Дама в очках, с ружьём, в автомобиле
Мне очень нравится книга Жапризо, именно поэтому решила посмотреть этот фильм. Что можно сказать о данной картине? В целом неплохо. Больше всего мне понравилось музыкальное оформление к фильму, каждая тема очень удачно подобрана, помогает настроится на нужный лад. Татьяна Кузнецова, на мой взгляд, справилась с ролью Дани Лонго на 9 баллов. Хорошо смотрелся Чернышов в роли Филиппа. А вот образ Аниты не был раскрыт полностью, фактически ничего не показали из того как складывались отношения Дани и Аниты в прошлом. И если зритель не читал книгу, то тяжело понять почему Дани была выбрана на роль жертвы. Также не впечатлил Виторган-Каравей, как он спокойно и монотонно читает монолог в конце фильма, при этом ну ни капельки он не похож на человека, который находится на грани физического и нервного срыва от безумной гонки на протяжении нескольких суток. Теперь о видениях- мечтах Дани. Красиво и в тему мечты о море, а вот разговоры с трупом и Каравей с рыбой как то не очень впечатляет. И еще не понравился эпизод с уходящим поездом, ну очень долго он уходил, при этом одни двери, которые закрываются автоматически, специально оставили открытыми для шофера. Но все же я с интересом посмотрела фильм. 7 из 10
Её зовут Дани Лонго. Она с детства знает, что «если сам себя не пожалеешь, тебя не пожалеет никто». Она смотрит на свою жизнь, как на «сентиментальную небылицу» в серых тонах, в пошлых помыслах о банальном счастье. Пошлое счастье офисного клерка имеет цвет, вкус и шум моря. Просто она никогда не видела моря. Простенькая внеурочная просьба шефа даёт ей шанс увидеть не только море, но и стать на короткое время другой, уверенной в себе дамой в тёмных очках, дамой в дорогом автомобиле. Она ещё не знает, что обречена преступным роком и быть ей к концу путешествия ещё и дамой с ружьём. Ограниченные в средствах и рафинированностью заказа канала «Культура», Олег Бабицкий и Юрий Гольдин не стали воссоздавать, имманентное роману, французское ретро 60—70-х, предпочтя ему некую западноевропейскую абстракцию застывшей современности. Не стали они, и переносить в фильм этическую неоднозначность ретроспективных поступков героев приведших к происходящему, сведя конфликт к одноцветному дуализму между преступником и жертвой. Сценарий Евгения Унгарда хорош, хоть и подчёркнуто ироничен, и недостаточно в концепции Жапризо с его постоянными аллюзиями к кэрроловской «Алисе». Сохранность событийной последовательности в другой плоскости. Дани Лонго в трактовке Кузнецовой совсем не тот взрослый ребёнок из книги, храброе сердце которого не позволяет хрупкому телосложению и дефекту близорукости погрузить организм в панику. Здесь, скорее просится заменить «даму» на «бабу», тухнущую в стабильном «чёрно-белом» мирке, загорающей под специальной лампой в домашних условиях и на которую всем наплевать, пусть она и недурна как внешностью, так и умом. Тем не менее, эфир из четырёх телевизионных часов режиссёры использовали с талантом. Задумка ли, или вынужденное решение, но кино получилось эстетским оммажем советским экранизациям зарубежной беллетристики, особенно популярной, как раз в те самые 60—70-е годы. Так что авторы, несколько опосредовано, но в эпоху попали. «Дама» снята в Прибалтике, за исключением основных ролей, в фильме заняты прибалтийские актёры, позже переозвученные, что систематически делалось и в СССР. Поэтому всё немного не так как должно бы быть в книге и в жизни, всё немного размыто, всё слишком загранично, чтобы казаться правдой. За образом буржуазной единоличницы Дани Лонго проступает провинциальная интеллигентность сотрудницы какого-нибудь НИИ под патронажем колоритной партийной шишки в роскошном исполнении Эммануила Виторгана. Стиль доминирует и дополняет историю, в которой многое иллюзия и сон, отчего параноидальный шизофренический драйв усилен. Галлюцинации и душевные экстраполяции героини через воображаемые диалоги со встреченными ею людьми (в том числе и с трупом) — в ту же копилку эффектности «реставрационного» бреда. Бреда, который в финале станет явью и отделит правдивое от ложного. Если бы в Советском Союзе предприняли эту экранизацию, то, наверняка, она отличалась бы немногим от труда Бабицкого — Гольдина. Хотя, мелодичный Оскар Бентон, на музыкальной дорожке точно бы не появился. Если сравнивать нашу телеверсию с франко-американской классикой для широкого экрана от Анатоля Литвака, то последний явно в проигрыше. По адекватности роману обе картины не дотягивают и вполовину масштаба, но российским постановщикам было, что предложить своего для оправданности сопоставления с одним из лучших психологических детективов в мировой литературе прошлого века.
