Тени исчезают в полдень
- 14 фев 1972
После прочтения романа «Тени исчезают в полдень» с интересом посмотрела сериал. Если в книге больше всего захватывает само действие, то в фильме — образы героев. Благодаря игре актёров они получились очень объёмными и неоднозначными. Анисим Шатров (Лев Поляков) всю жизнь пытался искупить свою косвенную вину в гибели Марьи. Замкнутый, нелюдимый, он словно стал незримым защитником Зелёного Дола. И сколько же благородства и непроходящей боли в его взгляде! Нину Русланову сложно назвать красивой, но от её героини Марьи Вороновой просто невозможно отвести глаз. Как она была прекрасна, бросив к ногам Анисима добытую шкуру медведя, и сколько смелости и гордости было в ней, связанной на утёсе. В роли Захара Большакова невозможно представить кого-то, кроме Петра Вельяминова. Он не играет, а просто является единым целым со своим героем. Устин Морозов (Сергей Яковлев) неожиданно получился очень обаятельным героем, которому невольно сопереживаешь. Оказалось, что на протяжении всей жизни он пытался понять, в чём её смысл, и погиб, именно отчаявшись его найти. В конце фильма авторы несколько изменили судьбы некоторых героев, подарив счастье им и порадовав зрителей. За это хочется сказать отдельное спасибо.
Я читал «Тени», катаясь в автобусе по Европе. Может быть, как раз этим обусловлено возникшее ощущение — это одна из самых русских книг на моей памяти. Шут с ней идеологией, коей в книге предостаточно (а можно ли было в те времена не касаться ее?), тут надо смотреть на то, как показана русская деревня (Зеленый Дол) и природа (утес, Светлиха, леса, топи, луга) впитывать, пропуская через себя, описание народа. - Как ты не мог понять тогда — любовь не продается, не покупается! И силой не возьмешь ее. Она даром отдается. Характеры и внешность героев схвачены так, словно это не придуманные образы, а реально существовавшие люди (и понятно, почему, например, утес, где проходили съемки фильма, переименовали в Марьин, а на реальном утесе-прототипе на Алтае установили памятник Вороновой — настолько мощную легенду создал автор, так тронул струны души, так угадал что-то народное, вечное). И люди эти точно такие, как у Лермонтова: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!» Богатыри, титаны, глыбы, высеченные из камня. Гнут их предатели, мучители, беды, а не ломают. И даже те, кого повергает подлый враг, своим примером, памятью о себе бьют этого самого врага еще шибче. И неудивительно, что книга, так увлекающая, дарящая такое мало с чем сравнимое наслаждение в процессе чтения, получила почти идеальное киновоплощение в виде ставшего культовым у нескольких поколений сериала-саги, где едва ли не все актеры подобраны так удачно, словно это с них Иванов писал своих героев: и фантастическая Красная Марья (Нина Русланова) с ее бешеной энергетикой, и мягкий, но вместе с тем волевой Захар Большаков (Пётр Вельяминов), и магическая Серафима-Пистимея (Александра Завьялова) с одним из самых невероятных взглядов в истории советского кино, и суетливый пустобрех Тарас-Илья «Купи-продай» (Борис Новиков), и подлая Стеша (Элеонора Шашкова), и противоречивый Фрол Курганов (Валерий Гатаев). А вот один из центральных персонажей романа Устин Морозов (Сергей Яковлев) не вполне удался: в моем понимании он еще мрачнее, еще злее и гаже. - Через год погибла и сама дочь, незаметно, без слез, отправившись на фронт мстить за своего мужа, за этого невидного зеленодольского парнишку. Очевидно, для нее он был самым видным на свете. Самый интересный герой и книги, и фильма — Фрол. Марья и Захар — исключительно положительные, как Пистимея и Устин с Меньшиковыми — исключительно гадкие, подлые, гнилые. С ними все ясно. А вот Курганов — другой. Он до самого конца мечется, в его душе всю муторную и тяжкую жизнь идет сражение сил добра и зла. И, конечно, он один из титанов. К прекрасному сериалу можно предъявить разве что несколько претензий в плане того, что обошли стороной несколько важнейших пластов книги: почти не показали одну из главных тем — отвратительную деятельность сект; сгладили грешки молодости Кости Жукова, будущего Устина, не показали, как он страшно убивал, будучи немецким старостой, Полюшку; менее жестко показали сцены с убийством Марьи и актами покорности