Вторая мировая война в цвете
- 04 сен 2009
В сериале представлена англо-американская версия 2-й Мировой войны и, чтобы не иметь искажённое представление о тех событиях, надо хоть немного знать реальную историю. В фильме диктор сочувствует поражениям немцев, оправдывает неудачи союзников, победы советских войск объясняет распутицей, грязью, морозами, численным превосходством, превосходством в вооружениях. Нагло искажено поведение советских солдат на чужой земле, которые на самом деле вели себя как никто лояльно, по отношению к гражданским, к гитлерюгенд и к пленным солдатам рейха. Мне об этом подробно рассказывал отец — командир отделения разведки 291-й Гатчинской стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта, который освобождал Эстонию, Польшу, Чехию, Австрию, Венгрию. При освобождении европейских городов был приказ командования максимально сохранять памятники культуры и местных жителей. Если и случались случаи мародёрства и прочие (в семье — не без урода), то виновников жёстко наказывали, вплоть до расстрела. Но о том, как вели себя нацисты и их приспешники (особенно румыны, итальянцы и многие другие) в оккупированных Белоруссии, России, Украине не сказано ни слова. Вместе с тем, наряду с советским художественным сериалом «Освобождение», документальный сериал «Вторая мировая в цвете» может с указанными поправками считаться золотой коллекцией редчайших архивных съемок Второй мировой войны. Но их отличие в том, что в советском сериале очень мало информации о действиях союзников, а в английском наоборот — подробно описаны события в Средиземноморье, Северной Африке, высадке союзников в Нормандии, войне на островах и в Тихом океане, а о решающих сражениях Советского Союза схематично показано лишь в двух сериях из 13-ти, события отображаются с огромными разрывами в хронологии (размером до года), в то время, как бои армий союзников (США и Англия), показаны детально, даже если это бои местного значения, в которых участвует незначительное количество войск. Фальсификаторы истории в США и Европе создали мнение, и мир знает о боях Англии в Эль-Агейле, где Англия защищала свои колонии, знает крепость Тобрук, Киренаику, но мало кто в мире знает Московскую, Сталинградскую, Курскую битвы. Именно эти битвы в 1941—1942 годах предвещали закат немецкой армии, а в 1943 году поставили её перед катастрофой. Мало кто знает и о том, что в мае 1945 года войска Красной Армии штурмом взяли столицу Германии город Берлин. Если речь в фильме идёт о потерях союзников — счёт на десятки. Потери СССР озвучиваются, когда речь о сотнях тысяч. Роль союзников (США и Великобритании) в Победе 1945 года ничтожна. Три года они выжидали и стремились обескровить СССР…
История преподносится с точки зрения США и Англии, и фильм правильнее назвать «Вторая Мировая война США и Англии с нацистской Германией и Японией, в цвете». Участие СССР показано лишь 10—20% времени в фильме. Роль СССР сильно занижена, события отображаются с огромными разрывами в хронологии (размером до года), в то время, как бои, в которых задействованы армии Союзников (здесь — США и Англия), показаны детально, даже если это бои местного значения, в которых участвует незначительное количество войск. Договор, заключённый Черчиллем и Сталиным, по разделу трофейных земель, представлен как некая уловка, хитрость Черчилля, на самом деле это был вполне серьёзный документ. США, узнав об этом договоре, запротестовали — как можно делить чужую землю и устанавливать на ней свои порядки? В то же время США захватывали японские острова, выжигая людей, с целью блокады Японии. Блокада Японии нужна была для того, чтобы лишить Японию путей поставки продовольствия, и таким образом заставить сдаться. В то же время, такой метод, применённый Гитлером против Ленинграда, рассматривается как поступок бесчеловечный. То есть де-факто, США использовали в войне бесчеловечные (Гитлеровские) методы. Если речь в фильме идёт о потерях США — счёт на десятки. Потери СССР озвучиваются, когда речь о сотнях тысяч. При поражении в бою Союзников, даётся оправдательное разъяснение: Английские войска ждали, когда закончится зима, чтоб начать наступление. И в этот момент, не предупреждая, напали немцы, притом (!) большей численностью войск. На этом делается акцент. Немцы должны были предупредить: так и так, мы будем наступать, — и при этом уступать Англичанам численно. И ещё, они должны были ждать весны, так как англичане, привыкли воевать в тепле. Когда речь идёт о столкновениях СССР с Германией, то оправдываются поражения немцев. То есть благосклонность создателей фильма остаётся за Германией, (если речь