Возвращение блудного попугая
Я для него жизни не жалел, а он…! Эх, вы! Жизни не нюхали! А я цельное лето, цельное лето: утром покос, вечером надои, то корова опоросится, то куры понеслись… А тут вишня взошла! Свекла заколосилась! Прилетаю я как-то на Таити, а майор Полищук мне и говорит: «Сберкассу ограбила пани Моника из кулинарного техникума. Пропали, понимаешь, миллионы, миллионы, миллионы алых роз». Нашел время заболеть, зимы ему мало! Да, это я. Хорошо живу, купаюсь в бассейне, пью джюс, оранджат… Да, да — прямо не выходя из бассейна. У меня много друзей, машина, личный шофёр… Прощай, наша встреча была ошибкой. Гудбай, май лав, гудбай! Хотя я недолюбливаю советскую мультипликацию рубежа семидесятых-девяностых (тогда она начала скатываться в попсовость), «Попугай Кеша» счастливое исключение. Три истории об упрямой птичке, вечно ищущей неприятностей на свою шею, не просто нравятся — с каждым пересмотром я нахожу в них все новые приколы. Попугай Кеша не персонаж, а настоящий кладезь афоризмов и метких фразочек, к тому же меломан, каких мало. Другие герои мультика также не подкачали, особенно толстый кот, ведущий себя, как богатенький мажор. Но Кеша, бесспорно, главный двигатель мультсериала, да ещё и прекрасно озвучен Хазановым. Особой доброты или грустной атмосферы а-ля первая серия «Карлсона» в «Кеше» нет, но как комедия он гениален. И даже превосходит «Троих из Простоквашино». 10 из 10
Культурный столп времен заката СССР. Просмотр «Петровки, 38» как вершина праздности, видеомагнитофон и «бубльгум» как предел роскоши, а где-то в совхозе «Светлый путь» еще живет себе ударник труда Вася. Мультфильм скрупулезно психологичен, и, с одной стороны, это очень интересно, а с другой — мешает его любить. Демонстративный характер Кеши (уже отмеченная кем-то истероидная акцентуация) добавляет проблем и ему, и окружающим, и меняться он не то, чтобы не хочет — не может. Есть какая-то безысходность в сериале. Его верному Вовке, видимо, всю жизнь это счастье терпеть. Вообще, чем-то поведение Кеши, хотя задумывалось как подростковое, во второй серии скорее в плохом смысле бабское. Этакая неумная девица, сбежавшая от интеллигента-мужа («рохля, нищеброд» в е понимании) к быдловатому, но богатому «папику», который, конечно, ее одевает и окружает роскошью, но унижает в быту и при попытке бунта просто запирает. Особенно аллюзия сильна в свете высказывания «наша встреча была ошибкой» и претензиям, что Вовка его плохо одевает. И потом она, хлебнув сполна «богатой жизни», возвращается к своему рохле, который «все понимает» и даже не упрекает. Мне, короче, этот Кеша совершенно несимпатичен. Неблагодарная скотина как она есть. Единственное его доброе движение души — разделить с воробышком в холода дырявую шляпу. И то, потом, стоило ему найти Вовку — воробышек сразу побоку. Какой профит от этих отношений получает Вовка, кроме постоянных истерик — остается за кадром. И Вовка мне несимпатичен. Унылый он, действительно, то контрольная, то болеет, и никак не может разобраться даже с собственным попугаем. Такому всю жизнь кто-то будет садиться на шею. Зато мне очень нравится толстый кот. Он бесподобно наслаждается жизнью, за что ему можно простить даже полную бесполезность — настолько он счастливое существо. Его и тут неплохо кормят. Ему хозяин дарит «бубльгум». Он прекрасен. Симпатичен также Вася — этакий шукшинского типа сельский житель, в чем-то даже поэтичная натура (в музей же ездил), но в целом — соль земли, простой русский мужик, работящий и заботливый, с философским отношением к потерям. И вот он-то терпеть таких истерических попугаев не собирается. Молодец. Ну и, конечно, обилие цитат. «Свободу попугаям!», «То корова опоросится, то куры понеслись… свекла заколосилась…», «Это же бубль-гум!», «Прэлестно!…» В общем, как столп культуры и наглядное пособие по психологии мультфильм бесценен, но лично я его не очень люблю.
