Снайперы: Любовь под прицелом
- 17 дек 2012
Очередная попытка отработать заказ и переписать историю и приравнять Гитлера и Сталина. Для этого хороши все средства, даже самые идиотские, как портреты Гитлера и Сталина рядом на стене ресторана в советском городе в самом начале фильма. Даже в логике «кровавого тирана с культом личности», которым принято считать Сталина в некоторых кругах, это глупо. Какой кровавый тиран в своей стране разрешит повесить рядом с собой портрет конкурента? Далее пара слов о долге. Любовная сцена в заброшенном доме. Катя и Александр, волею судеб враги. Если вы реально такие пацифисты влюбленные в друг друга, то какой логичный ход? Сбежать куда-нибудь от войны. Да вы станете преступниками и дезертирами, но это выбор. Какое предложение делает аристократ? Это работа, ничего личного, я буду убивать советских солдат, ты будешь убивать немецких солдат, а мы будем просто любить друг друга. Это быдло, его не жалко, но мы высокодуховные влюбленные, которые несогласны с политикой своих партий. Будем плакать, страдать и убивать простых солдат, пролетариат и германский и советский. Александр только и делает что спасает свою жизнь, в том числе пользуясь своими аристократическими связями. Несмотря на донос Гюнтера, Александр уходит от ответственности за предательство интересов рейха. И при этом он положительный герой. А Гюнтер, пролетарий которому всего приходится добиваться самому, который зубами прогрызал себе карьеру, в итоге неудачник, которого предал и убил его же друг аристократ Александр. Всё бы ничего, Гюнтер действительно негодяй, но до этого они вместе с Александром убивали солдат, и советских и французских и польских и прочих и радовались и соревновались. Но Александра создатели оправдывают, потому что он аристократ, но ту среду в которой вырос Гюнтер, которая сделала его жестоким негодяем, авторы даже не пытаются показать. Но весь разброд и шатания в советской армии, игнорирование приказов и наплевательское отношение к дисциплине, неуставные отношения авторы показали очень живописно. И пьяного лейтенанта, и Люсю у которой постоянно зуд в одном месте, и ее разведчика, которые прежде всего думают своими гениталиями, но не реалиями войны. Итог. Сталин = Гитлер. Аристократия это хорошо, они всегда выигрывают, пролетарий (и советский и германский) всегда пролетает, так как он быдло. Советская армия это колхоз и базар, который побеждает исключительно чудом, и за счет огромного числа жертв, как правило погибших из-за глупости. Коллективные интересы плохо, эгоизм это хорошо. Фильм не о трагедии народов (не только СССР), но о банальной страсти удовлетворить первобытный инстинкт, которому вечно мешает какая-то Великая Отечественная Война (Вторая Мировая) и путается под ногами. Фильм не столько о любви, сколько о предательстве интересов собственной Родины и собратьев (по обе стороны фронта) даже не ради идеи (плохой или хорошей), но ради желания уединиться в кустиках или в заброшенном доме чтобы заняться сексом, а потом эмоционально порассуждать о несправедливости мироустройства.
Фильму не повезло. Не повезло со всеми кто его создавал, кроме актеров. Если не придираться к технической безграмотности сцен, они хорошо сыграли. Им пришлось преодолеть несуразные сплетения сценария и удержать руку, направляющуюся к кнопке «СТОП», задачка, если подумать, не из легких. Татьяна Арнтгольц представила героиню в несколько размягченных тонах, но с другой стороны, правдоподобность образа только подчеркнула бы картонную атмосферу картинки. Авторов сюжета можно за одно поблагодарить: хватило совести (или не хватило наглости) не делать 24 серии. Иначе пришлось бы долго ждать самое интересное — финал, который больше напоминал пародию, где личную драму героев весело ляпнули в голливудскую подливу нелепого поединка, поперченную кознями злюки-НКВДэшника. Шаблон конечно устройство примитивное, но НАДЁЖНОЕ… Нельзя не отметить Дмитрия Быковского — оживил затертое нынче голифе обезумевшего чекиста. Молодец!
