Последний враг
- 17 фев 2008
Фантастический триллер о попытке тотального контроля над человечеством. В век развития цифровых технологий сюжет фильма уже не кажется странным. Чтобы избежать войн и террористических агрессий правительство Британии вначале внедряет электронные идентификационные карты для своей страны, в последствии понимая, что это не достаточно. Оно решает внедрить систему слежения прямо в организм человека. Параллельно с этим они внедряют пробный вирус, который уничтожает людей лишь с определенными генами. Об этом становится известно группе волонтеров, которые ставили прививки от якобы гепатита группе беженцев. Основные акценты фильма сделаны на: правительственном заговоре; личной трагедии главных героев; Главный герой фильма становится случайно втянутым в водоворот событий. Не преследуя никаких высших целей, он просто ищет своё счастье в чуждом для него мире. Бенедикт Камбербетч отлично справился со своей задачей, очень тонко передав все желания своего персонажа. В то же время Рассел, еще один из главных героев ленты является его полной противоположностью. Являясь хладнокровным киллером, он спокойно подчищает за правительством все промашки, убивает и похищает людей. При этом он не вызывает презрения или отторжения. Возможно большая заслуга в этом принадлежит Роберту Карлайлу, прекрасно вписавшемуся в образ Рассела. Концовка ленты заставляет почувствовать себя чем-то малым, что при всех желаниях не может противостоять тоталитаризму государства и всепоглощающему контролю над личностью человека.
Для любителей британского кинематографа. И фанатов Бенедикта Камбербэтча. И тех, кто не прочь побаловаться фильмами в жанре антиутопии. Главный герой Стивен Эзард в исполнении Бенедикта Камбербэтча — блестящий математик, потенциальный Нобелевский лауреат, по совместительству — социопат, сложенный из комплексов и нелепых страхов вроде боязни рукопожатий — приезжает после продолжительного отсутствия (четыре года он сидел по каким-то рабочим делам в Китае, изучал пчел-убийц) в родной Лондон. Повод не самый радостный — смерть родного брата. С Майклом они были совсем не похожи. Тот, отчаянный на голову, одержимый идеями всеобщего гуманизма и безраздельной помощи людям, уехал на Ближний Восток лечить детей, но подорвался якобы на мине, как сообщается в официальной версии его гибели. Кстати, важная деталь — у него прекрасная, теперь вдовствующая жена, с которой Стивен и не преминул познакомиться, когда приехал в бывшую свою квартиру. И тут, пожалуй, стоит сделать маленькую оговорку: «Последний враг» — фильм, в котором больше всего чувственного Камбербэтча. Взять хотя бы любую большую картину с его участием (я не останавливаюсь на ролях второго плана). Он может быть адски сообразительным адептом дедуктивного метода, он Шерлок. Безумным и гениальным художником, он Винсент Ван Гог (Ван Гог, 2010). Вселенски умным и самоотверженным ученым, он Стивен Хокинг (Хокинг, 2004). Неравнодушным журналистом, написавшем биографию бомжа Стюарта Шортера, он Александр Мастерс (Стюарт: Прошлая жизнь, 2004). Умирающим от рака 29-летним парнем, попросившим у верных друзей разрешения покончить жизнь самоубийством, он Джеймс из «Третьей звезды» (2010). Великим и ужасным Виктором Франкенштейном в постановке Дэнни Бойла (2011). Создателем Wikileaks Джулианом Ассанжем в «Пятой власти» (2013). В общем, мы видели Камбербэтча во многих ипостасях, за которые ему честь и хвала, мы его любили бы и вне амлуа героя-любовника, которое он исполнил в «Последнем враге». По сюжету фильма Стивен Эзард настолько увлекается Ясмин Анвар (играет Анамария Маринка, известная по лентам «Буря», 2009 и «4 месяца, 3 недели и 2 дня», 2007), что после внезапного исчезновения он решает её найти. По законам построения сюжета её можно назвать главной героиней, а появляется в кадре она пару раз, то в коме, то уже скончавшись. Все ищут её, живой или мертвой, потому что девушка эта из зараженной деревни, в которой работали Майкл и Ясмин, а как раз подробности этой страшной болезни, которая уносит миллионы жизней, и не хотят раскрыть правительственные организации, поэтому охотятся за трупами и уничтожают их, чтобы улик не было (мол, в Багдаде всё спокойно, не паникуйте, товарищи, мы не скончаемся все в скором времени от неизвестной заразы). Я