Одесса-мама
- 22 окт 2012
Сериал на скорую руку подан как детектив. Хотя по факту это очередная мелодрама с элементами бандитской романтики. Краткое содержание — два мента беспредельничают и на их усмирение выезжает прокурор, постоянно пытающийся пародировать Януковича и случайно попадает на свою бывшую спутницу. Омерзительно в этом фильме все: Сюжет: 1,5—2 серии хронометража занимают вставки видеозаписей якобы той эпохи для якобы лучшей передачи атмосферы. Еще для этой же атмосферы вместо того, чтобы показать в кадре колоритных иудеев аки Пинхуса (который будучи одесситом не гэкает и не шокает), актеров абсолютно не одесского содержания, заставляют гэкать и шокать, а некоторых еще и говорить неумело на украинском. Все это режет слух, местами выглядит как издевка. Понятно, что это не уровень Тарантино, у которого на немецком разговаривает Вальц, Швайгер и Буркхард, но никак не Питт. Парадокс, но грек сыграл в этом фильме грузина лучше чем хохол хохла!Детективщиной тут и не пахнет, разве что момент обыска на квартире и внедрение агента. В остальном никаких головоломок и хитроумных решений нет! Просто нет! Даже в момент кульминации, когда должны пойти в ход все таланты следователя, используется блат. Даже в момент финальной облавы непонятно коим образом изобличены злодеи — их просто массово пакуют непонятно на каком основании. Единственная хорошая сцена, по иронии судьбы, никак на фильм не влияет — это момент разговора скрипача со своей мамой в телефонной будке. Главные герои: - Чебанов — такой себе двуликий дядька. То он яростно борется с элементами сладкой жизни, то он наоборот просит их достать. То он не хочет жить в роскошной квартире, то он уже туда баб водит. То он за бывшей женой бегает, то уже за другой барышней. А вот за выполнением прямых обязанностей замечен от силы 2—3 раза. Иногда кажется, что сними с него костюм прокурора — сюжет фильма не пострадает. - бывшая жена Чебанова. Эдакая карьеристка, всегда или почти всегда найдет под кого нужно лечь в сложной ситуации. Свободно манипулирует чувствами. И все равно найдутся те, кто скажет — она же мать-одиночка! Это жизнь ее заставила! Вот и растит дочерей она в своем репертуаре — старшая дочь свободно разменяла несколько кавалеров один за другим, не забыв довести младшую сестру до ручки, но той после «груза 200» уже ничего не страшно. - водитель Чебанова. Нельзя так издеваться над украинским языком. Пусть это не Штрафбат, где изуродовали «Чому я не сокіл», но тут тоже поглумились знатно — неужели нельзя было хотя бы на суржике ему говорить или озвучить актера другим — нормальным украинским голосом. - Молодежь. Тут тоже все «на уровне» — пацаны и на учебе подставляют, и девушек отбивают друг у друга, и в спины стреляют. - Чекисты. Это не кровавая гэбня, тут это два бездельника, весь фильм играющие в настольный теннис контрабандными ракетками! Само собой, что играми разума их светлые головы не обеспокоены. - Милиция. Представлена оборотнями в погонах со всеми вытекающими. Никто никого не расследывает, попыток спрятать свои грехи за служебными достижениями не замечено — в числе негодяев с первой серии, без этих ваших всяких интриг. - Обычные граждане. Жизнь в эпоху дефицита. Каждый пытается заработать то на джинсе, то на пластинках… Ни у где тут детектив? Оценка соответствующая 3 из 10 и то только за узнаваемые лица.
