Три дня лейтенанта Кравцова
- 09 мая 2012
Фильм «3 дня лейтенанта Кравцова» оставляет противоречивое впечатление. Вполне смотрибелен, сюжет довольно динамичен, хотя некоторые сцены излишне затянуты. Есть в нем немало ярких эпизодов, имеются и свои изюминки, в частности симпатичный, честный главный герой фильма, колоритный замкомвзвода Пилипенко, но особенно, наверное, огромный рыжий кот, хитро снующий между нашими и немецкими окопами. Поставлен фильм в целом прилично. Удачным является и подобранный антураж: костюмы, грим, натура. Актерский ансамбль в целом тоже хорош. Больше других понравились Гостюхин и Ямненко, что, впрочем, не случайно, учитывая их послужной список. Понравились также Воробьев, Иванов, Куличков, Бурдихин, Галич. Немного сейчас снимается фильмов о войне, в которых почти все выглядит натурально, даже лица и гимнастерки наших солдат. Зато не понравился сценарий, особенно в смысловом отношении. Много чернухи, антисоветско-антикоммунистической пропаганды, пусть даже она и вплетается в сюжет не очень навязчиво. Чрезмерно также нагнетается «окопная правда» войны. Смотришь фильм, вроде интересно, правдиво, натурально. И тут бац! Какой-нибудь непонятный антисоветский выпад, или, скажем, карикатурное изображение советских офицеров и порядков в Красной Армии. Вот, к примеру, красноармеец-эстонец открыто говорит своему командиру, что для него нет разницы между Германией и СССР. Правда, Гитлер еще хуже. А еще ему жалко соседей-евреев, которых ни за что ни про что убили не то немцы, не то русские. Не стесняется он и дальше демонстрировать свою нелояльность советской власти и отцам-командирам, причем без последствий для себя. Он же в фильме — самый умелый воин. Ну а самый храбрый — красноармеец-грузин, который особо отметился безумной затяжной пляской перед немецкими окопами. Но так как смелого пуля боится, то он и единственный, кто выжил в этих страшных боях (если не считать, конечно, новобранца-очкарика из Воронежа). Советские офицеры в фильме — один другого хлеще: трусы, драчуны, карьеристы, бездари. В частях и подразделениях у них сплошная анархия. Они же самые тупые из тех, кто показан в фильме. Не все, конечно, но явно большинство. Приказы эти горе-офицеры отдают один другого глупее, нисколько не заботясь о жизни своих солдат. Отсюда понятно, что в фильме много сцен, в которых немцы молотят наших, как стадо баранов. И создатели фильма не отказали себе в удовольствии это все посмаковать. Ну а самый умный персонаж — это дед, герой Первой мировой войны, у которого офицеры Красной Армии стали на постой. Не преминул сценарист и укорить СССР огромными потерями в войне. И сделал он это так, походя, вложив в уста комбата Ткаченко незадолго до своей гибели фразу о том, что из 220 выпускников военного училища, с которыми он учился, погибли все, кроме него и еще одного его товарища. Получается, что смертность офицеров в Красной Армии еще задолго до конца войны составила более 99%. Ого-го! Так кто же войну у Германии и объединенной Европы выиграл? Кто взял Берлин, Кенигсберг, Будапешт, Краков, Вену, Бреслау, Варшаву, Позен, Данциг и многие сотни других крупных и небольших городов Германии и ее союзников? Неужели один храбрый боец-грузин везде поспел?! Ну или, выходит, что немцы сами себя победили. Да, конечно, потери в Великой Отечественной войне были большими. Да, были среди советских офицеров карьеристы и бездари, а то и дураки. Да, не все приказы командиров были правильными, а тем более понятными для бойцов. Но меру-то в изображении этой изнанки войны тоже знать надо!
