Крик совы
- 05 ноя 2013
Начнём с очевидного факта: в минувшем десятилетии Первый канал сумел поймать волну настроения зрителей и вывести рецепт более-менее успешного кинопроекта. СССР, атмосфера прошлых лет, историческая подоплека, музыка, харизматичный яркий ГГ, интрига… Под эту формулу подойдут практически все проекты Первого канала, полюбившиеся широким массам кинопоклонников. Острая и в то же время бесконечно сентиментальная «Оттепель»; брутальный и в то же время бесконечно душевный «Черкасов», и вот ещё этот слегка подзабытый сериал, о котором вы читаете отзыв. Ещё был, конечно, «Мажор», пропитанный духом не СССР, но нашего с вами времени, однако вряд ли со мной будет спорить кто — он скатился к третьему сезону и скомкался вместо логического завершения. А тот же «Черкасов» живёт уже скоро восьмой сезон, в общем и целом сохранив прежний уровень качества, продолжает радовать и дразнить поклонников ожиданием новых приключений Ивана Петровича и его команды. Нет, я не перепутал страничку на Кинопоиске. Я обращаюсь к тем, кому не надо заглядывать в список актёров и персонажей. Здесь ГГ тоже Иван, а мальчика зовут Славик. Но это вряд ли отсылка, скорее забавная параллель. А вот поиск фашистских недобитков, которые вынуждены снова перешагивать через трупы, чтоб скрыть своё прошлое… Хотя сериал этот вышел раньше картины «Палач», снимались они практически одновременно. Да какой Черкасов… на Андрея в роли Андрея посмотрите! Гоцман? Жеглов? И в то же время зацените только, какой образ вышел. Сильный физически, слабый духом, а между тем его тоже уважаешь волей-неволей. Побратим Жеглова и Гоцмана на вторых планах рядом с исполином-интеллигентом Митиным в исполнении Пускепалиса. Если ответите мне «это не побратим, а закос», я отвечу «вопрос не принципа, но терминологии». А если скажете «Гоцман и Жеглов не будут уважать Балахнина», я отвечу, что не согласен, но спорить не стану. Вот, кстати, к вопросу о. Сейчас вы, возможно, нахмуритесь и покачаете головой, но… мне не нравится бандитская линия в этом фильме. Какая-то она уж очень сумбурная и фоновая. Про кого из бандитов можно сказать: «Это целостная личность — очевидно, чем он живёт и какие цели преследует»? Про Никифора в исполнении Юшкевича точно нельзя. Про Ворона в исполнении Савочкина можно… с натяжкой, но его персонажу уделено маловато внимания. Про Валентина «Графа» Бакура в исполнении Васильева тоже можно, но, как ни странно, и этот персонаж остаётся невнятным. Как к нему относиться? Ненавидеть не получается, презирать тем более. Проникаться порочной харизмой и уважать как обаятельного представителя тёмных сил? Тогда простите меня, вся съёмочная группа и лично Анатолий Васильев, но на роль Графа следовало взять кого-то другого. У Васильева для этой роли глаза слишком добрые. Ну хорошо. Будем Валю Ненарокова… простите… Бакура в этом фильме любить за красивые глаза. Читается по подаче событий фильма, что самим авторам было гораздо интересней писать линию Пускепалиса с Мерзликиным (и Мироновой, куда ж без неё!), чем линию бандитов. Линию докторов — Гусев, кстати, тоже своеобразная отсылка кое к кому из Говорухина (а Жору Любимова из «Убойной силы» все помнят?) Линию девушки-почтальона (неизвестная актриса какая-то). Линию Горобца в исполнении Василия «Дамблдора» Бочкарёва (папа «плаксиков» из «Знатоков»). Да даже линию парикмахерши в исполнении Анны Уколовой. Но не бандитскую линию. При схожей схеме истории не сравнить с уголовниками из вселенных Гоцмана и Жеглова. Как бы тут к слову ни помянуть персонажа Евгения Дятлова! Я что, один, глядя на него, думаю: «Классная роль! Я тоже такую хочу!» Это, конечно, шутка, но если вдуматься… А, да, сейчас кто-нибудь скажет: «Евгений Дятлов сыграл Юрия Сиротина