Чёрное море
- 27 апр 2020
- 27 апр 2020
… Вот ведь как бывает: хотел начать рецензию «за здравие», но, прочитав предыдущие написания моих коллег и во многом согласившись с ними, чуть было не не сотворил «за упокой»… А всё потому, что… Рецензенты абсолютно правы: для исторических, военно-исторических фильмов/сериалов НЕОБХОДИМЫ серьёзные, дотошные, въедливые, а главное- высокопрофессиональные (!!!) КОНСУЛЬТАНТЫ!!! Именно такие, а не из тех, которым положат в кармашек конвертик с денежкой, нальют коньячка, поднесут бутербродик с красной икоркой, попросят подписать, что надо и проводят до дому… «Уж сколько раз твердили миру» об этом! И в Союзе кинематографистов РФ, и в Минкульте… И вроде бы есть соответствующие распоряжения… Да вот только кто их слушает! Вот и моя любимейшая и бешено прогрессирующая студия «СтарМедиа», создавшая мини-сериал «Чёрное море» (к 75-летию Великой Победы, особо отмечу!), пардоньте, сэкономила на консультантах и получила кучу «фе» за случившуюся из-за этого кинолажу (киноляпы). Знатоки тут уже их отлично зафиксировали и оценили, за что им спасибо! Ай-яй-яй, студия! Но добавлю лишь один деликатный момент, к которому, как говорится, «не подкопаешься»: в одной из последних серий на корабле, на котором плывут наши главные герои, присутствуют «лендлизовские» станковые пулемёты и даже счетверённая зенитная установка из них (похоже, советское изобретение!), ошибочно названные «кольтами». На самом деле это модификация легендарного пулемёта «Браунинг-1919», прошедшего много войн (и ВОВ!) и, до недавнего времени, стоявшего на вооружении Корпуса морской пехоты США. … Но я совсем отвлёкся от самого сериала, простите, если сможете! Теперь по существу просмотренного. За вычетом вышеозначенных недостатков и упущений, «СтарМедиа» произвела на свет кинопродукт, вполне достойный вторичного, третичного, четвертичного и т. п. просмотров. Студия не ударила в грязь лицом/репутацией: снято/срежессировано всё отменно, а главное, натурально. А какие актёры в главных ролях! Любимейшие Трубинер и Вилкова (кстати, в не столь давнем сериале «Убить Сталина» (2013) оба играли фашистских агентов, а тут-СМЕРШевцев!). Ну, ежели за Трубинера сказать… Да, он в своём амплуа (Вспомним ещё уже классическую «Военную разведку») и хорош. А вот за Вилкову… Да, у неё диаметрально противоположная роль, в отличии от «Убить Сталина» (офицер СМЕРШ), но лично мне во сто крат милее её тамошняя, напрочь отмороженная (реально!) героиня с красным носиком, чем нынешняя. «Ну не превзошла я, ну, не превзошла!» Так тому и быть! Искренне рад был встретить в сериале «Чёрное море» узнаваемых актёров «второго плана» из ряда прошлых успешных сериалов. Все отыграли достойно, за что им огромное зрительское спасибо. За сим позвольте мне «закруглиться», ибо ничего более вам сообщить не имею. 7 из 10
Из патриотизма и оптимизма люблю смотреть свежие отечественные фильмы (ориентируясь по трейлеру и пробежав рецензии, если есть) в надежде на что-то стоящее. Не сужу их слишком строго, ведь от Голливуда мы не ждём достоверности, ограничиваясь лишь получением удовольствия, зачем же к своим-то придираться? Будучи же человеком сухопутным и штатским, не заметила большинства военно-исторических ляпов, хотя, конечно, хочется высказать пожелания к кинематографистам: уважаемые, вы ведь вкладываете такие усилия и деньги! Неужели услуги консультанта перегрузят бюджет? Сделаете на совесть — и ваш фильм останется документом эпохи, даже если и не шедевр, а напортачите, скажем, с погонами — будут смеяться и тыкать даже при прекрасной игре актёров! Итак, впечатления дилетанта. Начнём с минусов: - Не понравилась привязка к местности. Действие происходит в Новороссийске, лежащем в живописных руинах. Верится этому с трудом (а Таганрог, наоборот, узнаётся). Все виды — на открытое море. Для достоверности стоило бы хоть издалека показать характерный фон гор и бухты, ну не настолько же сейчас пейзаж изменился! Все погони и прятки по берегу происходят в нескольких минутах бега от рынка, и возникает вопрос, почему мощная контрразведка до сих пор не прочесала ближайший