Эрика достали
- 20 апр 1998
Я не считаю, что мультсериал «Эрика достали» (англ. — «Stressed Eric») является шедевром, который необходимо посмотреть всем и каждому, и не думаю, что мультфильму удастся найти отклик в сердцах и мыслях всех людей, которым все же довелось познакомиться с ним, но лично для меня, это маленькое по хронометражу (2 сезона по 6 получасовых серий) — произведение искусства, повествующее о нелегких буднях не самого устойчивого к жизненным тяготам, но безумно (в прямом и переносном смысле слова) харизматичного персонажа, который ищет себе место в нашем суетном, испещренном всевозможными проблемами, современном мире и делает это настолько трогательно, забавно, и затейливо, при этом осознавая обреченность на провал своих жалких попыток, что вызывает абсолютно искренний восторг к своим действиям, да и к возводящей его человеческие качества в разряд уникальных, гипертрофированной личности в целом. История создания сериала. Мультипликационный сериал «Stressed Eric» является совместным трудом союза режиссеров, сценаристов, художников — аниматоров и продюсеров, представляющих сразу три государства (Великобританию, США и Новую Зеландию), которые работали над ним под эгидой британской телекомпании Absolutely Productions (специализирующейся на создании юмористических скетчей) по заказу телеканала BBC Two. Графическая составляющая мультфильма создавалась голливудской анимационной студией Klasky Csupo (той самой, карандашным умельцам которой, принадлежат визуальные образы ряда «никелодионских» мультфильмов и первые сезоны «Симпсонов») и именно благодаря фантазии и стилистическому видению ее художников, мир «Эрика» предстает перед нашими глазами в карикатурном оформлении. Он окрашен тускловатыми, приглушенными и холодными цветовыми оттенками, которые создают слегка депрессивный эмоциональный и зрительный фон. Как ни странно, несмотря на то, что графикой занимались не просто американцы, а конкретно «солнечные» калифорнийцы, анимация выдержана в абсолютно — британском чопорном стиле, что, в совокупности с первоклассным черным юмором, над которым в свою очередь, постарались сами англичане, вызывает желание поаплодировать проделанной работе стоя. В России «Эрик» был переведен и озвучен каналом «2х2», на котором и транслировался целиком. Что мы наблюдаем на экране? Эрик Фиббл (англ. Feeble — слабый, ничтожный) — сорокалетний житель Лондона в самом «расцвете» кризиса среднего возраста, отец — одиночка, неврастеник, что помимо его экспрессивного поведения мы так же можем лицезреть по нервным тикам, которые так заметны, благодаря пульсирующей во время каждой предстрессовой ситуации жилке на его виске, этакий беспросветный неудачник, представляющий средний класс чуть ли не в масштабе главного героя романа «Да здравствует фикус» Д. Оруэлла, но, несмотря на свою природною нелепость, Эрик обладает невероятным обаянием, тонким чувством юмора и несокрушимым, несмотря на все, что с ним происходит оптимизмом и верой в себя. Дома постоянно что — то приключается с двумя проблемными детьми и их сиделкой — гувернанткой, которая сама требует постоянного присмотра, количество неоплаченных счетов растет в недосягаемой прогрессии, все время что — то ломается, служебные документы теряются и все в таком духе, но еще больше усугубляет картину идеальное семейство соседей, которые проживают прямо за стеной сдвоенного дома и встречаются с Эриком на соседнем крыльце, излучая злорадное соседское дружелюбие, всем видом демонстрируют собственное благополучие и сыплют ехидными колкостями. В служебной конторе Эрика, само собой, тоже ничего хорошего — постоянные опоздания, неготовность к совещаниям, все это привело к многократным выговорам и понижениям, поэтому теперь наш горемыка работает в «Отделе данных», соседствующим с мужским туалетом. Совсем неудивительно, почему главный герой такой нервный и импульсивный. Кто есть кто? Клэр — шестилетняя дочка Эрика. Она очень хрупкая и ранимая девочка, страдающая аллергией на все, на что только возможно. «Клэр, кажется, у тебя проявилась аллергия на противоаллергенный костюм». Брайан — девятилетний сын Эрика, обладатель целого букета ярко выраженных признаков умственной и психической отсталости. Больше всего на свете Брайан любит тащить в рот всевозможные предметы, будь то документы, игрушки, предметы бытовой техники или что — либо еще. «Брайан, выглядишь просто замечательно. Вытащи грузовик изо рта, пожалуйста, всего на секунду». Мария — восемнадцатилетняя гувернантка португальского происхождения. Чаще всего мы видим Марию в окружении пустой тары от алкоголя, сигаретой во рту и, пребывающей в состоянии алкогольной интоксикации. «А где Мария? Эти гувернантки…заваливаются среди ночи, спят до обеда и блюют тебе на брюки». Лиз — бывшая жена Эрика. Ныне она живет с буддийским мессией по имени Калеб, пытаясь, вновь обрести истинную Лиз, которая была погребена во время нервного замужества с Эриком. Поиск себя чаще всего заключается во всевозможных тантрических опытах, эзотерических песнопениях и создании гениталий из керамики. «Даже Лиз, даже миссис пять мигреней за ночь теперь столько трахается, что закатывает в честь этого вечеринку». Док является молодящимся жизнелюбом, который предпочитает, проводит досуг в ночных — клубах разнообразной сексуальной направленности. Эрик приходит к Доку как минимум раз в неделю, с целью получить совет и очередной рецепт на еще одно лекарство, не имеющее эффекта, поскольку все его заболевания психосоматические, а ипохондрия не лечится медикаментозным путем. Неудивительно, что именно Док приходится Эрику лучшим другом. «Но у тебя другой темперамент, Док, тебе наплевать. Когда твоя жена рожала, ты участвовал в групповой оргии с двумя анестезиологами». В мультфильме присутствует еще ряд интересных второстепенных персонажей, которые постоянно задействованы в жизни Эрика. Почему стоит посмотреть «Stressed Eric»? Да хотя бы потому, что сериал представляет собой один из самых блистательных, которые мне довелось видеть, гиперболизированный карнавал социальной сатиры, выраженной разнообразными формами, местами — открыто и поверхностно, местами — изящно и символично завуалировано, иногда в виде тончайшей иронии, а порой и беспощадным юмором ниже пояса. По моему, ни одна из важнейших сфер жизни современного человека не была затабуирована или упущена из вида. Были затронуты: политика, религия, экономика, семейные ценности, секс, бумажная волокита, пробки на дорогах, карьера, общественный транспорт, психология человека, школа и образование, алкоголизм, внутренний мир человека, почта, обслуживающий персонал, здравоохранение, очереди в кассы и на рессепшны и многое, многое, многое другое. При этом, непременно стоит отметить, что подано все не в навязчивой манере, рассчитанной на то, чтобы донести зрителю конкретную идею и заставить сделать какой — то определенный вывод, а в очень легком, остроумном, даже в некотором роде светлом, хоть и философском, контексте, выполненном с отменным вкусом. А самое главное, что в утрированном и преувеличенном образе Эрика, с обворожительной пульсирующей жилкой и огромным багажом неудач, многие наверняка смогут разглядеть себя, как это и случилось со мной. Без всяких сомнений и угрызений совести ставлю Напряженному Эрику, заслуженные — 10 из 10