В лесах и на горах
- 13 сен 2010
Сложно говорить об экранизации романа, если роман не читал. Я дилогию Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» читала, и это произведение поразило меня своей глубиной. Автор выступает не только как яркий бытописатель Поволжья, но и как ученый, историк, этнограф. Очень убедительно и живописно он рассказывает о купечестве, об истории староверов, убежавших в приволжские леса, о сектах хлыстовцев, о развитии ремесел и торговли. И все это на фоне преданий, легенд, народных обычаев, знатоком которых был писатель. Поистине «энциклопедия жизни»! Автором экранизации этот роман оказался не по зубам. И поэтому, прячась за уловкой «по мотивам романа», они искорежили судьбы героев, необоснованно ввели новые персонажи, изменили саму фабулу романа, но его аромат передать не смогли. 2 из 10
… мне нечем было заняться, и я включила «Культуру»… Следующие полтора месяца я, скучая, то вязала крючком, то изредка поглядывала на ленивых и совершенно не знакомых с системой Станиславского актёров, пытающихся воссоздать колоритную картину жизни волжского купечества середины 19-го века. Мдааа… Вот мой совет: не убивайте время за просмотром недо-сериала «В лесах и на горах». С оригинальными романами, по которым писали сценарий сериала, не знакома. Но это незначительный минус, учитывая то, что последний состряпан из рук вон плохо, и это сразу заметно. А вот почему. Во-первых, исследователи доказали теорию «шести рукопожатий», по которой любые два человека на Земле связаны друг с другом через шесть-семь знакомых. В сериале же все — от мала до велика — знают каждого не понаслышке, а лично. Выглядит это презабавно. Во-вторых, непроработанные характеры. Взять, к примеру, Алексея (Воробьева). Ну как, скажите, как хороший работник и нежно любящий мужчина превратился в нахлебника, кутилу и развратника?! Замечу, резкая перемена произошла в течение одной серии. Подобный разворот событий так и остался для меня загадкой. В-третьих, составление самих серий. Эта «нарезка» (!) сделана не бог весть как. Сперва «тянут-потянут», а потом «вытянуть не могут»… И — бум! — всё безжалостно скомкано: заключительная 24 серия, счастливые парочки — аж слышен звон бокалов — и занавес… Фарс окончен. Гммм… Ну что ж, дорогой читатель, кажется, я и так огорчила вас донельзя. Думаю, мне не стоит расписывать слабейшую игру почти всего актерского состава. Хочу лишь выделить Костолевского, Гостюхина и Стеклова. Ради последнего досмотрела сериал. Он в своих эпизодах, практически незначительных, не играл, а жил. Я смотрела и видела настоящего волжского купца. Потрясающий актер! К сожалению, у всех есть предубеждения. И моё — основанное на том, что «Культура» показывает лучшее, — требует искоренения. Ведь если бы этот сериал попался мне на «России 2», я без капли сомнений фыркнула: «Очередная романтическая лабуда!» 2 из 10 За Стеклова. P.S. А ещё меня ужасно поразила женская развращенность. Куда это годится? На дворе XIX век! И даже монашки (монахинями язык не поворачивается назвать) — туда же! Аж стыдно за женщин… (((
Наконец-то нечто достойное появилось в безбрежном океане теле-безобразия и теле-издевательства. Это как самородок в бесконечном количестве пустой породы. Мои поздравления всем кто смог его разглядеть! Смотрела от начала до конца! Очень и очень понравилось! Назвать этот фильм сериалом просто язык не поворачивается. Считаю его полноценным многосерийным фильмом. Потому как снят прямо как в добрые старые времена. Качественно и добротно. И сюжет такой наш исторический российский, такой теплый и родной. Артисты играют один другого лучше. Ольга Арнтгольц, к стати, играет ни чуть не хуже своей более раскрученной сестры Татьяны. До слёз жаль её героиню. Юлия Снигирь приятно удивила. Очень глубокий образ создала. После невнятной роли в провальном «Обитаемом острове» не ожидала увидеть её такой. Да и вообще считаю, что молодёжь в этом фильме не подкачала. Все смотрелись вполне достойно даже на фоне маститых Костолевского, Гостюхина, Стеклова и т. д. Сильный фильм о вечных ценностях и метаниях души русской. Фильм о преданности и подлости, любви и корысти. Фильм о том как бывает трудно сделать правильный выбор. И через год после моего первого просмотра я не изменила своего мнения и даже укрепилась в нём! Просто бальзам на сердце! 10 из 10
