Русский крест
- 03 апр 2010
О фильме «Русский крест» я узнал от одного нашего интернет — обзорщика, который в одном из своих обзоров на фильм «Служу Советскому Союзу» сказал, что «Русский крест» относиться к разряду гнилых фильмов о войне, очерняющий память ветеранов. И когда я прочел, о чём фильм, о том, как один священник заявляет, что война это кара России за её бездуховность и за это ему грозит расстрел, я был уверен, что обзорщик прав и фильм действительно представляет собой антисоветскую, религиозно-трэшовую чушь. Но после просмотра я резко поменял своё мнение, я не помню когда в последний раз меня смог так сильно приковать к экрану какой-либо фильм. Мне фильм очень понравился. В нём нет никой антисоветчины, религиозного фанатизма или бредовости. Фильм очень классный и напряжённый и рассказывает как тот самый священник вместе с другим заключённым со странным именем — Красный Октябрь сбегают из тюрьмы и прячутся в сельском доме, где встречают своего бывшего надзирателя, раненого. И вот в этом особенность фильма. Он происходит в одном лесу, практически в одном помещении, локаций мало и меняются они редко. А весь фильм строиться на качественных диалогах. О том, что надо оставаться человеком, о том, что значит обещяние, об иконах, о много чём ещё. Причём в этом и особенность, что диалоги и разговоры не имеют под собой особой какой-то философии или морали, они ведуться на самые очевидные и злободневные темы, но от этого их всё равно приятно слушать, приятно смотреть фильм, приятно наблюдать за персонажами и их поведением. Кстати о персонажах. Мне очень понравился этот отец Александр — главный герой, причём мне он понравился без бороды, без неё он выглядит реально обаятельно и харизматично, а вот с бородой нет, с ней он похож на юродивого. И мне он понравился тем, что он храбрый, честный, не боится опасностей, умеет прощать, вообщем наблюдать за ним одно удовольствие. А вот персонаж Нагиева конечно полная противоположность. Он — НКВДшник и потому терпеть не может Александра, и вообще он по ходу фильма злобный. Но если кто-то думает, что здесь их противопоставляют, мол, священник добрый, а чекист советская сволочь, то это не так. Да Нагиев в этом фильме неприятен, но его можно понять, он всё таки чекист, на дворе злые времена и то, что он пытается арестовать свщенника, тоже можно понять, это же 1941г. когда церковь ещё была вне закона. К тому же он тут всё таки не весь фильм сволочь, он тоже меняется. Парнишка Красный Октябрь и эта женщина селянка тоже понравились, особенно я сочувствовал женщине. Ну и хорошо сделанными получились нацисты, как и подобает жестокими и грозными, при этом создатели не стали их делать вообще отпетыми уродами, пускаясь в абсолют. Особенно на меня впечатление произвёл русско гоговорящий нацист, который с шарфом был, реально, настолько же харизматичен, насколько и омерзителен. Вывод: «Русский крест» это хороший фильм про персонажей, оказавшихся в начале войны в оккупированной деревне, и в этом фильме все показывают свои человеческие качества, фильм очень интересно смотрится, буквально на одном дыхании, и заставляя восхищаться прекрасными диалогами. 10 из 10
Очень двоякое впечатление… С одной стороны явные ляпы (о них уже слишком много сказано в предыдущих рецензиях, повторяться не буду), с другой — слишком напряженная атмосфера, не дающая замечать их, если просто смотришь фильм впервые и следишь за сюжетом. Идея не нова, но тем не менее не плоха сама по себе. Что-то в этом фильме есть, хотя, это что-то практически убито работой режиссера. Подбор актеров — и хорош и непонятен одновременно. Дуров в виде монаха еще менее убедителен, чем в костюме мушкетера. Туда же — Сидихин. Возможно, в современных боевиках про крутых священников, уничтожающих преступные группировки в отдельно взятом селе, одной левой, он и уместен, но не тут. Из него прет сила духа десантуры, а не служителя Божия. Хотелось бы посоветовать создателям фильма прочесть книгу «Волною