Так бывает, что думаешь не стоит смотреть фильм о войне, где главную роль играет Алексей Воробьев и будешь не прав. Совсем не ожидала, что фильм понравится с первых минут и не будет сил не досмотреть его до конца, несмотря на поздний вечер. Очень хороший актерский состав. Воробьев играет так точно и замечательно, что удивляешься и зачем ему нужно было это Евровидение:) Каждый герой выписан сценаристом рельефно, интересно. Все они разные. Мы привыкли что пехота — это масса, пушечное мясо войны, а здесь, за каждом из героев своя история и огромная жизнь, в том числе та, которую им не удастся дожить, допрожить. Очень понравились отдельные эпизоды, там где непримиримые враги проявляют человечность. Сейчас мы уже немного по-другому смотрим на войну. Нет, фашисты для нас по-прежнему враги и т. д., но уже понимаешь, что много было среди них, тех кто воевал не по желанию, а по принуждению, кому эта война была не нужна. Сюжет довольно простой, молодой лейтенант впервые попадает на передовую, где командовать ему предстоит опытными бойцами. Услышав о том, что взводный на передовой живет всего три дня до гибели, герой за это время успевает сделать так много, при том, что выходит это у него как-бы само собой, без особой инициативы с его стороны, от страха, который направляет все его действия. Спасибо сценаристу и режиссеру за то, что за этой простотой скрыто столько человечности и показан солдатский быт, героичный априори в той ситуации, в которую поставила героев война. 9 из 10
«Рано еще умирать!» — так полагали многие красноармейцы, но фашистские пули не разделяли подобного утверждения. Лейтенант Кравцов в фильме «Три дня лейтенанта Кравцова» сначала показался мне заговоренным. Минометная мина вонзилась в твердь земли в метре, починай, от его головы и, несомненно, должна была разнести ее — голову — на мельчайшие кусочки. Но мина не сработала! Вонзилась и застыла, с крутящимся стабилизатором полета. «Рано еще умирать!» Им, 20-летним мальчишкам, всегда рано умирать. Удивительно, фильм трагический, но получился смешным в каком-то смысле. Нелепые приказы командования, что уносят сотни жизней обычных бойцов, выбитые осколками глаза бойцов, рукопашная схватка, где голову врагу разносят булыжником, все это не способствует смеху. Но вот почему-то местами смешно. В фильме фигурирует черный юмор. Чудно, но даже когда все вокруг залито кровью, люди находят в себе видеть комичное. Авторы проекта как раз смогли внести «перчик» солдатского юмора в горячее блюдо под названием «Три дня лейтенанта Кравцова». Главного героя Кравцова (актер Алексей Воробьев) авторы картины поместили из «учебки», где он и «пороха не нюхал», а только штудировал Устав, на передовую. ЕГО ПОМЕСТИЛИ В АД. И у юноши сразу все знания вылетели из головы. Он ничего пока не может понять. Камера показывает глаза Кравцова, ошарашено моргающие и разочарованные. «Я не смог поднять роту в атаку!» — сетует он на себя. А то, что приказ командования преступен и пехоту бросают на минометы и пулеметы на открытой местности, он пока не очень-то и понимает. Ему бы радоваться, что он чудом остался снова жив. «Взводный в среднем живет три дня» — это математическое утверждение одного умника. Просто статистика. Вот эти три дня и показаны пристально авторами фильма. В «Три дня лейтенанта Кравцова» много удачных кадров. Что-то навеяно даже работами молодого Никиты Михалкова. Например, прямо скажем, сцена, когда под музыку в замедленной съемке персонаж Юрия Богатырева в гражданскую войну катается по полю в пыли с однополчанами в «Свой среди чужих, чужой среди своих» вышел очень запоминающимся. Я помню в детстве ронял мальчишескую слезу при просмотре данного отрезка картины. А в «Три днях лейтенанта Кравцова» уже в следующую войну — ВОВ — бойцы Красной Армии другого совсем поколения также сидят под проливным дождем в окопе и искренне хохочут. Как дети! Увидели смешной рисунок. Но при этом еще минут двадцать назад ПОЛОВИНУ их роты убили в атаке. «За Родину, за Сталина!» Характеры героев картины вышли весьма выпуклыми, и в их конфликтах нет той самой натужности, ненастоящей натянутости, что так сильно присуща современным российским, да и зарубежным фильмам. Женская роль Олеси (актриса Ксения Суркова) выполнена в простых тонах. Ни единого слова от персонажа актрисы практически мы не услышим. Но там, где нет слов, вперед выступают иные вещи. Глаза ее запоминаются своей чистотой и этакой «лесной» красотой. Как ни странно, но на примере картины «Три дня лейтенанта Кравцова» еще раз понимаешь, насколько все же несправедлива война. Последние строки в концовке вызывают не только негодование, но и человеческую обиду на порядок дел в нашей жизни вообще. Но: «Времена не выбирают. В них живут, и умирают» Режиссер Александр Даруга создал проект, который вызывает уважение не только к авторам, но и к нашим дедами и прадедам, бабушкам и дедушкам, что ковали Победу и спасли страну от тотальной зачистки от всего живого фашистами. Я оценил фильм без колебаний.
