Девять жизней Нестора Махно
- 06 июл 2007
Посмотрев сей печальную экранизацию о прожитых летах Батьки Махно, вспоминаешь, каким душевным может быть кино. Таким простым, таким понятным. И с первых серий нам подают сей мужлана эдаким отъявленным простолюдином, гордым сыном степей и горячим на голову за дела селян — анархистом. Человек жил и видел свою жизнь нечто большим, видел, что способен изменить людской уклад, способен сделать так, чтобы всем на селе стало жить хорошо. Да только жизнь эта на селе не кончается. И за его задами тоже люди живут и хлеб жуют. И текут и них, протекая, классово-преобразовательные процессы сознания, что невольно создает грузную машину войны, где действуют свои законы — и где победит тот, кто больше крови-всех-вокруг прольет. И во всю эту мясорубку вливается Нестор, сплотив подле себя свиту единомышленников в утопичных идеях — слепой верой идя через интриги союзов «сквозь пальцы», подлых предательств, отрезвляющих разум уроков и личных драм, в обиход всего — оставаясь Нестором, ворочающимся домой. Напоследок, лишь поблагодарю за успешные старания передать все, как наяву из прошлого, поблагодарю за бесподобный актерский состав и, собственно, игру, поблагодарю за теплые чувства к земным степям, в кои с головой, после просмотра, хочешь окунуться и среди колосьев под голубым небом — забыть про войну, людские смерти и горе, оставив прошлое позади и учтя урок, кой стоит помнить и в жизни применять. Мораль сей басни такова. 1. Вспомним предательство Щуся — верного и преданного друга, и да научит нас смотреть на близких со всех сторон. 2. Поймем, что не все слепы идеи — истинны без логики, не усвоив этого, Нестор остался в летах лишь попутчиком революции. 3. Увы, но на войне без чести все средства хороши, а по сему, разделяй и сталкивай лбами, добивая оставшихся (по мотиву большевиков) 10 из 10
Павел Деревянко для меня был первоначально известен, как актёр, бывший комиссаром Фоминым в «Брестской крепости» Александра Котта 2010-го года. Именно бывший комиссаром, а не исполнивший роль: уж очень правдоподобно получилось. А теперь я досмотрел последнюю серию «Девяти жизней…» и понял, что тов. Деревянко рождён для таких ролей: бесстрашный комиссар Фомин, мужественно выносящий невзгоды войны, стоящий и ведущий своих людей до конца; бесстрашный батька Махно, мужественно выносящий невзгоды войны, стоящий и ведущий своих людей до конца. Настоящий царь Леонид Свободы. С точки зрения чисто технической всё замечательно: интересная тема, сюжет выдумывать не надо — читаем воспоминания Махно и Аршинова, реквизит, диалоги и, конечно же, шикарнейшие украинские пейзажи, блестяще играющие свои роли актёры — что ещё нужно? Всё же, если читать воспоминания даже самого батьки Махно, читаешь не столько дневник человека, сколько записки стратега от начала кампании и до конца. Пропитанные чувствами, жизнью, но, всё же, это — записки стратега, и то же самое — с дневниками Аршинова. В этом сериалу — отдельные пять баллов. Если быть точным, очень напомнило «Три возраста Окини-сан». С той разницей, что главный герой в книге Пикуля — белогвардеец, и его смерть прямо изображена. Правда, Коковцеву было, в чём раскаиваться, и он раскаялся, но вернуться не мог уже по той причине, что ему в посольстве отказали, а к Махно аж из этого посольства обращались с приглашением, но Нестор Иванович не принял. Ему раскаиваться было, ровным счётом, не в чем. Его сгубила ошибка, да, так же, как и Коковцева. Но ошибка не его личная, а ошибка других, тех, кто по существу, вероломно его предал. Иначе говоря, можно было бы сказать, что он идеален, ибо — большой плюс, но в бочке мёда, как всегда, ложечка дёгтя да найдётся. И что самое противное, так это то, что в душистом сладчайшем мёде горький дёготь становится в разы горче и противнее. Во-первых (и в-главных), меня поразила недостача персонажей, а иногда — их уродование в угоду совсем не понятно, чему. Последнее касается «Федоса». Феодосий Щусь, гениальный полководец, храбрый и безрассудный анархист, «правая рука» Нестора Ивановича и т. д. и т. п. в сериале показан