Граница тени
- 05 мая 2011
Дивный мини-сериал, который из довольно забавной эксцентрики вырулил в концовке к трагедии и гамлетовской интонации. Надо сказать, что Хьюга Блик, абсолютный демиург этого фильма, начинал с частной истории про коррупцию и дал галерейку уморительных типажно злодеев разной степени злодеистости. Солирует, знамо, великий Стивен Ри, но и Споллл и Скофилд и чудная гранд-дама из газеты чудо как хороши. Вторая серия, в принципе, замкнута на демонстрации приема — допрос персонажей типажно разными злодеями. Своего рода формалистические постановочные этюды. Блик, к слову, продемонстрировал оригинальные постановочные на уровне сцен находки, дал мастер-класс по визуальным и аудиодостоинствам. К финальным двум сериям эксцентрики и юмора поубавилось и интонации беспросветности, мира с утратой Бога, определили общий настрой. Тональность стала близкой чуть ли не к притчевому Красному округу. Два более менее приличных персонажа выбрали сознательно самоубийственную стратегию, не желая признавать даже и не линию раздела, а ее утрату, на чем настаивают остальные. Настаивающей на проигрыше в финале демон таки посещает мадонну с дитем, что дает надежду на обратимость таки трясины. Надежда призрачная, чего уж там. Один из лучших авторских британских мини-сериалов с оригинальными интонациями, в котором сложность интриги сопряжена с обилием пестрых и сочных почти диккенсовских персонажей, а в оконцовке — гора трупов с Гамлетом во главе. Настойчиво рекомендую. 8 из 10
Однозначно, фильм представляет собой криминальную историю, но не сказать, что обычную. Сюжет лихо закручен, и хоть в некоторых местах прослеживалась линия, предугадывался ход событий, основную массу экранного времени ты и не подозреваешь о сюжетных поворотах, не знаешь, что произойдет. Пусть и не было каких-то резких разворотов, на корню меняющих всё представление о сериале, — они и не нужны. Такие приёмы используют тогда, когда история довольно обычная, идет всем известная линия, а у зрителя начинает угасать интрига произведения, становясь какой-то будничностью. Здесь же они не нужны, потому что нам не показывают историю одного главного героя, здесь представлен жизненный срез всех слоёв драмы. Конечно, Джона Габриэль выделяется на их фоне, но тем не менее, мне кажется, он не главный персонаж. Здесь нет главных героев и одновременно все здесь главные герои. Криминальные разборки и детективные погони разбавлены семейными драмами, как бы говоря, что все персонажи обычные люди, со своими проблемами, а не какие-то супермены из фильмов. Все персонажи, даже второстепенные, довольно живые и совсем не плоские. В этом и заключается ценность фильма, в нем представлена жизнь. Поэтому здесь и не нужны резкие ходы, потому что зритель наблюдает за непонятными ему событиями или лучше сказать героями. Интерес никогда не угасает и в произведении нет ничего лишнего. Главное, что не было ощущения, что я это уже где-то видел. Но это всего лишь технические особенности, что же касательно начинки… Лицам, которые не хотят узнать художественный смысл произведения или, если хотите, философский сюжет, читать не рекомендуется ибо СПОЙЛЕРЫ. Собственно, как именует себя произведение: «Граница тени» — это как раз и является главной темой. Нужно понимать, что это не обычная криминальная история ради криминала, ради развлечения зрителя. Это фильм со своей начинкой, со своей темой, а не банальная стрелялка. Это фильм-исследование, где, препарируя героев, Хьюго Блик изучает липкую границу тени, разделяющую два мира. А криминал и детектив это всего лишь наиподходящий инструмент. Но, показывая нам историю не детектива, сражающегося против криминальной мерзости, а историю, где и детектив, и бандит, и еще кое-кто является равноправными героями, Хьюго механически размывает эту самую границу, подсказывая нам. В то время как Джона Габриэль пытается понять плохой он коп или хороший, его коллега делает важное замечание: «Мы можем только ходить по этой линии…». Интересное состояние, как бы всегда на краю, всегда готовый окунуться с головой, всегда балансируя на грани… Ведь на деле Хьюго Блик показывает нам, что границы тени не существует. Осознание и понимание этого несколько окрыляет, ведь правда?.. И тогда всё сводится к вопросам «на что ты готов?» «Как далеко ты готов зайти?» «Каков твой предел?». Т. е. получается, что у каждого она своя, что