Умерь свой энтузиазм
- 15 окт 2000
Автор популярного в Штатах юмористического ситкома «Сайнфелд» Ларри Дэвид решил снять сериал про самого себя. И вот перед нами долговязый плешивый еврей за пятьдесят, безбедно и бездетно (по причине нелюбви к детям) живущий в одном из особняков Лос-Анджелеса с женой Шерил, и ничем значимым, в общем-то, не занимающийся. Ларри играет с друзьями в гольф, смотрит бейсбол, посещает вечеринки, играет главную роль в мюзикле у самого Мэла Брукса, ходит на многообещающие свидания и при этом влипает в неприятности, в большинстве случаев самим же спровоцированные. Для меня Ларри Дэвид — это Вуди Аллен с гипертрофированной вредностью, напористостью и эгоцентризмом. Те же жесты, та же мимика, то же потирание рук в затруднительных ситуациях. Недаром Ларри исполнил роль Бориса — альтер эго Аллена — в фильме «Будь что будет». «Curb Your Enthusiasm» — комедия положений. В начале каждой серии завязывается три-четыре параллельные сюжетные линии, впоследствии пересекающиеся. Фишкой сериала являются импровизированные диалоги при заданном сюжете, поэтому на лицах актёров иногда можно заметить еле сдерживаемую улыбку. Темы шуток лежат в немыслимом диапазоне от таких мелочей как открывание вакуумной упаковки и размер чаевых официанту до извечных проблем вроде секса (для Ларри и это источник проблем), расизма, мачизма, политкорректности, религиозности. Жду девятого сезона.
Ничего более скучного я себе представить не могла. Этот Дейвид, который постоянно хочет всем доказать, что он не такой как другие, попирает элементарные нормы морали (жена разрешает ему переспать с другой, потому что они видите ли 10 лет вместе, в этом их поддерживает даже раввин) и общепринятые правила поведения в обществе (можно что либо подарить кому то, а потом требовать это обратно, совершенно не смущаясь; забирать из рук мертвого человека на его похоронах клюшку для гольфа, потому что она нравиться Дейвиду). Из-за этого возникают постоянно проблемы на ровном месте (что абсолютно не смешно). Я уже не говорю о постоянном возвышении единоверцев над другими людьми (фразы из сериала: «еврейские мужчины — самые лучшие мужчины в мире», «все остальные должны перейти в нашу веру»), рассказы о своих ритуалах (сколько евреев должно быть на отпевании мертвеца, что такое мезуза, как проходит обрезание мальчика и т. д.) и это должно быть смешно для зрителя??? Какое то дешевое, низкопробное варево из наглости, кривляния и самовосхваления, которое ничего общего с юмором, а тем более с искусством не имеет. Местами бывает смешно, но не более того. 1 из 10
Что за человек этот Ларри Дэвид и почему он снял сериал про себя? Если вы знакомы с его предыдущей работой, культовым сериалом «Сайнфелд», то у вас не возникнет проблем с этим сериалом. На самом деле, название «Сайфелд» будет появляться в этой рецензии даже слишком часто. «Сайнфелд», который появился во многом благодаря комедийному гению Дэвида, стал культовым по многим причинам. Это и уникальный юмор, неординарные персонажи и атмосфера. В главной роли там снялся Джерри Сайнфелд, который играл выдуманную версию самого себя, и этот же приём Ларри Дэвид повторил в своём новом сериале, в котором он решил сняться сам. Впрочем, несмотря на множество сходств, это сериалы сильно разнятся. Прежде всего, «Curb Your Enthusiasm» выходил на кабельном канале HBO, который известен отсутствием любой цензуры, так что сериал получился без тормозов, персонажи в нём говорят на взрослые темы и не стесняются использовать крепкие слова. Но Ларри не пытался шокировать, он скорее хотел фантазировать на разные темы, в том числе темы социально значимые, и формат кабельного телевидения развязал ему руки. Этот сериал, как и другие работы Дэвида, не пользуется бешенной популярностью в странах бывшего СССР. Проблемы зрителя можно понять: зарисовки Дэвида как правило без проблем понятны американцам, но быт и реалии из «Curb Your Enthusiasm» будут казаться зрителям из других стран очень чужеродно. Многие вопросы и темы свойственны именно США, и будут непонятны