По ту сторону волков
- 21 окт 2002
Бывают фильмы, которые хочется как-то изменить: заменить актеров, переделать финал, что-то вырезать, что-то добавить. Бывают, наоборот, произведения цельные, где каждая деталь на своем месте. «По ту сторону волков» именно из таких. О чем этот фильм, сказать трудно, как и сама жизнь, он многогранен. В основе это детектив, там присутствует мистика, мистика оборачивается историей психопатологии, и пока все это раскручивается, мы окунаемся в судьбы героев. И герои — они все нам интересны, начиная от следователя, заканчивая эпизодическим героем Гуськова. Интересен фон, на котором происходят события — провинциальная местность зимой, все в сдержанных тонах. Преобладают коричневые, серые, грязно-белые оттенки, и среди всего этого единственный яркий — это красный. Он нагружен дополнительной символикой. Прежде всего это цвет крови, цвет следов на снегу — цвет жизненного пути главного героя, его экзистенциальные метки. У возлюбленной следователя красный платок, запутавшийся в ветках — сгусток ярких и живых эмоций. В «По ту сторону волков» много напряженных и откровенно пугающих сцен, что еще больше к нему привлекает. Даже можно сказать, что в принципе этот фильм страшно смотреть, он щекочет нервы покруче культовых американских хорроров. Например, сцена, когда доктор ведет Высика в сарай показывать оборотня. Это такая жуть! Всем участникам съемок поклониться надо отдельно за эту сцену! Ну и пара слов об актерах. Тут все просто. Хочешь увидеть лучших российских актеров? Они все в этом фильме! Лично у меня даже не хватает определений, чтобы выразить, насколько великолепен этот фильм! И даже оценка 10 мало о чем говорит.
Раньше никак не удавалось посмотреть этот сериал целиком (по ТВ), но теперь, с появлением у меня компьютера, сел за него и с удовольствием посвятил онлайн целый вечер «танцам с волками». «Это оч-чень хорошо, даже оч-чень хорошо», как пел Буратино в одной древней радиопостановке, которую я слышал в почти древнем детстве. И действительно, тут вам и целое созвездие прекрасных российских актёров «во главе» с горячо любимым мною Владом Галкиным (до сих пор скорблю о его безвременном уходе!), прекрасно сыгравших (в сериале!!) свои непростые роли, и отменная работа нашего известного киномастера Хотиненко, и музыкальное сопровождение со слезоточивым есенинским «опавшим клёном» в исполнении братков из «Чайфа» (это Шахрин так надрывно спел?-чудеса Господни!), и даже плёнка «Кодак», на которую снят фильм (не на клятую «цифру», что сразу заметно!), и, наконец, то, что сериал поставлен по полноценному литературному произведению, а не по высосанной из сами знаете чего поделке наёмного сценариста… Но есть то, что не «оч-чень хорошо». А именно: даже в самом конце мы не получаем внятного ответа на простой вопрос «причём тут волки и вся оборотневая чертовщина с серебряными пулями?» К примеру, в романах Агаты Кристи и фильмах, поставленных по ним, в конце всё становится на свои места. Здесь же нам приходится блуждать, как ёжик в тумане. Не говорю, что это плохо, но ясности всё же хочется (Или, может, я, по первому разу, не во всё въехал? Тогда прошу простить и с удовольствием буду смотреть ещё и ещё!). Дабы не скатиться до спойлера и не получить «красную карточку» от сайта на рецензию, осмелюсь кое-что домыслить: тут действуют «материалы», принадлежавшие прежде сверхсекретному фашистскому учреждению «Аненербе», занимавшемуся под покровительством фюрера оккультизмом, мистикой и прочими «нетрадиционными технологиями». Беда в том, что герои фильма тогда ничего не могли об этом знать (да и наши современники только недавно узнали об «Аненербе», и то из поверхностных телепрограмм). Но «хозяева» поезда наверняка должны были об этом догадываться. И прозвучи в сериале хотя бы тонкий намёк на такие «толстые» обстоятельства (например, в телефонном разговоре того же особиста ВВС со своим начальством, к слову, происходившем под сенью зелёных ветвей на фоне панорамы Кремля (где это??), в то время когда в Подмосковье, в паре сотен километров оттуда, где и происходило всё действие, было полно снега), всё стало бы на свои места(«фашисты намудрили, сам чёрт не разберёт»). Но такового не произошло, интрига не раскрыта до конца, о чем остаётся только сожалеть… «А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо…» «Даже оч-чень хорошо!». 8 из 10
