Двойная рокировка 3
- 12 дек 2003
С момента выхода второй части прошло чуть меньше трех месяцев, а создатели фильма уже презентовали третью. Честно говоря, не хочется говорить что-то вроде «кино ожидаемо вышло плохим». Кое-какие опасения, конечно, были, но надежда умирает последней, как известно. «Двойная рокировка 2» сильно уступила в качестве оригиналу, но ей хотя бы удалось удержаться на плаву. Заключительная же часть трилогии бесславно и быстро пошла ко дну. Сюжет. После убийства Яна и инспектора Би начинается полицейское расследование инцидента. Комиссия соглашается с версией инспектора Лау, но у того назревает серьезный психологический кризис. Он узнает, что в управлении еще могли остаться информаторы Сэма. Вдобавок его жена требует развод… Авторы честно старались обогатить вселенную дополнительными подробностями. К сожалению, сюжетная составляющая выглядит как выжатый лимон, который уже ни на что не годен, но все еще остается желтым. Какая-либо интрига отсутствует, линии героев развиваются поверхностно, даже запутанная многоходовая рокировка персонажей куда-то бесследно исчезла, а ведь она была одной из главных фишек боевика. В концовке есть небольшой твист, но в силу своей предсказуемости он не спасает ситуацию от полного провала. Атмосфера. Первые 2/3 ленты — невероятно унылое и скучное зрелище. Представьте, что вы полтора часа смотрите на то, как незнакомый вам человек выбивает ковер на улице. Примерно так вы и будете себя ощущать. Небольшие «шевеления» начинаются ближе к финалу картины, но, реакция, увы, слишком запоздалая. Экшеновых сцен практически нет, внятные диалоги в этот раз не завезли. Даже актеры играют без особого энтузиазма и старания. И в очередной раз отверстия от пуль чересчур аккуратные (как будто в человека стреляли из малокалиберной пейнтбольной пушки). Моменты с приемом Яна у психиатра — единственные светлые пятна во всем фильме. Они хотя бы могут немного позабавить зрителя. Музыка. Качество мелодий заметно ниже среднего уровня. С каждой частью трилогии музыка становилась все хуже и вот теперь, кажется, достигла своего нижнего предела. Итог. Хотелось бы забыть третью часть, как страшный сон. Я бы никогда не стал ее пересматривать. «Двойная рокировка 3» — одно из самых бездарных и бесполезных продолжений в истории. 3 из 10 (25%), придумать хорошее завершение истории авторам не удалось.
Гонконгские коллеги-режиссёры Вэй Къёнг Лау (он ещё и оператор картины) и Сиу Фай Мак (сценарист её) демонстрируют завидную трудоспособность. Видимо, они даже не пытались уйти со съёмочной площадки, когда за идеей второй части «Двойной рокировки» стартовала третья, которые датированы премьерой в одном и том же году — в 2003-ем обе ленты были выпущены к удовольствию сложившейся армии поклонников криминального триллера с отчётливым привкусом драмы. Надо сказать, что эти кинематографические коллеги продемонстрировали ещё и коммерческую жилку, конечно же не без помощи продюсеров. Возвращение любимых героев из первой части — это был мощный шаг к повторению успеха «Двойной рокировки», ведь когда во второй части главные персоналии всей истории предстали в юношеском виде, никто не ожидал, что они вернуться на экран взрослыми. Следует отметить, что «Двойная рокировка 3» по жанру стала больше драмой, в чём заслуга сценаристов (кроме Сиу Фая Мака участие принял бессменный Феликс Чонг) и это именно заслуга. Хотя можно задаться — был ли вообще заранее написан сценарий, ведь обоих сосценаристов нет в титрах, может «Двойная рокировка 3» снималась по методике, что пришло на ум, то и попадает в объектив кинокамеры, но не суть важно. Так вот, про заслугу, а я утверждаю, что это именно заслуга и большая — «Двойная рокировка 3» таким образом имеет отличие от двух предыдущих частей, но это не стало тенденцией к ухудшению, как часто бывает с трилогиями, когда последующие серии открыто хуже