Жизнь школьника Вовки выглядит довольно унылой — он или учится, или болеет, или кормит своего попугая, да и то лишь обещаниями. Другое дело — этот самый попугай с красивым мягким именем Кеша. В голове пернатого непоседы планов громадье, а мысли фрактально извиваются по непредсказуемым траекториям. Жизнь Иннокентия — перманентный вулкан, ему с удивительной стабильностью надоедает сидеть в четырех стенах, ведь хозяин с узким кругозором и полным отсутствием вкуса в одежде не способен понять высоких стремлений свободолюбивой птицы, а потому уходы из дома в поисках вдохновения и метафизической справедливости становятся неизбежным явлением. Как же, оказывается, разнообразен мир за пределами родной квартиры. И состоит этот мир не из атомов с молекулами, но из шпилек Западу и добродушной иронии. Здесь вам и капиталистические свиньи (точнее кот), односложными репликами очерчивающие портрет сферического (во всех смыслах) потребителя, и жертва моды, копающаяся в помойке ради очередной винтажной шляпы с дыркой на самом интересном месте, а в перерывах помечающая все незнакомые сущности поистине эстетским ярлыком «Прэлэстно!», и зомбированный тлетворным влиянием заграницы веснушчатый мальчуган, под литрами кока-колы насилующий свои оттопыренные уши бездумным англоязычным думц-думцем. А роль завершающего апперкота непосредственно в подбородок западной бездуховности исполняет третья серия, где будет продемонстрирована вся широта русской души, вся многовековая сермяжность и посконность, на какую только способен тридцатиминутный мультик про попугая. Вопросов нет, вышло убедительно, кока-кола в страхе утекла к китайской границе, Микки-маус запрятался где-то под Рязанью, а из модных джинсов сделали половую тряпку. Но бог с ней с иностранщиной, «Возвращение» не только умело расщепляет на кварки загнивающих консьюмеристов, есть тут и созидательный элемент, ведь держится все именно многослойном характере и тонкой душевной организации самого пассионарного в мире попугая, блистательно озвученного Геннадием Хазановым. Ловко лавируя меж собственных экзистенциальных кризисов, Иннокентий погружается в глубокую бездну самокопания, каковая не снилась ни Бергману, ни Феллини, ни, страшно сказать, Винни-Пуху. Кеша — личность без сомнения творческая, местами даже слишком, а потому мы простим ему и зашкаливающее самомнение, и неуместное упрямство, и множество импульсивных поступков. В самом деле, как не полюбить героя, экспрессивно исполняющего советские шлягеры, метко окрестившего творящееся вокруг уныние «царством раскаленного бетона и душного асфальта» и открывшего полемику с хозяином фразой «Нашел, когда болеть!». И пускай вместо детского произведения про то, как бобер феерически уничтожает осла с сухим счетом, мы в очередной получили сатирически-саркастическое нечто, во многих моментах понятное только взрослым дядям и тетям, но привычная душевность и национальный колорит никуда не исчезали. Ну, и какой же советский мультик без глубинного смысла, а потому кто, если не разноцветный попугай в очках и кепке наглядно объяснит нам основы диалектики. Судите сами, каждая серия представляет собой последовательность из крайнего недовольства текущим положением, поиска новых ощущений и осознания того, что все-таки надо было сидеть дома. Тезис-Антитезис-Синтез и Вечное возвращение, сомнений быть не может, пусть даже возвращение сие осуществляется принудительной транспортировкой в запечатанной посылке. А время было непростое. Тысячи потенциально блудных попугаев уже направляли взоры в сторону шатающегося Железного Занавеса, выражая готовность улететь на персональный Таити. Но давайте вспомним последнюю часть приключений и доброго сельхозработника Василия: даже если твой единственный трактор утопила в реке невесть откуда взявшаяся полусумасшедшая птица, нужно просто вложить всю горечь и обиду в протяжное «Э-э-э-эх!», махнуть рукой и жить дальше — вот это будет по-нашему. И никаких Таити! Нас и здесь неплохо кормят. Более чем неплохими мультфильмами.
Этого весёлого, строптивого, самоуверенного и немножко гордого попугая знает каждый ребёнок, каждый малыш, — ещё бы — сколько сердец покорил шаловливый попугайчик Кеша, взывающий к свободе, но вечно ослепляемый видимой вольностью и себялюбием… Смешной, симпатичненький, маленький и юркий Кеша, при первом знакомстве с ним, становится самым, что ни на есть настоящим другом, приятелем зрителя. Вот и меня он буквально покорил, ныне же, демонстрируя всё своё величие при очередной встрече с ним, вызывает милую улыбку от своего присутствия на экране. Да, именно, и на сегодня я вовсе не против с удовольствием посмотреть и вдоволь посмеяться приключениям Кеши, его авантюрам и неудачным попыткам доказать свою самостоятельность, своё величие и мощь, мощь попугая. «Свободу попугаям!» - эта фраза навсегда запомнится и будет увековечена как реплика самого свободолюбивого и независимого попугая Кеши, который, вопреки всему и не смотря ни на что, всё же любит своего хозяина, мальчика Вову. Великолепный представитель отечественной мультипликации, которому не занимать ни в оригинальности, ни, тем более, в качестве и отменном юморе!..
Я смогу! Я докажу! Я покажу! Обо мне узнают. Обо мне заговорят! (Кеша) О нём, действительно, узнали. Узнали, как о ворчливом, независимом и эгоистичном попугае, который всё время сбегал от своего хозяина и снова и снова возвращался к нему, пережив неудобства жизни вне домашнего очага. Одним словом, герой что надо для ещё одного анимационного советского шедевра. Александр Курляндский — человек потрясающей фантазии. Когда-то он придумал замечательный мультсериал «Ну, погоди!», хоть и напоминающий не менее забавную парочку кота и мышонка, но всё же более родной и близкий. А затем подарил детям и взрослым вздорного Кешу, чья эпопея похождений оказалась не менее интересной и смешной. Кеша — герой с характером. Он не принимает никаких забот своего хозяина Вовки и спокойную, размеренную жизнь с телевизором и плеером. Ему подавай приключения, с возможностью стать героем, нового хозяина, а главное — свободу действий. Героя, который делает, что хочет, можно и не любить, ведь не всегда эгоизм и цинизм приветствуется зрителем, но шутки из уст Кеши и его временами положительное поведение приводят к обратному. Вдобавок, неповторимый стиль ему придаёт прекрасная озвучка главного героя в исполнении Геннадия Хазанова, что делает Кешу очень колоритным персонажем. «Возвращения блудного попугая» — это прекрасный мультфильм, с нестареющим советским юмором и иронией, который, достоян быть пересмотренным не один десяток раз. Всё. Вот так всегда: на самом интересном месте! (с)