Впервые за последние годы удалось посмотреть настоящий фильм. Фильм про… жизнь на войне, жизнь пехоты. Кто-то тут заметил схожесть с «Они сражались за Родину», я согласен, есть такое. Отношения бойцов и молодого лейтенанта, глупые атаки и периодические перестрелки. В какой-то момент поймал себя на мысли, что немцы здесь тоже не какие-то там далекие, а «свои» что ли, если можно так выразиться, особенно в эпизоде с танцем на бруствере окопа. Хотели бы завалить, то расстреляли бы бойца на такой короткой дистанции да из пулемета, а так стреляли перед ним в землю. От войны устали все. Фильм держит у экрана все время, невозможно предсказать что будет через минуту- другую. После такого множества просмотренных картин о войне бросается в глаза форма солдат и офицеров — выгоревшая, рвано-штопаная, «всамделишная»:-). Один момент резанул по глазам — оранжевые обмотки солдата, во-первых к 44 году почти все солдаты уже были в сапогах, особенно те, кто выдвигался обратно на передовую из госпиталей(хотя суть не в сапогах, а в цвете обмоток). Во-вторых — оранжевый цвет — это хорошая, бросающаяся в глаза деталь/мишень. Актерский состав подобрался в самый раз — сперва думал, что Гостюхин будет забивать остальных, но у того оказалась второстепенная роль. Воробьев сыграл просто отменно. Я скептически к нему относился как к актеру, но тут мнение в корне изменилось. Иногда проскальзывало впечатление, что такой он и есть на самом деле — неуверенный, иногда растерянный, вечно попадающийся под руку начальству, но по-своему любимый солдатами. Пиротехники сработали великолепно! Сейчас навскидку даже не могу припомнить что-то подобное в других фильмах. Все просмотренное до этого изобиловало яркими вспышками огня и пожарами даже от ручных гранат:-) А тут — ну реальные разрывы! Разве что люди так не летают, но на пару эпизодов можно закрыть глаза. Хотя за «полет» лейтенанта вместе с дверью от полуторки ставлю 10 баллов — было красиво, хоть и ненатурально. Контузию он как минимум должен был заработать, но, видимо пожалел его режиссер. Однозначно фильм советую посмотреть, не пожалеете потраченного времени. 9 из 10 Минус за мелкие недочеты, которые заметил, скорее как человек прошедший три войны, а не как обыкновенный телезритель.