гениально и неподражаемо», и я охотно соглашусь, потому что артист он чудесный. Он даже такую роль… Хорошо, без даже. И вот ещё кого я не похвалил. Андрей Феськов — лейтенант Оборин! Здесь меня опять же поймёт только тот, кто смотрел «Черкасова». Знаете этого актёра? Ничего вы не знаете! Это маньяк из «Шакала», убивший… ааа, вспомнили, да? Вот так вот! Обожаю, когда актёры так перевоплощаются. Юшкевич (Никифор), кстати, там тоже играл. Закончу на том, что эпизод, в котором зрители и герои понимают, кто был Платоном, мне, конечно, не нравится, но… я этот поворот сюжета фильму прощаю. Потому что смотри рецепт в начале отзыва — всё на месте. Вы так до сих пор и не поняли разве, что все эти фильмы делали никак не ради шокирующего непредсказуемого финала? Да и есть там дальше неожиданный поворот сюжета, не спорьте! Он есть! И вообще, я сказал бы, что главная интрига фильма — это не кто Платон, а дальнейшие события. 9 из 10 P.S. Казалось бы, причём тут дурное предзнаменование? Пересмотрите сериал ещё раз — там в каждой ночной сцене кричит сова.
Не ожидал увидеть такого качественного кино. И тем более в форме сериала. Придраться совершенно не к чему: и стройность сюжета не вызывает нареканий, и операторская работа хороша, и актеры проявили себя выше всяческих похвал. Больше всего порадовал Мерзликин — абсолютно точное попадание в образ. Есть явные параллели его героя с Гоцманом из «Ликивдации», но Машков на его фоне смотрится «картонным». Браво! Убедил дизайн под 50-ые. До сих пор надеюсь, что съемки велись не на натуре, и все эти декорации были сделаны специально. Мысль о том, что нужно всё забыть, потому что мы — просто запуганные слабые люди, спорна, но авторы имею право на свою точку зрения. Вроде бы как была попытка примирить нас, русских, со своим прошлым. 10 из 10
Посмотрел отечественный сериал «Крик совы». На фоне невероятной моды на криминальное ретро, этот сериал по отечественным меркам неплохой. Он для меня лично проходит по тонкой грани приемлемого уровня, ниже которого «Ленинград-46», «Марьина роща», «Пепел». Недосягаемый образец — «Ликвидация», который с уймой издержек и натяжек все же задал для нового российского ретро-криминального сериала недосягаемый (не сравнимый с говорухинским) уровень. В «Крике совы», к слову (как и в «Однажды в Ростове») тоже непростые отношения милиционера и особиста, тоже эхо войны, которое на уровне мотивации противников советской власти выглядит совершенным фейком. У «Крика совы» в последней серии злодей блеснул монологом, дал перца, однако то, как его разоблачили и поймали — это дикий и страшный ужас. Типа девять серий голову ломали, а тут все запросто сложилось. С поиском главного злодея в провинциальном городке ну такой лес наваляли, что слов нет. Создатели до поры до времени держали тайну главного подозреваемого, регулярно подбрасывая ложных отвлекающих кандидатов. При резвом темпе и постоянном драйве характеры центральных персонажей даны очень поверхностно. Мерзликин играет ну совершенно лубочного рубаху-парня с одной извилиной, Пускепалис, в общем, тоже не впечатлил. В отличие от той же «Ликвидации» второй план актеров бледноват (тут нет ни Добронравова, ни Семчева с Крючковой, ни Каморзина). Наличествует зато аналог криминально-романтической пары Лавроненко-Рапопорт и тоже очень бледненький. Вообще, по-хорошему, коли основная фишка связана с поиском таинственного шахматиста, то им должен был быть, понятно, персонаж, заподозрить которого можно было наименее всего, но и не совсем уж эпизодический персонаж. Бесцветна Миронова. К достоинствам сериала отнесу четкую моральную артикуляцию издержек работы гэбиста, сделанную в то же время без чрезмерных передержек и утрирования. До поры сериал «держит» интригу, компенсируя стремительностью темпа вторичность материала и неглубокую психологическую проработку персонажей. 6 из 10