Оговорюсь сразу, книгу не читала и эпические исторические фильмы смотрю редко. Но посмотрев этот сериал, я тут же захотела почитать не только книгу, но и биографию автора. А это уже говорит о том, что фильм меня очень впечатлил. Сериал погружает в атмосферу России XIX века и наконец-то не Петербурга и Москвы, а купеческой провинции. «Наконец-то» — потому что про столицы частенько что-то снимают, а вот провинция показана впервые (для меня лично). С нетерпением ждала следующей серии. Смотрела на уклад жизни купцов с неподдельным интересом, очень похож на современный бизнес купи-продай. Уважение и почет детей к родителям, манера общения между друзьями-купцами, мужьями-женами все передано, на мой взгляд, очень хорошо. Места съемок может и не масштабны, но простора хватает, чтобы дополнить картинку, показывают и улицы отдельно, ярмарку, скит, лес, дом в Осиповке. К актерам претензий нет — все на своих местах. Разве что Дуняшу играет актриса, которую я только в амплуа наивной простушки и видела и другой ее не представляю. И она прекрасно смотрится в роли Дуняши. Потап Максимович в роли Гостюхина немного идеализирован. Может он и по книге такой, но тут уж слишком положительный. Мне это приятно — люблю положительные персонажи. После просмотра сериала остается приятное впечатление и убеждение, что даже и спустя еще хоть полтора века, посмотрев этот сериал, поймешь — сколько бы цивилизация не шлифовала русский народ, его натуру не изменишь. И немного грустно от того, что нет в современном мире такого уважительного отношения между людьми. 10 из 10
Мельников-Печерский в середине XIX века создал интереснейшую эпопею, рассказывающую о жизни и укладе Заволжских старообрядческих скитов, о купеческом сословии, о быте и нравах`той царской дореволюционной России». Книга сдобрена огромным количеством этнографического материала, с использованием преданий и сказочных мотивов. Она читается легко-кто не читал`В лесах`и «На горах»-обратите на неё внимание! Когда я узнал, что книги экранизировали, был очень рад данному факту, ибо хотелось воочию увидеть персонажей, так точно и четко со скрупулезностью описанных автором. Мои ожидания улетучились после просмотра первой серии этого «чуда». Ничего общего с книгами сериал вообще не имеет, кроме имен героев (которые тоже не всегда совпадают с первоисточником). Например отец Иона(в книге, между прочим, его зовут Михаил) показан неким бандитом, который не считается с методами, подкупает, угрожает, печатает в огромном количестве поддельные ассигнации, дает приказы на убийство(!)и многое другое. Также разочаровали дочери Чапурина, которые могут, не боясь отцовского гнева, уйти из дома на супрядки, перечат и не выполняют его наказов. Только, наверно, Владимир Гостюхин вписался в роль гармонично и точно похож на богатого купца. Остальные актеры просто скоморошничают перед камерой, ни о какой правдоподобности речи нет. Совет:если читали книги Печерского-не смотрите сериал. За Гостюхина 2 из 10
Хорошо тем, кто не читал произведения Печерского «В лесах», «На горах»… Мягко сказать, что мои ожидания не оправдались. Я очень сильно разочарована тем, что увидела! От того, что было в эпопеи, остались только имена героев(причем далеко не всех, появились лишние герои и знакомство между ними). Если авторы сценария хотели действительно воссоздать историческую драму, тогда нужно было придерживаться оригинального текста. Получается, что они просто «примазались» к названию книг и именам героев!
К сожалению не читала произведение П. И. Мельникова «В лесах и на горах», которое назвали энциклопедией русской жизни. Поэтому о точности экранизации говорить сложно, но то что она затянута — так это точно. Современные экранизации зачастую отличаются тем, что даже из произведения «Преступление и наказание» выходит сериал на десяток серий. Вот и не удивительно, что в фильме «В лесах и на горах» все показано так, что пока отношения всех героев не запутаются до невозможности, то главные герои не будут вместе. Поэтому можно спокойно посмотреть первую серию — завязку сюжета и последнюю — его развязку и счастливый конец упуская все гадости. Также складывается впечатление о том, что актеры плохо вжились в свои роли. Отображение монашеской жизни показано до ужаса неправдоподобно: недопустимые самовольные выезды из монастыря монахинь, помощь монахинь в организации побега влюбленных и т. д. Среди удачной игры следует отметить частично образы Дуняши и Евграфа и весьма удачные образы Потапа Максимыча Чапурина (Владимир Гостюхин) и Марьи Залетовой. Это те образы, на которых хотелось смотреть дольше и чаще, которые на себе вытягивали весь фильм. 4 из 10