Именно так: весь сюжет и синопсис сериала вполне можно охарактеризовать этими двумя словами. Режиссёр Зиновий Ройзман (обратите внимание на дату рождения- 1941-й год, то есть он из числа «детей войны», а это его ко многому обязывает!), ставший ну очень широко известным и успешным благодаря «Последнему бронепоезду», который буквально не выходит из сетки вещания ряда федеральных телеканалов, сотворил ещё один «шедевр» на тему ВОВ, увы, не столь масштабный и бюджетный, как тот же «Бронепоезд». Судя по видеоряду, съёмки проходили на площади в 2, может, чуть больше квадратных километров, причём недалеко от столицы (бюджета мало, так зачем далеко ездить?), судя по густым-прегустым лесам, да ещё с еловниками. Смею вас заверить как дипломированный физгеограф, такие заросли в степях (!) Украины, где находится ДНЕПРОГЭС, который наши и спасали от подрыва немцами, просто «не водятся». Да, там могли быть небольшие пойменные леса, но всё дело в том, что вся пойма-то была затоплена при строительстве плотины и создании «накопительного» водохранилища (оно обозначено на любой карте), которого в сериале мы как раз и не видим, зато видим какую-то, то ли хроникальную, компьютерно «подправленную» плотину, то ли (сомнение берёт) что-то другое… Вообще, господа, хорошо бы, если бы на Кинопоиске нашёлся какой-нибудь участник этих съёмок (из съёмочной группы или актёр, хотя бы из массовки), и я был бы (да не один я!) благодарен ему за настоящие подробности данного действа (отдельно просил бы написать мне- прав я или не прав?). А то ведь меня ещё буквально поразила какая-то волшебная «яблонька» с громадными, прямо сказочно красивыми плодами, где наша героиня-снайперша ставила растяжку на немецкого Коллегу и которую сбила испугавшаяся его лиса… Странная, однако, «яблонька», стелющаяся и весьма пространная (по фильму, расположенная «возле кладбища», которого в кадре нет- вспомним о 2 кв. км. съёмочной территории и об киноанекдоте «Видели, как «Мерседес» взорвался?»). Это что, привет от дедушки Мичурина (я сам родом как раз из Мичуринска, а мой дед хорошо знал и «самого», и ни он, ни мать моя, ни я сам в столице российского садоводства такого «древа» не видели), или же из разряда (прошу прощения за цитату неизвестного мне автора времён Советской власти) «С дуба падали листья ясеня… Ни х… себе, ни х… себе! Поглядел я, и действительно: ох… но, ох… но!» В общем, по большому счёту, нам действительно нужен «очевидец»(а у кого ещё узнаешь подробности- в Рунете мне не попадались…). А то ведь я предполагаю, что какие-то польские либо турецкие яблоки были куплены на рынке и скотчем примотаны к некому растению… Винюсь (а, собственно, почему?): сам использовал подобный приём на съёмках постановочного клипа одной (хорошей!) молодой воронежской фолк-певицы (см. на Ютубе- Анастасия Жданова, «Ромашковая Русь»), поскольку съёмка была в конце августа, у нас всё погорело… Пришлось втыкать садовые ромашки в уцелевшие кустики, рядом с «умершими» настоящими… Но иначе не было бы клипа. Да, иногда цель оправдывает средства. Однако в отношении «снайперских» яблок- не уверен… Ещё меня изрядно позабавил какой-то старый советский грузовик времён войны (вроде «ЗИС-5», а вроде «ГАЗ-ААА», изрядно затюнингованный (ха-ха!) под некую германскую машину и несколько раз настойчиво появлявшийся в кадре (в то время как коллеги Ройзмана «позволяют» себе «опели»). Как вы наверняка заметили, в этой рецензии я, по большей мере, концентрируюсь на деталях. И это неспроста. Потому что и ежу (вариант- козе) понятно, что сама интрига «снайперской-вражеской любви» на войне в том варианте, в котором она показана в сериале- абсолютно нереальна (приведите мне хотя бы отдалённый, но исторический факт или воспоминание фронтовика-ветерана, тогда поверю!). Это из пресловутого разряда «дас ист фантастиш», высосанного, извините, уж и не знаю, из чьего