Из пламя и света
Если честно, ожидала, что буду плакать, потому что тема Лермонтова для меня не безразлична, и я пишу роман, касающийся его жизни. Поэтому я успела досконально изучить все подробности его жизни в разных версиях, сравнить, выявить документальные факты и ложные сплетни о нем… Так вот, в фильме я не вижу никакой достоверности. Фильм снят в духе комедии «Гитлер Капут» или «Поручик Ржевский против Наполеона». Но там комедия и играть так глупо как раз-таки нужно, чтобы было смешнее. А здесь — трагичная судьба русского классика… и так сняли! Переврали все. Все исторические события исказили. На полнейшее незнание нравов 19 века у режиссера указывает то, как кавалеры (это высшее сословие!) обращаются с дамами: Мартынов тащит Катю Быховец в кусты, стремясь ей продемонстировать свой «кинжал». Перед этим он забегает в баню и хвастается размером своего мужского достоинства. Современному зрителю и впрямь, трудно представить, что в 19 веке (когда еще не было моды на порно с неграми), иметь большой член считалось неприличным. Собственно, на что же тогда обиделся Мартынов, да так, что вызвал Лермонтова на дуэль, если он говорил ему «комплимент»? Да к тому же он сам в фильме хвастается перед всеми. Не вижу логики. Думала, притянут версию о том, что Бенкендорф подкупил Мартынова, что все дело не в шутках. Нет, не притянули. Логика отсутствует вообще. И говорить о сексе в высшем обществе тоже, кстати, было неприлично. Я слышу совершенно современную речь актеров… никакого воссоздания атмосферы прошлого. Если сравнить с сериалом «Петербургские тайны», который был снят в момент упадка России, после перестройки, так там небо, а здесь — земля. Как это печально. Полное отсутствие нравов 19 века! Мартынов говорит: «Да тут все дамы доступны! Я уже полгорода переимел», когда Лермонтов со Столыпиным хотели «девочек в сауну позвать» чего стоит. Речь шла о «трех грациях» — Верзилиных… Да в то время лишение девственности до брака считалось страшнейшим позором! И если такое случалось, то тщательно скрывалось, и никто об этом не говорил. Оттого то и плакала Эмилия Клиненберг (падчерица генерала Верзилина) от эпиграмм Лермонтова, намекающих на ее недевственность: «За девицей Эмили молодежь, как кобели». Эпизод в юнкерской школе… Ладно, опустим моменты, что Лермонтов с Мартыновым спали в разных спальнях на самом деле, это не важно. Они дружно идут поливать водой младшекурсников. Между прочим, в воспоминаниях Мартынова написано о такой дедовщине с укором Лермонтову, и в воспоминаниях многих юнкеров говорится, что он никогда в подобных забавах не участвовал. В кино показан вечно смеющийся весельчак, хотя Мартынов не имел чувства юмора. Именно по этой причине его и задевали шутки Лермонтова. Изучая психологию этих личностей, можно понять, что Мартынов — интроверт, а Лермонтов — как раз экстраверт (в фильме показано наоборот). Сами актеры подобраны ужасно — голубоглазых блондинов и блондинок играют кареглазые брюнеты и брюнетки и наоборот… Но и это еще не беда. Ужаснула сцена, в которой отец Михаила Юрьевича изменяет жене с крепостной прямо у нее на глазах в этой же комнате. А потом чуть ли не начинает бить ее головой об пол. Ну, бабушка Лермонтова, Арсеньева, и вправду распространяла про отца Миши слухи, какой он гад, прелюбодей и убийца… так что, авторы решили снять по этим слухам. Хотя подтверждено, что мать Лермонтова умерла от чахотки, и что злодейкой выступала Арсеньева. А Миша на самом деле пошел в юнкерскую школу ей назло (допекла она его чрезмерной опекой). Она говорила Кате Сушковой: «Кем угодно пусть будет внук, но только не военным!» А в фильме Арсеньева внуку: «Придумала, что тебе делать дальше. Поступай в юнкерскую школу!» Эпизод, где Лермонтов лезет подглядывать в женскую баню и его сцена с крепостной тоже повеселили. А потом Мартынов всюду говорил всем и намекал, что Лермонтов