Серафимы мужу. Но это можно объяснить цензурой, сейчас бы это были сами лакомые для зрителя, рейтинговые куски. - Та девчонка, что на костре жгли, на горячих углях, — соплюха ведь была, горшком пахло еще от нее. У нее уже волосья затрещали, полыхнули огнем, а она голову вскинула: «Тятенька, ты учил меня стоя умирать». Стоя! Или не помнишь, забыл?! И они стояли все. Впечатление от романа в итоге не смогли перебить ни Париж, ни Бельгия, а я еще полгода искал «Вечный зов», пока не купил два тома в Москве. Многие говорят, что «Зов» (и кино, и книга) еще круче. Мне пока не верится. Куда круче-то? P.S. Если трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам» посвящен непосредственно Революции и Гражданской войне, то сага «Тени исчезают в полдень» повествует о борьбе красных и белых, которой нет конца не только в тридцатых, но и после войны, в мирное время. И борьба эта, как иной раз кажется, возможно, не окончена и сейчас. 8 из 10
«Тени исчезают в полдень» — советская драма, состоящая из мини-сериала, который был снят в 1971 году. Данная кинолента очень сильная, жизненная и правдоподобная. Она раскрывает истинную правду, как жили советские люди и что им приходилось пережить. Фильм несомненно имеет кинематографическую ценность, и я его оцениваю положительно, более того, считаю, что «Тени исчезают в полдень» — это золотая коллекция и гордость советского кинематографа. Мы видим жизнь героев, который жили в таежной деревушке. Бедные, советские люди ничего кроме работы и слез не видели. Их счастье было мимолетно. Они пережили сначала гражданскую войну белых и красных, а затем ужасное время Второй мировой войны. Мы видим судьбы героев, как они боролись и строили свой маленький мир, но среди них поселилось гнилое яблоко в лице бывших аристократов, которым пришлось жить бедно и забыть свои богатства… Данный фильм очень трогательный и замечательный. Он снят масштабно и достойно, и при просмотре это ярко чувствуется. «Тени исчезают в полдень» — это сама жизнь советских людей, переживших ужасные времена войны. Режиссура была сильная у картины, и актеры все сыграли правдоподобно и чисто. С детства мне больше всех запомнилась Александра Завьялова, которая сыграла Пистимею. Она просто шикарно сыграла главную отрицательную роль, и теперь эта актриса у меня всегда ассоциировалась с этой ролью. Борис Новиков весьма глубокий актер. Он сыграл и комичного героя, и где надо драматичного. Фраза его смешного героя «Залетишь под Фанфары» мне запомнилась на всю жизнь. Галина Польских чудесная, советская актриса, и в этом фильме она была такая юная и милая, и было приятно на нее такую посмотреть. Ее роль была интересная и сильная, героини много пришлось пережить. Сергей Яковлев тоже шикарно сыграл истинного злодея, и после фильма мне хорошо запомнился. Что касается Пётра Вельяминова, то он прекрасный, советский актер, и снялся в двух моих любимых советских сериалов, еще в «Вечном зове». Этот фильм просто потрясающий. Он глубочайший и точно раскрывающий то время и проблемы того времени. Герои истории были настоящие личности, и смотреть эту киноленту было действительно интересно. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков создали бессмертный, советский подарок. 10 из 10
Большой заголовок, не спорю. Придумывая его, мне хотелось показать именно цитату. А цитат много. И эта вспомнилась первой. Уж не знаю другого фильма и другой книги, которая так вселяет человека в происходящее. Так приятно становится брать книгу и окунаться в мир Зеленого Дола, деревеньки, каких сотни. И так же приятно включать телевизор и… смотреть экранизацию. Говорить тут мало. Я мог бы рассуждать о минусах… но не в этом фильме. Не хочется их замечать (может быть, потому что их нет?). Шикарная картина. Все умело выстроено режиссерами Краснопольским и Усковым (которые сняли еще и «Вечный зов» — не будем забывать) Что обращает на себя внимание, так это постройка моментом и глав как бы «по времени». То есть сначала идет колчаковщина, потом годы после нее, приезд Жукова-Морозова, Серафимы-Пистимеи и Тараса-«Купи-продай», жизнь, Великая Отечественная и т. д. В книге все это — то, что сейчас называют флэшбеками. Ну, что еще сказать? Все великолепно… 10 из 10 Отлично! И плюс такая же оценка «Вечному зову».