идёт о СССР и Германии). Если солдаты США применяют в бою огнемёты, то диктор комментирует это как необходимость — «пришлось». Если солдаты Германии применяют огнемёты, против союзников, то это выставляется подлостью и жестокостью. Когда речь идёт об обмане Японцами США, то звучит это примерно так: «Дальше случилось нечто ужасное». Таким образом, диктор настраивает слушателя, на сопереживание поражению США, то есть против Японии. Авторы фильма, в первой его половине, осуждают немецкие подводные лодки (ПЛ), которые проводили торпедные атаки на торговые суда — атаки многократно осуждаются, как подлость. Говорится о том, что ПЛ СССР торпедировали много гражданских кораблей, не защищенных сопровождением боевых. О том, что ПЛ США пускали на дно десятки гражданских кораблей — пассажирских, (не говоря о торговых судах) — ни слова. В конце фильма говорится, как доблестные ПЛ США героически пускали на дно не защищённые торговые корабли Японии. Да ещё с гордостью добавляется, что к концу 1944 года им трудно было найти себе цель, поскольку все основные суда Японии были ими затоплены. При взятии Голландии говорится, что в стране был сильный голод. Показывают толпу ликующих граждан, с упитанными лицами, встречающих войска. У кого-то на руках собачка, небольшая, но тоже упитанная. Сильный голод — это когда в городе вообще нет ни собак, ни кошек. Их просто съедают, как бы это не звучало, но так было, при настоящем голоде. И если бы создатели этой новой мировой истории пролили бы свет на блокаду Ленинграда, то тогда стало бы ясно, что такое настоящий голод. Все победы русских войск над немцами обусловлены стечением обстоятельств (численным превосходством, превосходством в вооружении и т. д.). В то же время, когда речь идет о боях союзников с немцами — тут никакой конкретной информации, хотя превосходство в численности войск, вооружении и пр. было многократно на стороне союзников. Когда войска союзников захватывают немецкие города, говорится, что немцы либо испугались и сдались без боя, либо вели яростное сопротивление. Опять эмоциональная окраска, которая должна возбудить веру в правильность действий войск союзников. В фильме говорится, что русские солдаты, при входе в Берлин, бесчинствовали. Разве осиротевшие матери и вдовы Союзников, (будь они лишены всего), кинули бы свой последний кусок хлеба пленным нацистам? Или пленным Японцам? Сомневаюсь. У нас такие странные случаи происходили массово. Первую половину войны Русская армия проигрывала, дальше начались победы, причиной которых стали не дожди (как утверждается в данном фильме), ни отсутствие патронов у немецких солдат, а обозление Русского народа — горе затронуло каждого. Беда зашла в каждый дом. Только тогда, огромная армия озверевших русских солдат, начала воевать не щадя жизней. И эта огромная машина, набирающая обороты в течение 4 лет, не могла остановиться за один миг. Поэтому и были изнасилования в Германии. Я бы посмотрел, что бы сделали с немцами солдаты Союзников, если в их странах, истинные арийцы насиловали бы в течение 4х лет, их жён и детей, жгли бы людей заживо в избах, убивали бы их матерей и отцов, разграбляли бы их дома. Как бы тогда себя вели солдаты Союзников, войдя в Германию? Русские солдаты, на чужой земле, вели себя как никто лояльно, по отношению к гражданским, к гитлерюгенд и к пленным солдатам рейха. В заключительной серии фильма есть интересный момент, когда американские военные суда обстреливали японский остров. Диктор добавил, что это был один из самых длительных обстрелов за всю историю войны. (Эстафетные сравнения — эмоциональная окраска в пользу США) На самом деле это событие можно назвать расстрелом в упор. Диктор возмущается, и называет «бойней» хитрый план японского генерала, обороняющего остров: японцы, после обстрела, подпустили американских солдат вплотную, затем открыли шквальный огонь. Такая тактика известна ещё с первой мировой войны, поэтому, правильнее было бы назвать этот бой тактическим просчётом руководства США. При бомбардировках Японии не говорится, что в городах, на которые по-Гитлеровкси методично сбрасывались тонны бомб, было огромное количество мирных жителей, женщин и детей, стариков. Если речь идёт о событиях, связанных с войсками США, указываются фамилии офицеров, вплоть до лейтенанта (сержантов). Хорошо, что автор фильма избавил нас от поимённого оглашения списка всех солдат, но на это бы ушло не так много времени. Кадры, на которых советские войска, повторяются в фильме по три-четыре раза. Создается ложное впечатление о дефиците видеоматериала, — то есть о небольшом вкладе СССР, в победе над Германией.