Фильм очень хороший, мне понравился. Смотрел 2 раза, в день Победы под хмелем и 11 мая по-трезвому, в записи. Здесь я впервые понял жестокость отношений командир-боец и старший-младший на войне. Приказ надо сначала выполнить и, если не согласен, то потом можешь его обжаловать. Ошибочный приказ зараз лишает жизни 17 человек. В этом фильме впервые показана вся строгость и серьезность отношений на войне. И в батальных сценах очень жестоко летают тела, в рукопашной цель — убить. Но люди остаются людьми. Интересно было бы узнать мнение фронтовиков, похоже ли это на правду? Мне кажется, что скажут — похоже, но только было еще хуже и жестче. Все достаточно достоверно изображено для 2011 года: грязные лица, руки, потные пилотки и гимнастерки, лошади, полуторки — все очень здорово сделано, будто в 43-м году. Но все-таки не до конца пошли в достижении реальности: прямо режут глаза ослепительно белые зубы главного героя, сам чумазый, но зубы не забыл почистить отбеливающей пастой. Это цинично, но сказал о том что не понравилось. Могли бы и придумать какую-нибудь «отемняющуюю» пасту для съемок. Хотя, капризничаю я, грязи мне мало. Достаточно. Все хорошо. Фильм смотреть нужно всем. 10 из 10
Да, это именно солдатский и никакой другой фильм. Среди его великих предшественников — «Они сражались за Родину», «Горячий снег», «Аты-баты, шли солдаты»… Украинская студия «Стар Медиа» в очередной раз порадовала нас бережным отношением к военной тематике и традициям советского военного кино. Её пример — другим (российским) студиям наука! Этот большой фильм (какой там, к чёрту, мини-сериал!) почти на 90 процентов реалистичен и правдив. Смотришь его и веришь, что в окопах сидят настоящие солдаты в рваных, грязных гимнастёрках, а не откормленные столичные актёры в новенькой форме из ателье, как это было в начале 2000-х годов, да и сейчас ещё частенько встречается. Пожалуй, единственный, но существенный недостаток этой киноработы, не позволивший мне поставить ей свой высший балл из возможных — скоротечность, не дающая возможности таким интересным и непростым персонажам глубоко раскрыться на экране; это не полноценные «картины маслом», а всё-таки карандашные (хотя и талантливые!) наброски, вроде тех, которые рисовал убитый окопный художник. Но этому можно найти два достаточно уважительных оправдания. Во-первых, это телевизионный формат работы (мне неизвестно, есть ли киноверсия, а если есть, то, надеюсь, она будет глубже и драматичнее). Во-вторых и в-главных, всё действие динамично происходит всего три дня, «отмеренных» дурацкой военной статистикой для жизни комвзвода на передовой. Реально, на войне за такой срок можно разве что запомнить имена твоих бойцов (в промежутками между атаками) и шапочно (пилоточно!) с ними познакомиться. А для пространных монологов и взаимных откровений времени нет — в бой идти надо! В том же романе Шолохова «Они сражались за Родину» и поставленном по нему фильме характеры героев раскрываются не за день и не за неделю их реальной жизни. У Бондарева в «Горячем снеге» срок короче, но всё же не такой, как здесь. Учтём ещё, что и автор сценария «Трёх дней…», извините, не Бондарев. Это основное, что хотелось сказать о фильме. И совсем немного других замечаний. Опять и опять мы видим неумелого очкарика-ботаника. Этот типаж-схема кочует из фильма в фильм ещё со времён стародавнего «Беспокойного хозяйства» (Огурцов). Конечно, таких «студентиков-интеллигеников» на войне было немало, но неужели они все столь одинаковы- хилый, вечно растерянный юноша, обязательно (!!!) в круглых роговых очках? Простите, но это уже расхожий киноштамп, от которого давно пора избавиться. А вот новый киноштамп- «порядочный» «особист» (варианты: энкавэдешник из заградотряда и т. д.). И если 10—15 лет назад все эти люди изображались гадами и сволочами, то теперь — через одного (как в нашем фильме) или вообще… В общем, из одной крайности в другую… И последняя «мелочь», резанувшая… музыкально. В первой серии в одном окопном эпизоде звучит исковерканная донельзя, но всё же узнаваемая основная тема из «Свой среди чужих, чужой среди своих». Вопрос к композитору: зачем же так? За всеми этими исключениями ставлю фильму, с двумя плюсами, оценку - 8 из 10