Думаю, ни у кого сейчас не возникает сомнений в том, что полдень, зенит советской цивилизации пришелся на начало семидесятых годов. Именно тогда впервые появилась возможность (и очевидной стала необходимость) осмысления, систематизации, кристаллизации важнейшего («того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять») из огромного количества цивилизационных мифов, накопившихся за годы космогонических катаклизмов, великих страданий и великих свершений периодов становления, защиты от внешних врагов, культурного и геополитического самоутверждения, и оформления этих мифов — существовавших до того, совершенно по Лосеву, в виде максимально интенсивной, эмоционально напряженной реальности панегириков и плачей - в единый и внятный народу эпос, повествовательно спокойный, идеологически ровный и взвешенный, богатый яркими, колоритными деталями, располагающий широким диапазоном отчетливых, характерных персонажей, имеющий в качестве несущей основы свой особый свод нравственных законов. И получилось так, что в из всех искусств важнейшем огромную эту задачу в основном решили два режиссера — Усков и Краснопольский, как раз в начале семидесятых вступившие в творческий союз с кряжистым сибиряком Анатолием Ивановым. Первая их эпопея создала вселенную советских былин, вторая эту вселенную конкретизировала и обживала. Новый мир вырастает у них, как и положено, из стихии природной, языческой — в тайге, в сельце Зеленый Дол, под древним зачарованным утесом, над речкой Светлихой. Первые обитатели этого мира почти неотделимы от среды; уходя в прошлое, они сливаются с природой (как у Николая Клюева: «вскормили нас ущелий недра, вспоил дождями небосклон, мы — валуны, седые кедры, лесных ключей и сосен звон»…). Первая героиня — красная Марья — совершив, подобно былинным богатырям, ряд подвигов за други своя, и после смерти не покидает родимого края, отождествляясь в восприятии потомков с гранитным утесом — устремленным ввысь, стойким великаном, охраняющим главное в жителях села — чистоту их душ, силу их духа. Бессменным оберегом зеленодольцев на земле после смерти Марьи остается председатель Захар Большаков — крестьянин, современный Микула Селянинович, сильный не количественно, но качественно, нравственно: спокойный, стойкий, простой, чуждый стяжательства, отечески заботливый, сдержанный, благодушный, скромный. Он печется об общественном благе, ничего ничего взамен, обделенный самым естественным, самым человеческим — семейным счастьем, но в этом самоотречении чувствуется высшая правда, былинная, древняя, несокрушимая логика — жизнь для других несравнимо значительней жизни в себе и для себя. Несомненно былинны, архетипичны и прочие персонажи — удалый молодец, доблестный воин, озорной до баб, но онедуженный внутренним изьяном, подленьким, грызущим его страхом Фрол Курганов, виртуозно меняющий личины лукавый бес-мироед Устин Морозов, тихая, но полная невообразимой внутренней силы и властолюбия колдунья Пистимея… Само визуальное решение, типажный подбор и грим актеров — с истовыми, иконописными ликами, ярыми очами, платками и бородами до бровей — вызывают в памяти славянский и былинный циклы Константина Васильева. Во всем, кроме одного: персонажи Ускова и Краснопольского — еще и несомненно живые, узнаваемые, по-человечески близки всем нам, родившимся в той стране (и тем в том числе, кто Сибири, как я, и не видел никогда), не