Увы, независимость повествования истории, его объективность и прозрачность на сегодняшний день довольно редкое явление, особенно касающееся Второй Мировой войны, и можно искренне порадоваться проектам, воплощающим в себе эти ключевые качества поистине ценного документального материала. Основные положительные моменты, благодаря которым стоит посмотреть сериал: - Качественная и не отпускающая гамма изображений и видео, дающая возможность плотно погрузиться в атмосферу происходящих событий, от вида пехотных колонн, браво марширующих по дорогам Франции и танковых клиньев, пересекающих курские поля, до воздушных баталий над Британией и морских сражений в Атлантике — всё можно увидеть, эмоционально «прочувствовать» и оценить. - Объективная история устами диктора. В повествовании нет «наших» и «ваших», а есть солдаты, люди, находящиеся по разные стороны конфликта, умирающие по приказу своих генералов и вождей и неважно, какая на них форма. Фамилии виновников миллионов смертей названы, но простых солдат, будь то японцы, немцы, русские или англичане, по настоящему жаль и диктор без политических и идейных предрассудков жалеет всех погибших военных и мирных граждан. - Сериал охватывает все театры военных действий ВМВ, затронув всё, от ВОВ и Битвы за Атлантику, до сражений в Тихом океане между США и Японией и военных действий на севере Африки между Германией и Великобританией. Это весьма неплохо расширяет кругозор и формирует понимание, что же происходило во время Второй Мировой войны в мире на самом деле. Единственная ложка дёгтя — некоторое противоречие одной серии другой, когда диктор коротко описывает определенное событие, характеризуя его в конкретном контексте, затем через два часа экранного времени это же событие вскользь описывает уже в противоположных красках, тем самым у внимательного зрителя вызывая замешательство. Но это вполне может сказываться проблема с переводом и особо на картину не влияет. Вывод: любителям и искателям независимого взгляда на Вторую Мировую войну в очень увлекательном документальном сериале — смотреть обязательно. 9 из 10
Очень даже неплохая многосерийная документалочка, для тех кто хочет посмотреть на Вторую Мировую, с точки зрения Запада. Раскрашенная кинохроника качественная и хорошего разрешения, позволяет все разглядеть в мельчайших подробностях. Очень радует редкие и довольно яркие кадры взрывов кораблей, обстрелов городов и ковровых бомбардировок. Залпы орудий приятно греют уши. А некоторые, особенно из сражений на Тихом океане, вообще увидел в первый раз. Из истории, Великой Отечественной Войны ничего не вычеркнуто, не искажено. Скорее представлено с независимой точки зрения. Хотя есть недочеты и немного напрягает в сериях про советский союз, что комментатор сочувствует немцам. И плохо, что очень скупо, буквально в 2. 5 серии поместились история Великой Отечественной. И естественно, британцы ну просто не могли не заикнуться, про миллиард изнасилованных и ограбленных немок, во время взятия Берлина. Так что, если вы не знакомы с историей Великой Отечественной или ее искажение вызывает у вас гнев, то рекомендуется выключать звук, во время просмотра серий про нашу страну. В целом достойно ознакомления, для тех кому интересно, что происходило на Западном и Тихоокенском фронтах. 7 из 10
Вторая Мировая война навсегда останется в памяти людей как одно из важнейших и в тоже время самых страшных событий в истории. Будущие поколения смогут быть осведомленными благодаря большому количеству информации, доступной сейчас. Разногласия, назревавшие десятилетиями, послужили той искрой, которая зажгла всю Европу и большинство мировых государств огнем жестокости и безумия. Годы этой войны полностью изменили наш мир, переосмыслив его и всю человеческую сущность. Первое же, о чем хочется сказать — это уникальность собранных материалов. Низкого поклона и всяческого уважения заслуживают мужчины и женщины, которые рисковали своими жизнями на полях сражений с видеокамерами наперевес. Этот документальный фильм представляет собой одно из наиболее полных собраний документальных свидетельств тех страшных событий. Сериал удобно разбит на 13 частей продолжительностью каждой чуть менее одного часа. Каждый эпизод представляет собой отдельную тему в рамках Второй Мировой, чаще всего обусловленную географией битв и временными рамками. Здесь представлены редкие кадры сражений на всех фронтах, включая воды Атлантики, нападение на Перл-Харбор, сражения в африканской пустыне и многое другое. Неотъемлемой частью повествования являются и комментарии рассказчика, которые сопровождают видео и предлагают сжатую историческую справку. Если рассматривать этот проект в целом, то он представляет собой настоящую энциклопедию Второй Мировой Войны в формате видео, еще и в цвете, что особенно ценно для нас и будущих поколений. Оригинальные записи не вечны, зато подобные фильмы помогают сохранить это наследие. Один из наиболее качественных документальных проектов, которые существуют на сегодняшний день, представляющий широкому зрителю редкие кадры этой наглядной страницы нашей истории. 10 из 10