в каждой бочке — затычкой, и всё время поперёк горла Нестору Ивановичу. Я даже не буду отмечать, что его показали этаким ублюдком без стыда и совести, после чего слова «Таких анархистов больше не сделают.» воспринимаются с тёмной иронией. Надо ли говорить, что он не убивал первую жену Махно и его сына, который умер от детской болезни, прожив всего неделю, а Настя исчезла после того, как Гуляйполе оккупировали австро-германские соединения? Кроме этого, не показано самое главное: именно жизнь Гуляйполя, того общества, которое строил Махно. Да, продолжительная война не позволила ей расцвести в полную силу, но она была. Были и школы работавшие, и заводы, что там — даже театры, в которых играли актёры-самородки из крестьян. Где это? А там же, где и петроградская и московская интеллигенция, из которой на весь сериал было видно только тов. Аршинова — нигде, кроме школы, в которой Махно находит свою вторую жену, которая приняла имя «Галина» уже после женитьбы. И зачем в картину ввели пана Данилевского, человека, которого не существовало, который был выдуман в советское время, и который никакого сочувствия не вызывает вовсе? Его персонаж раскрывается всего в двух до мозга костей пафосных сценах. И всё. Даже в сцене «мести» он жалок, и ничего, кроме ответной пули, ему не желаешь. Про карикатурного Троцкого, который всё время выглядит слегка подвыпившим и в таком пьяном угаре отдаёт приказы, пожалуй, промолчу. Во-вторых, на сериале очень сказался тот факт, что большая его часть снималась, преимущественно, в летнее время. От этого очень многие события оказались скомканы, некоторые — вовсе исчезли. Штурм Перекопа, происходивший осенью, показан кадрами чёрно-белой хроники, битвы под Перегоновкой, в которой махновцами была перемолота элита деникинских войск, не показано вовсе. Есть, впрочем, кое-какие намёки на то, что это вообще должен был быть полнометражный фильм, но так получилось, что биографию всего одного человека пришлось растянуть на сериал, да и то ужато: в каждой серии нам сразу пытаются поведать о многом. Но надо отдать должное тов. Каптану: невзирая на сжатость и недосказанность, история всё равно выглядит цельной и интересной. Самое главное в том, что очень многих она может смотивировать на изучение истории настоящей, особенно, с такими актёрами, особенно, с таким правдоподобным и продуманным Махно. Весьма рекомендую к просмотру. Это, товарищи, ШЕДЕВР! 10 из 10
Никогда еще анархия не выглядела так привлекательно. Особенно в событиях сегодня, после некогда прежде пройденной монархии и опробованной за ней позже коммуне. И на себе теперь уже проверенной демократии, на деле той же диктатуры, только кабалящей дарами свобод и равенства. В общем демократии, штыков и цепей такой мануфактуры, лучше которой к сожалению таки нет. Теперь, когда на наших глазах творится новая история, разыгрывается еще один театр боевых действий, для будущего неплохо бы оглянуться, мало ведь владеть настоящим. Только кто управляет прошлым, тот правит будущим. И надо заметить, что именно правит, а не властвует, над тем сценарием, что расчитан экономическим гением, делан жизнями вооруженных фанатов, и плодами которой, никак не можно не дать в пользование обычным негодяям. И такой мир, нескончаемо-перманентных войн, восстаний и драк, наклоняют не столько идеи и символы, а лидеры, в чьем облике есть что-то от демона, а не человека… да, и здесь Махно читает «Вадима» Лермонтова, он сочувствует социальной справедливости, пряча пистолет за иконой; он не без таланта ориентирует на свободу, так и непокорившейся со времен Емели Пугача и Стеньки Разина; он рассуждает по разделу земли, напоминая тем спор Столыпина и Толстого; мы слышим мораль истории про кельтов, римлян и варваров, и следом выверенную аксиому твердой руки, с которой трудно не согласиться. И сам Кропоткин оставляет, или даже вверяет, теорию великой революции. И он пробует, вразумляет и много чего еще, только без крови не получается. Свобода или смерть! похоже ли увиденное на неё? …оно спорно, истории перепишут кто победит, кто доспорит фразу в поезде, так чтобы не