Ледниковый период
- 01 янв 2002
Очень долго хотел посмотреть этот мини-сериал, практически 10 лет. Сразу не стал смотреть из-за того, что пропустил первые серии, а смотреть не сначала мини-сериал совсем не интересно. Возвращался к нему главным образом из-за музыки ДДТ, которая постоянно звучит в «Ледниковом периоде», но все не хватало времени. И вот, спустя 10 лет, время пришло. Песни подобраны, конечно, далеко не самые хитовые, но они создали отличную атмосферу фильму. Например, под неказистую и пугающую «Церковь без крестов» главный герой рассказывал родственникам своих друзей-сослуживцев об их гибели. А очень красивая и грустная «Белая ночь» привнесла столько трагичности многим моментам, что я врубал звук на полную мощность. Звучали и другие песни самой культовой российской группы, в различной обработке, в том числе немного недоделанная «Осенняя». Штатный композитор также выдержал атмосферу, заполнив тишину между песен Шевчука грамотным бэкграундом и парой интересных композиций. Что касается самого фильма, то и он не подкачал. Сюжет очень интересный, события развиваются быстро, и каждая сцена (будь то ключевой диалог негодяев или мелодраматичная ситуация у главного героя) несет в себе чувства, смысл. Ни одну из них не хочется промотать без страха что-то упустить в сюжете, да и просто в этой жуткой и одновременно прекрасной вселенной 90-х. Во многом дух сериала напоминает «Бандитский Петербург» (главным образом беспощадностью по отношению к персонажам… то есть в 90 случаях из 100 они погибнут, как бы вы сильно не хотели обратного), разве что события развиваются быстрее, актеры играют лучше, да и героями проникаешься ни на шутку. Очень человечно смотрятся как наивные мирные люди, так и жалкие пешки-бандиты. Абдулов — это главный самородок в золотой оправе, потому что и остальные актеры здорово сыграли свои роли. Тот момент на разборке, когда герой Абдулова решил под шумок прихлопнуть бандита из пистолета-улики — это вообще на уровне Достоевского! А финальная реплика: «Ты — дерьмо! И место тебе — в унитазе!» … прозвучала в самый разгар битвы с бандитами из уст Абдулова, который, будто подражая Высоцкому в «Место встречи изменить нельзя», самоиронично и жестоко поставил точку в суровом сюжете. В общем, мне очень понравился этот мини-сериал. Главным образом динамичностью, человечностью, хорошей игрой актеров и песнями группы ДДТ!
Пожалуй, главным и основным минусом мини-сериала «Ледниковый период является то, что перед нами — явный госзаказ, благо, вышел он прямиком на Первом канале. Именно из этого обстоятельства и вытекают все косяки данного кинопродукта. Но обо всём по порядку. Фильм снимался на заре Эпохи Великой Стабильности, когда было необходимо кровь из носу противопоставить наступившие нулевые страшным девяностым. Само собой, из предыдущего десятилетия стали аккуратно вырезать все положительные черты вроде резко прибавившейся по сравнению с советским периодом свободы всего, при этом раздувая всё плохое — и, в первую очередь, разгул бандитизма, как наиболее яркого воплощения беспредела тех лихих времён. То, что братки не появились из ниоткуда, а были прямым порождением советского строя, также опускалось. Впрочем, одновременно же создавались картины и с противоположным посылом, как говорят, на деньги той самой братвы. Но какой же из, так сказать, полюсов привнёс в умы зрителя больше вреда? Итак, если вышедшая в том же году «Бригада» — это взгляд на эпоху с точки зрения бандитов, то «Ледниковый период» глядит с точки зрения сотрудников РУБОПа. Но насколько этот взгляд правдив и честен? Милиционеры — рыцари без страха и упрёка, даже когда сами явно нарушают закон. Их оппоненты… У наших киношников, такое чувство, существует лишь два способа показать бандитов: или почтиробингудами, которые — вот незадача! — оказались не в то время и не в том месте, а потому без конца нудящими и глотающими сопли, или же какими-то обезьянами, наспех обученными человеческой речи, без конца гыгыкающими, живущими примитивными инстинктами, среди которых важнейшее место занимают избиения поверхности стола чужими рожами и животные позывы спариться с понравившейся самкой, завершающиеся непременным изнасилованием на глазах у членов собственной стаи. И ничего, что такие придурки, как Саша Белый и Рокки и близко не смогли бы стать никакими авторитетами и хорошо, если б не повторили судьбу бедолаги Теона Грейджоя. Ибо способность повести за собой отнюдь не выпускников консерватории по классу скрипки предполагает совсем иные качества, чего кинематографисты, видимо, стесняются показать. К счастью для дурковатого бывшего тракториста, убей не пойму как вышедшего в авторитеты, режиссёру Буравскому было заказано 8 серий почти по часу, в связи с чем ему позволили погулять на свободе и потворить свои чёрные дела. Тем более, что противостоят ему рыцари во главе с Абдуловым, которые действуют ТОЛЬКО в рамках закона. Кстати, образы злодеев, вроде как, списаны с реальных людей. Гурам — понятно, Отари. Рокки — ещё понятней, Сильвестр. Вот только были они куда умней своих персонажей, а потому не дали правоохранительным органам ни малейшего повода и покинули окровавленную сцену естественным, так сказать, образом. В сериале же оба изображены ну какими-то ну совсем, которые, повторюсь, и близко не подобрались бы к таким высотам. Что же в сухом остатке? Сериал не вполне честен по отношению к зрителю. В том плане, что хорошие побеждают не потому, что заслужили эту победу, а потому что. А то, что развитие событий никоим образом не вело к этой победе, и никакой в ней заслуги хороших парней и девчат нет — им банально повезло — ну так и не важно как бы. Заказ был? Его отработали. При этом хотели понравиться максимально широкому кругу зрителей. Отсюда, видимо, и совершенно дурацкая, топорная и неуместная любовная линия героев Абдулова и Розановой. Настолько приторная, что аж зубы сводит. Отсюда, видимо, и пыжащаяся в роковуху Миронова — на деле, тупая дура с напрочь отсутствующими стандартными для роковой женщины качествами вроде харизмы, ума и хитрости, что и приводит её к закономерному финалу. На хмыря вроде Рокки столь примитивная особа может и способна произвести впечатление, но такой будет очарован любой дамой, что моется чаще раза в неделю и имеет словарный запас побогаче особы из рекламы курсов иностранных языков в Балашихе. Тем не менее, ставлю сериалу жирный плюс. Да, сейчас, спустя 20 лет после премьеры, он выглядит достаточно наивно. Для нас, избалованных Нетфликсом. Но для того времени и с учётом озвученных недостатков — очень даже неплохо. Актёры играют отменно — пусть и большей частью абсолютно ходульных персонажей. Атмосфера 90-х также передана классно. А уж саундтрек в исполнению Юрия Юлианыча — моё почтение! Если неизбежно сравнивать с той же «Бригадой», то радует отсутствие «попсовости», кровища льётся рекой — как и положено в бандитской Москве образца 1995-го. Да, здесь покамерней, размах явно не тот, но зато и подостоверней. 7 из 10