всё относительно, а целью Блика является определение этого индивидуального предела. В связи со всем этим в вопросе, прозвучавшим в конце, намного больше смысла, чем кажется на первый взгляд: «Зачем Вы это делаете?» — задавший его не понимает, почему абсолютно всё неявное должно стать явным, возвращая нас к интересному монологу на кладбище (про правду). Таким образом, этот вопрос становится квинтэссенцией всего сериала, его философской линий. На сколько бы вы не ушли вглубь, как бы близко вы не были ко дну, нужно всегда помнить о главном. «Зачем..?». Всё это бессмысленно если не можете ответить на вопрос ради чего заходить так далеко? Далее. Опенинг просто нечто, не только потрясающая музыка, но и видеоряд подобран на славу. Он держит эту мрачновато-холодную, вязкую, тянущуюся атмосферу или даже создаёт её. Что касательно вообще музыки в этом произведении, то она довольно незаметная. Когда я акцентировал на ней внимание, это была постоянно одна и та же композиция, что в принципе не говорит о том, что это плохо. В общем, свои функции она выполняет. Актёры действительно все играют очень здорово, а я для себя открыл (помимо Блика) новую личность, за которой буду теперь приглядывать. Есть две вещи, которые меня несколько покоробили, не сказать, что минусы, в общем… 1. В фильме было 2 афробританца и для них было 3 девушки (жёны), и все три белые. Нет, я не против этого, более чем. Но это выглядит каким-то через чур случайным совпадением. Почему не показали ни одной молодой негритянки? Почему все их девушки другой расы? Создается впечатление, что здесь есть какой-то скрытым смысл. Подтекст. Будто какая-то непонятная пропаганда… 2. Когда умер один из журналистов, не понравилось то, что не показали момент когда Габриэль впервые об этом узнает, и более того, о его смерти вспомнили лишь через несколько серий. Не сказать что это минусы, просто не понятные мне вещи… А так 10 из 10
Умопомрачительно! Похоже, что у Альфреда Хичкока и Квентина Тарантино появился достойный преемник, но на сериальном поприще. А как еще всё происходящее в 7-ми сериях ГТ можно объяснить!? Такого впечатляющего обилия штампов в одном фильме я в жизни не видел! Именно поэтому, наверное, и был выбран формат сериала: - нуар, гангстерское кино, триллер, саспенс, полицейский боевик, слезливая мелодрама, драма, черная комедия, — жуткая свалка стилей и жанров; главный герой-афробританец с пулей в голове и амнезией впридачу, шеф полиции — индус, гангстер-турецкоподданый, психопат — наследник короля наркоимперии, красота цвточного изобилия на службе наркоторговцев, вежливый мистический киллер с внешностью старомодного викария, сладенький праативный мальчонка — гений цифр и любовник маститого бандюгана, коррумпированные копы, пытающаяся в шестой раз выносить ребенка жена главного героя, скрывающиеся от всех любовница и сын того же героя, двойные агенты вкупе с агентами под прикрытием, хороший дядька и плохая тетка на таможне, королевское помилование для отпетых негодяев, куча трупов по ходу развития сюжета, — чудовищный микст нереально реальных персонажей! Казалось бы, как из этой хрени можно чего-либо слепить!? Я это понял к концу первой серии! Чем и хочу поделиться. Хьюго Блик, к 46-ти годкам не выдавший на гора ни киноугля, ни киноотработки, был осенен свыше гениальной идеей совместить основу творческого метода дядюшки Хича (помните «если мне удалось в начале фильма захватить внимание зрителя, то происходящее на экране в дальнейшем уже не имеет никакого значения») и компиляционно-плагиаторскую наглость Тарантино: лихо закрутив сюжет с самого начала и овладев моим вниманием, начал методично скармливать невероятно вкусные жанрово-стилистические киношные тарталетки! Вот здесь-то и раскрылся в полной мере его талант: сюжет потерял свое значение и действие рассыпалось на фейерверки изумительных мизансцен, потрясающих диалогов и крупных планов удивительных персонажей! При таком щедром угощении абсолютно легко забывается желание сочувствовать хорошим и притупляется острота ожидания наказания плохих. При чем тут фабула и сюжет? Дайте еще пожевать вкуснятины! Плевать на банальнейший финал, побоку, что случилось с главным героем — я насытился деликатесами от пуза! PS Особые вкусовые показатели у эпизода, когда хороший парень выходит из черного автомобиля (немецкого, с правым рулем!) в отменного качества, сияющих идеальным блеском туфлях (ручной работы! из полированной кожи!) и с каменным лицом смотрит на такого же качества туфли, но только покрытые грязью, плохого парня, качающегося на легком ветерке с веревкой на шее! Держите меня двумя руками — я хочу стать участником этого нереалити-шоу! 10 из 10