предшественников, здесь этого не произошло. Зритель имеет возможность больше познакомиться с внутренним миром героя фильма, понять и оценить его те или иные поступки. На откуп большая часть отснятого материала относилась к актёру Энди Лау и его герою — инспектору Лау. Если в первой части можно было бы заметить самоуверенность, настырность, агрессивность его героя, то здесь он превращается в какого-то уставшего ветерана с внутренним пустым миром. Но так ли это на самом деле? Это советуется узнать самим, если ещё не видели «Двойную рокировку», только ещё один совет: смотреть нужно последовательно все три части, чтобы разобраться во всех нюансах истории, схожей на шпионский детектив, который случился внутри преступных группировок и полиции. Энди Лау показывает насколько он сильный и разноплановый актёр, он не только циничным может быть, но и глубоко драматизированным героем. Но не скажи, что остальные личности были полностью скрыты за спиной Энди Лау, актёры Тони Чью Вай Льюнг, Леон Лай и особенно импонирующий мне коротышка Эрик Цанг показали, что их образы являются крепким фундаментом для общей концепции не только третьей части, но и для всей трилогии в общем. Качественный, где-то умеренный, но в тоже время темпераментный драматический триллер, который добавит много эмоций тем, кто имел удовольствие лицезреть две предыдущих части. 7 из 10
Послезавтра все будет хорошо Итак. Нашему вниманию представлено окончание трилогии. А значит мы должны узнать ответы на все открытие вопросы и понять почему же все случилось именно так как случилось. Как и следовало ожидать (к радости всех фанатов, включая Вашего покорного слугу) в третьей части сошлись заново все герои первой рокировки. И вот ведь не задача. Единственно о чем я жалею, так это о том, что в третьей части сильно потеряли свою смысловую нагрузку Сэм и Вонг. Назвать их статистами для фона язык не поворачивается: это важные герои, принимающие важные решения. Но на фоне первых двух частей степень раскрытия этих персонажей явно упала. Может быть потому, что они итак уже были раскрыты, а может потому, что пришло время отдать должное двум главным фигурантам данного спектакля. Комиссар Лау. После успешного разгрома группироки Сэма он уже комиссар. Ему принадлежит основная сюжетная линия, которая хронологически идет через пару месяцев после роковой перестрелки в лифте небоскреба. Даже мне, зрителю, который возненавидел Лау после низменного предательства жены Сэма, под конец фильма стало немного жалко это персонажа. Он и сам не простил себе того рокового звонка. И вот он шанс искупить все свои прегрешения. О его преступном прошлом больше никто не знает… или не совсем никто? Для окончательного доследования дела в отдел прибывают инспекторы Билли и Ченг. Прирожденные ищейки, они зубами выроют землю чтобы докопаться до правды. И без того усталый от жизни Лау, так и не сумевший оправдать надежды двух главных женщин в своей жизни, скорее нехотя и по инерции постарается противостоять расследованию. Единственное, что придает ему сил это надежда, что послезавтра все будет хорошо Так полюбившийся мне герой Гангстер Йен, открывший для меня актерский гений Тони Люн Чу Вая. Ему полностью принадлежит побочная сюжетная линия, охватывающая период в несколько месяцев до роковой перестрелки. На удивление все фанатам, в третьей части Йен вовсе не депрессивный и не сломленный человек. Почему? Причина банальна и стара как мир. Cherchez la femme! Встреча с психологом доктором Ли меняет жизнь Йена. Теперь у него появляется смысл жить и бороться. С его губ не сходит блаженная улыбка, а его глаза блестят влюбленным блеском. Переживая тяжелые будни агента под прикрытием, он ждет час приема к доктору Ли как единственное светлое, что осталось в его жизни. Натерпевшись и нахлебавшись на службе в триаде, он уже готов все поскорее бросить. И на эту игру ещё труднее смотреть