оставить ее незамеченной, или надуманной, или контекстом вырванной из немалого числа других слов. Не иначе как, которая подойдет на ответ, в корень всем неверным и потерявшим свое: «и какой ты низалежный, коли немцу жопу лыжешь?» Только теперь таких атаманов нет, да и времена сново не те: «шо казаку требо, мама? в степи хлеба, да небо…» Вот и все они ценности, да чтоб ребятишек еще полна хата. Иначе зачем..? Но сложно, даже батьке, остаться правым и последовательным на той вольнице, на той границе больших интересов и не меньших подлостей; постоянным, посреди меняющихся красно-белых обстоятельств, сохраняя даже неизменной саму благую цель, и вынуждено дефилируя между законом и сволочизмом, его порядком и своеволием. И что-то оборвалось, залихорадило, и была ли вообще надежда на победу? Неплохое кино, дурная правда, вихорь революции, утопия первой ее победы… надоели новые цари, руби дрова
Фильм не без недостатков. Они слишком очевидны, и говорить о них даже не хочу. Создатели фильма не совершили подвига, взявшись изобразить такую неоднозначную в русской истории фигуру. Сейчас достаточно доступного документального материала, да и тема давно не является запретной. Спасибо хотя бы за то, что попытались. Исторической достоверности от картины не ждала. Но фильм показался увлекательным, несмотря на то, что некоторые факты откровенно переврали. Картина заставила заинтересоваться личностью главного героя. В фильме есть несколько довольно сильных высказываний Нестора. Особенно поразили его очень простые слова: «Да жить надо всегда: закон такой». Они как нельзя точно отражают его суть. Не обладая крепким здоровьем, не получив нормального образования, этот человек оставался убежденным революционером и не попрал своих идеалов до самой смерти. Пребывая в нищете, сгнивая заживо, не нужный никому, он нес свой крест до конца. Особенная похвала — Павлу Деревянко. Несомненно, это его лучшая роль. Вот может же, поганец, если захочет. И режиссеры это понимают. Лунгин («Дело о «Мертвых душах» (Шиллер)) или Кончаловский (спектакль театра им. Моссовета «Дядя Ваня» (дядя Ваня)) абы кому роли не станут предлагать. Немного поразборчивей надо быть. 8 из 10
Сериал интересный. Интересное время, интересные персонажи. Махно — настоящий герой, верный своим принципам до конца. Он очень верил в анархизм как в науку и вёл себя как смелый исследователь, экспериментатор и экзекутор этой науки. Он мог стать красным, петлюровцем, белым или просто бандитом. Но он ничем этим не стал, неизменно оставаясь авторитарным анархистом. Как честный человек, он понимал, что ведёт себя порой жёстко и подвергал сомнению абсолютно всё, даже свой персональный авторитет, потому что не хотел становиться сволочью. Когда у него возникали сомнения в порядочности возглавляемого им движения, он был готов пожертвовать даже своим положением лидера. Он верил, что поступает по науке и поэтому не боялся проверять и испытывать практикой свою веру. Это был его неповторимый путь стремления к добру. В результате, он приобрёл бесценный для всего человечества боевой и духовный опыт. Иисус Христос по сравнению с ним младенец духа, хотя и основал целую пафосную и мистическую религию. Нестору повезло пока меньше, хотя и у него есть последователи, может быть, со временем возникнет и культ. И всё же, сбылось проклятие чувака в рясе, последователя христианской религии, который за деньги и продукты питания пудрил людям мозги и, нарушая тайну исповеди, стучал на них в жандармерию. Махно умер вдали от Родины, тяжело болел и был брошен на произвол судьбы. Правда, один раз напугал по просьбе своей дочери в зоопарке леопарда. В фильме вообще достаточно много пророчеств и предсказаний. Подчёркнуто ироничное отношение евреев к русской революции. Особенно это заметно в сцене, когда Махно соорудил свой легендарный флаг. Неплохую фразу сказал руководитель еврейской коммуны, что только сами евреи знают, что из них каждый второй дурак, а остальные доверчивые и малограмотные жители России считают их почему то умными и интеллигентно безобидными людьми, легко доверяя второстепенные