морскою» св. Димитрия Дудко. Да и всем могу посоветовать. Это не религиозная литература как таковая, а просто повествование о жизни одного священника в период гонений. Прочтите и попробуйте представить Сидихина… Жители деревни тоже не убеждают. Хорош Шерстнев. Взгляд с радостью за него цепляется, когда показывают толпу, поскольку смотреть на остальных — теряться во времени и пространстве. Остальные, включая Корзун, — не из этой оперы. Но некоторые главные герои «выносят» фильм на себе. Просто идеально сыграл Кирилл Нагиев — и стыд, и животный ужас, отчаяние. Это стереотипный образ уже, молодой солдат, стиснув зубы стойко переносит пытки… Да, такие были, их было очень и очень много… Но еще были и такие вот мальчишки, вчерашние школьники, которые боялись смерти, ненавидели себя за слабость, но не могли совладать с желанием остаться в живых! И Кирилл блестяще сыграл, даже можно сказать, прожил, такого парня. Что касается Дмитрия, то я, как ни парадоксально при его «фактурности» вообще не воспринимаю его в ролях «крутых», будь то злодей или положительный герой. Для меня он убедительнее смотрится именно в харАктерных образах. Отличный комедийный актер, откровенный паяц из «Осторожно, модерн!», ироничный парень из «Каменской»; или наоборот — Иуда в «Мастере и Маргарите», психологически перерождающийся персонаж тут, в «Русском кресте». Богданов очень неплохо смотрится в своей роли. Один из немногих тут персонажей, которому веришь. Но более всех меня лично «дернул» довольно второстепенный персонаж. Это единственный проблеск, «находка» — немец, говорящий на русском. Даже не потому, что хорошо сыграно. Дело в акценте. Когда он говорит, все становится настолько реальным, что становится страшно. Наверное, потому, что акцент настоящий, сам актер, скорее всего, прибалт и не говорит на русском чисто (а то и вообще не говорит). И не надо говорить «фу, акцент-то не немецкий!» — все знают, сколько и русских, и прибалтов, и других национальностей попадали по разным причинам на службу в немецкие войска. И их как раз активно использовали в общении с местным населением. Прочие немцы в картине как-то в большей или меньшей степени показаны дурачками, а этому в определенном смысле повезло, т. к. его видим только в сценах контакта с жителями деревни вследствие чего его миновала эта повальная «недалекость», которой режиссер наделил его сослуживцев. Поэтому его презрительный ненавидящий взгляд, издевательская ухмылка в сочетании с натуральным акцентом то и дело заставляют поежиться от неприятного ощущения реальности происходящего. И в этот момент не замечаешь, что густой лес — на самом деле жиденький скверик, а вокруг туманом парИт жидкий азот…
Фильм замечательный! Очень глубокий и ценный. Когда и где, как не на войне и в эти тяжелые годы люди приходили к вере, к осознанию безбожной жизни, чувствовали нужду в Боге, в Его помощи. Россия не умирала и православие тоже всегда было живо, только советская власть со своей идеологией подавила это в людях, перевернула все ценности с ног на голову. Но Русь и наши предки испокон веков жили с Богом, побеждали с Богом. И последние поколение не стало умнее, а обнищали люди духовно и утратили мудрость, которая невозможна без духовного начала. В глубине души человека всегда оставалась вера. Работа режиссера заслуживает высоких оценок. Поднимаются насущные, очень серьезные вопросы. Глубину фильма не каждый увидит, кто-то вообще может махнуть рукой. Всегда есть люди, которые привыкли не задумываться, а жить и смотреть на все поверхностно, меняются ценности, да и предвзятое отношение. А попробуйте снять лучше? И на ваши «фильмы» найдется «критик». Я восхищена фильмом!! Очень хорошо подобраны актеры! Замечательно играют свои роли! Даже имена героев даны не просто. В фильме каждый момент имеет смысл, что присуще далеко не всем фильмам. Его можно и нужно пересматривать не раз. И, главное, основан на православной вере. Я очень рада, что такие фильмы еще снимают!
