Самый длинный ярд
- 21 авг 1974
Один из самых кассовых фильмов 1974 года. В частности, в США он обогнал такие хиты как 'Убийство в Восточном экспрессе' Люмета, 'Чайнатаун' Полански. Фильм даже выиграл 'Золотой глобус' как лучшая комедия или мюзикл. И это неспроста. В сущности, простое кино о матче заключенных и охранников в тюрьме получило большую популярность благодаря легкости изложения, блестящим диалогам и замечательной актерской игре всех без исключения актеров. Усиливает впечатление странноватый продажный футболист Пол Кру в исполнении Берта Рейнольдса. На мой взгляд фильм в гораздо большей степени раскрыл тему тюрьму и свободы, чем например, превосходно сделанный 'Хладнокровный Люк'. Лучшая работа в кино Берта Рейнольдса. 9 из 10
Своеобразный, нестандартный и непривычный для своего жанра фильм, представляющий собой некую помесь комедии, криминальной драмы и спорта, жанр который условно можно охарактеризовать как 'Prison movie'. Признаюсь честно, я ожидал увидеть перед собой тяжёлую философскую тюремную драму в стилистике 'Мотылька', 'Хладнокровного Люка' или Кто-то там наверху любит меня, вместо этого моему взору предстал достаточно лёгкий и запоминающийся фильм о командном духе, о духе который можно описать как 'Один за всех и все за одного'. Безусловно в фильме присутствуют и элементы трагедии, и возможно даже кто-то из зрителей найдёт там для себя философскую составляющую, но в целом лента выглядит как обычный, модный в то время спортивный фильм о 'духе победы ' в котором умело завуалированы как и комедийные составляющие, как и драма, так и криминал. -Ты давно в этом дурдоме, папаша? - Тридцать четыре года. - Тридцать четыре? -Да, последние шесть с половиной в этом болоте.. . Фильм интересен не только потому, что является причудливым синтезом нескольких жанровых форм, он так же интересен тем, что в нём в главной роли предстаёт знаменитый Берт Рейнолдс, тот самый бунтарь - 'Бандита' из культовой комедии 'Смоки и бандит', здесь он тоже является в образе этакого 'бунтаря без причины' - бывшего профессионального футболиста Пола Круи, которого сажают в тюрьму за превышение скорости и пробывшего некоторое время в тяжёлых и жутких тюремных условиях, заставляют заключить сделку с жестоким и бесчестным комендантом тюрьмы - ультиматум состоит в следующем: он должен в рекордные сроки организовать и хорошо натренировать команду заключённых для матча со сборной охранников, но при этом его 'подопечные' должны проиграть 'Охранникам'. И всё это в обмен на досрочное освобождение. Перед Полом возникает нелёгкий выбор: предать свою команду и получить путь на волю или выиграть, но потерять ключ к скорой свободе. Собственно в этом состоит вся суть фильма, не стоит ждать от него какой-то сверхнеземной глубины мысли или платоновских рассуждений о свободе и жизни, обычный фильм об обычных людях, обычных целях и вопросах, рано или поздно задаваемых любым спортсменом, хотя и обыграно и реализовано всё это на невероятно высоком уровне. 9 из 10
У Пола Круи – бывшей звезды футбола – наступила очень черная полоса в жизни. Парняга угодил на зону, но тихонько отсидеть свои 18 месяцев ему не дадут. Руководство колонии знает о славном спортивном прошлом Пола, а потому настоятельно рекомендует ему возглавить команду зэков, чтобы сыграть «матч жизни» против команды надзирателей. И игра должна быть очень хорошей. А вот результат предсказуем – зэки обязательно должны проиграть охранникам. Задорное кино, снятое в духе «Хладнокровного Люка», только с элементами стеба и без пафосного выпячивания «гимна свободы». Правда, и старина Роберт Олдрич, недурно так наследивший в 60-е (придумал моду на «геронтологический» хоррор, а еще и снял безбашенную «Грязную дюжину») не очень заморачивался с сюжетными ходами, сняв больше гротескное кино. Тот же герой Берта Рейнолдса в затравке, еще будучи на свободе, вытворяет какой-то безумный набор глупостей, по итогам которого таки оказывается на зоне. Но уже по ходу дальнейшего повествования, выясняется, что парнишка сидит не за угон автомобиля/нападение на полицейских, а за подтасовки каких-то там футбольных результатов. Да и в целом, герой Рейнолдса далеко не последователен в своих поступках. То он безбашенный идиот, а то готов не возникать в общении с начальством колонии, идя на все их первоначальные условия. Другое дело, что Олдрич особо и не претендовал на философичность и глубину. Режиссер в первую очередь снял залихватское развлекательное кино, где все выстроено по классической линии – завязка (бытие героя Рейнолдса на зоне), кульминация (создание боевой футбольной команды) и динамичная развязка (собственно, сама игра). И все это подается под аппетитным соусом без тягучести, пусть и с утерей некоторой понятийной стройности. Хорошо и исполнение. Берт Рейнолдс именно после этого фильма застолбил за собой в 70-е место одной из главных брутал-звезд Голливуда, и в целом, смотрится в ленте очень классно. Старик Эдди Альберт в роли начальника тюрьмы также чертовски хорош, и вообще, актер вышел на свой высокий уровень, когда ему было уже далеко за шестьдесят. Колоритен и второй план, где особенно выделяется Эд Лотер, недурственно отыгравший заместителя колонии. Олдрич сумел поставить и развлекательное, и динамичное кино, в котором тема протеста подана даже не через понимания необходимости свободы, а через спонтанное желание иногда на все плюнуть и постараться стать человеком, а не тварью дрожащей. Интересная жанровая солянка, в которой есть и тюрьма, и спорт, и брутальный юмор. И хотя мы с Робертом Олдричем больше встречаться не будем, режиссер и в этот раз сумел приятно удивить. 7 из 10