нашему зрителю, да и многие шутки и персонажи просто не кажутся уместными и понятными. «Сайнфелд», также здесь малоизвестный, и то по духу и быту гораздо ближе. Впрочем, если преодолеть эту культурную стену, можно увидеть, что персонажи-то по своей сути нам знакомые, их проблемы зачастую нам известны, да и люди на самом деле везде одинаковы. К слову, появившийся в одной серии русский очень красноречиво проиллюстрировал разницу в менталитетах. Как всегда у Дэвида, сериал делают персонажи. Тут они получились ещё более живыми, чем в «Сайнфелде», реалистичности им добавляет меньшая карикатурность и огромное количество приглашённых звёзд, которые играют самих себя. Среди громких имён можно выделить Мела Брукса, Бена Стиллера, Мартина Шорта, Мартина Скорсезе, Дэвида Швиммера, Майкла Джей Фокса и многих других. Каждый из гостей играет яркую роль и запоминается надолго. Часто появляется в сериале и весь каст самого «Сайнфелда». В сериале можно выделить 4 главных персонажа. Первым является непосредственно сам Ларри Дэвид. Невротичный, прямолинейный и крайне неловкий среди людей, он олицетворяет в себе всех персонажей, которых Дэвид придумывал для «Сайнфелда» и иллюстрирует очередной образ «антисоциального еврея», который так популярен в американской комедии. Это и логично: срисовывав с себя персонажей всю свою жизнь, Ларри решил наконец назвать персонажа своим именем и дать ему свою жизнь. Ларри, как полагается, вечно попадает в скользкие ситуации, магнитом притягивает проблемы и постоянно умудряется кому-то помешать. Из-за своего характера, Ларри постоянно говорит не то, что принято, и получается из этого столько всего, что и сериала не хватит. Джефф Грин (которого играет Джефф Гарлин) — не менее интересный персонаж. С самого начала он не вызывает никакой симпатии: в самом деле, более классического персонажа сложно нарисовать. Мы все знаем таких «джеффов» — непримечательная внешность, постоянно пилящая жена, любовницы. Его не за что любить, но и смотреть на него без улыбки сложно. Шэрил Дэвид (Шэрил Хайнс) — жена Ларри, которой постоянно приходится отдуваться за его выходки и вести в связи с этим весьма неловкую жизнь. Шэрил — очень приятный персонаж, и порой её действительно жалко после очередной выходки Ларри. Сьюзи Грин (Сьюзи Эссман) — жена Джеффа. Неприятная, крикливая, постоянно матерящаяся и конфликтная женщина, она даёт нам понять, почему Джефф решил заводить любовниц. Впрочем, несмотря на поведение, Сьюзи вызывает улыбку каждым своим поведением, настолько она настоящая, нелепая и, как говорят американцы, over-the-top. Формат этого сериала тоже интересен: делая общие сюжетные очерки, Дэвид не заставляет актёров запоминать реплики, вместо этого им предлагается импровизировать на ходу (такой приём называется retroscripting), и получается в результате продукт живой, интересный и очень смешной. Несмотря на нескованность сценария, сюжетные арки, хоть и довольно общие, присутствуют у каждого сезона, и все серии как правило завершаются эффектным финалом. Такая конструкция делает этот сериал более завершённым и структурированным, чем предыдущие работы Дэвида. Сам сериал особо ничем не заканчивается, и в этом весь Ларри: никогда не ставив себе рамки, он решил и тут не ставить точку, и ни раз упоминал, что сериал ещё может вернуться, так что поживём, как говорится, и увидим. Стоит ли смотреть этот сериал? Да, если вы любите и интересуетесь американской культурой, острым юмором на актуальные темы и вам нравятся сериалы в духе «Сайнфелда». Этот сериал будет сложно понять тем, кто отвергает всё чужое, но если вы открыты новому, вас может ждать настоящее сокровище. Ларри Дэвид — титан американского юмора, и в своём последнем сериале он демонстрирует все сильные стороны своего таланта. Стоит заметить, что узнать можно не только много нового о культуре, но и увидеть яркие примеры, как можно умело и разнообразно материться по-английски. В целом я даю этому сериалу строгую рекомендацию и советую смотреть его в оригинале и с субтитрами, которые несложно отыскать. 8 из 10