Сын Розовой пантеры
- 27 авг 1993
С выходом этого фильма закончилась тридцатилетняя эпопея, связанная с похождениями неуклюжего и забавного инспектора Жака Клузо и его ближайших родственников. За это время успели поссориться и помириться постоянный режиссёр всех восьми частей (включая и «Сына Розовой пантеры») Блэйк Эдвардс и главный автор создания неповторимого образа Жака Клузо выдающийся комик своего времени Питер Селлерс. После выхода пятого фильма («Месть Розовой пантеры» (1978)) скоропостижно Селлерс скончался, а в 1982-ом году Эдвардс выпустил фильм-посвящение в честь актёра, назвав его «След Розовой пантеры», и соткав его из неиспользованного материала, оставшегося от предыдущих фильмов. А уже в 1983-ем году Блэйк Эдвардс предпринял попытку перезагрузить франшизу уже с новым героем — кузеном Жака Клузо из Америки, сыгранного Тедом Уэссом, но прокат картины, названной «Проклятие Розовой пантеры», закончился сильнейшим провалом. Казалось, что Эдвардс решил окончательно отказаться от любимой саги, но от дел не отошёл: режиссёр успел снять в период с «Проклятия…» до «Сына…» девять художественных и один телевизионный фильм, самыми известными из которых стали комедии «Свидание вслепую» (1987) с гремящими тогда по всему миру Брюсом Уиллисом и Ким Бэйсингер и «Подмена» (1991) с Эллен Баркин. Но не хотела отпускать «Розовая пантера» своего вдохновителя и вот по сценарию Маделин и Стивена Саншайнов появился «Сын Розовой пантеры», где главного героя играет известный итальянский комик Роберто Бениньи. Жюри «Золотой малины» почему-то надумало включить в шорт-лист номинации «Худшая новая звезда» именно Бениньи и именно за роль в «Сыне…». Во-первых, итальянец был далеко не новичок в кино и за пределами родины успел до этой роли сняться в двух лентах Джима Джармуша — «Вне закона» (1986) и «Ночь на Земле» (1991). Во-вторых, жюри «Золотой малины» почему-то сквозь пальцы посмотрело на вопиюще бездарное исполнение роли Тедом Уэссом, но прицепились к Бениньи. А, в-третьих, спустя четыре года Роберто утёр нос всем сомневающимся в нём, когда написал сценарий, поставил и сыграл главную роль в драме «Жизнь прекрасна», взявшую три «Оскара», в том числе за «Лучший фильм на иностранном языке» и за «Лучшую мужскую роль», что происходит крайне редко для фильмов не на английском языке. В «Сыне…» Бениньи не подозревает, что он отпрыск славного инспектора Жака Клузо. Он носит фамилию матери — Гамбрелли, а назван был в честь отца, которого никогда не видел. Служит Жак Гамбрелли в деревенской полиции в низком чине, ездит на велосипеде и иногда поёт в душе зычным оперным голосом. Но однажды он становится свидетелем — о чём опять же долгое время не подозревал — похищения принцессы Ясмин, наследной королевы Лугаша (главным достоянием этого выдуманного государства является бриллиант «Розовая пантера», который и дал название всей франшизе). На место похищение пребывает шеф-инспектор Ричард Дрейфус, который в своё время люто ненавидел Жака Клузо. Но каково же совпадение, что теперь Дрейфусу придётся действовать рука об руку с сыном главного раздражителя, а тут ещё и любовь ворвалась в эти сложные отношения. «Сын Розовой пантеры» не заслужил высоких оценок со стороны большинства зрителей, да и критики остались холодны к заключительной серии франшизы. Но субъективно я провёл весьма неплохо время за просмотром «Сына…», порадовался за комический талант Бениньи, который, по моему твёрдому убеждению, не заслуживал ни на какую «Золотую малину». При этом актёр не копировал своего славного предшественника Питера Селлерса, а создал собственный персонаж и воплотил его на высоком уровне комедийного мастерства. Порадовался я и за Ричарда Дрейфуса, которого бессменно играл Герберт Лом. Наконец-то в его жизни наступает счастливый период, хотя ему придётся ещё постараться, дабы вновь не сойти с ума, как это уже было в предыдущих частях (о том, что Дрейфусу придётся попотеть понимаешь в финале картины). Радостно было видеть вновь на экране Клаудию Кардинале, которая появилась ещё в самом первом фильме про «Розовую пантеру», датированном 1963-им годом. А роль Марии Гамбрелли сыграла Дебра Фарентино, сделав свой персонаж очаровательным. Мария появилась во второй части «Розовой пантеры» — «Выстрел в темноте» (1964), тогда её сыграла Эльке Зоммер. Да и Роберт Дави как всегда был исключительно хорош в образе главного антагониста. Любопытно то, что этот фильм очень правильно называть американо-итальянским, потому что кроме Роберто Бениньи в нём играют несколько этнических выходцев с Апеннинского «сапожка»: Клаудия Кардинале, Дебра Фарентино, да и Роберт Дави свободно общается на английском и итальянском языках. Это придаёт «Сыну Розовой пантеры» некий налёт шарма и индивидуальности. Не самым плохим выбором был выбор Роберто Бениньи на роль внебрачного сына Жака Клузо. Приятно было, что Дрейфус в исполнении Герберта Лома не был столь одолён психопатией, как раньше. Да и вообще история закончилась очень хорошо, по-доброму и весело. Как бы того наверняка захотел бы Питер Селлерс. 7 из 10