девственник, де с Лопухиной у него не было ничего, неопытный он. Да в 19 веке такого разговора в принципе быть не могло. Потому что светские дамы блюли себя до брака. И чтобы аристократ тащил светскую даму в кусты — тоже не вяжется. И тут как тут, по обложенной шифером (!) крыше спускается Лермонтов, как супермен! В фильме Лермонтов и впрямь показан неудачником-девственником, хотя он слыл разбивателем женских сердец (и не только женских, но об этом уже умолчу, фильм все-таки для школьников). То, что мать Лопухиной уже давно умерла, это ничего, в фильме она воскресает… да еще и говорит Арсеньевой про Варю и Мишу: «Какая хорошая пара!» А ничего, что они были родными братом и сестрой? И именно поэтому их любовь была трагичной, они не могли пожениться как близкие родственники! А еще Арсеньева кидается и плачет, когда ее муж (дедушка Лермонтова) выпил яд. А на самом деле (это документально известно) она сказала: «Собаке-собачья смерть!», и по одной из версий сама отравила мужа. Порадовало, что съемки велись в Пятигорске, в Петербурге. Что хорошо, так это пейзажи. И костюмы неплохие. Только вот в день дуэли была гроза и буря, а не ясная погода. И костюм военный Лермонтов почему-то носит еще в детстве, до поступления в юнкерскую школу… А на Мартынове в день дуэли была черкеска, и он ее там забыл. И Быховец жили в Шотландке, а не напротив дома Верзилиных. Сцена дуэли «убила наповал»… Что же это такое! Ну ведь есть куча документов, дела о дуэли все сохранились! Неужели надо снять фильм на скорую руку, даже не прочитав ничего о том, о чем снимаете?! Поэтому я промолчу… Почему Мартынов кидается на мертвого Лермонтова и его трясет? Где это такое видано вообще — бросаться на труп с претензиями. Ведь написано, как было на самом деле, кто выше стоял, кто и когда стрелял… Самое то обидное, что школьники это смотрят, и думают, что было все именно ТАК… Поставлю 1 балл за игру актера Юрия Чурсина. Играет хорошо. Только играет не настоящего Лермонтова, исторического, а какого-то другого, выдуманного режиссерами… 1 из 10
Михаил Юрьевич Лермонтов. Удивительная и загадочная фигура русской литературы 19 века. И очень обрадовалась, когда узнала, что снят биографический фильм. Вот только после просмотра радость увяла. Я достаточно прочитала про любимого поэта. И при такой подаче очень рада, что в фильм не притянули линию с Натальей Федоровной Ивановой, легендарной «Н. Ф. И.», которой посвящено не одно стихотворение. Поведение и образ созданный Юрием Чурсиным вполне соответствует юному корнету лейб-гвардии, но не поручику- командиру прославленой сотни охотников Дорохова. Который успел не просто повоевать, а представлен к ордену «св. Владимира 4 степени с бантом» и золотому оружию «За храбрость». А это уже не гвардейский позер, это боевой офицер. Нам же предъявляют истеричного, неуверенного в себе мужчинку. «Весьма острый на язык, демонстративно надменный и замкнутый в поведении с товарищами, но способный взрываться искрящимся юмором и захватить первенство в компании, безупречно галантный в поведении с дамами, но суховатый с ними.» — по воспоминаниям его друзей. Нам же показывают человека, который как попугай талдычит про «кинжал», даже если это шутка из разряда наезженных, но повторенная дважды уже моветон, и даже не очень остроумный косноязычный человек такого делать не станет, тем более острый на язык Лермонтов. А с дамами в фильме он вообще порой ведет себя, как пьяный капрал, где же галантность?! Нам пытаются показать анатомию и причины дуэли у подножия Машука. К слову, образ Мартынова выписан возможно достоверно. Но почему все должно быть настолько буквально и втиснуто в фильм?! Мартынов и Лермонтов однокашники, и за многие годы знакомства и дружбы там могло накопиться много и всякого, так, что пресловутая шутка про «кинжал», возможно, всего лишь удобная для объяснения версия. Так, что