руководящие должности, когда возникает спор между разными политическими направлениями, что и позволяет им при любой власти быть на всех ключевых руководящих должностях. Но как отличаются эти тщеславные, но добродушные и по человечески порядочные одесские евреи от зловещего и коварного беспринципного большевистского еврея Троцкого! Этот аспект тоже интересно было рассмотреть, потому что евреев как народ повсеместно преследуют за сионизм, причём страдают от этого, в основном, мирные жители. «Еврей никогда не будет расстреливать еврея». И действительно. Библейская история о том, как Иаков отобрал первородство у брата своего Исава, не только подтверждает эту концепцию, но также говорит о том, что евреи борются за власть, в основном, экономическим путём. Ближе к концу фильма, когда Красная Армия окончательно оказывается противником и угнетателем народной свободы, на руководящих должностях в Кремле явно не случайно по версии фильма уже сплошь евреи, что и вызвало, видимо, недооценку силы их организации со стороны Махно, расценивающего их как безобидное национальное меньшинство, потому что он не устаёт наступать на одни и те же грабли, всё верит им и верит. И всё же, в библии написано, что торжество Иакова, согласно завету Иеговы будет носить хоть и тотальный, но, всё же, временный характер. Хоть он всё и приберёт к рукам шантажом и хитростью, в итоге, всё же, должен восторжествовать его косматый брат Исав, так как он родился всё же раньше, несмотря на заявленное в фильме, что еврейскому народу 10 тысяч лет, а украинскому лишь пятьсот, и поэтому Земля принадлежит ему. Большевики неоднократно обманули и предали Махно. Но своё первородство революционного борца за свободу он им так и не отдал и не согласился продать за путёвку на лечение в Крым. Вот такая это была, на мой взгляд, история. Не знаю, есть ли в ней хоть какая нибудь не библейская, а историческая правда. История про пропавшую без вести молодую жену Нестора Настю крайне пафосна и потому, как я думаю, выдумана. Не могли анархисты и казаки так с бабой и дитём своего батьки поступить. Наиболее обдуманный катарсис от этого фильма лично я пока испытал такой: Уважайте еврея как и любого другого человека. Не нужно недооценивать. Если это простодушный, бесхитростный Исав, смело сотрудничайте с ним, но бойтесь хитрого, жестокого и беспринципного Иакова, пусть даже он не всегда еврей. В этом фильме есть два таких Иакова. Троцкий (еврей) и Мандолина (не еврей). (Лео Таксиль в своей «Забавной библии» сообщает нам, что имя Иаков переводится с древнееврейского «тот, кто запнул»). А ще краще, нікому з них не вірте, бо цих москалів не зрозумієш, хто голий, хто вдягнений.
Эх, яблочко, да ты моченое Едет батька Махно, знамя черное… Как-то потянуло посмотреть фильм про Гражданскую войну, но не с привычным «красно-белым» виденьем режиссёра, и в своих поисках набрёл я на «Девять жизней Нестора Махно». Да и такая повесть о легендарной исторической личности, как Нестор Иванович не могла остаться без моего внимания, и вот я начинаю просмотр. Занавес… Мертвые с косами вдоль дорог стоят Дело рук красных дьяволят Мертвые с косами сбросили царя Занималась алая заря… И вот он скачет рыцарь с чёрным флагом наперевес, вольнолюбец, защитник крестьянства от «диктатуры пролетариата», анархист, автор величайшего социального эксперимента на территории Украины — создатель анархической республики, злейший враг всех противоборствующих сторон в кровавой пучине Гражданской войны, ведь те выступали за «сильное государство», а он, наоборот, за его полное уничтожение, озаряющий поле боя своим криком: «Свобода или смерть!», — вот он, Батька Махно. В фильме его блистательно играет актёр Павел Деревянко, и почему-то, если кто-то говорит о Махно у меня в голове возникает образ именно Деревянко, хотя и есть достаточное количесвто фото настоящего, так сказать, Махно и схожесть актёра и Батьки весьма сомнительна, но почему-то именно так… Пароход идет мимо пристани Будем рыбу мы кормить коммунистами Эх, яблочко да с голубикою Подходи, буржуй, глазик выколю… Очень понравилось, что фильм