заранее извиняюсь за «не-в-темный» ироничный настрой, просто забавные моменты и логические несоответствия в фильме действительно имеются. В частности, остается непонятной позиция героя Роберта Карлайла, которого мы в дружеском кругу прозвали «няшным убивашкой». У меня есть логическое объяснение данному термину: он на протяжении всей картины мастерски избавляется от людей, хладнокровно убирает всех, кто мешается под ногами, но при этом вызывает дикую симпатию, потому что до последней серии ты убежден, что он преследует свои личные цели. Ты веришь, что девушка, скончавшаяся от болезни и от трупа которой поспешило избавиться правительство, была его дочерью. И вообще он весь такой классный, в государстве тотального контроля обходит все аппараты слежения и не подчиняется системе. Только убивает много. С другой стороны, он убивает и врагов Стивена и Ясмин, и даже Майкла, который, как оказалось, жив. Забавного в общем-то много. Потому что есть ещё «неняшный убивашка», который гоняется за любовным треугольником (братья Эзарды и Ясмин), а по пути грохает всех, кто под горячую руку попался. Забавных моментов достаточно. Это даже неплохо, поскольку картина грядущего будущего, как намекается в слогане фильма: «Tomorrow is nearer than you think…» предстает не такой страшной из-за абсурдности некоторых эпизодов. Об антиутопической концепции пару слов. Попробую хотя бы немного обрисовать своеобразие взгляда на скорое неблагоприятное будущее у режиссера Айэйна Б. МакДональда и, конечно, сценариста Питера Берри (кстати, он априори снискал мое расположение, потому что написал сценарий к «Защите Лужина», 2000). Началось всё во время отъезда Стивена Эзарда в Китай. В результате взрыва в лондонском метро правительство усилило контроль над гражданами, все действия которых отслеживаются с помощью специальных ID карт. Они универсальны — и для оплаты, и для входа во все учреждения. Помимо этого, крупнейшая компания ITA — аналог Большого Брата, наблюдающего за всеми — вербует к себе на работу Стивена Эзарда, стремящегося с помощью правительственных разработок в области технологий найти Ясмин. В общем, Стивен всеми силами старается сохранить независимость, но слишком втянут в систему. Его подкупают. Он не продается. Его практически депортируют из страны под предлогом новой работы за границей. Он не садится на самолет. ID карту аннулируют. Он действительно вне системы, даже в таком государстве есть свои островки спасения, что-то вроде ночлежек для бомжей без ID карт. Там люди, которые просто хотят быть свободными, потому что быть неподотчетным государству — естественное право человека. При этом именно он понимает, почему, как распространяется губительная болезнь и как её можно остановить. Казалось бы, никто ещё из героев антиутопий не побеждал в конфликте человек-государство. Все, независимо от их качеств, способностей, таланта и степени одаренности, а главное воле к противодействию, были подминаемы отлаженной государственной машиной. «Вас никто не собирается убивать, Стивен. Вы полезнее для своей страны скорее живой, чем мертвый. Вы — последний враг, который нам нужен», — говорит новый министр Стивену в конце фильма.
Фильм нужно смотреть. Все пять серий держали в напряжении, не было времени перевести дух. Система контроля, о которой говорится в фильме, не может существовать в принципе. Но после окончания просмотра понимаешь, что ни в чем уже нельзя быть уверенным. И хочется обернуться и посмотреть назад… Много деталей, которые переплетаясь, создают полную картину происходящего. Чувственно показаны отношения героев Камбербэтча и Маринки. Отдельно о Камбербэтче. Великолепно справился со своей ролью, очень драматичный образ. Но в какой-то момент появляется мысль о том, как на одного человека, такого маленького и одинокого, может свалиться столько проблем?! Как может он один преодолеть столько страха, отчаяния и непонимания?! Наверное, в жизни так не бывает, хотя у всех свой путь. Но игра актера была убедительна, веришь ему безусловно. После завершения просмотра фильма продолжаешь о нем думать, осознавая себя песчинкой в огромном Космосе. Фильм будет интересен поклонникам творчества Камбербэтча, любителям британского кинематографа и тем, кто любит поразмышлять о смысле жизни и месте человека во Вселенной.