Фильм «Три дня лейтенанта Кравцова» режиссера Александра Даруга нельзя назвать телесериалом. Это скорее многосерийный фильм о Великой Отечественной войне, снятый максимально приближенно к лучшим традициям советского кино. Все четыре серии фильма смотрятся на одном дыхании. Оно и понятно, так как на кону стоят жизни не только молодого, ещё не оперившегося лейтенантика с учебки, но и его солдат, взвода, а потом и роты, которыми ему приходится командовать с первых минут прибытия на фронт. Фильмы о ВОВ можно условно разделить на две группы. Одни призваны показать и осветить исторические факты, в них используются масштабные военные сцены с применением значительных единиц техники, военных консультантов и значительного бюджета фильма. Другие — призваны раскрывать чувства людей, прошедших войну, мотивы их поступков, подвигов, и просто жизни на войне. Не знаю как для других, но для меня фильмы о человеке на войне были всегда ближе и интереснее! Так же, как и книги по военной тематике. Когда читала мемуары прославленных летчиков ВОВ, таких как, Трижды Героев Советского Союза Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина, с первых страниц захватывали не только подробное и правдивое описание воздушного боя, но и описание чувств и мыслей летчика, который идет на верную смерть, чтобы не допустить смерти своего командира или ведомого. Фильм «Три дня лейтенанта Кравцова», конечно же, относится ко второй группе. Здесь мы не увидим грандиозных военных баталий и карт со стрелками о продвижении наших войск и направлении фронтов! Но зато мы получаем такой интересный, абсолютно противоположный и харизматичный набор характеров солдат, командиров разного звена, их поступков и мотиваций, что глаза разбегаются. Актеры, в первую очередь благодаря сценарию, получили возможность показать все свои актерские данные, что бывает не в каждом фильме и не в каждой роли. И они это сделали, на мой взгляд, с полной самоотдачей и профессиональным мастерством. Каждый персонаж получился сочным, со своей историей и ярким, выпуклым характером. Даже трудно выделить кого-то из персонажей: это и сержант Пилипенко (Владимир Ямненко), взявший с первых минут шефство над лейтенантом, проявлявший отеческую заботу и мечтающий о четвертом сыне после окончания войны; и бесшабашный Березкин, выполняющий самые трудные задания с его неизменной фразой: «Ну что Березкин? Как что — так сразу Березкин!», которого великолепно сыграл актер Кирилл Бурдихин, являющийся также исполнительным продюсером фильма; грузин (Бесо Гатаев), танцующий «Лезгинку» на грани жизни и смерти, отвлекая немцев от своих боевых товарищей и тем самым спасая их; молоденькие студенты, в том числе тихий художник, рисовавший замечательные, добрые портреты (шаржи) своих однополчан, которые они увидели только после его смерти. Даже особист (актер Николай Иванов) показан неординарной и неоднозначной личностью (не только вчерных или белых тонах); и он имеет свою небольшую жизненную историю, безответно симпатизируя дочке местного жителя-селянина (Ксения Суркова, Владимир Гостюхин), полюбившейся и главному герою фильма лейтенанту Кравцову. Ну и, конечно же, — сам взводный, затем ротный — лейтенант Кравцов в исполнении актера Алексея Воробьева. Мы наблюдаем в течение всего фильма, как за три дня Кравцов проходит свою военную и жизненную школу, можно сказать — эволюцию. От желторотого (по сути и по возрасту), но решительно настроенного воевать (и воевать хорошо), вновь испеченного лейтенанта- до растерянного от первых оглушительных военных действий, но вынужденного волею судьбы(а вернее войны) принимать трудные решения. От повторяющего наизусть Военный Устав (как заклинание и единственное руководство к действиям), посылая и ведя людей на верную смерть, и при этом отчаянно пытающегося сохранить им жизни — до командира, которому начинают верить его солдаты. Об игре Алексея Воробьева, да и об остальных актерах, я могу сказать одно — ни в одном из эпизодов картины не чувствуешь фальши. Как очень хорошо заметила Марина Шабан, поделившаяся в социальной сети «Твиттер» своими впечатлениями о фильме: «Все четыре серии я не видела актера Алексея Воробьева, рядом со мной ЖИЛ лейтенант Кравцов», я считаю, что это можно отнести практически ко всем актерским ролям. Фильм выйдет на экраны 9 мая в День Победы, и я уверена — он достоин этого. 10 из 10