достаточно объективен ко всем сторонам, противоборствующим в гражданской. Тут и белые, и красные, и чёрные и жёвто-блакитные показаны в нейтрально свете, то есть фильм не навязывает свою точку зрения, и это плюс. Основное внимание уделено именно проблемам, с которыми стакивался Батька Махно, когда строил анархическую республику, с точки зрения истории, конечно, тут присутствует много художественного вымысла, но общей картины это не портит, ведь это кино, а не учебник по истории. Правда, надо отметить, что некоторые исторические детали не были утеряны, это, например, и то, что загорелась ряса священнослужителя, когда крестили маленького Нестора, и его хитрый маневр с конницей и тачанками, и прочими приятными мелочами… Эх, яблочко, куда ты котисся Попадешь ко мне в рот, не воротишься Революция дала Махно всё: уважение людей, любовь, власть. «Как же так? Власть?», — спросите вы. «Ведь он был анархист, и вся полнота власти должна принадлежать народу, федерации коммун, и т. д., и т. п.», — и я вам отвечу, анархия вовсе не отрицает существования власти, но эта власть должна быть основана на авторитете лидера, на его всеобщем уважении, и Махно был таким лидером. Атаман, Батька, который взял ответственность за строительство нового будущего, без чиновников, без классов и тюрем, без панов и кулаков… И в фильме это просто замечательно показано. Вы можете сказать, что я мечтатель, Но я не один такой Надеюсь, что однажды вы присоединитесь к нам И мир будет един. И утописты, и романтики, и даже уже зрелые люди мечтают о справедливом обществе, в котором все будут равны, и во время гражданской войны в Испании (1936—1939) социальный эксперимент Нестора повторится, новые анархисты взойдут на баррикады, и так же потерпят поражение, уже под натиском фашистов и сталинистов, доказывая, что общество пока не стало на ступень своего развития выше, чтобы жить в идеальном обществе… А фильм таки хорош, только работа камеры не очень понравилась, а так всё было великолепно. P.S. В 1936 году, во время гражданской войны в Испании, именем Махно была названа одна из военных бригад испанских анархо-синдикалистов…
Сериал довелось посмотреть сразу после прочтения книги А. Веллера о Н. И. Махно. Личность этого человека последнее время интересует многих людей, ведь после многолетней советской пропаганды большинству обывателей известно о Махно лишь как о разбойнике и стихийном бунтаре, что, естественно, не так, по этому и пытаются люди докопаться до правды. Кто же был этот Нестор Махно, за что боролся?На этот вопрос пытается ответить сериал 9 жизней Нестора Махно. Начало 20 века выдалось очень непростым, особенно для нашей страны. В момент, когда стало очевидным-надо ломать старое, возник вопрос: но какое общество строить вместо старого?Выбор из политических теорий был действительно велик, но Нестор Иванович свой выбор сделал еще юношей. Большинству современных обывателей думается что во время гражданской войны противостояние шло между двумя сторонами-большевиками и монархистами. Но мало кто знает что огромную роль в свершении Революции 1917г играли анархисты. Анархизм-политическая идеология, основанная на одной простой идее- институт государства и капитал являются гегемонами и угнетателями человеческой личности и для построения свободного и справедливого общества его нужно уничтожить. Свободолюбивому Махно идея Свободы вместо диктатуры царей или большевиков пришлась по душе. Сериал с задачей показать более менее правдоподобный исторический портрет Нестора Махно в принципе справился. Но с некоторыми оговорками о которых чуть позже. Сейчас о плюсах. Не взирая на малобюджетность сериала видно-сделан он с душой. Именно с душой. Это пронизывает каждую серию, каждый диалог. Где то что то выполнено корявенько, где то батальные сцены подкачали, но в целом сериал очень неплох. Невзирая на трагичность происходящего на экране, сражения и смерти, авторы сериала разбавляют действо неплохим душевным юмором. Чего только стоит образ незатейливого пушкаря перевербованного Батькой. Отдельно хочется похвалить Павла Деревянко. Теперь при упоминании