показанная зависть вполне возможно имеют полное право на жизнь. Но роль князя Васильчикова возможно много значимее в этой истории, как и озвученная сразу версия, что он выполнял негласное пожелание Николая 1-го, который показательно демонстрировал свою неприязнь к поэту, одна его фраза на известие о гибели «собаке- собачья смерть», весьма показательна, как и то, что он лично вычеркивал Лермонтова из наградных списков… Евгения Дмитриева исполнила роль Екатерины Петровны Лопухиной, в фильме подростки Варя и Мишель гуляют и общаются, а героиня Дмитриевой радостно сообщает Елизавете Арсеньевой, что «такая хорошая пара». Вот только Варенька Лопухина с пяти лет сирота без матери (как раз Екатерины Петровны Верещагиной-Лопухиной), тогда кого играет Дмитриева?! В это время действительно существует подходящая по возрасту Екатерина Петровна Лопухина-Демидова светлейшая княжна, а это совсем другие Лопухины — светлейшие князья, с чего бы ей так участвовать в судьбе однофамилицы?! Зачем вводить такие непонятные персонажи в биографический фильм? Можно еще добавить, что во время действия сцены (1832 г) светлейшая княжна Екатерина Петровна уже умерла (1783—1830). Другой грубый ляп. Весь фильм форму Лермонтов носит пехотную, похожую на форму Тенгинского пехотного полка. Вот только быть в этой форме при следствии перед первой ссылкой на Кавказ в Нижегородский драгунский полк?! Ведь под следствием пребывал корнет лейб-гвардии гусарского полка, красная форма которого памятна всем по многим портретам поэта. Вариант, что дуэль стороной Лермонтов-Монго-Трубецкой воспринималась, как форма шутки, как подано в фильме возможно и правда имел место, ведь разбирательство по дуэли было каким-то угловатым, а Мартынов показания менял несколько раз… А главное, что после фильма не возникает желания перечитать Лермонтова, проникнуться уважением к великому соотечественнику. Нет в фильме и удивительного труженика, ведь Михаил Юрьевич поэт школы заложенной Ломоносовым и Жуковским, где талант в поэзии лишь малая доля, остальное непрерывный и серьезный труд, что мы можем видеть в кипах черновиков Пушкина, где выверяется каждая строка, каждое слово. Это труд, труд ежедневный и каторжный. Показанный нам персонаж скорее вертопрах и бездельник. Только в одной коротеньком эпизоде мелькают бумаги с намеком на работу. И при всем написанном я не ратую за создание образа высеченного из гранита или отлитого в золоте. Конечно живой человек, вот только не такой, какого показали. Едва ли за спиной такого роман про Печорина и всенародная слава поэта-преемника Пушкина
Текст моей рецензии можно сократить до нескольких слов благодарности сценаристу картины «Из пламя и света» Александру Червинскому, который не только изучил всевозможные материалы, посвященные жизни поручика Михаила Лермантова, как писали в старину, но и дополнил белые пятна дуэльной истории весьма правдоподобной, максимально приближенной к известным фактам, выдумкой… Как показал мой опыт обучения на филологическом факультете, ничего выше русской литературы 19 века еще не было создано… В плане чтива; на мой взгляд. Поэтому мне интересно все, что связано с жизнью и мыслью наших классиков, и мне невозможно горько, когда их коверкают — иностранцы — ладно! но вот, скажем, некоторые русские ваятели… Много было в истории кинематографа попыток экранизировать и «Героя Нашего Времени» и жизнь самого Лермонтова, хотя биография его, на самом деле, еще не написана до конца. Однако впервые я встретила работу, которая так точно и с такой любовью рассказывает нам о жизни второго великого русского поэта. Второго! как много в этом слове — для Лермонтова: это его вечное противостояние и в то же время подражание Пушкину… Но только как это можно противостоять и подражать одновременно, спросите вы? Двойственность — вторая натура Михаила Юрьевича, и о его двойственности, помимо