члена… Но вот история спасения ДНЕПРОГЭС от взрыва- факт документальный, только вот показанный опять же со стороны «фантастиш». И всё же сериал не так уж и плох, чтобы зарывать его в землю! Мне понравилась хорошая, «традиционная» съёмка. Мне понравилась работа молодых актёров, точнее, актрис, игравших девчёнок-снайперш- живо, непосредственно, действительно «по-девчачьи» (в этой связи мне вспомнился любимый мною классический фильм «В небе „ночные ведьмы“- там тоже про таких же девочек-лётчиц, только несравненно глубже и драматичнее!). Меня порадовала игра несравненного нашего ветерана кино Юрия Назарова в роли вечного и мудрого старшины-оружейника (это у него пятая война!), с которым мне довелось сниматься в одном из фильмов и которого тогда же я снимал для большой программы нашего ТВ. И особенно порадовало, что сериал, по большому счёту, получился добрым, житейским, а не какой-нибудь „чернухой“ на военную тему. А это, как я говорю, дорогого стоит! Убрать бы эту «фантастическую» любовь, и… … я поставил бы «Снайперам…» добрую восьмёрку, при всех недостатках. Но у меня в памяти и в душе ворочается тяжелейший и недооцененный фильм «Снайперы» (1985)- про казахскую девушку-снайпера, Героя Советского Союза, сильнейший «психоделик»… Вот там- настоящая правда! Но семь баллов сериалу всё же поставлю- за добрый подход и актёрскую игру… некоторых. 7 из 10
Вновь создатели сериалов скормили зрителю ширпотребную кашицу. Чтобы понять какого уровня творение нас ожидает достаточно глянуть первые полчаса сего опуса. Как вам одна из открывающих сериал сцен? Наша снайперша выцеливает некоего немецкого офицера. Внезапно другой офицер совершает насильственный акт на мирной жительницей. Грозя выстрелить в неё из личного оружия. Наша снайперша не в силах вытерпеть подобное надругательство и стреляет вражине в руку, в которой он держит пистолет. На рукаве рубашки появляется кровь. Враг демонстрирует всего лишь некое замешательство. В то же время это действо наблюдает отряд немецких воинов. Их командир тоже поначалу не понимает что происходит. Вы представляете результат попадания винтовочной пули в районе локтя, где крепится ладонь человека? Это практически гарантированная травматическая ампутация этой самой ладони. Что нам изображает пациент? Да всего лишь легкое замешательство. Можно подумать его оса укусила. Командир отряда солдат тоже лишь ко второму выстрелу начинает соображать что находится под огнем снайпера. Быстрый скролинг раз за разом позволяет попасть на очередную подобную батальную профанацию. Плюс обильные любовные сопли. Собственно говоря именно под них и заточено сие творение. На данный момент стезю батальных мелодрам ещё не особо затоптали. С технической точки зрения все вполне неплохо как для русского сериала. Зрителя порадуют многообразием стрелкового вооружения тех времен, даже Тигры будут продемонстрированы. Сюжет и экранные страсти будут бурлить. Домохозяйки будут охать и переживать
Пишу, не досмотрев последних серий. Очередная попытка на фоне любовных коллизий показать правду о войне. А ее то и нет. Не верю я героям, ну не верю и все как некогда говорила героиня Алисы Фрейндлих. Ну разве кроме персонажа Ю. Назарова, который и введен в фильм, чтобы хоть ему верили. Даже не вдаваясь в тонкости снайперского мастерства, понимаешь что «девочки играют в салочки». Несколько ранее Толстоганова сыграла снайпера на войне. Вот ей я верил, когда она часами неподвижно высиживала в засадах, а не прыгала как блоха с места на место. В общем, господину Ройзману надо бы более тщательно изучить эту тему. Можно еще добавить, что таких беспорядков (как самостоятельный уход на позицию) в армии тогда и мысленно допустить не могли. В общем, впечатление чисто голливудское. Смотришь на диалоги и видишь заокеанскую школу. Чего только стоят гримасы Гюнтера. Грустно… Не той дорогой идете, товарищи.