о Махно вспоминаю именно его образ в сериале. Теперь о минусах. Без них никуда. Во первых, непонятно, отчего Махно показан полуграмотным,«нахватавшимся по верхушкам». Достаточно прочитать его воспоминания, чтобы понять-он был убежденным анархо-коммунистом, неплохо подкованным в теории. В сериале показали что первое знакомство с теорией анархизма у Махно произошло в тюрьме. Но это не так, еще до попадания в тюрьму Махно состоял в анархической революционной организации «Союз вольных хлеборобов»,занимавшейся экспроприациями. В тюрьме он лишь отточил идеологическую направляющую, благо учителя в тюрьме у него были хорошие. Далее, непонятная, исторически неподкрепленная линия с исчезновением жены и ребенка Махно, якобы убитых его соратником Ф. Щусём. И потом, в сериале этого самого Щуся закалывают селяне, хотя известно что он погиб в сражении с белыми. Вот так вот. Видимо, авторы сериала испытывают некую неприязнь к этому персонажу. В итоге что мы имеем. В принципе, несмотря на исторические неточности, очень и очень неплохой исторический сериал о великом Человеке, всю жизнь отдавшему борьбе за Свободу и простых людей. Хотя бы за то, что показали этот образ не в дурном свете, как это делали в СССР, уже спасибо. Всем кто интересуется гражданской войной и личностью Нестора Ивановича Махно рекомендую! 8 из 10
Долго собирался посмотреть этот сериал. Честно сказать, не верил, что из затеи снять сериал на весьма спорную тематику может получится что-то смотрибельное. И в этом я ошибся, чему очень рад. Сериал снят очень продуманно, сюжет следует историческим фактам (да, не полностью, но от ТВ ожидать большего просто глупо). Прекрасно подобран актерский состав. Особенно хочется выделить Павла Деревянко. На мой взгляд именно таким должен быть настоящий атаман. Немного жестокий, немного веселый, но всегда справедливый (на свой, анархический, лад естественно). Павел для меня уверенно закрепился первым номером в списке современных российских актеров. Даниил Белых играл весьма колоритного и неоднозначного персонажа. И играл хорошо. Хотя по некоторым сведениям, Щусь не только красивые костюмы любил, но и лошадей своих в парчу и жемчуг наряжал… Думаю, сценаристы просто не рискнули настолько скатываться в треш (хотя история иногда бывает покруче любых выдумок). Ада Роговцева — тут, как говорится, без комментариев. Гениальная актриса прекрасно смотрелась в роли простой украинской матери, чьей единственной мечтой было видеть всех своих сыновей просто счастливыми. А, главное, живыми. Отлично смотрелся и Кирилл Плетнев в роли белого офицера. Хотя, на мой взгляд, его герою выделили слишком мало экранного времени, вследствие чего он кажется каким-то скомканным: офицер, человек чести, неутомимый и безжалостный. Но ведь он все же человек, а не робот, воюющий за царя-батюшку. Тот же Махно показан гораздо более человечным, по разному проявляя себя в разных жизненных ситуациях. И, конечно же, хочется отметить Олега Примогенова. Его Лева Задов — просто чудо. Прямой, наивный, злой. Возможно чересчур идеалистичный (ведь не может быть настолько обаятельного главы контрразведки армии), но все же. Прекрасные пейзажи Украины: степи, леса, реки. Красота! Нет пафосных батальных сцен. Хотя для меня это было плюсом, уж слишком лиричен этот многосерийный фильм для мясорубки 100 на 100 тысяч. Сериал затрагивает наиболее трагичные моменты истории русского и украинского народов. Четыре разных силы вели основные боевые действия на территории современной Украины: большевики, белые, махновцы, украинские националисты. Любой имел шанс на победу. Невольно ловишь себя на мысли, что все могло быть иначе, сделай Махно иной выбор. И очень радует, что сериал снят с максимально возможной свободой выбора для зрителя, оставляя вопрос: а кем бы был ты, родись ты тогда? Историю не перепишешь. Но и забывать ее не стоит. И пусть сериал лишь претендует на историчность, но общая хронология событий соблюдена четко, персонажи соответствуют своим историческим прототипам, а главное, сериал вызывает непреодолимое желание понять, а что же было на самом деле?