Отвратный сериал! Не зря на постере фон Нью-Йорка, по их заказу и делали небось, чтобы очернить и унизить людей. Как говорят читайте между строк, так и здесь, Вы только вдумайтесь в тот вирусный посыл в наше подсознание, что несёт здесь смысловая нагрузка фильма параллельно основной сюжетной линии. Здесь нет никаких моральный и нравственных принципов, мужик отбивает у героя Мерзликина девушку, на раз, и тот это спокойно это сносит, а потом ещё и пьёт с ним и предлагает дружбу. Не пробыл и дня, как уже разрушил пару. Только не надо, про то, что мол тот плохо старался. Зачем вообще лезть к девушки, зная что у неё уже есть ухажёр и который ещё сразу его об этом предупредил. А тот только усмехается ему в лицо «Твои угрозы не могут мне запретить ухаживать за девушкой» Не ну сволочь ли? Короче, подытожу: Во-первых, здесь сценаристы и режиссер своим «киношедевром» хотят дать посыл зрителю, что мол давайте забудем про войну и вообще про нашу Победу, все простим и забудем. Тем самым сейчас идёт негласное принижение подвига нашего народа. И, во-вторых, хотят как бы очернить образ КГБ, мол где же они бравые чекисты с «холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками»? Раз он замарал уже свою честь, скрыв улики и безнравственно увёл чужую девушку, хотя МУРовец хотел тоже жениться. Ну, типа прохлопал ушами и не успел, так что ли?! Нет не так, а потому как чекисты были разные и сволочей среди людей, разумеется хватало в каждый период истории (как и сейчас в полиции), но фильмы старались снимать раньше как то более лучше, чем было на самом деле в жизни. Были и такие, но были и истинные герои. Поэтому с очернением КГБ тоже я считаю у здравомыслящего человека не прокатит, потому как только за счёт них и держался СССР, ИМХО! Ну, а девушка, она конечно тоже вольна выбирать, но в фильме сделан упор на то что в нужный момент всегда оказывался почему то «плохой» ГБ-шник, а не Мерзликин, тот только пил с горя потом и плакал. Итог: Фильм на свалку, проходил мимо, не ожидал такого увидеть. Хотя повторюсь, сейчас все снимается под западную дудку. И последний гвоздь: Куча ошибок в фильме по атрибутике (пряжки, обстановка и т. д.), коллекционеры меня поймут. Раньше консультанты такого бы не пропустили, а сейчас что не фильм везде ляпы, что киностудия не может выкупить в антикварных магазинах вещи для кино или все уходит на гонорары актёров с никакой игрой, по сравнению с советской?
При всем уважении к рецензентам, хочу сказать следующее. Не надо сравнивать с «Ликвидацией». Первые две серии Ликвидации — великолепны, далее — полный провал, и по сюжету, и по игре. Агент ясен любому после сцены на лестнице. «Место встречи» — извините, игра всех актеров посредственная. Здесь же — великолепная игра, великолепные съемки. Сценарий не содержит таких ляпов как «Ликвидация»: не могло быть бандеровцев в той Одессе, городе исключительно русским, еврейским, но никак не западно-украинским. Выдать оружие военным мог только начальник контрразведки, никак не командующий округом. Начальник контрразведки подчинялся непосредственно Москве, так что миф о том что Жуков придумал операцию по выявлению уличных грабителей, рушится. В рецензиях на «Крик» почему-то опустили киноцитаты. Все киноцитаты, начиная с первой сцены на площади, где герой спасает мальчика, и заканчивая названием фильма, не заметили? Фильм действительно профессионально снят, чего не скажешь о двух других упомянутых. К тому же поднимающий проблемы. А не умалчивающий сложные проблемы как «Место» или «Ликвидация»: в конце концов разгул преступности объяснялся в основном тяжелой жизнью после войны, голодом и пр.