всего прочего, рассказывает сериал «Из пламя и света»!. Какой же человек, в итоге, победил? Тот, что «в небесах видит бога» или тот, что во всем замечает «мрак земли могильный»? Не стоит забывать, что дедушка Лермонтова покончил с собой, и страсть к саморазрушению могла быть присуща поэту… А развилась эта страсть вследствие пессимизма, который его охватил! И правда!.. можно ли и нужно ли жить человеку свободолюбивому в условиях бенкендорфщины? Мы все знаем, к чему привело то, что такие, как Бенкендорф, затыкали рот таким, как Лермонтов. Я это говорю всего лишь для того, чтобы показать, откуда в этом сериале очень много безнадежности в поступках, во взглядах и делах главного героя… Фильм построен по классическим канонам, в нем есть столь не любимые многими флэшбеки. Их можно простить, потому что такие актеры, как Абдулов, например, мигом втягивают тебя в свою собственную историю, достоверно и живо играя своих персонажей, заставляя позабыть о том, что флэшбек — это зло. Да и в этом фильме никакое это не зло. Особенно памятен мне эпизод, посвященный встрече Лермонтова с Бенкендорфом. Это самый лучший Бенкендорф, которого я видела на экране и, безусловно, лучший его монолог! Монолог сильного, злого и очень умного человека, от слов которого у меня, как и у Лермонтова, все внутри сжалось. Двумя словами Бенкендорф сломил железную волю одного из лучших умов России, и если именно такие люди правили нашей страной тогда, то неудивительно, почему Лермонтов шагнул под пистолет… Можно сказать, что еще тогда командир Третьего Отделения убил Лермонтова словом… На фоне многочисленных подделок серьезный подход Александра Червинского к написанию сценария очень привлекает. Серьезный подход приводит к грустным выводам, и зрителю под конец — да! — становится так же «бермудорно» на душе, как, в итоге, стало Лермонтову… Но «довольно публику кормили сладостями, от этого у нее испортился желудок», у нас достаточно оптимизма в вечерних новостях по Первому Каналу… 10 из 10 п. с… . в России ничего не меняется целыми веками. «Из пламя и света» — сериал очень даже актуальный, if you know what I mean… На лунной дорожке каждый из нас вновь и вновь выбирает для себя, кем ему быть: Лермонтовыми или васильчиковыми.
'… В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых». «Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке»… Так характеризуют поэта современники. Это можно прочесть в биографических материалах, посвященных Михаилу Юрьевичу. Почему и когда я подняла эти записи? После просмотра фильма «Из пламя и света» с Юрием Чурсиным в главной роли. Весь киносеанс меня не покидал вопрос: почему актер все время выглядит как бы двуликим: то он безбашенный шутник-дразнила, то несчастен и угрюм, типичный «лишний человек», который изображен в «Герое нашего времени». Освежив в памяти личностные качества Лермонтова, стало понятно, что Чурсин и на этот раз таки отлично справился с ролью. Можно поставить под сомнение портретное сходство Юрия Анатольевича с Михаилом Юрьевичем. Все-таки поэт носил волосы покороче, они не так вольно и ретиво были разбросаны по голове. Был он и более круглолиц. Но абсолютного сходства в этом случае, как все понимают, вообще добиться невозможно. Если говорить об исторической правде показанного, то и в этом плане особых ляпов я не заметила. Порадовали натурные съемки. Действительно Пятигорск, Кисловодск, Питер. Без дураков. Из недостатков отмечу слабо прорисованную поэтическую сторону души Лермонтова. Как-то так. Поэт, а почти и не сочинял ничего все пять серий. Больше урывочно, между мыслями о дуэлях и дамах. Можно было бы подойти здесь тщательнее. Хотя бы как в «Докторе Живаго» с Олегом Меньшиковым в главной роли. В целом фильм оставляет приятное впечатление. Смотреть его интересно. Есть в нем что-то от настоящего кино. Что в последнее время встречается, в общем-то, все реже.