В обыденном смысле анархию мы понимаем как хаос, а хаос понимаем как беспорядок. Беспорядок вызовет децентрализацию системы и уничтожения старого порядка, хаос — это отсутствие каких-либо ограничений и стеснений, можно сказать, что это абсолютная свобода, которая меняется в бесконечно изменяющихся и неустойчивых структурах. Чтобы получить новый порядок, необходимо разрушить все формы порядка. Хаос придает форму новому порядку. Государство это последняя форма порядка. Таким образом можно заключить, что анархия это новый порядок. Или как сказал Прудон «свобода-мать порядка». Этатисты высмеивая анархистов, постоянно спрашивают, так что ж придет на смену государства? Анархисты не знают что будет вместо государства, но точно уверены, что это «нечто» будет порождено свободой. Наконец то я посмотрел этот сериал. Остался доволен. Ставлю этому фильму 10 из 10, только за саму идею. Плюс неплохо поставлен, с хорошей игрой актеров и подробным биографическим сценарием. Спасибо авторам за хорошо проделанную работу.
Скажу сразу, что оцениваю фильм исключительно по внутренней составляющей, то есть по содержанию, а не по спецэффектам. И в этом плане фильм бесспорно удался. Сценарий хороший. Все события, отображенные в фильме соответствуют исторической действительности и хронологии. Но главную часть фильма занимает персона Нестора, т. е. Павла Деревянко. Именно в этом фильме я познакомился с этим великолепным актером и именно после этой ленты он попал в число уважаемых мною деятелей кинематографа. Он так вжился в роль «батьки», что потом, когда читаешь книги про Нестора Махно он намертво ассоциируется с Павлом Деревянко. Режиссер и сценаристы смогли в полной мере отобразить образ личности Нестора Махно на фоне эпохи, показать его разным. Мы видим Нестора Ивановича отважным революционером, готовым бросится в самое пекло битвы, грамотным и состоявшимся идеологом анархизма, любящим отцом и мужем, и наконец, просто человеком, готовым идти до конца ради своих принципов и идей. Чем вам не пример для подражания? Отображение личности Махно под разным углом, позволило сделать фильм интересным для разных категорий зрителей. Его могут смотреть как простые любители кино, так и люди, интересующихся историей. Так же фильм имеет большое значение и для формирование взглядов на историю, так как это первый после развала СССР фильм про Махно, в котором его не называют «бандитом» и «контрой». Фильм мне очень понравился. Только вот немного жаль, что начался он уже с описания Махно-революционера. Было бы неплохо показать его детство. А для исторического, украино-российского сериала с небольшим бюджетом — очень хорошо! 9 из 10.
-Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля, Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы. Лермонтов «Бородино» Всем известно, что 20-й век выдался ох каким непростым для русского народа. Но почему-то исторически сложилось так, что в это тяжелое время воинствующего атеизма и тотального террора в России жили сильные духом люди, настоящие патриоты своего отечества, люди, которые не боялись отстаивать свои принципы, а если и ошибались, то платили за свои ошибки собственной кровью. Неизвестно, что было сейчас с нами, если рядом с нами не было бы их — Титанов, на чьих плечах держится мир. Памяти одного из таких людей и посвящен фильм «Девять жизней Нестора Махно». Этот фильм я посмотрела совсем недавно по совету знакомых. И не разочаровалась в своём выборе. Во время просмотра, я по-настоящему погрузилась в ту эпоху, в которой мне, к счастью, жить не довелось, но, увы, тень которой и сегодня лежит на судьбах многих людей. Этому способствовали следующие факторы. - Во первых, историческая основа фильма. Хороший сценарий, сильные диалоги. Четко идущая сюжетная линия. Правда, одноименную книгу я не читала, но думаю, что сценаристы во многом на нее опирались. События освящаются с нескольких сторон, и зритель может сформировать свое независимое мнение. - Во вторых, качественная игра актеров. Павел Деревянко, играющий Батьку Махно, не может