1957 г. небольшой провинциальный годок — Остров, ночью происходит ограбление и в ходе перестрелки, тяжело ранен капитан милиции Сиротин. В больнице в бреду, он начинает говорить на чистом немецком языке, что бы разобраться в этом, в город прибывает капитан госбезопасности Митин. Майор милиции Балахнин, поначалу в штыки встречает саму мысль о том, что его лучший друг — Сиротин, может быть предателем Родины. Но постепенно, по мере продвижения расследования, он понимает, что очень много не знает о своем приятеле. Сериал сделан просто блестяще, интрига непрерывно закручивается, невозможно догадаться об очередном повороте сюжета. Герои проработаны досконально, много времени уделено психологической составляющей, тщательнейшим образом прописаны мотивы поведения людей, их поступков и желаний. Мерзликин (Балахнин) сыграл на пять баллов, впрочем, он всегда отыгрывает роли на полную, но конечно же, подлинное украшение сериала это Сергей Пускепалис (Митин) чья игра, является стержнем всего сериала (вы можете помнить его по «Как я провел этим летом»). Помимо указанных, в фильме еще много второстепенных актеров, которые лично мне неизвестны совсем, но они потрясающие изобразили своих персонажей. 10 из 10
Современные сериалы, рассказывающие о советской эпохе, в этом году на удивление начали действительно радовать зрителя своим высоким качеством. Жаль конечно, что на большое кино это не распространяется, но хотя бы повышающийся уровень российских телесериалов уже радует. Вспомнить хотя бы великолепный «Синдром дракона» — весьма масштабный проект, который ставил победитель Каннского фестиваля. Можно сказать, что и ноябрьский теле-детектив «Крик совы» оказался проектом из той же оперы — действительно увлекательным советским детективом с великолепным витиеватым сюжетом и яркими персонажами. Но обо всем по порядку. С первой же серии создатели знакомят нас с мрачным городком Остров — городком, оправдывающим свое название, ведь складывается такое впечатление, что здесь до сих пор свирепствует сталинизм. Мрачный городишко, в котором на протяжении всего сериала практически ни разу не показалось солнце — погода вечно пасмурная либо дождливая, люди злые и двуличные, и у каждого есть свой страшный и загадочный скелет в шкафу. На любой внешний раздражитель весь город, как единый организм, реагирует агрессивно — и именно таким раздражителем становится приехавший из областного Управления честный и добрый чекист, капитан Митин, которому предстоит расследовать дело раненного милиционера, подозреваемого в работе на фашистов в годы войны. Все люди здесь — злые, лживые люди, среди которых найти действительно добрых и отзывчивых действительно маловероятно, а от того главному герою приходится подозревать практически всех. Большинство жителей в годы войны работало на фашистов, а после — пытались очистить свое имя и подставить соседа, поэтому визит чекиста из области для людей, которым есть что скрывать и чего бояться, не останется незамеченным. Атмосфера этого злого города великолепно передается мрачным музыкальным сопровождением, и самой запоминающейся становится музыкальная композиция, подобранная к вступительным титрам (которые тоже пришлись по вкусу и чем-то напомнили Гая Ричи). Визуально фильм тоже, как и начальная заставка, напоминает «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Даже центральные персонажи здесь в некотором роде схожи, а так же саундтрек и общая стилистика проекта. Главный актерский дуэт проекта (Пускепалис и Мерзликин) по сути образуют здесь своеобразную вариацию пары Холмс-Ватсон, где есть один гениальный сыщик (в данном случае это чекист) и вольный-невольный ассистент (здесь это хамоватый мент Балахнин). И центральный актерский дуэт сыгрался просто замечательно: герои то дружат, то нет, и очень ярко пропускают через себя и показывают зрителю давнюю неприязнь двух ведомств друг к другу — простой милиции и госбезопасности. Однако, герои все-таки преодолевают эту неприязнь и становятся друзьями — в некотором роде, моральный урок от создателей картины. Изначально со всеми вежливый и дружелюбный следователь КГБ Иван Митин в исполнении Сергея