овраг, попуская шпионам вить там гнёзда. - Через море шпионы и контрразведчики двигаются запросто, как через лужу, и десантируются где хотят, как бэтмены. Напоминаю, что Новороссийск лежит в длинной хорошо просматриваемой бухте. - Прибыв в незнакомый бессарабский городок, где и быт, и говор другой, моментально сходят за своих и даже открывают какие-то магазины, не привлекая внимания оккупантов. - В Ленинграде чего-то намудрили, я так и не поняла, где живёт отец шпиона и когда он сам успел завести жену с ребёнком. И Ленинград надо было бы снять подостовернее, там и сейчас натура позволяет, да и хронику примонтировать можно. И да, с трудом верится, что перевербованному присвоили офицерское звание без волокиты. - Слишком много во время войны внимания личной жизни и страстям. И женщина в контрразведке — это, в принципе, возможно, но лучше не в боевых операциях… - Всё предыдущее бы ничего, но один эпизод меня просто добил, когда профессиональный контрразведчик прямо в канун главной операции проваливает себя и чуть не губит всю группу, вступившись за немецкую подстилку (!), которую лупит её собственный фриц! Я даже подумала, может, это разведчица под прикрытием? Нет, она «просто жить и любить хотела» («кохати», по-украински). Вообще нет слов… Теперь плюсы. - Редкий фильм, где деятельность СМЕРШа показана абсолютно позитивно. Однозначно наши, во всём правые, умные и вызывающие симпатию герои. Показанные без прикрас расстрелы предателей и даже допросы пленных «с пристрастием» возражений не вызывают. - Любовный треугольник женщины и любимых ею сильно, но по-разному двух мужчин, один из которых уже погиб, но жив в памяти всех, весьма неплох. - Сама героиня Леночка (Вилкова) со своим холодным ленинградским, а по совместительству — комиссарским типажом вполне вписывается в контрразведку. Верится, что она сознательно выбрала этот мужской путь. Верится и в любовь мужчин к этой сильной и целеустремлённой натуре. - Хорош Панин (Миллер). И предатель из него такой мерзкий, что хочется к стенке поставить, и белый офицер вполне каноничный, и веришь, что не изменит России. - Трубинер в роли Сабурова просто выше всяких похвал. Это вообще главный Штирлиц российского кино, который вытащит на себе любой фильм. - Из других героев запомнились нефотогеничный Важин, белокурая шпионка, начальник контрразведки и характерный итальянец. Граф Котряну какой-то блёклый. Остальные фоном. - Руины, да, капитальные, верится, что война прошла. Где их только нашли столько? И последнее. Несмотря на все недостатки и отмеченные (не мной) фактические ляпы, фильм ОЧЕНЬ остросюжетный, лихо закрученный, не отпускает от экрана и оставляет приятное послевкусие. При более ответственном подходе создателей мог бы встать в ряд с «Местом встречи». Но ведь «интересность» — это главное в приключенческом кино. Не критикуем же мы с серьёзным лицом «бондиану». 8 из 10
Военная фантастика, клюква, не имеющая никакой связи с историей, оттого наверное не смог себя заставить досмотреть эту пародию на военный детектив до конца. Многоговорящий о качестве работы эпизод, в котором одни и те же руины и даже их ракурсы используются в качестве интерьеров в сценах происходящих как бы в Ленинграде и Новороссийске. Никогда не поверю, что перевербованного агента в СМЕРШЕ могли представить к офицерскому званию это в условиях, когда пол страны «отдыхало» в ГУЛАГЕ. Немцы наших пленных действительно иногда производили в чин. Но во первых, не всех, а только крупных военачальников, таких как генерал Власов, а во вторых, у РОА была другая форма солдат «второго сорта». Кроме Сабурова (П. Трубинер) толковых офицеров в опергруппе нет. Остальные хронически идиотничают и все время проваливают любые даже самые простые задания. Но с них все как с гуся вода, и продолжают нести службу в подразделении, где крепость кулаков не самое важное качество. Павел Трубинер замечательно, прекрасно и убедительно смотрится в форме, в этом влитом кителе морского офицера правда представителя сухопутной службы, но почему-то именуется на морской манер. Других достоинств, кроме блестящего Трубинера, в картине не заметил.