оставить равнодушным. Колоритный, и немножечко наивный украинский акцент, выразительная мимика, походка, убедительный взгляд. Герой меняется, меняются его взгляды, меняются жизненные обстоятельства, но основа остается та- любовь к своей родине. В одном из эпизодов, когда крестьяне убивают одного из соратников Батьки, у его спрашивают, будет ли он мстить, Махно отвечает: «Да вы шо, братцы. Махно з силянами не воюе. ». И столько боли было в голосе Павла Деревянко-Махно, и столько отчаяния, что не поверить было нельзя- это действительно его война, его потеря. Также мне очень понравилась мать Махно, его соратники, жены, белогвардейские, большевики и, конечно же, товарищ Троцкий — настоящая «большевицкая сволочь». -В третьих, музыка. Ненавязчивая, но оригинальная, напоминающая степные мотивы. Очень подходила к происходящему в кадре. - В четвертых, сама картинка. Так как я не раз была на Украине, приятно было видеть знакомые пейзажи: бескрайние степи, красивые маленькие деревни и рощи. Не скажу, что батальные сцены меня впечатлили, но, по крайней мере было реалистично. А еще бы хотелось отметить работу костюмеров. Шикарные папахи и яркие платки я запомнила. Ну вот, кажется и все, что я хотела написать по поводу этого фильма. Большое спасибо всем, кто принимал участие в его создании. Рекомендую посмотреть эту кино-эпопею всем, кто интересуется историей и неравнодушен к судьбе Отечества, а также всем тем, у кого родные участвовали в тех событиях. Не пожалеете!
Фильм прошел на телевидении два года назад. Двенадцать серий. Никакой «воды», ничего, что режиссер придумал бы «от себя», всё строго соответствует биографии легендарного батьки, человека, оставившего кровавый, но вместе с тем выдающийся след в нашей истории. Снято по известным фактам, конечно, как было на самом деле теперь не узнает никто, но биографии создатели экранизации придерживались строго, за что им огромное спасибо. Я скептически воспринимаю наши исторические сериалы, все, кроме одного. «Девять жизней Нестора Махно» это очень красивый, динамичный фильм, который я не могу назвать сериалом. Интереснейший фильм-иллюстрация удивительной, непростой жизни, преданного своей идее до последней минуты, анархиста. Итак, собственно, фильм. Тяжелый для восприятия, заставляющий думать, осмысливать, и самое главное, сопереживать людям того времени. В первую очередь хочется отметить игру актеров. Всех. Начиная с талантливого молодого Павла Деревянко, так органично вписавшегося в роль батьки Махно, и заканчивая массовкой. Павел Деревянко сумел преподнести образ атамана так, что начинаешь видеть в нем не кровожадного бандита-революционера, а человека, болеющего душой за свой народ, который пытается сделать жизнь народа лучше. Любыми методами. Где-то жестокими, дерзкими методами, но он пытался сделать лучше для простых людей, крестьянства. Для России это было ново, Махно был тем, кто попытался сломать давно устоявшиеся на Руси каноны жизни, законы. Пытался и боролся до последнего за свою идею. П. Деревянко сыграл великолепно. В некоторых эпизодах играя лишь взглядом, мимикой, сумел передать характер, душу, чувства Махно. Браво. На таких артистов приятно смотреть, таким актерам веришь. Все остальные так же не терялись на фоне главного героя. Люди, сыгравшие простых селян, были искренними, простыми, настоящими. Отдельное слово хочется сказать о языке фильма. Украинский. Но он не режет слух, не раздражает, и даже если вы не знаете украинский язык, это не станет помехой для восприятия, всё понимаешь по глазам людей, по интонации их голоса. А простонародные украинские выражения добавляют немалую долю юмора, разряжают серьёзную атмосферу фильма, без этого кино было бы мрачным, еще более тяжелым. Композитор тоже заслуживает внимания. Буквально с первых секунд титров музыка захватывает, настраивает на особый лад, начинаешь чувствовать душу фильма благодаря музыке. Качественный фильм. Исторический, но даже меня, человека не увлекающегося историей, очень захватил. С удовольствием пересмотрела бы еще раз. 10 из 10