип роковой женщины это подпадает с неимоверным трудом, зато как очередной ребус нидерландского придумщика — подходит идеально. Верхувен с завидной регулярностью обманывает зрителя, убеждая, что плотная эротическая аура скрывает под собой детективное нутро. А в действительности абсолютно неважно, Кэтрин ли совершает жестокие убийства или кто-то еще. За лишающую рассудка страсть, за прогоняющий покой безумный секс, за шокирующее предчувствие скорой гибели от ножа для льда можно простить любые игры с жанром, благо «Основной инстинкт» давно уже сам стал родоначальником. Насытиться ощущением смертельной опасности невозможно, потому и тянет так друг к другу Ника и Кэтрин. Давно уже забылось, что она главная подозреваемая, а он лишь прототип для нового романа, все мысли о новых ночах с новыми экспериментами и новыми гранями извращенной страсти. Такому вожделению, конечно, может найтись научное обоснование, но в случае с фильмом Верхувена старину Фрейда лучше отправить курить свою сигару. Нидерландский постановщик имел слишком внушительную свиту, чтобы лишний раз обращаться к психоанализу, и одним только визуальным рядом способен размолоть в труху все мыслимые сомнения о природе человеческих желаний. С позиции прошедших лет, особенно ценным видится возраст главных героев, ведь в условные двадцать пять ни Дуглас, ни Стоун не смогли бы передать гамму чувств, накопленных за прожитые годы. Выстраданная мудрость, невостребованная сексуальность стали двумя главными компонентами навечно пьянящего напитка, чье дно сообщается с черной дырой человеческой психики. А она диктует неутолимую жажду обладать, повелевать, подчинять и унижать. Обойдясь без сексуальных девиаций, Верхувен при помощи вполне ясного подхода раскрыл все лепестки цветка человеческой страсти. Скандал на скандале, шумиха, крики — возмущенная публика никак не ожидала увидеть такое кино. О кинематографических наградах можно смело позабыть, Шэрон Стоун никогда не отрешиться от своего безбельевого воплощения, на имени Паула Верхувена стоит штамп озабоченного, и лишь Майкл Дуглас тихонько посмеиваться — кобелям всегда везет. Но что-то идет не так, и больше нет продуманных сценариев в обществе сытых потребителей. Покровы сорваны, тела обнажены, а желание больше не под запретом. Эротика не ради секса, триллер не ради саспенса, а детектив не ради развязки — кино уникального набора черт и мощным бульдозером не сдвинуть с его места в истории. Шок может и должен быть желанным, люди созданы не только для рутины и обязательных дел, в жизни есть место экспериментам, лишь бы они имели адекватную цену. А «Основной инстинкт» при всей своей провокационности, изощренности, антитабуированности и смелости — вполне адекватное кино. Не было никакого тычка пальцем в небо, а был математически выверенный расчет самого Верхувена и его студийных боссов. Эти люди постановили — скандалу быть. Большой куш можно сорвать разными способами, выдающийся нидерландский режиссер пошел по самому сложному пути, и был-таки вознагражден. Громкие слова здесь совершенно не нужны, история сама все рассудила. Не имеет значения, сколько у людей инстинктов, если теперь любой знает — есть основной, а все остальные второстепенны.