Пускепалиса — один из лучших и по совместительству центральный герой картины. Он завоевывает доверие жителей к себе, старается показать, что не все люди его профессии являются палачами, а время страха, несправедливости и пыток закончилось с арестом Ежова. Действительно яркий и интересный образ «честного чекиста», который становится еще интереснее рядом со вторым главным героем действа — майором милиции Балахниным в блистательном исполнении одного из лучших молодых российских актеров — Андрея Мерзликина. В прошлом Мерзликин уже отличился ролью неоднозначного гэбиста в «Синдроме дракона», здесь же он выковал яркий образ импульсивного и хамоватого милиционера, и его роль опять-таки становится наиболее интересной в союзе с капитаном Митиным — этим героям здесь уделяется равно внимание, и они остаются неразрывными звеньями одной цепи. Именно в дуэте нужно рассматривать то, насколько великолепно сыграли главные звезды сериала. Весьма важной героиней оказалась и замкнутая страдалица Нина Каверина, которую между собой делят влюбленные в нее главные герои. Мария Миронова действительно постаралась, героиня выглядела живой. Так же порадовал и Андрей Феськов в роли молодого наивного старлея, явившего собой образ «типичного чекиста» в хорошем смысле — ставящего на первое место службу, готового на все ради безопасности Родины. Казалось, он вообще готов весь город пересажать. «Крик совы» дал возможность исполнить яркие второстепенные образы целой плеяде забытых актеров: Василий Бочкарев, Игорь Савочкин, Евгений Ганелин, Эрнст Романов, Анатолий Васильев в неожиданном амплуа уважаемого вора. Ну и нельзя не отметить виновника торжества — Евгения Дятлова, который, правда, почти все время пролежал на больничной койке. Особенно стоит похвалить не только яркий сценарий, подаривший целый веер интересных персонажей (от шустрого старлея ГБ до серийного маньяка, работавшего на фашистов и заживо сдиравшего с людей кожу под свист «Чижика»), но и яркую, в некотором роде неожиданную концовку. Я имею ввиду именно разоблачение преступника (хотя внимательный зритель намеки на его личность найдет) и последующий разговор с ним в камере. Что-что, а это действительно были жуткие, да и самые сильные эпизоды в картине. Еще раз похвалю актера, сыгравшего маньяка — такой взгляд, голос действительно нужно уметь изобразить в нужной сцене, которая превращает и без того мрачный советский детектив в триллер. 9 из 10
Специально подымешь голову, а вокруг все такое неизвестное, чужое, все толкают тебя, пихают в спину, не глядя тебе в глаза, ты их не знаешь, они тебя тоже, но ты уже здесь, а, значит, должен следовать тому, что тебе приказали, то есть за тем, за чем тебя собственно позвали, или ты ты явился сюда без всякого приглашения? Опускаешь голову в скромном непонимании одиночного диспута, пытаешься вспомнить цель своего визита, хотя бы сочинить наброски.. . «так, проспекты вроде с собой, в кармане, шляпа тоже с собой, на голове, одет я в том же, как с дороги иду, но вот цель.. . здесь кто-то держит в страхе всю округу, это я точно знаю, кто-то не показывает своего лица, кто-то… мысли, как же они порой мешают.. . так, цель: нужно опросить очевидцев, или, для начала, разобраться где здесь можно остановиться на время выяснения обстоятельств дела, кто бы мне помог, я здесь никого не знаю, а должен? Похоже, цель ясна, пора осмотреться, как бы не потерять бдительность.. .» Здесь все кажется чересчур подозрительным, даже не рискнешь поднять голову снова — заметят, нужен напарник, карты, документы, старая публикация, кинотеатр… И что-то подсказывает тебе: убийца рядом! Я увидел этот детективный сериал примерно полтора месяца назад на Первом канале, очень привлек рекламный ролик. Когда закончились первые две серии, я знал, что интрига только накапливается, затем, после середины, я ощущал ее еще больше, когда практически не в чем было разобраться толком, когда все было настолько серьезно продумано и спланировано создателями и их экранными героями, что поскорее хотелось узнать, что будет в конце. И самое дерзкое преступление было раскрыто, расследование окончено, блестящие отзывы от