След Розовой Пантеры
- 02 дек 1982
С 1975-го по 1978-ой года режиссёр Блэйк Эдвардс выпускает на экраны сразу три картины с участием выдающегося комика своего времени Питера Селлерса в неподражаемом образе шеф-инспектора Жака Клузо. В общей сложности эти три картины заработали только в американском прокате 125 миллионов долларов — баснословная сумма по тем временам — а с учётом средств, затраченных на их съёмки — 23 миллиона — финансовая окупаемость и прибыль на лицо. Эти три картины из общей франшизы «Розовая пантера» были, условно говоря, вторым этапом, первый начался ещё в 1963-ем, а в следующем окончился, так как Блэйк Эдвардс и Питер Селлерс долгое время не могли найти общего языка на съёмочной площадке. Но второй этап уже не был столь конфликтным и практически поставил «Розовую пантеру» на конвейерное производство: после «Мести Розовой пантеры», вышедшей в 1978-ом году, сразу начались работы по выпуску новой части, заранее названной «Романсом Розовой пантеры», но этим планам не суждено было осуществиться — после третьего сердечного приступа скоропостижно скончался Питер Селлерс, а без него «Розовая пантера» не была бы уже той «Розовой пантерой», к которой так пристрастился зритель. Были же попытки до этого найти замену Селлерсу — уже в 1968-ом году после того, как многие решили, что на сотрудничестве комика и Эдвардса поставлен крест, вышла лента «Жак Клузо», срежиссированная Бадом Йоркином, где образ неуклюжего следователя примерил Алан Аркин, но она была раскритикована и не принята зрителем. Спустя два года после кончины Питера Селлерса Блэйк Эдвардс предоставил миру своеобразный фильм-посвящение комику: закрывшись на некоторое время в монтажной из неиспользованного материала предыдущих фильмов франшизы, режиссёр соткал полотно, где Селлерс в роли Жака Клузо появляется в символической хронике. Кроме того посвященный в перипетии «Розовой пантеры» зритель может отметить для себя возвращение многих персонажей из предыдущих фильмов: от Дэвида Нивена в образе сэра Чарльза Литтона, вора-виртуоза известного в криминальном мире под кличкой «Фантом», до Роберта Лоджа, исполняющего персонаж главы подпольного мира. Многие эпизоды и многие герои могут вызвать то ли чувство дежавю, то ли ностальгии, но всё равно одно здесь ясно — «След Розовой пантеры» целиком и полностью посвящён влиянию и важности такого актёра как Питер Селлерс для классики комедийного художественного сериала. Вне смонтированных по неиспользованному материалу идёт лишь взаимообъединяющее звено во всём повествовании: героиня Джоанны Ламли — журналистка Мари Жюве — ведёт своё расследование по делу внезапно и таинственно исчезнувшего Жака Клузо, который в глазах многих является настоящим кумиром из мира полиции. Конечно, это вызывает истерическое состояние у Чарльза Дрейфуса — непосредственного начальника Клузо — который, как никто сильнее, желал поскорее избавиться от ненавистного подчинённого, но даже он ощущает странную грусть по поводу исчезновения Клузо. А вместе с ним и зритель, полюбивший франшизу, испытывает чувство незаменимой потери со смертью комика Питера Селлерса. Даже перезапуск франшизы, который случился не так давно, где роль Клузо досталась ещё одному славному комику — Стиву Мартину — не смогла составить достойную конкуренцию лентам Блэйка Эдвардса. Хотя, стоит признать, новая «Розовая пантера» не пыталась повторить предшественника, даже Клузо в ней по характеру был несколько иным. Сам Блэйк Эдвардс никак не мог впоследствии абстрагироваться от своей «Розовой пантеры», стараясь вдохнуть в неё новую жизнь при помощи родственников Жака Клузо, которые были наделены всё теми же характерными чертами своего прославившегося дяди и отца, но «Проклятие Розовой пантеры» (1983) и «Сын Розовой пантеры» (1993) лишь подтвердили мнение, что Питер Селлерс был незаменим. Что же, «След Розовой пантеры» — это своеобразный фильм, который доставит удовольствие поклоннику франшизы, где он вновь может встретить своего любимого Жака Клузо и других запоминающихся персоналий. 7 из 10