По рекомендации близких, так сказать, запасшись попкорном, приготовился вкушать лучший фильм современности о войне. Поскольку в прошлом я офицер плавсостава ВМФ, то с первых же кадров насторожился. Два флотских офицера, пусть и с красными просветами, мужчина и женщина, обсуждают будущее после войны. И лейтмотивом обсуждения стало желание мужчины стать «капитаном корабля»… Капитаном корабля, Карл!!! Каждый флотский знает, что на корабле не бывает капитанов. Есть командир, как старший на корабле, и капитан-лейтенанты, как офицеры с соответствующим званием. Капитаны есть на судах, т. е. самоходных плавательных средствах, не предназначенных для ведения боя. Через минуту как гром среди ясного неба эти офицеры стали обращаться друг к другу по неправильным званиям. А именно, «Товарищ капитан второго ранга», и «Товарищ капитан третьего ранга», хотя по погонам это были «Инженер-подполковник» и «Инженер-майор» (ранее военинженер второго и третьего ранга). Спокойно смотреть фильм дальше уже не мог, поставил на паузу, схватил с полки мемуары Николая Герасимовича Кузнецова, вспомнив о получении им академического образования, когда он размышлял какую дорогу выбрать — первое образование у него было командное, академическое — инженерное. Он тогда говорил, что инженеров много, командиров много, а командиров-инженеров — единицы, рассуждал о различиях и делал выводы, почему второе образование, как инженерное помогло его карьере, но это другая история. Кстати, красные просветы на погонах и сейчас говорят о том, что офицер не относится к плавсоставу и для него идут сухопутные звания. Короче, насилие над слухом каждого военного моряка путем частого оглашения неправильных званий продолжилось до самого конца фильма. Дальше больше — офицеры общаются строго по званию (… неправильному, дайте мне развидеть их погоны). На флоте и в контрразведке по званию общаются только когда собираются выдрать младшего по званию! Традиция такая, в нормальной обстановке обращаться офицерам друг к другу по имени и отчеству. В мемуарах Николая Герасимовича Кузнецова и Павла Анатольевича Судоплатова это сквозит в каждом абзаце. Ладно, музыка в фильме неплохая, сюжет пусть сюр, но заводит, решаю смотреть дальше в режиме ненаучной фантастики. Не тут-то было. Из моря достают гермомешок с магнитными минами и в нем…. Мины навалены со вставленными детонаторами… Кааарл, со вставленными детонаторами!!! Это даже не фантастика, это издевательство над основами инженерной подготовки… Присвоение немецкому диверсанту, осознавшему свое заблуждение, советского офицерского звания. Во всем мире, во все времена первое офицерское звание присваивалось и присваивается главнокомандующим, главой государства. А тут подумали, и выдали ему новую форму с погонами, одели, привезли в Питер к отцу. Потом сказали, все, ты наш брат. Звание тебе присвоено, так просто… Приказы на звание направляются первому лицу государства не каждый день, проходят длинный путь согласований, все без исключений, и всегда, а тут… Бац, и перед фактом ставят шпиона, что он теперь офицер военной контрразведки. Но самый апофеоз случается в кадре фидбэка к 1942 году. Гордая, всем недовольная, и вечно влюбленная контрразведчица с коллегами штурмует дом. У нее на плечах погоны старшины второй статьи (сержант по-сухопутному). И к ней обращаются «товарищ майор». Зачем, как, каким образом? С этого момента нашел себе занятие до конца фильма, пытаясь вникнуть в закоулки разума сценаристов и режиссера. К концу фильма меня осенило и, кажется, сумел постичь их логику. Погоны в Военно-морском флоте, как и в Красной армии, введены в 1943 году. А до этого на форме были петлицы. Режиссер не нашел ничего лучшего, чем в качестве петлиц использовать погоны полевой формы морской пехоты, которая была введена в 60-е, если не ошибаюсь. Две лычки на погоне старшины второй статьи должны означать две шпалы на петлице майора (капитана третьего ранга). Вот так вот, из майора сделали сержанта. Оставим за кадром, что во флотской контрразведке военного времени делала истеричная женщина-майор. — Странно, что в угоду толерантности в фильм не включили негра. Если фильтровать эти и бессчетное количество других ляпов, то фильм можно смотреть… как неплохое фэнтези на тему войны. Хотя если бы потрудились найти консультанта из флотских историков, могли бы добавить единицу, а то и две к своему рейтингу.
Картина вышла нашим таким ответом боевикам 90-х, пропитанная феминизмом. Описания фильма настраивает нас на серьёзный материал, качественно поданный: «1944 год. Незадолго до начала Крымской наступательной операции кораблям Черноморского флота и Азовской флотилии угрожает серьёзная опасность. Немецкие диверсанты-подводники готовят крупномасштабную акцию по уничтожению основных боевых единиц флота. В Новороссийск приезжает капитан второго ранга Сергей Сабуров…» Мы также понимаем, что основным действующим лицом будет некий контрразведчик, который будет противостоять всей немецкой диверсионной работе. Но, вместо этого, через каждый практически кадр вставляют женщину, служащую в смерше! (она даже на докладе не знает что от неё хотят), зачем она там! Она и как рембо с автоматом наперевес штурмует здание с диверсантами, и судмедэксперт и не к месту появляется то тут, то там с «кислой миной», из чего складывается впечатление что главная роль в действительность у этой героини. Немного слов об актрисе: один из комментаторов очень точно охарактеризовал её как «манекен в главной женской роли». Нет в ней ни женственности, ни вообще каких-либо эмоций. Другой заметил, что ей подошла бы больше роль надзирательницы в лагере абвера. Снята тоже кое-как. Достоверность формы хромает, то фуражка на женской голове, то с «золотыми» погонами на полевой форме и громадной блестящей кокардой в бой и прочее, прочее… Субординации никакой, будто старые друзья встретились вечерком. Игра актёров — где-то лучше, где-то хуже. На компьютерные эффекты, видимо, бюджета не хватило. Желая подытожить, задумался, как можно вкратце охарактеризовать картину, и мне вспомнилось выступления команды КВН «Союз», где они перепели хит группы Quееn — I want to break free. К сожалению эта картина опять оно…