К сожалению, ничего хорошего не могу сказать про эту экранизацию. Только что писала про версию Литвака (англо-французскую), ну а здесь… Извините, дешёвка. Версия Бабицкого и Гольдина очень похожа на подобные же российские сериальные версии детективов Хмелевской: «Что сказал покойник» и «Пан или пропал» («Всё красное»). Как там, так и здесь, атмосфера оригинала потеряна начисто, убита на корню. В замену ей — тягучесть, унылость, неопределённое место действия (а время зачем-то перенесено из конца 60-х начала 70-х в современность), диалоги, которые словно не играются, и даже не читаются, а жуются голосами, лишёнными окраски и интонаций. Словно жвачка-тянучка. Европейцы (здесь французы, там датчане) показаны как скучные люди-роботы, глупые, чопорные, без огонька, над которыми можно только посмеяться. Да плюс юмор, от которого бы заплакал даже Евгений Ваганович Петросян. Но если в произведениях Хмелевской юмор как-то уместен (и в оригинале его хватает), пускай даже такой, то у Жапризо, извините… К чему тут Каравей (Виторган), который размахивает какими-то рыбинами и орёт во всё горло? Зачем? Особенно убила ДанИ (актёры! Режиссёры! Вы забыли, что во французском все ударения на последний слог!), с первого её появления на экране хотелось закричать: «Это не она! Что вы с ней сделали?!» Из описанной Себастьеном Жапризо ранимой, беззащитной, насмешливой, смелой и обаятельной девушки как будто выели всё содержимое, превратив её в несчастное и забитое существо с волосами, обесцвеченными до «блонд» и таким же бесцветным голосом, с глазами покорного зверька («За что мучаешь животных?» (с) Тэффи). Её все обижают и никто не любит. Она сходит с ума, хочет на море — её не пускают, дразнят, издеваются. Даже когда в первой серии героиня идёт на работу, она носком туфли вляпывается… нет, слава богу, не в это самое, а в кусок торта, который кто-то зачем-то бросил на асфальт. Она может вызвать только жалость, но никак не любовь и симпатию. И явно неспособна на какие-то бесшабашные, неординарные поступки — это видно по ней. А ещё у неё галлюцинации. Когда она бредёт на работу, то манекен из витрины ме-е-е-дленно так поворачивает голову ей вслед — совсем как в клипе Херби Хэнкока «Rock It». Каравей у Виторгана получился старым дедушкой-маразматиком, Анита (не помню фамилию актрисы) — такой вполне симпатичной и решительной гламурной «штучкой» (опять весь образ убит), про других персонажей говорить не хочу, я о них всё сказала выше. Очень показательная сцена дома у Каравеев, где Дани находит фотографию обнажённой Аниты. В оригинале Анита сидит на подлокотнике дивана, впол-оборота к камере. Цитируя Жапризо: «Я глупо рассмеялась. Она повернула фотографию, наклеенную на деревянный подрамник, лицевой стороной к стене и сказала, что Каравей оборудовал себе на чердаке любительскую фотолабораторию, но она — его единственная модель.» Что мы видим здесь? Анита стоит, хм, в другой позе — коленно-локтевой (зачем, непонятно). Несчастная Дани ведёт себя как монашка, которая никогда обнажёнки в глаза не видывала: смотрит своим вечным затравленным взглядом и жалобно спрашивает: «Можно убрать»? Также начисто прибила сцена в автомастерской. Пока Дани ушла умываться (там ей, как известно, кисть поломали), автослесарь и два его друга, остекленевшими глазами глядя в пространство, пережёвывали очередной спор: сколько стоит эта машина, и что с ней будет, когда она во что-нибудь врежется. О боже ты мой… А Бернар Тор? Ведь это должен быть довольно молодой и привлекательный мужчина. Почему ему нацепили бороду, как у Льва Толстого, и состарили его? В общем, всем любителям творчества Себастьена Жапризо и персонально La Dame Dans L`Auto Avec Des Lunettes Et Un Fucil я этот фильм категорически не рекомендую. 1 из 10