Охота на Вервольфа
- 04 ноя 2010
- 25 июл 2011
Сначала, во время просмотра этого сериала меня одолевало раздражение: что за чепуха? Но дальше, я просто смеялся. Фильм явно снят по заказу. И работа оказалась топорной, несмотря на участие нескольких отличных актеров. Я уверен, спустя годы, им будет стыдно за участие в этой картине. Почти каждый эпизод просится на препарационный стол критики. Например, снайперская супер-пупер винтовка на сошках и супер-камуфляж у красноармейцев в 40-х годах. Не иначе как режиссер насмотрелся российских пропагандистских фильмов про войну в Чечне. Особенно потешил Гитлер в исполнении Михаила Ефремова, сидящий, подобно Цезарю, в простыне возле бассейна. Финал с саморасколом «крота» и фехтованием на ножах — «контрольный выстрел в голову». Три раза «ха-ха». Лично для меня все происходящее на экране выглядело неубедительно. Исторические факты перевраны. Даже название ставки переводиться неверно. На самом деле она носила сначала название «Eichenhain» («Дубовая роща»), а потом «Wehrwolf» («защита волка» или «вооруженный волк»). А не «Werwolf» («Оборотень»). Где бы был умник назвавший ставку Сталина «Упырь» или «Кикимора» :)? До сих пор правда об этом объекте хранится за семью замками в архивах НКВД-КГБ-ФСБ. Почему? Очевидно, есть что скрывать, и это что-то — весьма нелицеприятное. Зато, в советские времена, усилено муссировались слухи, что там находятся: химическая лаборатория с очень опасным веществом (ядерная лаборатория, с атомной бомбой в качестве мины и т. п.). Недостаток информации породил также множество вообще фантастических версий (Янтарная комната, чаша Грааля, разработки Анэнэрбэ типа «душедробилки» и тому подобный бред). Но, увы, это был чисто военный объект, командный пункт. Причем, вероятно, построенный еще до войны для Сталина. Поскольку, во время оккупации, взрывные работы, по свидетельствам местных жителей, не производились. А силами 4000, или даже 14000 (на памятном знаке возле трассы на Житомир указана цифра 14000) пленных прорубать вручную в рекордные сроки (с сентября 1941 по апрель 1942) гранит для строительства бункера (по разным данным, от 2-х до 7-ми этажей вглубь) нереально. Гитлер действительно, по крайней мере, дважды бывал здесь. По другим данным 5 раз. Принимал японского посла, вручал Железный крест асу люфтваффе. В ставке побывало все высшее руководство рейха. Еву Браун он сюда не привозил. Она жила в Виннице, в особняке в котором сейчас находится психоневрологическая больница имени Ющенко. Маловероятно, что это был двойник. А признать, что это был действительно Гитлер, для советских историков означало то, что оказывается, не такой уж фюрер был трус. Почему же нацисты так вольготно чувствовали себя в Виннице, которую даже называл «кляйне Берлин» («маленький Берлин»)? Неужели на Подолье не было партизанского подполья? Было. Но, увы, его деятельность была малоэффективной. Во-первых, из-за чрезвычайных мер безопасности, предпринятых гестапо: «зачистка» от неблагонадежных элементов (евреев, партийных и комсомольских активистов) соседних сел и Винницы. Во-вторых, охрану осуществляла дивизия СС «Адольф Гитлер», а прикрытие с воздуха — аэродром в соседней Калиновке. В-третьих, сама территория ставки представляла собой сильно укрепленное фортификационное сооружение, с минными полями, инженерными сооружениями и массой постов. Так что рейд диверсионной группы, показанный в фильме, был бы обречен на провал. Почему же Сталин не организовал регулярные авианалеты? Ведь он прекрасно знал из донесений подпольщиков, когда Гитлер бывал в ставке. Вот тут то и кроется основная загадка. Когда Сталину доложили о присутствии Гитлера под Винницей, и предложили организовать бомбардировки, он хитро прищурился и сказал: «Тс-с. Главное, не вспугнуть…». Вполне возможно, что Сталин знал, что пребывание в бункерах «Вервольфа» смертельно опасно. Дело в том, что этот объект находится в местах выделения из-под земли природного радиоактивного газа — радона. На открытом воздухе он безвреден, но, накапливаясь в закрытых помещениях, он может вызвать рак легких или лейкемию. Одним из признаков отравления могут быть эмоциональное возбуждение и психические расстройства. Эта версия, кстати, объясняет и то, почему бункером, если он действительно был построен до войны, не воспользовались советские военные. Подчеркиваю, все вышесказанное — общедоступные факты и свидетельства местных жителей, переживших оккупацию. К чему я сделал этот экскурс в историю? Да к тому, что если уж снимать картину о войне, то следует хоть чуть-чуть придерживаться исторической правды и не пытаться ее переиначить. Подвиг людей, победивших нацизм, от этого не уменьшиться. В знаменитом фильме «17 мгновений весны» также множество ляпов и несоответствий, но он стал шедевром благодаря гениальной игре актеров. С этим фильмом этого, увы, не произошло. 3 из 10
Что ж, похоже, кровожадные чекисты, «пауки в банке» по нашу сторону фронта и прочие кино-обгаживания советской истории уходят в прошлое. Уже радует отсутствие в фильме вышеперечисленных мерзопакостей, порядочно набивших оскомину. Завязка и кульминация — в духе старого доброго «Отряда особого назначения», но в более современной манере показа не позволяет скучать у экрана. Хотел поставить оценку «5», но вот концовка… эффектно конечно, но — знакомо и пройдено. По фильму «Орел приземлился» (в котором диверсанты убивают двойника Черчилля), да по игрушкам славного цикла Wolfenstein (из бетонных коридоров — в апартаменты, украшенные парадными портретами и свастиками, с засекреченным запасным выходом, спрятанным за камином, который нужно взорвать). Да и «крот» «саморассекретился» как-то дешево-эффектно… В произведениях Алистера Маклина подобных личностей раскалывают гораздо интереснее. На ляпы технического и костюмного характера внимания как-то не обращал, видимо, потому что сюжет оказался лучше ожидаемого. Твердая «четверка». 10 из 10
Предлагаю объединить в трилогию этот фильм, «Сорокопятку» и «Лейтенант Суворов». А назвать ее — «Охота за халтурой или как за 40 гривен снять фильм про лейтенантов». Я понимаю, что сейчас бюджетных фильмов о ВОВ снимается мало (в России), но лучше снимать 1—2 дорогих фильма, чем такие потуги на качество. Два настоящих актер, на весь фильм: Галкин и Ефремов, правда, у первого — маленькая роль, а у последнего — Гитлер вышел слишком карикатурно. Да еще Павел Трубинер пытался оживить происходящее на экране. А все остальное… весь просмотр не покидает ощущение «деревянности» и фальшивости героев — актеров класса «С»; ощущение, что чего-то и кого-то постоянно не хватает в кадре: вот тут — массовки, вот тут — хоть одного немецкого танка и т. п. Фильм движется рывками камеры, от плагиата к плагиату: вот — фрагмент из «Красной капеллы» (пеленгаторы), вот — пародия на то, как выловили Фокса, из «Место встречи изменить нельзя», с неправильно произнесенным словом «дактилоскопирование». «Добил» меня окончательно отваливающийся грим пореза, на брови актера Литвинова. Можно еще долго описывать ляпы и неточности фильма, но, как-то, больше не хочется, как и смотреть, впредь, подобное. Товарищи кинематографисты, ну нельзя же так! 4 из 10