зрителей, замечательная ретро-мистерия, прекрасный подход к загадыванию разгадки и основным ключам к ней, прекрасная игра актеров, увлекательный сюжет, точно соответствуя названию, режиссер старался отобразить все как можно ярко и эффектно, что каждый актер имел определенную ключевую роль, которая и запутывала, которая вынуждала искать другой подход. Олег Погодин правильно обработал сценарий, метко руководил происходящим на съемочной площадке, внедрял помимо фонового триллера отношения личные, романтические, слегка комедийные, народные, близкие, настойчивые и уклончивые. В общем, получился настоящий фильм-квест, в котором многие замешаны, но не все правы и не все чисты, как это казалось им, история, происходящая в постсталинский период, будто бы перенесенная из сегодняшнего сборника в прошедший, интрига возрастает после каждого диалога, после каждой встречи, каждой сцены преследования, с каждым новым шагом. За проявленное актерское превосходство на экране я бы хотел похвалить следователя, сыгранного Сергеем Пускепалисом, который превзошел все мои ожидания, браво ему, как главному персонажу, действенному лицу, организованному и догадливому. За проявленное уважение и верность своей работе хотелось бы отметить силу стойкости и уравновешенности майора милиции, сыгранного Андреем Мерзликиным, который заслуженно почитал свой долг, который честно исполнял свои обязанности, который тоже имел некий интерес к любимой женщине, который тоже знал, как со всеми легко можно сдружиться или, наоборот, поссориться. За проявленную ценность любви и за заботу я выделяю персонажа Марии Мироновой, за ее чуткий и понимающий образ, за умение быть до конца преданной своим близким товарищам. За обманное навязывание фактов, за предположительное приобретение статуса «изменника Родины» и «шпиона» хвалю персонажа Евгения Дятлова, бойца соколиной натуры, у которого нет плохих ролей. За большое влияние на местную воровскую шпану и значительный авторитет награждается герой Анатолия Васильева, за все его актерские шедевры. За братскую любовь и беспокойную ответственность награждается персонаж Сергея Юшкевича, чудесно сыгранный персонаж. В целом, фильм получился достойным моей зрительской похвалы, в чем я искренне благодарен его съемочной группе, актерам и массовке. Проходя мимо парикмахерского салона возникла идея, что за колонной кто-то стоял и наблюдал за тобой, возможно, заметили, не везет сегодня.. . нужно искать укрытия.. . Столкнулся со стариком в черном берете, он насвистывал «чижика-пыжика» по дороге, и смотрел по сторонам, кого-то разыскивая, что-то он еще нес с собой, завернутое в ткань, мне он сразу же не понравился… будто сова пролетела или коршун чуть не сбил меня с ног.. . Главное — цель! 9 из 10
При просмотре данного фильма возникает такое ощущение, что ты невольно перенесся в те 50-е годы, в ту послевоенную атмосферу небольшого городка Псковской области, где оккупация фашистов продолжилась долгие 4 года. Эта оккупация наложила свой мрачный отпечаток на поведение населения городка. Фильм по сути захватывает постепенно по мере нарастания событий. Линия сюжета просто не дает оторваться от экрана. Постоянное «кто?» и «что будет дальше?». Даже главные герои ближе к финалу поспорили: кто по их мнению окажется извергом и палачом Платоном. Единственное, во всей этой головоломке, что смог предугадать, что Платон выдаст себя свойственной ему привычкой, о которой стало известно из рассказов свидетельницы его изуверств. Также, как и многие боялся, что будет невнятная концовка фильма. Но именно она превзошла все ожидания. Личные качества сотрудника КГБ Митина просто поразили, который, наплевав на свою дальнейшую карьеру, не стал выдавать руководству попавшие в его руки компрометирующие документы на жителей городка в период фашистской оккупации. Про игру актеров можно сказать так: «Верю!». Все сыграли отлично. Хочу сказать еще, что такие фильмы надолго остаются в памяти, в целом это наша история, история нашего народа сумевшего одолеть, казалось бы, непобедимого врага. В общем, смотрите фильм и он все расставит на места и не оставит Вас равнодушным. 9 из 10
