Вепрь
«Дeйcтвиe пpoиcxoдит пapaллeльнo в 1921 и 1974 гoдax. B 20-e гoды пpoшлoгo вeкa бoльшeвиcтcкaя вepxyшкa пpoявлялa cильный интepec кo вcякoгo poдa oккyльтизмy, в чacтнocти, к миcтичecким тaйнaм тибeтcкoгo бyддизмa. Ocoбo oтличилcя бapoн Унгepн фoн Штepнбepг, кoтopoгo пpoзвaли Чepным бapoнoм.» В аннотации все сказано неправильно. Такое ощущение, что те, кто писали этот текст сам фильм даже не смотрели, да и вообще плохо дружат с логикой. Во-первых, Буддизм — это мировая религия, а не какой-нибудь «оккультизм». Во-вторых, интерес к Буддизму проявляла не «большевистская верхушка», а бapoн Унгepн фoн Штepнбepг, который никак не мог быть заподозрен в симпатиях к большевизму, поскольку сам был белым генералом и с этим самым большевизмом собственно и сражался. Тем не менее, подобную лажовую аннотацию я виже абсолютно на всех без исключения сайтах, как будто один дурак написал, а другие дураки пошли копировать его текст на все странички, на какие только смогли. А теперь правда. Фильм основан на реальных событиях. В годы гражданской войны действительно был такой бapoн Унгepн фoн Штepнбepг, командующий азиатской дивизией белой армии. У него никак не получалось сладить с большевиками. Выйдет он на них, его разобьют, и он прячется в Монголии. Соберет силы и снова в бой. Его снова разобьют, и он опять в Монголию. А Буддизм он принял, чтобы заручиться поддержкой местных монахов. И они его поддержали. Потом он разбил китайцев, которые испокон веков резали этих буддистов, и стал главным на Дальнем Востоке. Только коммунисты его в конце-концов все-таки грохнули. Заманили в ловушку и там перебили все его войско. Так и закончилась его судьба. Собственно говоря, фильм можно было бы назвать историческим, если бы не параллельный сюжет про молодого аспиранта, сдающего диссертацию, из-за чего этот фильм можно воспринимать как два разных фильма. Наверное, автор посчитал, что сухой пересказ истории современному зрителю будет смотреть довольно скучно, поэтому и добавил в фильм элементы триллера. В конце-концов, мы видели много американских фильмов про различных животных, терроризирующие окрестности, почему не может быть аналогичного русского фильма? Я здесь двумя руками «За».
Очень многого ждала от этого сериала. Такое описание классное, сюжет интересный, мистика, которую я люблю. К тому же — участие известных актеров. Думала, получить удовольствие. Ничего подобного. Большей дряни я еще не видела. Один вепрь великолепен — это да, здорово сделан! А сам фильм, даже не знаю, с чего начать. Сюжет не нов. Уже не раз рассказывались истории про ученых, готовых идти по трупам ради своей гениальной идеи. Так что тут — не плохо и не хорошо, обычно. Исполнение — жуть полная. Такое ощущение, что авторы наконец то дорвались до возможности обхаять социализм и с упоением этому посвятили всю работу. Все коммунисты и комиссары по умолчанию сволочи, негодяи и подлецы. НКВД — это что-то запредельно страшное и видимо преступное. Одно сравнение. Бабушка рассказывает главному герою о том, как перестреляла всех коней своего конезавода, лишь бы они не достались красным, как же это на ее распрекрасных конях крестьяне землю пахать будут! Ужас! Такое пережить невозможно! И герой даже глазом не повел, даже посочувствовал старушке. А когда ему же сообщили, что его единственный здесь друг и защитник когда то давно, лет тридцать назад служил в НКВД (с фашистами боролся, как потом оказалось), герою плохо стало. Он целый день сам не свой был, видите ли! Деревня, которая описывается — сплошные алкаши и тунеядцы, за редким исключением. На что они все тут пьют беспробудно — не ясно. Вездесущее КГБ, тем не менее, прослушивает всех жителей. Обстановка в деревне скорее соответствует психушке закрытого типа — а авторы нам видимо пытаются сказать, что это нормальная обстановка в СССР того времени. Умирающий от саркомы легких (на последней стадии, по его словам ему меньше месяца осталось) бегает по всей деревне, везде успевает, всех контролирует и свидетелей между делом убирает. Ну очень правдоподобно! Да он уже и ходить то не должен, не то, что деятельную жизнь вести! У него же легких уже не осталось почти, значит дышит с трудом, а значит и сил не должно быть. В общем, жалею, что потратила целых 8 часов своей жизнь на это. 1 балл так и быть поставлю за актеров. Они же не виноваты, что им режиссер такую дрянь велел играть! 1 из 10
Давно руки тянутся рассказать пару слов об этом сериале. Вот и дотянулись, значит. Ну вот и скажу. А мысль у меня такая. Именно в таких проектах кроется великая сила земли русской. Не хватает для полной радости пары компонентов, и имя им — бюджет. Вот выделяли бы побольше деньжат под такое, и русский кинематограф восстал бы хоть как-то. Я в этом ни секунды не сомневаюсь. Что у нас есть? Проще говоря, есть Бондарчук и иже с ним — этакая попсовая волна, лепящая жалкие и несмешные пародии на голливудские блокбастеры, постоянно отвечая на несуществующие запросы. Есть фестивальное кино, и оно по большей части зрителю недоступно — либо физически, то есть в прокате не идёт, либо духовно — смотришь, а там какая-то дикая муть, будто фонтан Аронофски. Ну, и напоследок — фильмы для тв, то есть сериалы и странные однодневные полнометражки, которых потом даже на торрентах днём с огнём не сыскать. И сериалы эти тоже делятся и классифицируются, но это либо про любовь, либо по классике, либо исторические, и подавляющая