Без права на ошибку
- 01 мар 2011
Есть прекрасные фильмы о войне, есть хорошие, есть плохие, а есть никакие. Сериал «Без права на ошибку» как раз и категории никаких. Его не назвать плохим, но и хорошим он точно не является. В конце 60-х в СССР сняли фильм (или сериал, кому как понравится) «Майор Вихрь». В нем не все так уж идеально. Но когда я смотрю игру актеров, я им верю. Они сыграли людей того времени. Они вжились в свои роли. И фильм получился про войну. А когда я смотрю «Без права на ошибку», я вижу персонажей Федорова и Баранчеева, которые хорошо бы смотрелись в каком-нибудь очередном сериальчике НТВ про ментов. Для фильма про Великую Отечественную Войну они безобразно современны. Полина Сыркина хороша собой и текст выучила, но если Вознесенская в «Майоре Вихре» играет Женщину с большой буквы, то кого играет Сыркина я не понимаю. И фильм получился про приключения русских в Польше во время войны. Фильм сам по себе довольно динамичен, есть интересные сцены, но сюжет скачет и целостности в нем никакой. Мысли тоже. Немцы не в первый раз уже в современном кино показаны не столько опасными противниками, сколько тупыми солдафонами. Поляки и вовсе анекдотичны. Наши разведчики сперва подозрительны даже к деревьям, но через полтора часа их доверчивость уже сравнима с доверчивостью школьника, который идет за незнакомым дядей, в надежде получить обещанную конфету. Хотя герой Федорова вообще не так чтобы уж много думает по ходу фильма. Словом, не безнадежно, скорее как-то никак и смотреть это можно только раз. 3 из 10 За игру Мерзликина 2 балла, за красоту Сыркиной еще балл.
-Тук-тук-тук. - Никого нет дома, все пошли клеить листовки. - Передайте, что из гестапо заходили, очень сердились, мы завтра еще зайдем. Не думала я, что когда-либо увижу нечто подобное, но вот, сняли. Немцы глуповаты и неорганизованны. Поляки мельтешат, злятся и у них прям настоящая организация, с кассой и киллерами. Немцы везут потенциальных шлюх для концлагерной охраны по магазинам, покупать шмотки (мимими). Резидент вербует кого попало в кафе (интуишн!) и представляется своим радиопозывным (а может и паспорт с пропиской показал, почему бы и нет). Свежезавербованная официантка врет резиденту, что она заброшенная к немцам НКВД-шница, он верит ей на слово и знакомит с еще одним резидентом, и его тоже представляет радиопозывным — не фамилию ж малознакомому человеку говорить, чо. Да и опять же, в большой компании всяко веселее. Разведчик за линией фронта знакомится с бывшей официанткой, знакомой двух, ныне покойных, резидентов, и тащит ее за линию фронта, к своим, которые ее гарантированно отправят убирать снег в Сибирь, в лучшем случае. Ой, нет. Не в этом фильме. В этом фильме ей могут дать орден Ленина и квартиру на улице Горького). Потому что это — лубочная война. И фильм этот — зрелищный (что несомненный плюс), с нормально играющими актерами и по-хорошему штампованными персонажами — тоже лубок, к сожалению, клюковка такая в сахаре. Как «Гусарская баллада», например, или «Дачная поездка сержанта Цыбули» — вроде и про войну, а мило и нестрашно. И как-бы даже и патриотично. Ура-ура. Я под этот сериал два вечера на тренажере педали крутила, так что - 5 (за динамичность исключительно) из 10.
Как-то я этот мини-сериал (4 серии по 50 минут под «лейблом» «Централ Партнёршип») пропустил в момент его выхода. Ну, да не беда- «догнался» на днях, когда он шёл по одному из федеральных телеканалов. И, знаете ли, не только не разочаровался в увиденном, но и… да просто мне было интересно! Даже каких-то серьёзных огрехов и «киноляпов» не приметил, а это очень большой плюс для современного российского сериала о ВОВ. Единственно, мне показался чрезмерно «раздутым» (для такого сериала) фрагмент с действиями и обнаружением врагами в Городе нашего агента по кличке «Художник» и последующей «промывкой мозгов» в гестапо зарвавшемуся майору из немецких спецслужб. Согласитесь, по темпоритму это уже более серьёзное кино, чем сериальный «формат». А для сериала оптимальный и очень похожий эпизод (с ампулой цианистого калия) мы видим в киноклассике «Семнадцать мгновений весны», когда «попался» Плейшнер… Но раз уж заговорили об отечественной киноклассике, то никак нельзя здесь не вспомнить некий прототип «Без права на ошибку», и, кстати, тоже мини-сериал- «Майор Вихрь» (1967, по сценарию Юлиана Семёнова), где ситуация была аналогичной, только вот фашисты собирались взорвать не некий абстрактный польский Город, а реальный Краков (как видим, создатели «Без права на ошибку» сценарной оригинальностью не блеснули…). Рекомендую «Майора Вихря» чуть ли не к обязательному просмотру- хотя бы для сравнения художественного уровня обеих работ. Едем дальше. Наш сериал обошёлся практически без современных «звёзд» первой величины, и так кочующих из одного «военного» сериала в другой, за исключением, разве что, Мерзликина, сыгравшего (и небезуспешно!) «Художника». Но всё же наиболее интересные и колоритные персонажи- «приблатнённый» Татарин и законспирированный Лесничий (то ли немец, то ли поляк…), хотя Татарин частенько переигрывает. Я запомнил на всю жизнь (именно так!) эпизод, когда Лесничий, сидевший в советской тюрьме (!), осаживает «приблатнённого»: «Бугор»- не работает!» Это что-то из разряда «Асталависта, бэби!» или «Мачете не эсемэсит!» В общем, поставил бы я «Без права на ошибку» 6++, да официально Кинопоиск это запрещает. Но вы эти плюсы учтите. 6 из 10
Может быть и чем-то новым, покажется современному российскому зрителю, который видел многие фильмы военного жанра, эта история про разведчиков, во время освобождения польского города. Ведь трудно найти аналог или подобный кинофильм к этому, хотя бы потому, что в нашей стране не принято (или же мы не привыкли) снимать кино о Великой Отечественной войне, но про операции и боевые действия не на территории СССР, как в данном случае, то есть в Польше. Ведь была же классическая эпопея «Освобождение», где показан весь боевой путь нашей страны от Москвы до Берлина, и подобного кино было как раз в то время очень много. Здесь же, совершенно другой взгляд на войну, более субъективный, более режиссёрский. Собственный взгляд на разведчиков, который чересчур персональный и более личностный. Ведь со времен фильма «В августе 44-ого», который является относительно неплохой работой, уже привычно думать что разведчики, да и вообще СМЕРШ, в кино являются не настолько сентиментальными к своей работе, как было это по настоящему. Субъективность режиссёра к своей картине — это конечно хорошо, но не всегда правильно, ведь существуют особые кинематографические нормы, которые дадут понять режиссеру, что характер героя и его действия, сильно влияют на его образ. В данном случае, скорее получился образ не разведчиков, а партизан, которые самостоятельно пытаются справится с противником, иначе разведкой это и не назовешь. По сути — типичное кино, ничего нового в нем не видно. Но все-таки оно даже относительно неплохое, в отличие от некоторых других российских картин на эту тему. 4 из 10