… Я поставил такой заголовок для своей рецензии именно потому, что натурально не понял, причём тут именно «Крик совы», на который в сериале, в эпизоде, есть лишь косвенный намёк (!!!); напомню, что рабочий вариант сериала именовался «Особые полномочия». Но вот «бабушка приехала» взято из другого, почти всеми любимого и уважаемого фильма «В августе 44-го», где эти кодовые слова по спецрации означали, что шпионы-диверсанты найдены и обезврежены. Именно так произошло в финале нашего сериала. Понимэ? … Как уже отмечали многие рецензенты и на этой странице, и на страницах других российских сериалов последних лет, качество нашей телесериальной продукции (в особенности историко-патриотической, военной направленности) растёт, как на дрожжах. И не только в силу самих тем (выросли молодые поколения, которым интересно знать, как жили их предки в те далёкие, суровые времена и почему надо говорить «Спасибо деду за Победу!»), но и в силу того, что наши телекинематографисты наконец-то стали получать приличные съёмочные бюджеты от ведущих российских телеканалов и нанимать высокопрофессиональных консультантов по истории, костюмам, реквизиту, о чем давно говорилось и в нашем Союзе кинематографистов, и в высоких кабинетах «власть предержащих»… Действительно, здесь многое на глазах меняется, слава Богу, в лучшую сторону! В новейших российских (военных или просто исторических) сериалах уже не увидишь толсторожих, раскормленных «красноармейцев» в форме «из химчистки», как это было ещё несколько лет назад. И вообще рассекречу вам кое-что, а именно то, что, в связи с общей «несмотрибельностью» современного российского кино (В 2012 году в кинопрокат вышло всего порядка 53 (!!!) отечественных картин, из которых хорошо, если десяток как-то собирал зрителей, при том, что в России насчитывается около 3000 «экранов» для современного просмотра фильмов, львиная доля которых приходится на крупные города, «областные столицы», а вовсе не на какие-то райцентры и «колхозные клубы»…). Но «телеки» есть у всех! Потому-то господам кинематографистам и телевизионщикам обоюдовыгодно создавать свои творения именно для ТВ, получая от него пристойные заказы (и финансирование!) и возможность реализовать свои творческие замыслы не за полтора часа ужатого киновремени, а за… длительность сериала, над которым идёт работа как над настоящим кино! Многие из российского киносообщества (среди них отчасти и я) считают, что данный путь в нынешней ситуации- наивернейший к массовому зрителю, которому, в принципе, не нужны и неинтересны многие работы моих коллег, «самовыражающихся» для всевозможных кинофестивалей и получающих там призы («авторское кино», «артхаус» и т. п.). Уже и термин появился- «фестивальное кино»… Но всё это не значит, что я сторонник телевизионного «опопсения» нашего кинематографа. Просто я поддерживаю «рациональное зерно», которое зрители будут «клевать» в создавшихся условиях. Ну а теперь кое-что собственно о сериале, точнее, некоторые «записки на манжетах». Для тех, кто не знает, что это такое: «в старые, стародавние времена» джентльмены из высшего света, ежели восприняли какую-то важную для них информацию (к примеру, адрес заинтересовавшей их дамы или что-то другое), делали записи «на память», обычно карандашом или чем-то другим, пишущим на своих накрахмаленных манжетах; много позже в обиход вошли салфетки и блокноты… … Вот уж действительно, создатели сериала постарались придать съёмочной площадке облик провинциального городка образца 1957 года! Специально вглядывался: не промелькнёт ли где-то труба современного газопровода или телеантенны над крышами (в одном кадре всё же узрел!). Но мой друг и коллега напомнил, что, при современной компьютерной графике, эти детали легко убираются (стираются). … Немного об актёрах. Сожалею, но мало знаком с ролями Пускепалиса (здесь- капитан КГБ). По-своему он вполне достоверен… Но что это за парик у него (точь в точь, как у Кобзона, за весь сериал даже волосинка на шелохнулась!). … Мерзликин (майор-мент) во многом повторяет телодвижения («вращение вокруг своей оси»), которые совершал Шарапов-Конкин в конце сериала «Место встречи изменить нельзя», когда попал в банду «Чёрная кошка». Понравилось? Только здесь явный перебор… Зато правдиво и впечатляюще, когда наш доблестный майор писал рапорт, отхлёбывая водку из горла… Я и сам так, великий грешник, делал, сочиняя статьи в воронежской областной молодёжной газете… Верю! … Всё остальное об этом сериале здесь уже написано или будет дописано. 8 из 10
