Откровения
- 13 авг 2012
Всего два актёра в кадре. Всего одна локация. Всего 25 минут на серию. Практически никакого действия. Сериал точно малобюджетный. Но никак не малоинтересный. Прежде всего заинтересовала форма. Подача материала через диалог. Герои в кадре просто беседуют — и ничего больше. Но начинаешь слушать — и не можешь оторваться. Диалог понемногу заинтересовывает, увлекает, цепляет. Открываются неожиданные факты. И в самом конце, буквально за 2—3 минуты до финала, ждёт яркая развязка. И становится ясно, что встреча героев произошла не случайно. Харизматичный главный герой, который связывает все серии, — частный детектив в блистательном исполнении Кирилла Пирогова. Такой неказистый, странноватый с первого взгляда, и такой умный, неординарный, душевный — когда познакомишься с ним поближе. А знакомство происходит постепенно. С каждой новой историей мы узнаём и частичку биографии героя. Вообще, все актёры необыкновенно хороши, даже трудно кого-то выделить. Они лишь разговаривают, но смотришь, открыв рот, ловишь каждый жест. Сериал не для беглого ознакомления, а для вдумчивого просмотра. Серии нельзя быстро глотать, их надо тщательно, не спеша пережёвывать, наслаждаясь вкусом. Вот тогда у вас надолго останется приятное послевкусие.
Проект Алексея Красовского «Откровения» — многоэпизодное уравнение с неизменной переменной в лице странного субъекта средних лет без прошлого и будущего, называющего себя Листок. Различность обстоятельств кардинально не меняют образ загадочного болтуна с наружностью бродяги, ставящего очередного оппонента перед буквой закона и перед судом совести. Пространство ограничено, времени мало, но незадолго до титров преступник рассыплется оправданиями, а Листок восстановит для зрителя весь ход событий, чем докажет неправомерность любых оправданий. И так каждые 25 минут. Важно, что дознаватель не играет в хорошего и плохого копа, не берёт на себя ответственности палача. Он адвокат дьявола, создающий суетным и надоедливым трёпом почву для разоблачительного внутреннего монолога. Его допросы без протокола и в неформальной обстановке усыпляют бдительность и заставляют уверовать обречённых подсудимых в то, что никакие они не подсудимые, а случайные собеседники, не злодеи, а сломленные люди, не виновные, а виноватые. «Откровения» менее всего воспринимаются таковыми в силу сюжетной обыденности сериального формата и драматургической наивности. Скорее ученические этюды для начинающих сценаристов, в которых важно не сразить сакральностью истории, а схематично обозначить точки от завязки к кульминации и развязке по определённому лекалу. Жанр житейского детектива, представляющего нечто среднее между советским циклом об Анискине и мылом нового времени о буднях частного сыскного агентства «Кулагин и партнёры». Сам же главный герой — русифицированная сборка из лейтенанта Коломбо и доктора Лайтмана. Характер всецело прописан под Кирилла Пирогова и, собственно, от отношения к личности актёра зависит и отношение ко всему происходящему. Действие максимально условно, воспринимается не художественным фильмом, а театральным перформансом или киноверсией диалогового телешоу. Лукавость персонажей, бегущих от правды к мнимой задушевности и демагогии с лёгкостью облачает их в маски интервьюера и интервьюируемого. Тем более, в гостевых ролях фигурируют узнаваемые лица профессионалов отечественного экрана. Неизвестные (или непрофессиональные) актёры смотрелись бы, возможно, аутентичнее в кричащем бытовизме сюжета, но навряд ли привлекли бы внимание продюсеров и зрителей. К тому же, харизму Пирогова необходимо перешибать от серии к серии достойным соперником, ради зрелищной имитации «боя» на равных. Хамовитая навязчивость Листока намеренно не располагает, перекидывая мостик симпатии к, так называемому, преступнику. Но о сути вины за преступление, мы узнаём практически в самом конце и не сказать, что путь к истине идёт прямой дорогой. Напротив, изолированные локации, удобствуют неоднозначности «театра на двоих». Листок всегда одинаков в своей небрежности и назойливости. Преступник всегда разный и всегда конкретный по узнаваемости социального статуса, по психотипу и манере поведения. Таких людей встречаешь постоянно. Такого человека можно однажды увидеть в зеркале. Финальное демаскирование хочет быть обманкой ожиданий, но оборачивается вымученной исповедью несчастливца, преданного липовым исповедником. Наказание — это не наручники на запястьях, не тюремный приговор. Наказание — это осмеяние собственных нечистоплотных деяний печальным шутом, придуманным шарлатаном, фантомным стражем справедливости.
На сериал «Откровения» я, как и полагается, наткнулся случайно, а точнее мне его посоветовали. Что скрывать, я отношусь скептически к российским сериалам, думаю потому, что главные российские телеканалы уже давно взяли за правило запускать лишь однотипные мелодрамы или «несерьезные» детективы про наших гениальных следователей. Но вот с «откровениями» произошла другая история. Правда, телеканал показывает его не самый известный, но ценители сериал не пропустят. Я в это верю. Не могу с чистой совестью назвать этот телевизионный проект чем-то невероятно оригинальным. Частично «Откровения» схожи с довольно популярным сериалом «Теория лжи». Но лишь частично, ведь «Теория лжи» как и любой американский сериал в первую очередь рейтинг, а, значит, эффектность и интрига, зачастую выходящая за рамки разумного, а лишь потом сюжет. Наши «Откровения» иные. Во-первых, стоит упомянуть, что идея сериала принадлежит Алексею Красовскому довольно известному сценаристу, для него «Откровения» — режиссерский дебют. Во-вторых, основной «фишкой» сериала является количество персонажей в каждом эпизоде, а точнее их отсутствие. В каждой серии только два персонажа, а если не считать главного героя — частного детектива по фамилии Листок (да именно Листок), которого великолепно сыграл Кирилл Пирогов тоже небезызвестный актер, то только один, но именно в его секретах и заключается интрига любого эпизода (кстати, не стоит переживать по поводу продолжительности серии — за двадцать пять минут авторы успеют рассказать свою историю). В-третьих, практически в каждом эпизоде появляется приглашенная звезда. Это и Дмитрий Назаров, и Мария Аронова, и Григорий Сиятвинда. Когда я говорил о несостоятельности российских сериалов, я не имел в виду уровень актерского мастерства, поэтому не думаю, что нужно в очередной раз пояснять, кто такие вышеперечисленные люди и что сулит их появление в кадре. Кстати, «Откровения» обладают довольно эмоциональным саундтреком. Подводя итог, могу сказать, что «Откровения» стоит увидеть хотя бы потому, чтобы убедиться — российские сериалы еще могут удивлять и нравится. P.S. Мнение сформировано на основе восьми просмотренных эпизодов.