Сериал «Одесса-мама» хочется обсуждать с разных ракурсов, уж очень он богат оттенками и смыслами. Это очень интересный сериал, который затягивает зрителя в свой сюжет, если не с первых минут, то уж с первых серий однозначно. Очень качественно исполнен, богат на известных актёров, содержит отрывки из жизни реальных одесситов, что позволяет перенести зрителя в далёкую советскую эпоху — во времена строительства коммунизма, во времена чистой веры в светлое будущее, передела собственности и появления первых ветров западной жизни. Сериал очень правдоподобно показывает быт тех времён, трудности восприятия новых тенденций и вызовов для людей из разных поколений. Для людей, знакомых с творчеством Дмитрия Дюжева и его биографией, участие сего актёра вызывает интерес к фильму — и это не напрасно: этот человек зачатую играет положительных персонажей, и данная главная роль не является исключением. Здесь он показывает русского (или советского) человека в его лучших проявлениях — искренне и до мозга костей честного; не любящего всякую люжь и фальш, не принимающего этих явлений в своей личной жизни; не жалеющего себя ради государственного долга и всеобщего блага, ставящего себя под удар ради принципов добра и справедливости. Такими нас стремится сделать русская культура, и таковые люди присутствуют в нашем обществе. Особенно контрастно герой Д. Дюжева выглядит на фоне людей других субкультур — хитроватого и плутоватого еврейского населения Одессы; незамысловатых, простодушных и туповатых представителей украинской культуры. Главный герой является примером для молодежи — сильным, крепким, надёжным, верным своему слову человеком; любящим утреннюю зарядку и поэзию. Но, как я уже сказал, фильм достоверно отражает человеческую натуру и данный герой не выглядит идеальным, а имеет свои слабости. Другая часть нашей жизни, отраженная в фильме и попавшая в поле нашего внимания, является темой взаимоотношения родителей и детей. Это показано на различный примерах: есть примеры семьи, где родители заботятся всеми силами о своих подростках и пытаются применять различные воспитательные моменты и это даёт свои плоды; есть же отрицательные примеры, следуя которым, трудно ждать в свой жизни чего либо хорошего, например послушных и благоразумных детей — как правило, всё пойдёт «на перекосяк», такие персонажи очень хорошо освещены в картине. Все события происходят на фоне бандитской среды — это, наверное, неискоренимое поведение людей, которое было и будет во все времена, которое только меняет свои формы — в прежние времена это открытый разбой и грабёж, в нынешние времена он скрыт за красивыми костюмами, галстуками и дверьми уютных кабинетов под крылом закона. Фильм показывает тупиковость, бесполезность и пагубность такого поведения как взрослых, так и подростков, для которых достаточно небольшой ситуации и толчка, что бы попасть в липкое болото криминала. Конечно же, данный сериал затрагивает тему личных отношений в жизни героев — в нынешнее время, пропитанное европейскими гей-парадами и свободными отношениями, это можно назвать здоровой пропагандой семейных ценностей. Фильм показывает, что для гармоничного развития личности и просто нормальной жизни человеку необходимо любить и ощущать взаимное чувство. Отличительной чертой подобных фильмов является показанные режиссером нравственные перемены в жизни героев в положительную сторону, что является желательным вкраплением в любой кинопродукт. Сюжет сериала можно назвать завершенным, хотя и в нём есть место продолжению.
О том, что качество отечественных мини-сериалов выросло, сказано немало. Наверное, данный факт вызывает столь сильное изумление и удивление у соотечественников, что они спешат об этом упомянуть в каждой рецензии про новый телепроект. Прогресс и правда, как говорится, на лицо. Но если вы уже успели посмотреть «Охотников за бриллиантами» или, на худой конец, «Мишку Японца», то следующим днем после завершения «Одессы-мамы», сделаете для себя небольшое открытие. Когда появляются финальные титры, это чувство уже слегка начинает подбираться. Последняя серия как-то слишком просто и небрежно по отношению к зрителю расставляет все точки над i. И вот на следующий день ловишь себя на мысли, что зря потратил столько времени. И Дюжев там статичный, и сценарий не фонтан… по сравнению с «Охотниками» и «Японцем», конечно. Так что, если вы уже успели увидеть настоящий класс в современных отечественных сериалах, то «Одесса — мама» кроме раздражения не вызовет ничего. Итак, обо всем по порядочку… Фильмы про Одессу все чаще попадаются мне на горизонте. То повеселит «Чисто одесская история», то господин Бес в «Охотниках…» отправится в родной город, или все приключения Мишки Японца будут происходить в «Жемчужине Черного моря». Я уж промолчу за Сонькую Золотую Ручку. Одесса — город колоритный, и всегда им был. Чего стоит один знаменитый говорок! Смесь русского и украинского языков с щепоткой местного диалекта. Если для нас это юмор, для одесситов — родной язык. Таки да, чтобы нет. По сценарию бывший одессит, ныне московский прокурор Андрюшка Чебанов (Дюжев) разжалован и одновременно повышен за некое неприятное происшествие на работе. И отправляется вершить правосудие наш герой в родной город у моря. Там, конечно, осталась давняя любовь. Естесственно, не забытая и не замужняя. На эту интригу нанизано еще с полсотни персонажей, добрая часть из которых отрицательная. В «Одессе-маме» практически все не без бревна в глазу. И с этим надо как-то жить и уживаться друг с другом. Когда-то на нашем телевидении произошли «Улицы разбитых фонарей» и прочие «Ментовские войны». За пошедшее время зрителям порядком надоели бандиты, менты, менты-бандиты, бандиты, переодетые в ментов… Вот и клепаются ныне подобные сериалы. Вроде тоже про нечестных граждан, аферистов да жуликов… Но снято с изюминкой, в ретро-стиле. Если подумать, новое дыхание старого жанра. Актерский состав, как говорится, за исключением Дмитрия Дюжева, блестит широкоизвестными в узких кругах именами. Кстати, про Дюжева. Он умеет и лучше, я в этом уверена. Страшно сказать, но в «Беременном» он был поживее, чем в «Одессе-маме». Совершенно статичный персонаж. Статичнее его только Устинова. Если они на съемочной площадке соревновались, кто гаже сыграет, то я таки прямо не знаю, кому давать главный приз. К своему стыду, я ослеплена красотой Екатерины Гусевой, и потому не могу адекватно судить о ее актерских талантах. У всех троих перечисленных актеров жуткие потуги, режущие слух, изобразить южный акцент, гЭ-канье и одесский говорок. Адекватно смотрелся только водитель прокурора — Есенин. К сожалению, не знаю, откуда родом Олег Иваница, но не удивлюсь, если коренной одессит. Остальные — пародия на реальность. Из положительных моментов — Петр Федоров. Заметно приображение героя, как он меняется на глазах у зрителя. Игорь Ясулович — браво! Если б не знала, что он актер, так и подумала бы, что урка. Александр Алябьев, он же Борис, он же Борух Срульевич. Такой узнаваемый персонаж у каждого есть в знакомцах. Дайте мне хворостину — пройдусь по гримеру! Более чудовищной работы, более халтурного грима я не наблюдала много лет. Я уже и забыла, что он может делать актеров не похожими на себя, дико страшными. Не побоюсь этого сравнения, Дюжев с подведенными глазами похож на уставшего от жизни трансвестита. Устинову хотелось умыть целиком и с хозяйственными мылом. Как вариант, предположу, что создатели фильма во всем хотели соответствовать 1969 году, где-то раздобыли тональный крем «Балет» в железном тюбике, и как давай им мазать актеров. Увлеклись, потому когда очнулись, оказалось, что весь запас на Дюжева с Устиновой и ушел. Гусева вздохнула спокойно. Пожалуй, похвалю-ка я еще музыку. Приятная она в фильме. Правда, почти не слышны хиты того времени. А жаль… Двойственное у меня отношение сложилось к «Одессе-маме». Вроде бы неплохой проект. По сей день на нашем телевидении случаются и хуже. Но сколько достойных фильмов еще не посмотрено, а? Стоит свое время уделять им или «Одессе-маме» — выбор зрителя. Я же ставлю: 7 из 10, и воспоминания о том, что смотрела данный сериал, опускаю на самое дно своей памяти.
Сериальная продукция постсоветского пространства («Одесса-мама»- украинского производства) уверенно прогрессирует в плане качества. И это не чьё-то мнение, а объективная реальность, не могущая не радовать кинозрителей. Остаётся только томиться в ожидании, когда же уровень нынешних сериалов наконец дотянется до уровня советских «многосерийных художественных фильмов» и на экраны выйдет нечто, достойное сравнения с «Семнадцатью мгновениями весны». Увы, пока до этого «семь вёрст, и всё лесом»… А шо до «Одессы-мамы», таки это очень приличная вещь аж в 12 серий, посмотреть которую стоит и вечером с семьёй, и днём, если кто пашет в ночную. Стоящий сценарий, хотя не без изрядной доли «новомодных» и отнюдь не соответствующих времени (1969-й год) элементов. Качественная съёмка, но именно в сериальной, а не «киношной» манере (вообще, думается, надо и в нашем Союзе кинематографистов, и в профессиональных гильдиях ввести разделение на «киношников» и «сериальщиков»- это «две большие разницы», со своей спецификой). За редким исключением, «сериальна» и игра ведущих актёров, от которых, в отличие от настоящего фильма