Абсолютно случайно наткнувшись на этот сериал, решил посмотреть его, поскольку испытываю слабость к продуктам британского кинематографа, после просмотра сериала «Лютер». И не прогадал. С первых кадров улавливается та неповторимая атмосфера английского кино. Все медленно, вдумчиво, можно сказать медитативно, но ни в коем случае не затянуто. При этом присутствуют вполне себе бодренькие погони и прочие экшн сцены. Сюжет начинается довольно банально, развивается очень неожиданно и заканчивается на достойном уровне. Хотя нечто похожее было в «Королях улиц». Правда тут и амнезия главного героя, и таинственный дяденька в очках и много что еще. От концовки я ожидал большего, однако то что вышло ни в коей мере не разочаровало. Актеры хороши и на своем месте. Особенно порадовал Рейф Сполл, прекрасно сыгравший отмороженного гангстера, и Стивен Ри, тот самый дяденька в очках. Сериал состоит из семи серий, что довольно прилично для англичан, однако продолжения ждать не следует. Оно в общем то совсем и не нужно. В итоге имеем сериал с кучей плюсов и без серьезных минусов. Так же хотелось бы отметить музыку в начальных титрах, идеально подходящую к атмосфере. Могло быть 10, но чего то чуть-чуть не хватило. 9 из 10
Хьюго Блик сделал один из лучших сериалов этого года. Но когда понял, что натворил, испугался и решил замаскироваться под обычное полотно из жизни гангстеров и копперов. Начинается история буднично, неспешно, можно даже сказать, уныло: ночь, пустырь, автомобиль, на заднем сиденье труп с множественными пулевыми ранениями. Двое патрульных обстоятельно рассматривают салон и тело, копошатся во внутренних карманах убитого, десять минут обсуждают, что делать дальше. Затем вызывают отдел по расследованию убийств, куда вернулся Джона Гэбриэль (Чиветел Эджиофор) после трехмесячного отсутствия, небольшой амнезии, с пулей в голове, погибшего напарника на последнем деле и косых взглядов коллег на предмет продажности. Убитый — не абы кто, а местный наркобарон, Харви Рэттен, только что вышедший из тюрьмы благодаря королевскому помилованию, скостившему срок с двадцати до двух лет. Обстоятельства гибели Харви начинают расследовать не только силы правопорядка, но и соратники: цветочник Джозеф Бид (Кристофер Экклстон), организовавший идеальный канал поставки наркоты и взявший бразды правления в свои руки после смерти босса; и племянник покойного, Джей Рэттен (Рейф Сполл), психопат с лицом детской наивности и чистоты. За первый час Хьюго Блику почти удается убедить ничего не подозревающего зрителя в обычном сериале о расследовании убийства, но только до того момента пока в сюжете не появится Гэйтхаус (Стивен Ри) в шляпе, длинном пальто и перчатках. После чего начнется сущий кавардак: убийство Рэттена — это лишь малая часть истории. С каждой серией сюжет разрастается в впечатляющих масштабах. Режиссер затаскивает в сериал новых персонажей или выделяет чуть ли не отдельные серии для героев, о которых половину сериала упоминали в диалогах, да и то вскользь. Блика нисколько не смущает множество сюжетных линий, и он на удивление лихо управляется с каждой из них. В этом ему помогают, во-первых, актеры, которые, как в той сказке, равны как на подбор во главе со Стивеном Ри (давно не было таких впечатляющих злодеев). Во-вторых, не так уж просто предсказать, что последует дальше. Хьюго Блик сразу дает понять, что в его мире никто не может быть в безопасности — даже главные герои. Будьте готовы к нескольким твистам и шокирующим моментам. В-третьих, классические спокойные монтаж и операторская работа, а также игра со светом и освещением, за счет которых нагнетается саспенс во многих ключевых сценах. В-четвертых, с количеством серий стирается грань между белым и черным, между положительными и отрицательными персонажами. Даже главный герой, люто ненавидящий коррупцию и продажных копов, боится вспомнить свое прошлое, потому что сам может оказаться одним из них. Да и мораль всей истории, когда все карты раскрыты, не так уж однозначна: можно ли пожертвовать несколькими людьми, чтобы помочь тысячам? Ответ далеко не так прост.