В последние годы снимают много фильмов о войне. Поднимаются разные темы. «Поп» с Маковецким в главной роли, священник из «Штрафбата» — картины о вере и войне. Это положительное. Возможно буду зацикливаться на многих деталях. Но сильно заметно в этой картине, что буквально все, кто общается со священником хорошо осведомлены о персонажах Библии, Нового Завета… так, солдат Мустафа держит крест и протягивает его батюшке, просит благословения… Какое благословение может быть в уме простого солдата и миллионов таких же ребят и девчат, рожденных в 20-е годы… годы борьбы с «мракобесием», идеологии атеизма. Признаюсь, Новый Завет мне руки попал лишь в 1990 году. Где до этого времени мы, рожденные уже в годы «оттепели» могли прочитать эту книгу? Купить в церкви? Чтобы потом исключили из комсомола? А в те годы можно было и под 58 статью загреметь. Сильно удивляет положительное отношение почти всех персонажей к священнику… А ведь это начало войны, 1941 год… Когда еще Сталин не дал разрешения открывать церкви и привлекать священников. Так, кагэбэшник прекрасно знает Библию, историю Каина и Авеля, и даже принимает ее на свой счет. Сцена когда собрали «всех жителей деревни» (3 взрослых и 2 детей, это вся деревня?) заканчивается ЦУ немецкого офицера солдатам… офицер с ними разговаривает как с равными… говорит о своих намерениях… Ни один офицер не будет посвящать солдат в свои цели — для этого нужно просто отдать приказ и все… нет, надо показать что он намерен делать… Ну покажите диалог его с унтер-офицером… зачем солдатам все рассказывать. И самое смешное, что после этого все солдаты расходятся, оставляя русского пленного в страхе озираться по сторонам… вот-вот он скажет «ушли, забыли… ушли, Слава Богу, забыли про меня». У солдата даже не связаны руки… Все сцены с фашистами явно отстают по режиссуре от остальных. У гауптама даже нет погонов на плаще, в котором он выглядит как лесник, нацепивший зеленый плащ. Эти мелочи заставляют «прокручивать» фильм далее, останавливаясь лишь на диалогах. Сцена с появлением из ниоткуда схим-монаха. По словам монаха (Л. Дуров), он 20 лет жил в пещере, однако одет он в абсолютно новую, без единого пятнышка, или следа 20-летней нОски, накидку схим-монаха, будто купленную вчера в Сергиевом-Посаде. Сам монах выглядит прекрасно и свежо, с абсолютно чистыми седыми волосами. В таком обличье он точно похож лишь на актера провинциального театра, играющего монаха, которого сразу после спектакля пригласили сняться в сцене в лесу, или на доброго старичка-лесовичка. Однако игра актеров — Нагиев, Сидихин, Корзун (вдова) не вызывает особых нареканий Понравилась находка режиссера с двойником кагэбэшника, которого играет Нагиев… раненый он ползет по лесу вслед за своим двойником, вышагивающим впереди, вероятно являющимся его душой… и кается. Обожаю актера Юрия Шерстнева, который сыграл простого жителя деревни. Его появление в эпизоде любого фильма всегда яркое и запоминающееся. Я поставил 9 из 10 за хороший сценарий и работу актеров. Режиссерская работа не заслуживает таких оценок. 9 из 10