только на каком-то интуитивном, культурно-генетическом уровне, но и в осязаемой индивидуальной памяти. «Тяга земная», сугубая привязка и привязанность героев к родному селу парадоксально, но глубинно внятно превращаются в повествовании в связи с огромной страной, малой частичкой которой чем дальше, тем ощутимее становится Зеленый Дол. Родимая сторонка, очерченная речкой, кромкой тайги, утесом, разрастается в родную ширь, родную даль, куда уходят эшелоны с зеленодольцами, встающими на защиту огромного — ради малого, родного, своего. Весь ужас войны далекой, но ранящей каждого по цепочке связей, по родственной включенности в народную семью — на лицах зеленодольских женщин, провожающих — скорбно и тревожно, поющих и работающих в одиночку — надрывно, заунывно, встречающих — в великой радости или с умирающей надеждой. Сознание народной силы доведено здесь до пределов смысловой и изобразительной мощи. «За князем — род, за серафимом — сонм, за каждым — тысячи таких, как он, чтоб, пошатнувшись, на живую стену упал и знал, что — тысячи на смену»… Тени исчезают в полдень. Но полдень цивилизации проходит, наступают сумерки, и тени появляются снова, одолевают свет, горевший, казалось, неугасимо, сгущаются до полной тьмы, ставящей под сомнение сам факт того, что свет когда-то горел. Так вот, такие фильмы — это доказательство того, что свет был. И залог того, что настанет новый день и тени исчезнут снова.
Сильный фильм, ничего не скажешь. Вышел бы в хорошем качестве — купил бы, не задумываясь. Ан нету. «Будем искать!» Чем привлекательно такое кино лично для меня? Люди. Характеры. Судьбы. Интересно наблюдать, как всё это меняется с течением времени. А, кроме того, ценности. Они ведь, как ни крути, одни — истинные ценности, я имею в виду. И такие фильмы, как этот, даже с учетом их дополнительной идеологической нагрузки, очень помогают не сбиваться с пути в погоне за мимолетными, кажущимися идеалами, целями и пр. Посмотришь хорошее кино, погрузишься в его атмосферу, в проблемы героев, и вроде как на себя примеришь: поступки, слова. Задумаешься. «Тени…» в этом плане очень качественное кино. Палитра персонажей просто широчайшая. На любой вкус. От законченного негодяя до положительнейшего героя. А уж тонов и оттенков — без счету. Мне, к примеру, Анисим Шатров импонирует очень. Ну, во-первых, сыграно очень достоверно, а, во-вторых, не может не задеть его трагичная судьба. Самое интересное, что умом понимаешь, сам виноват он в том, что так сложилась его жизнь, но сердцем поневоле человеку сочувствуешь. Или, скажем, Фрол Курганов — колоритнейший персонаж. Бесконечно можно спорить, пытаясь оценить его действия. А потому что, опять же, как образ сыгран здорово! Одно время я был ярым противником идеологии в фильмах, подобных этому, плевался было, дескать, фальшь, показуха, а теперь… Всё больше на другое внимание обращаю. На людей. На отношения. Другая то была страна, что и говорить. И в чем-то, думается мне, она была много лучше нашей нынешней. В чем именно? Смотрите кино — может, найдете ответ. Да, кстати, а не 10 только потому, что «Вечный зов» — еще лучше. 9 из 10