если уже знаешь, чем закончится его история. Йен живет одной лишь мыслью и надеждой, что послезавтра все будет хорошо В очередной раз возвращаясь к своей любимой сцене изгнания из полицейской академии. На заднем плане звучит заглавная тема всей трилогии. Курсант Йен останавливается перед воротами и окидывает взглядом строй остальных курсантов. Мило, но чертовски устало улыбаясь, он отдает честь. С выражением лица, полным почтения и уважения честь ему отдает курсант Лау. В их взглядах все: десять лет лжи и двойной жизни, взаимное уважение и понимание… Каждый из них примерил личину своего оппонента. Каждый из них понял, какого это: жить под личиной своего врага. Каждый из них с удовольствием бросил бы лживую жизнь и жил бы счастливо, но уже слишком поздно. И слишком бессмысленно. Чем дольше вглядываешься в бездну, тем дольше бездна вглядывается в тебя. И в одной этой сцене актерского таланта больше, чем во всем российском кинематографе вместе взятом. И от этого все тяжелее и тяжелее осознавать, что послезавтра ничего не будет хорошо. Мы итак уже все знаем. Это только в обычной шахматной партии обязательно есть победившая сторона. Здесь проиграли обе стороны. Причем проиграли как сами стороны, так и каждая шахматная фигура в отдельности. Вспомните всех фигурантов истории! Кто из них дошел живым до финала? Только один, да и тот вряд ли рад тому, что его успели спасти после попытки самоубийства. Полицейское кладбище от серии к серии пополняется новыми захоронениями. Не отстают и представители триад, только они не устраивают пышных похорон с почестями и государственным духовых оркестром. Вся эта история, словно мясорубка, затянула в себя все фигуры и перемолола их с костями и даже не поперхнулась. Здесь проиграли все: и короли, и ферзи и пешки. Шах и мат. Занавес. Браво! 10 из 10 Вместо эпилога Солнечный денек. Инспектор Йен шел по тесной улочке Гонконга. Или не инспектор Йен? Кто же он на самом деле? Полицейский или преступник? Тонкая грань стерлась давным давно и держалась лишь на одной надежде, что скоро все это будет кончено. Он помнил все. Все дни до единого. Помнил сколько раз его загребали в полицию и отпускали по звонку Вонга. Помнил стукачество на родного брата, помнил роковое противостояние Семейства Нгаев и Сэма. Помнил ненависть, с которой хотел крови Сэма. Скоро Сэм за все ответит. Прохожие, довольные жизнью улыбались солнцу. Маневрируя между ними с легкостью лыжника, выполняющего слалом Йен направлялся в магазин аудио электроники, подконтрольный его банде… ЕГО БАНДЕ. От этих слов он опять улыбнулся, как научился улыбаться девять лет назад: грустно, тяжело и очень холодно. Вовсе не счастливая улыбка. Даже про себя он называл их СВОЕЙ БАНДОЙ. Йен говорил по телефону с Вонгом: - Ты мне так и не состряпал отчет о той перестрелке в порту. Как же мне прикрыть твои дела перед управлением? - Отвянь от меня со своими отчетами. Ненавижу тупорылую писанину. - Ну ка попадись мне ещё. Совсем так от рук отбился? Письменный отчет мне срочно! - Вот скоро меня пристрелят и не надо будет никаких отчетов. Отвянь пожалуйста. Рука в гипсе ныла и Йен повесил трубку. Черт возьми, как же больно!. Чертов гипс мешал ему и в нем рука дико потела. Но, с другой стороны хорошо, что в той перестрелке его ранили только в руку. И, с другой стороны, в гипсе можно маскировать аппарат для передачи шифровок азбукой Морзе. Да да, занятно он придумал. Одним махом перепрыгивая через ступеньки Йен вошел в магазин и принялся рыться в колонках. Он знал, что там находится одна из точек для хранения героина. Он хотел использовать это как доказательство когда дело дойдет до суда. Да да, очень скоро все кончится в суде. Его размышления первал незнакомец, вошедший в магазин. Лихо спрятав пакетик к себе в карман, Йен привстал. - Есть здесь кто? Я хотел бы купить у вас стерео систему - Да да. Я здесь. Сейчас я Вам помогу.