Крайне сложно писать про этот сериал, избегая спойлеров. Ведь в конце вещи окажутся вовсе не такими, какими мы их представляли в начале. Как любитель британского кино и британских актеров я очень ценю атмосферу, показанную в картине. Здесь нет бешеного экшена, зато есть недюжинный интерес: А что все-таки это значит? Что вообще происходит и кто все эти люди? Не говоря про спокойную, настоящую актерскую игру. Мне всегда казалось, что в американском кино она какая-то холенная, а англичане снимают более естественно. Бенедикт сыграл хорошо, чего я, по правде сказать, не ожидала. В Шерлоке, как мне казалось, его не очень-то внешне привлекательный герой брал своим ярким характером и способностями, но тут я увидела, что актер из Бенедикта действительно хороший. Он играет гениального математика со странными привычками, но в течение фильма его герой, Стивен, явственно эволюционирует и развивается. Все-таки любовь, а точнее гормоны, которые выделяются благодаря этому чувству, побуждают людей делать великие вещи. Роберт Карлайл играет странного дядьку, который появляется ниоткуда и бесследно исчезает. Эдакий вездесущий супер умный киллер, или попросту «чистильщик» по имени Рассел. Сначала я уж было отчаялась услышать его голос — так и думала, что он будет, не говоря ни слова, появляться все время в нужном месте в нужное время мистическими способами. Но потом мы все-таки узнаем его и как человека, чему я очень рада, потому что я все-таки предпочитаю видеть в людях — людей, а не нереальных неуловимых супергероев. Смотреть на него было приятно — жесты, походка — все выдает уверенного в себе, целеустремленного и сильного человека. Вся эта система считывания нереальна! Ну вы представьте сколько глюков будет! Вышел случайно дотронулся пальцем до входной консоли — и обратно уже не войдешь. Потому что система думает, что ты уже внутри. А еще получается, что тот, кто сидит в правительстве и имеет доступ к системе, может запросто присвоить тебе любой статус, который ему вздумается — объявит подрывником, потому что ты там с кем-то поссорился, а своим родственникам и приближенным будет открывать бОльшие возможности. И все останется, как прежде, только люди лишаться своей свободы. Но сама эта идея занятна и пугающа. Ведь в принципе, о какой бы мы демократии не говорили, все равно правительство будет всегда пытаться нас контролировать. Сериал показывает, что из этого выходит. 9 из 10
В общем-то я очень люблю британские фильмы. И сериалы. Вот набрела я, значит, на The last enemy. И не могу сказать ничего категорически плохого. Занятный фильмец. Несмотря на то, что сюжет затянут, а атмосфера такая тягуче-мрачноватая, смотрится все это действо довольно бодро. Это если вытерпеть первые две серии и втянуться. Ну это кому как, ясно-понятно, я вот лично могу смотреть скучнющие фильмы, если в них присутствует некая эстетическая составляющая. Так вот как раз и об этом самом. Тут тоже кому как карты лягут. Можно весь сериал, все пять часов посмотреть ради того же Бенедикта, он тут как всегда прекрасен и аристократичен. Совсем не понравилась девица, которая Ясим, вроде все подряд ее любят, а на деле какая-то невнятная совсем с прической этой ужасной. Даже умершая в начале фильма и не сказавшая ни слова Надир и девушка-беженка запомнились лучше. А вот носатого дядю-киллера хочется отметить особо, такой весь опасный неясный, прелесть просто. Так что вот. Как бы не стать параноиком после этого всего. Ведь вроде как и фантастика в фильме, а так подумаешь, и вроде и не фантастика совсем, а реальная жизнь…
Что будет с людьми, если установить за ними тотальный контроль? Как на это отреагирует общество? Как бы вы на это отреагировали? Каково это, жить под прицелом камер? Я считаю, что система, подобная TIA, описанной в сериале, невозможна ни в одном развитом современном государстве. Люди слишком ценят личную свободу и право на частную жизнь и это правильно. Человек должен иметь право быть анонимным, иметь право просто исчезнуть. Если бы такая система была введена в одном из современных государств, я бы одна из первых оказалась в движении протестующих. Это фильм о свободе, любви и страхе. И выдержать его может не каждый. Он сложен для восприятия, но затягивает с первой серии. Посмотрев одну часть, я не смогла остановиться. Возможно, фильм несколько скучен, в нем нет обилия спецэффектов, он лишен той зрелищности, которую обычно предлагает нам Голливуд в своих фильмах о правительственных заговорах. Но эта картина о реальных людях и их чувствах, о