«Из пламя и света» смотрел по каналу XXI век, сериал оставил неизгладимое впечатление. Хотя нельзя сказать, что все актеры были подобраны под стать эпохе Лермонтова, но Чурсин смотрелся весьма убедительно: неуклюже, романтично, с яркими нотами юношеского максимализма и презрения ко времени и к людям его окружающим, а также с нестерпимым желанием изменить весь мир. И главный герой понимает, что его попытки тщетны, что он не вписывается в реалии жизни своего времени и что, к сожалению, ему здесь не место. В сериале ярко отражены все метания и терзания в душе Михаила Юрьевича. Постоянные сравнения его еще непризнанного гения с гением А. С. Пушкина конечно же подтачивают нервное и душевное устройство болезненного и все же одинокого Лермонтова, несмотря на то, что он часто находился в обществе, поскольку он был всем для него, а главное, той волшебной призмой, которая сквозь тонко сотканную вуаль являла миру его минувшее, настоящее и грядущее отражения. Смерть Лермонтова весьма показательна. Ведь он действительно был Печориным, одновременно героем и жертвой своего времени, потому-то он и погиб, как любой великий поэт или художник, взяв проблемы общества на себя, демонстрируя тем самым тенденции его духовного распада, быть может не столь заметного, и соответственно распада человеческих душ. Лермонтов кидается на вражескую и в то же время спасительную пулю для его души. А тот факт, что его смерть была мгновенной, а в фильме он был искажен, вовсе не важен. Михаил Юрьевич практически кончает жизнь самоубийством, решаясь на дуэль, как единственно возможный для себя путь. Он не нашел выход, мне жаль. «Поэту нету места в мире дольнем, пуля разбила пророка сердце, исчез он в мире горнем». 10 из 10 Хотя только сегодня я увижу последнюю серию.
Смотрела этот фильм по Культуре. Попала абсолютно случайно, так как название само по себе ни о чем не говорящее. Просто переключала каналы и попала на рекламу. Подумала: «Вау! Про Лермонтова! да ещё и с Чурсиным в главной роли…» После сериала про Есенина, который вызывает у меня весьма противоречивые эмоции (а фильм про Пушкина я вообще смотреть не стала) захотелось узнать, что выдумают про Михал Юрича. Ну стоит отметить, что фильм неплох и ой-ёй-ёй как неплох. Чурсин передал классический образ язвительного, романтичного и ранимого писателя, которым мы и знаем Лермотова и к тому же показал нам многие другие черты характера о которых литераторша на уроках не рассказывала ввиду неосведомлённости. Тонкий персонаж и в то же время сильный. Конечно рассматривать этот фильм как кальку с биографии писателя не стоит, потому что это безусловно художественный фильм, но водить школьников на его сеансы можно, как ради эстетического воспитания, так и для визуального знакомства с поэтом. В фильм добавили немного драматизма и лиричности… Ну куда же без этого? я всё понимаю! Давненько уже смотрела и многое уже стёрлось из памяти, но один момент запомнился. На последней дуэли в фильме Лермонтов получает ранение и умирает на руках друзей, смотря в глаза и т. д и т. п. В общем, театр. Красиво, сильно… Но факт искажён: Лермонтова ранили в сердце, и он умер мгновенно. Жизнь не так красива, как стихи… К тому же к фильму приплели мотивы из романа «Герой нашего времени». Все и всегда упорно отождествляют Печорина с самим писателем, несмотря на то, что сам Лермонтов всех уверял, что тот не имеет с ним ничего общего. Но это художественный фильм и потому ставить всё вышесказанное в минус не буду — искусство требует жертв.