Один из самых великолепных фильмов советского кинематографа. Одна из самых блистательных экранизаций масштабной литературной эпопеи. Энциклопедия русской жизни. Действие происходит в деревне Зеленый Дол — начинается в преддверии Гражданской войны и заканчивается 50-ми послевоенными годами. Жила-была гордая и красивая Марья Воронова (Н. Русланова). Трудолюбивая, отзывчивая. Неудивительно, что именно она стала первым председателем колхоза Зеленый Дол. А с ней ее верные друзья и соратники — Захар Большаков (П. Вельяминов), Андрон (И. Рыжов), Антип (Е. Шутов). Раскулачивание привело к тому, что богатые братья Меншиковы — Демид (Р. Филиппов) и Филипп (С. Полежаев) оказались разорены и соответственно озлоблены на всю советскую власть и на Марью с Захаром в частности. Это по сути и есть предыстория. Единомышленников Демид Меньшиков находит в лице дочери золотопромышленника Серафимы Клочковой (А. Завьялова) и потомка хлеботорговца Константина Жукова (С. Яковлев). Они в компании Тараса (неподражаемый «Купи-продай» Б. Новиков) под вымышленными именами перебираются в Зеленый Дол. Теперь они пришлые люди — Морозовы Пистимея и Устин, а также их друг Илья Юргин (бывший Тарас). Пришлые люди прочно пустили корни в Зеленом Доле. Их задача — отомстить советской власти, испортив жизнь избранным зеленодольцам. Кознями. Сплетнями. Обманом и просто всеми возможными проявлениями подлости. Фильм, как и книга А. Иванова, интересен тем, что покрывает жизни нескольких поколений жителей Зеленого Дола. Здесь и коренные зеленодольцы Фрол Курганов (В. Гатаев), и уже упоминавшийся Захар Большаков, и Анисим Шатров (Л. Поляков). И более молодое поколение Степанида (Э. Шашкова), Наталья Меншикова (Л. Демидова), Ольга Шатрова (Г. Логинова). Судьбы всех героев тесно переплетены. Ведь у них общее дело. Общие заботы. Они любят. Страдают. Радуются. Ненавидят. Преодолевают тяжелые испытания. В этом фильме собран великолепный ансамбль актеров. Поднимаются вопросы семьи, любви, уважения, добрососедства, честности, человечности. Впрочем, здесь есть множество и других вопросов и проблем. Прекрасно прописанные и представленные герои. Лучшие представители русского национального характера. Это и работящий, заботливый, душой болеющий за колхоз и односельчан председатель Захар Большаков. И герой войны, трудяга без излишнего пафоса и амбиций Фрол Курганов — человек, которому нужна не столько семья и трудодни, сколько способность видеть звезды в отражении вод речки Светлихи. И Клавдия (Г. Польских) — сильная, самоотверженная и в работе, и в дружбе, и в любви. Положительные герои — образцы для подражания. Отрицательных типа Устина и Пистимеи ненавидишь до дрожи в пальцах и взрыва негодования от того, насколько далеко может завести приверженность идее и всесжигающая ненависть. Илья в виртуозном исполнении Б. Новикова вызывает и безудержный смех до колик, с одной стороны, и нервное презрение, смешанное с желанием придавить клопа, с другой. Этот фильм по-прежнему показывают каждое лето и не по одному телеканалу. И его по-прежнему смотрят. Уже в который раз. Мы уже знаем, что будет в каждую последующую минуту. Зеленодольцы стали нам как родные. При этом бессмертное творение А. Иванова, мастерски выведенное на пленку режиссерами В. Усковым и В. Краснопольским и оператором П. Емельяновым не перестает бередить наши сердца. И в этом великая заслуга прекрасных актеров — П. Вельяминова, В. Гатаева, А. Завьяловой, С. Яковлева, Г. Польских, Б. Новикова и многих-многих других. Эта великолепная картина — лучшая иллюстрация русского национального характера и жизни русского общества в лице лучших его представителей. 10 из 10