Четырёхсерийную историю можно было бы в равной степени назвать и мистическим триллером и исторической драмой. И если с последним у нас всегда дела обстояли более-менее неплохо, то для того, чтобы найти удачные примеры первого жанра придётся долго рыться в закромах памяти. Однако «По ту сторону волков» — приятное и не удивляющее исключение. Успеху поспособствовало сразу несколько факторов. Во-первых, это — не оригинальный сценарий, а адаптация литературной основы, а именно одноимённой повести Алексея Биргера. Во-вторых, режиссёр Владимир Хотиненко и после отметился несколькими удачными историческими сериальными работами, такими как «Гибель империи» или, например, имеющий сейчас достойные оценки «Достоевский». Ну а актёрский состав вообще не может не радовать. Тут тебе и органично вписавшийся в главную роль Владислав Галкин, и другие мастера — Гуськов, Гафт, Гармаш, Балуев и т. д. Едва ли стоило ждать от такой звёздной команды некачественной игры. Более того, что и заметно, и что признаёт автор повести Биргер, многим удалось по-новому, более ярко раскрыть его же персонажей и, в особенности, Галкину. Такая вот на редкость удачная актёрская отсебятина. В центре картины — небольшой подмосковный городок в 1946 году, который как кажется, вот-вот разорвёт от обрушившихся на него со всех сторон проблем. Тут тебе и загадочный то ли оборотень, то ли волк, терзающий людей по ночам, тут тебе и вся «прелесть» сталинской эпохи, тут тебе и распоясавшиеся после Войны банды. Атмосфера такого повсеместного пост военного давления является главенствующей и передана на удивление точно. Со всем этим адом и предстоит разобраться новому начальнику местного УГРО Высику (Галкину). Предыдущий участковый был убит оборотнем, но Высик не из слабаков. Служивший во время войны в разведке лейтенант, как кажется, единственный, кому удаётся сохранить трезвость ума и твёрдость духа в этом забытом Богом городишке. Хотиненко не был бы Хотиненко, если б не сделал жанровую, хоть и довольно драматическую историю максимально живой, чувственной, настоящей. Порой может и вправду возникнуть ощущение, будто сам переносишься во всю эту обстановку и переживаешь вместе с героями их же страдания. Каждый герой в картине — это не какой-то кукольный, неестественный персонаж, несущий в себе лишь одну из опор сюжетной конструкции триллера, а реальный человек, со своей радостью и печалью, со своей трагедией и комедией. Именно поэтому «По ту сторону волков» смотрится на одном дыхании. Наверное, тяжело ему всё ж было б поставить высший балл, но если учесть эмоциональное сопереживание, да ещё и гениальный романс на стихи Есенина «Клён ты мой опавший», который и использован на редкость удачно в самой ленте, и который непременно захочется записать потом себе отдельно, то, понимаешь, что нельзя не поставить произведению Хотиненко десятку. На столько оно цепляет. 10 из 10
Классный фильм! Для России вполне необычный, но чертовски удачный. Очень интересный сюжет, с множеством тайн и неожиданностей. Я смотрел его много раз, и буду смотреть ещё, и всем советую. Ну а песня» Клён ты мой опавший…» в конце фильма заставит особо чувствительных людей даже пустить слезу. А от меня — низкий поклон создателям. 10 из 10
Фильм мне очень понравился. Когда его смотришь, от ужаса мурашки по телу бегут, а если еще и в полной темноте смотреть, вот тут то ужас захватывает. Теперь о фильме: очень мне понравилось в фильме его кровожадность, неожиданность, особенно то, что очень правдоподобные спецэффекты. Фильм просто само воплощение оригинальной смеси блокбастера с ужастиком. А что еще очень важно, так это то, что там очень закрученный сюжет. Вообщем могу сказать лишь одно… Этому фильму нет равных!
Смотрел этот мини-сериал ещё будучи подростком в 2002-м году по телевизору. Тогда он на меня произвёл сильное впечатление своим замесом из мистики и детектива! И, честно говоря, было немного страшно смотреть его одному и с выключенным светом. Но оторваться было невозможно и я влюбился в этот фильм! И практически каждый год его пересматриваю. А чем же он так хорош? — спросите вы. Да почти всем! Это и прекрасная игра актеров, и крепкий сценарий, и непередаваемая мистическая атмосфера. Может быть сейчас искушенному (или, попросту говоря, зажравшемуся зрителю) он и покажется где-то наивным, но для 2002 года это было прорывом. Да и вообще, на мой взгляд, в двухтысячных снимали как-то глубоко и качественно. Хотя и технические возможности не сравнить с нынешними, но у многих сериалов была душа! И даже сейчас их смотреть интересно. Дальнобойщики, Улицы разбитых фонарей, Убойная сила, Девять неизвестный и многие другие! Некоторые называют эти сериалы «лампововыми». Хорошее слово. Теплое! Так и есть, пересматривать их можно часто и с удовольствием! По ту сторону волков из этой обоймы. Галкин шикарен! Однозначно это одна из лучших его ролей. Гармоничен, интересен. Не играет, а живет! Наблюдать за ним одно наслаждение. Гафт, Бортник, Гусев, Балуев, Деревянко, Гармаш и т. д. — все на своих местах! Всем спасибо. Детективная составляющая неплоха! Несколько раз нас пускают по ложному следу. А мистическая часть выше всех похвал! Сцены с немецким маугли и волчатами в могиле пощекотали мне в то время нервы лучшие, чем большинсво слешеров, скримеров и другого современного ширпотреба! Если честно, то даже не могу сравнить этот фильм с каким-то другим — настолько он самобытен и ни на что не похож! А вишней на торте является замечательная песня на стихи Есенина, исполненная группой Чайф. Замечательный образец сериалов с душой из 2000-х годов! Любителям российской мистики, детективов, да и просто хорошего кино настоятельно рекомендую! 9 из 10