и ввиду сжатых сроков съёмок, не требуется «по-станиславски» вживаться в образ, а лишь «изображать» своих героев. Впрочем, старые советские актёры, вроде моего уважаемого тёзки Альберта Филозова, играющего здесь роль седенького еврейского дедушки-шахматиста и некоего «диссидента» (а к тому же заслуженного ветерана ВОВ) всё делают, «как тогда», и правильно делают! Потому и смотреть на их актёрскую работу гораздо приятнее, чем на игру их современных коллег. Как в большинстве случаев, хорош и Дюжев в главной роли, но всё же чересчур «топорен». Был бы на его месте Регимантас Адомайтис (а мне так очень хотелось!), было бы… ого-го что! Но Адомайтиса нет, а Дюжев, повторюсь, хорош и впечатляющ… Смотрим такого! Вообще-то, шлимазл, всё действо каким-то боком походит на натуральный роман, который, как известно, отличается от повести развёрнутостью и развитием жизненных линий отдельных его героев и представляет собой их сплетение в канве общего действия и его идеи. Такого тут, извините, навалом: линии нового прокурора (главная!), его прежней любви, а ныне «цеховщицы по джинсе», которую «крышуют» менты, её дочерей, для блага которых она всё и делает, еврейского парнишки-фарцовщика, которого дедушка (Филозов) настойчиво зовёт Борухом, его одноклассника, бывшего морпеха (кажется, так), завернувшего в блатные, и т. п. Всё это очень интересно, но иногда создатели сериала, во имя основной, «забывают» второстепенную «ветвь» (например, о юном Борухе не упоминалось целую серию- три минуты могли бы для него найти, чтобы зрители о нём не забыли!). Я таки не берусь говорить за достоверность главных криминальных событий в Одессе образца 1969-го года, показанных в сериале. Остаётся надеяться, что они, извините, не из поца высосаны, а имеют под собой хоть какую-то реально-документальную основу, ну, хоть как у братьев Вайнеров. А то порой складывается впечатление, что за год до 100-летия В. И. Ленина в Одессе царил такой беспредел, как в России в 90-х… Ша, хватит моего базара за эту картину, а то другим нечего будет высказать. Отмечу лишь ещё очень внимательное отношение её создателей (в особенности художников- постановщика, костюмера…) к представляемой нам эпохе и, конкретно, к году- 1969-му. В этом году я пошёл в первый класс (впервые в школу стали брать не с 8-ми, а с 7-ми лет), но, не смотря на столь «мелкий» возраст, «эпоху» и её детали помню очень хорошо. А вот в съёмочной группе сериала «Одесса-мама» наверняка было мало пожилых людей, потому и были допущены как бы незначительные, но раздражающие помнящего и знающего зрителя «ляпы». Вот только те, которые я заметил, что называется, не напрягаясь. … Дома у нашей «цеховички» стоит рижский телефон с трубкой, лежащей на всю его длину. Такие аппараты стали выпускать только с середины 70-х годов (нам самим поставили такое «новьё» в 1978-м году). … Не могу сказать точно, когда в мире начали производить ручные электронные часы в промышленно-доступных масштабах. Зато знаю, что в СССР они за большую цену стали продаваться в конце 70-х годов, причём их выпускали, если не ошибаюсь, на одном из предприятий моего Воронежа. По внешнему виду (план был, вероятно, намеренно дальний, да и циферблат мёртвый- таких батареек давно не выпускают!) данные «котлы» из сериала очень похожи на нашу «Электронику 5» или что-то подобное… … Кое-что насчёт высказываний. К примеру, в 3-й серии прозвучало, что «мы строим развитой социализм». В названном году таковое понятие не могло быть озвучено по простой причине: его придумали наши деятели ЦК КПСС (скорее всего, чтобы оправдать перед народом «застой» и затянувшееся наступление коммунизма). Понятие «развитой социализм» появилось в конце 70-х годов, если не ошибаюсь, после XXVI-го съезда КПСС. В школе нам его «преподавали». … Можно оспорить, но ментовская пытка подозреваемых «слоником» (то есть когда одевают противогаз и перекрывают воздух) вряд ли была тогда известна. Напомню: это была другая власть и другая милиция. … В 11-й серии меня очень позабавил эпизод с «переодетым» в зайца котом «для товарищей из ГДР». Это старая байка, в продолжение которой оные товарищи сказали: «О, йа-йа, натюрлих, русские и вправду великая нация, победившая Наполеона и Гитлера, раз у них зайцы по деревьям лазают!» … К тому времени у женщин начали входить в моду причёски-шиньоны, а у молодёжи- расклешенные штаны (джинсы; заметны в одном эпизоде с Борухом). Ну и- да ладно, что ли? Видите, сколько чувств и воспоминаний пробудил во мне сериал «Одесса-мама»? А в вас он что-нибудь пробудит? Не уверены? Сначала посмотрите, а потом решите. И не гоните на меня: за что написал, так оно и есть! 7 из 10