Война. Немцы. Оккупированная деревня. Простой народ. Все в платочках. Много детей. Все аккуратно одеты, все куда-то идут. Видимо, прячутся в лесу. Идут медленно, спокойно, как за грибами, будто гуляют по парку. Да и леса как такового нет. Так, парк какой-то, открытое пространство с воткнутыми кое-где молодыми сосенками да елочками. Но все идут с суровыми выражениями лиц, потому что режиссер сказал им, что так надо. Это же дикий, суровый лес. Еще в лесу туман. Ах, нет, не туман, а клубы жидкого азота, согретого до такой степени, что его испарения теперь напоминают пар закипевшего чайника. Сквозь листву светит солнце, но задумка режиссера такова, что сейчас вовсе не день, а сумерки. Потому пускаем туман. По лесу идет горстка немцев из человек двадцати. У них задание: найти людей, сбежавших в лес. Немцы тоже идут по открытому пространству так, словно двигаются по непроходимым джунглям. Их гламурные стрижки скрывают какие-то разнокалиберные каски, в их руках — оружие вовсе не времен Второй Мировой войны. На их загорелых юных лицах (да-да, отряд состоит сплошь из юнцов лет двадцати, во главе с таким же командиром!) не читается никаких эмоций. Разве что, иногда проскальзывает мельком шаблонная перекошенность, как у злодеев из комиксов. Они идут и идут. Переходят болото и половина из них тонет. На лицах тот же ужас злодеев из комиксов. Как же это случилось? Шли-шли по болоту, вдруг — на тебе, утопли. Режиссер как бы намекает нам, что без божественной силы тут не обошлось. Впрочем, он даже не намекает, а говорит прямым текстом, словно читает лекцию о вреде неправильного питания для учеников младших классов. Зачем же режиссеру понадобилось показывать нам это настолько «в лоб»? Неужели фильмы созданы для того, чтобы у зрителя не оставалось пищи для размышлений? Посмотрите фильм «Штрафбат». Да, там есть герой-священник. Но он не ходит и не молится картинно, чтобы вышибить слезу у зрителя. Он просто говорит о нравственности. Он благословляет солдат перед боем. Но не делает этого навязчиво, солдаты сами идут к нему за благословением и молитвой. Николай Досталь умело подвел зрителя к вере, показал ему Бога так, чтобы он сам к Нему пришел. Что же делает Григорий Любомиров? Он делит героев на положительных и отрицательных. Немцы — плохие. Все остальные — хорошие. Еще есть «мегахорошие» — это священник в исполнении Евгения Сидихина и отшельник в исполнении Льва Дурова. Сидихин — явный плагиат. Любомиров явно вдохновился ролью Дмитрия Назарова из «Штрафбата». Впрочем, Дуров тоже. Но с ролью Дурова просматриваются даже две аналогии. Первая — монах Легонт, живший некогда отшельником из «А зори здесь тихие» (хотя как персонаж он не существует ни в книге, ни в фильме), вторая — столпник в исполнении Золотухина из «1612», персонаж более современный. Надо заметить, что Дерову приклеенные седые волосы и борода идут так же, как и Золотухину, а именно — никак. Да и в роли святых отцов смотрятся они так же, как и их бороды. Искусственно, сухо, безынтересно. Отшельник Дуров — упитанный, загорелый монах. Впрочем, режиссеру было важно не это — главное, чтобы на нем костюмчик сидел, да борода приклеенная… Скажу еще пару слов об актерской игре, которая больше подошла бы для экранизации западных комиксов, нежели для серьезного фильма о Боге и вере. Немцы — «машины-убийцы», стреляют с оскаленными лицами, как и полагается «плохим парням». Женщины и дети — невинные создания с лицами фанатиков. Священники — молчаливые праведники, знающие все и вся. Диалоги заучены и приторны до предела. Эмоции — картинные охи-ахи с заламыванием рук. Вывод один: тема, за которую взялся режиссер — потрясающая, глубокая. Но, как я и ожидала, режиссер и продюсер таких фильмов, как «Рублевка live», не может и не способен снять действительно качественное кино с глубинным подтекстом. Нельзя так снимать фильмы о вере. 1 из 10