Пришло время поставить точку в истории. Точку самую настоящую, не для галочки и не для сруба денег на заслуженно снискавшем популярность имени. Точку, которая не только ответит на многие вопросы, но ещё и даст почву для размышлений. Ведь все любят кино, которое заставляет немножко подумать, да? Премьера третьей части состоялась всего через несколько месяцев после премьеры второй, что вполне логично, ведь в них играют разные актёры. Создатели рискнули, снимая обе части параллельно. И победили. Инспектор Лау, дорогой, что же с тобой случилось? Куда подевалась твоя былая уверенность и здравый расчёт, который руководил каждым твоим шагом? Куда подевался твой покой и сон, сменившись красными глазами и впалыми щеками? Когда же ты утратил контроль над ситуацией и, возможно, над собственным разумом? Почему ты стал бояться собственной тени и вести охоту на призраков? Нет, ты уже не тот инспектор Лау, которым ещё недавно я восхищался. В третьей части сценаристы провернули хитрый приём: нашпиговали фильм постоянными флэшбеками, что, во-первых, позволило ещё больше погрузится в мир главных героев, ещё лучше понять их поступки и мотивы и получить многие ответы. Во-вторых, позволило вернуть всех звёзд первой части: Люна, Вонга и Цана, которых, при прочих раскладах, здесь быть никак не должно. Очень удачный ход, ведь во многом именно благодаря этим людям первая часть, а позже и вся франшиза, стали культовыми. Вот только возникает ощущение, что Тони Люна и Энди Лау взяли и поменяли местами. Теперь уже Энди играет несчастного, измученного и полностью утратившего себя человека, а Тони все чаще можно увидеть счастливого и жизнерадостного. К чести актёров, они оба легко и непринуждённо справились с подобными метаморфозами. Помимо звёзд первой части отдельно хотелось бы выделить новых персонажей: Леона Лайа и его персонажа — самонадеянного и наглого инспектора Юнга и Чэня Даомина в роли загадочного Шена. Оба персонажа смогли привнести что-то новое, что-то своё. Сюжет третьей части самый сложный для зрителя. Если «Двойная рокировка» 1 и 2 — просто истории, изложенные в повествовательной манере, то 3 часть напоминает пазл, разобраться с которым не так и просто. Тут уже необходима внимательность и знание первой части, хотя даже тогда успех не гарантирован. С некоторой натяжкой, 3 часть даже можно рассматривать как психологический триллер, вот как разрослась за два года криминальная драма. Каждая часть отличается от остальных двух, каждая часть это самостоятельное кино, а не клон предыдущей части, со своей манерой изложения и изюминкой, каждая часть — безусловно шедевр, который уже вошёл в историю и в вечность. Так что же было нужно инспектору Лау все эти долгие годы жизни, все эти долгие части фильма? Ему нужен был шанс, всего навсего. Только один шанс, чтобы доказать, что он может быть хорошим парнем. Ему нужна была вера в то, что послезавтра всё будет хорошо… А на барабане у нас субъективные 10 из 10
Усталость, ненависть и боль, Безумья черный страх… Ты держишь целый ад земной Как небо, на плечах. Любой из нас безумен, В любви и на войне. Но жизнь не звук, чтоб обрывать — она сказала мне. Знаете, что такое настоящая любовь к фильму? По отношению к трилогии «Двойная рокировка», она у меня проявлялась так. Мне приходилось смотреть фильм частями по утрам, и целый день меня потом мучал вопрос, а что будет дальше? Наверное, наличие такой сильной заинтересованности в моем случае уже можно считать настоящей любовью. Но у каждого зрителя есть свои, совершенно уникальные истории любви, которые вам еще предстоит прочитать в других рецензиях, а пока мы поговорим о фильме. В «Двойную рокировку» просто невозможно не влюбиться. Это тот сорт фильмов, которые не только захватывают и удерживают ваше внимание, но еще и восхищают своей глубиной и качественностью, тонкостью и тяжеловесностью одновременно. Перед нами шахматная партия, разыгранная в третий раз так же гениально, как и дважды до этого. Только в третьей части полностб солирует Энди Лау. Не смотря на определенное количество персонажей, это практически театр одного актера. Который просто гениально (тавтология, но без этого слова нельзя никак) показал нам, как человек может упасть в пропасть, которую он сам же готовил для себя всю жизнь. Его прошлое — ад, его будущее тоже ад. И не убежишь, не скроешься. И выхода нет. Вот так просто, но символично обыграно перед нами наказание за грехи. Михаил Светлов писал как-то, что «если мне когда-нибудь придется огорчить кого-нибудь своей смертью, то сделайте так, что бы в эту минуту закрылся занавес». Ту же самую фразу я могу отнести и ктретьей части «Рокировки». Только там занавес, закрывающийся незадолго до выстрела, затем открывается вновь, словно бы говоря зрителям «а это еще не конец», при этом хитро, по-китайски, прищуриваясь. Игра закончена. А, может быть, закончена только третья партия? 9 из 10
После просмотра третьей части я понял, что вся трилогия «Двойной рокировки» гениальна. Она-одно целое. Смотреть надо сразу все три фильма. Я не могу назвать минусов фильма, так как их просто напросто нет. Музыка, игра актёров, сюжет, операторская работа-всё гениально. Да, третья часть получилась на порядок хуже первых двух. Но, всё равно, её можно ставить в один ряд с ними. Посмотрев третий фильм начинает казаться, что всё закончилось, но затем приходит мысль, что история только начинается. Это-своеобразная игра, в которую герои сами ввязались… Фильм-шедевр мировой киноиндустрии, значительно сильнее «Отступников». Смотреть рекомендую настоятельно. 10 из 10