несогласии и отказу подчиняться системе. Досмотреть до конца сможет не каждый. Атмосфера фильма несколько угнетающая и за один раз все 5 серий не посмотришь, но досмотреть все же стоит. Бенедикт Камбербэтч в своем репертуаре. Его герой — математик, втянутый в поначалу непонятный ему политический заговор, он со своими странностями, заморочками и страхами. Не такой как все, и этим все сказано. Актерская работа великолепна, иначе и быть не может. Повторюсь, не стоит ждать от этого фильма зрелищности, обилия красивых взрывов и стрельбы. Это не боевик. И это не триллер, заставляющий вздрагивать каждые 5 минут. «Последний враг» — это драма, которую я могу посоветовать любителям фильмов о правительственных заговоров, тоталитаризме и стремлении к свободе. 8 из 10
Да ладно, люди! Ну вы что? Какой типичный сериал? Да, остросюжетности тут, конечно, маловато, и идея не столь оригинальна (с первого взгляда). Но вы досмотрите до конца. Я согласна, что «способно удержать только упорного поклонника британского кинематографа». Но! Для меня открытием стала последняя серия. В ней все показывается под другим углом. Последние кадры просто завораживают. Постараюсь обойтись без спойлеров. Скажу только, что я очень сильно задумалась над последней сценой. В этом, безусловно, есть заслуга Бенедикта. Так много было фильмов о будущем, о контроле государства, о личности, о свободе. Но именно эта пробирает! До глубины души! Мне стало страшно, правда. Что бы я сделала? А если это произойдет? Полная иллюзия присутствия, абсолютное «верю». Да, первые четыре серии притупляют ум и расслабляют нелепыми бесконечными погонями и любовными переживаниями. Но если смотреть на сериал как на целое, о прекрасен. Лично я не разочаровалась, посмотрев это ради Камбербэтча. Он отыграл… Ну как он еще может отыграть? Превосходно. Нигде никогда не видела такого очевидного развития характера главного героя. Советую посмотреть тем, у кого есть терпение. 10 из 10
Это, несомненно, фильм для поклонников вдумчивого кино, в котором атмосфера явно доминирует на смысловой составляющей. Не хочу бросать камень в огород сценаристов — мне было очень интересно развитие сюжета, хотя, положа руку на сердце, идея, мягко говоря, не нова. Зрители, которые ждут дикого экшена, головокружительных погонь и драк или, на худой конец, футуристического антуража будут разочарованы. «Последний враг» — это фильм про трансформацию человеческой личности, деструкцию отношений, ложь и бессилие. Но на фоне печальной антиутопии тем ярче цветет то хорошее, что в людях еще осталось. Достойна внимания линия отношений трех главных героев — актеры работают очень убедительно, любовь и чувство вины в этом гнусном мире, пожалуй, последнее из сокровищ. Бенедикт Камбербэтч в любимом амплуа инопланетянина с чувствительным сердцем работает великолепно. Этот фильм стоит смотреть поклонникам британского кино и его главных фишек: лаконичности выразительных средств, искусства тонких намеков и крайне выразительной атмосферы. 8 из 10
Это сериал — обманка. Если Вас привлекло описание или Бенедикт Камбербетч в главной роли — готовьтесь к разочарованию. Описание не соответствует содержанию фильма. Вместо обещаемого остросюжетного футуристического сериала о Британии(ключевые слова: тоталитарный режим, терроризм), зритель получает невнятную картину из пяти частей, где задействованы: «первые, борящиеся против преступности», «вторые, личности с собственными интересами, сталкивающиеся с интересами первых», а также наш главный герой. В данном сериале это ученый, естественно, социопат, естественно, непонятый большинством, совершенно случайно попавший в общую кастрюлю с супом. Он всего лишь хотел посетить похороны брата… Слово за слово, и наш герой постепенно (ключевое слово, каждая серия длится не менее 50 мин) проникает в тщательно охраняемую государственную тайну. Борцом за справедливость герой Камбербэтча не становится, им скорее движут личные, простые человеческие мотивы. Прикипел он сердцем к жене своего покойного брата. А она возьми, да исчезни почти сразу после знакомства. Анамария Маринка, исполняющая эту роль, почти незаметна, хоть и играет, по сути, одну из ключевых ролей в сериале. Куда больший интерес вызывает ее актерская работа в фильме «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Становится почти смешно, ведь «где-то такое уже встречалось»: оригинальная идея и средней руки исполнение. Вердикт: безжизненно. Способно удержать только упорного поклонника британского кинематографа. 5 из 10