масса продукции — брак. Впрочем, деньги вложены, проекты крутятся. Не спорю, есть исключения из правил — и они, как известно, правило-то и подтверждают, в пику сентенциям Шерлока Холмса. И этот сериал — один из таких везунчиков-исключенцев. Но это не главное. Главное — то, что сделало его таким. Не совпадение, не удача, а контент. И вот здесь есть в чём покопаться. Начать с режиссёра, который в списке моих самых любимых — Светозаров Дмитрий. Подобно многим другим неоценнённым творцам, его шатает из крайности в крайность. На ряду с шедевральными Псами, с нестандартным Танцором у него в пассиве куча всяких Оперов, Фаворских и Пореченковых безопасности. Но здесь он себя показал неплохо. Актёры тоже подобрались достойные — по сути, стандарт-набор для отечественного сериала, однако есть и непримелькавшиеся личности. Вроде главного героя, чем-то напоминающего Деревянко. Однако не он. И вот мы подходим к главному. Что же сделали эти актёры и режиссёр? Они создали удивительную историю, в которой каждый элемент интересен и в российском кино почти не раскрыт. Есть некая деревня, затерянная в лесах и снегах. В окрестностях её не любят — поговаривают, гиблое место. В самой деревне жителей не много, все в основном алкашня спившаяся — прям как в жизни. Есть некий страшный дух, шатающийся по местным лесам — тот самый Вепрь. Есть дурное прошлое в лице Чёрного барона и его связей с мистикой и Колчаком. И в эту кашу попадает главный герой, приехавший писать диссертацию о том самом бароне. Дикая смесь мистики, изолированности, великолепного пейзажа, Гражданской войны, таинственных смертей, кагэбэшных тайн, и чего там ещё только нет! А какие удивительные образы! Таинственный Филиппенко в роли престарелого гэбиста с саркомой, братья-танкисты, местные алкаши, которые окажутся «спойлерами», бывший чекист, наследные дворяне, сумасшедший учёный, странноватые политиканы-охотники, однорукий егерь… Вы видите, какие гротескно яркие элементы создают картину? Всё, что я перечислил — это словно тэги в облаке, причём немаленькой величины! И всё это подано на фоне совершенно кинговских настроений безнадёги, созданных снегом, мистикой и герметичностью. Множество прекрасных находок — братья-танкисты для меня до сих пор пример неожиданного сюжетного разворота. Полный переход из одного типа персонажей в совершенно другой — только маститые детективщики этим пользуются. А моложавый и нахальный чекист на крыше дворянского гнезда с красным знаменем, превратившейся затем в спившегося старика — это ли не прекрасный образ? И все не перечислить! Я не могу поспорить с очевидным — в сериале множество недостатков. Но в основном они сопряжены с количеством бюджетных денег, а не с ошибками режиссёра или сценаристов. Такие да, тоже имеются. Например, концовка всё-таки хромает — но не падает полностью, как во многих других произведениях отечественных творцов с тв. И суть не в этом. Пусть бы этот весь материал был подан в совершенно сыром виде. Пусть бы он весь был нарочито недоделан, а не в некоторых местах. Всё равно я бы смело указал на этот проект и заявил бы: «Равняемся на этих!» Почему? Потому что на основе совершенно аутентичных, русских образов (ну и немножко чукотских — всё равновместе в России живём), создаётся мистический триллер, который может конкурировать с западным продуктом. И при этом сам не становится западным — перенятие чужого опыта здесь не в виде плагиата, а в виде именно разумного перенятия опыта. Видно тут и Кинга, и Лавкрафта малость (по крайней мере, его Иннсмут сильно смахивает на здешнюю деревню настроением), и многое другое. Но при всём при этом получилось русское и удивительно прекрасное. Если двигаться в таком направлении — не слепо копировать, не искать свой мудрый артхаусный путь, а перенимать лучшее (!) и создавать своё, то результат превзойдёт все ожидания. Да, надо оговориться — сериал действительно гротескный, много иронии, видно, что сами создатели над своим сюжетом посмеивались. Но трэш — это не всегда мусор. И ироничные вещи, полные стёба и глупости, часто становятся прорывами. Пример — Пристрели их, Адреналин, Каннибал! Мюзикл. Делают глупость, получают шедевр. Ну скажите — много вы знаете русских современных триллеров? Хороших? А с использованием русских культурных образов? Много ли вообще произведений о нашей глубинке? Настоящей деревне? Пустых, вымерших улицах, заросших бурьяном выше головы, трёх с половиной жителях, ведущих себя как зомби, и полных духов и монстров лесах? Чёрт подери, да та же русская глубинка — непаханное поле с готовыми сюжетами для каких угодно жанров — и игровых, и артхаусно-мудрых. Так почему никто не пашет? Почему создаётся чисто урбанистическая культура, хотя у нас крестьянство в крови? Не буду дальше чушь нести. Вывод один и простой. Буквально рядом, за Мкадом, лежит страна, о которой сейчас ничего не снимается, разве только продолжение советских фильмов о колхозах. Они были хороши, но сейчас неактуальны. Куча образов и сюжетов, нужным нам и больше никому, валяется без дела. Что в это время делают буржуйские продюсеры? Лепят одинаковые «городские», так сказать, кинцы. Это не наша культура. А наша — вон она. В заснеженных деревнях, где домовые и Вепри до сих пор живут непуганные. А этот сериал — один из немногих, что идёт в нужную сторону. Пусть с самоиронией и малобюджетностью, но идёт. Честь и хвала создателям. Вот и сказал пару слов. 10 из 10