Обрыв
Очень добротный фильм, с настроением, с прекрасными актерами, передающий атмосферу российской провинциальной жизни. Работа оператора и композитора - на десятку: картинка все время радовала глаз, свет выставлен безупречно, делай стоп-кадр - и на стенку картина. Музыка непрерывно идет фоном, ненавязчиво, но точно передавая характер каждой сцены, и это оригинальный саундтрек, а не русская классика. Полякова в роли бабушки бесподобна - столбовая дворянка, одно слово. Молоденькая Анна Казючиц (а фильм снимался еще в 2006) - красота неописуемая, никакой фальши в игре. Несколько разочаровал Марк Волошин - у Гончарова в 'Обрыве' он выглядел более брутальным. Кто не читал роман Гончарова, может посетовать на затянутость действия. Но по сравнению с романом в фильме оно развивается в темпе боевика. Неспешность, продиктованная самим ритмом провинциальной жизни, режиссер выдержал от начала до конца, сюжет при этом нигде не провисает. Вряд ли много найдется желающих читать 'такмногобукв' в оригинале у Гончарова. Смотрите фильм, и у вас сложится достаточно близкое к тексту представление о русской классической литературе, о романе, из набросков которого родилось 'Дворянское гнездо' Тургенева. О романе, который автор писал двадцать лет, а на просмотр фильма вы потратите всего четыре часа.
'Обрыв' читала только в юности. И с огромным удовольствием перечитала неделю назад. Сразу после этого посмотрела сериал. С первых кадров - уныние. Райскому должно быть 35 лет. Здесь юноша. Смешно, когда он говорит о своих седых волосах. И ведет себя так же. Молоденькие героини играют просто плохо. Поверхностное манерничанье на грани истерики - у Марфиньки со знаком плюс, у Веры со знаком минус. Бабушка - неплохо, но тоже надрыв с переходом на крик. 'Столбовая дворянка я' - кричит бабушка. Именно кричит. Столбовая дворянка ставит на место распоясавшегося наглеца не криком, а достоинством. У Гончарова бабушка - воплощение достоинства. Странно, актриса-то хорошая, а так поверхностно несет этот дивный образ - бабушки. Хуже всего - декорации: эти свежевыкрашенные в глянец стены-полы-потолки скромной помещичьей усадьбы. Крепостные - совершенный глянец: лоск, блеск, нарядность одежды без единой складочки, без единого пятнышка. Получилась в общем нарядненькая картинка. Но увы, духа романа Гончарова передать не удалось. Очень поверхностно, даже для иллюстрации не пройдет. Хотя идут по содержанию. Но не более того.