Что такое современный российский сериал? Ну, если это посвящённый советской исторический эпохе детектив, который крутят в прайм-тайм по ведущему государственному каналу навроде «Первого», то это, как правило, «кровавая гэбня», репрессионер Сталин, пустые прилавки магазинов и нищенское прозябание народа без джинсов, колы, жвачки и чупа-чупса. Магическая телевизионная картинка всецело пропитана тонкими манипуляционными механизмами. Даже весьма посредственный сюжет перенасыщен едва заметными подтекстами и криптограммами (что-то вроде 25-го кадра), таки позволяющими выявить удобоваримый и нынешним властям, и разномастным теленачальникам, идеологический посыл кинопроизведения. Причём объективность в отражении исторических событий уходит на третий план, затмевая её нарочитой сценарной алогичностью и аморальностью. Если идеологическая выдержанность сериала потребует выкрасить какое-либо доброе явление в чёрный цвет, а злу придать облагораживающие оттенки, не сомневайтесь — особых угрызений совести у создателей по этому поводу не будет. Сергей Пускепалис. Ангажированность этого актёра поистине удивляет. Простоватый, с неважнецки поставленной речью, невероятным образом напоминающий графомана Гришковца Пускепалис чуть ли не во всех фильмах предстаёт перед зрителем в маске положительного персонажа, а в подсознании, или может быть даже в сердечной мышце, кто-то невольно возглашает станиславское «Не верю!». Положительность героев Пускепалиса более чем сомнительна. В мегегдычевском «Метро» он совершенно спокойно попустительствует адюльтерам благоверной, будто живёт не в традиционной семье, а в коммуне с общими жёнами. В «Защите свидетелей», также играя сотрудника правоохранительных органов, на справедливые сентенции пожилого философа о том, что сегодняшняя Россия глубоко больна, Пускепалис подозрительно отрезает — «Это наша страна». Неучтиво он поступает и с вахтёром Трофимом Ильичём в «Крике совы», в одном из эпизодов уж как-то по-жлобски и беспиететно хватая за грудки доброго, душевного дедушку. Другое дело Василий Бочкарёв. Сразу чувствуется школа классического русского Малого театра. Светлоокий, с завораживающим, одухотворённым тембром Василий Иванович моментально отсылает к образам истинных русских интеллигентов XIX века. Создаётся впечатление, что его интеллигентный персонаж, пройдя переоценку ценностей, и вправду в молодые годы поступил на службу в органы безопасности, в дальнейшем успешно вылавливал диссидентуру и врагов народа, а владелец чёрных кошек Пускепалис, наоборот, был искомым им коллаборационистом. Когда он бросает финальную реплику «Пока мы есть, ничего не закончено!», получая пускепалисовское уверение «Мы закончим», в подсознании, или может быть даже в сердечной мышце, кто-то снова невольно начинает кричать, но в этот раз не «Не верю!», а то что ты полностью на стороне Василия Ивановича, даже несмотря на манипуляционные измышления, дискредитирующие исходящий от него Свет. 5 из 10 за Василия Бочкарёва, естественно
В последние годы наиболее интересные отечественные сериалы на разных телеканалах относятся к жанру ретро, к эпохе первых послевоенных лет. Мне особенно интересно их смотреть, там иногда довольно удачно воспроизводятся приметы того времени, которые напоминают мне о детстве, отрочестве и юности. И в них гораздо больше правды о той эпохе, чем в советских картинах того же времени. Не скажу, что испытываю приступы ностальгии, но смотреть всегда интересно. Особенно, если хорошо прописан сценарий, сильная режиссура и заняты талантливые актеры. В большом потоке сериального кино выделяются: «Ликвидация», «Сделано в СССР», «Дело Гастронома N1», «Охотники за бриллиантами», «Московский дворик», «Забытый», «Мосгаз», «Синдром дракона» и «Однажды в Ростове». Вот и «Крик совы» только что прошел на Первом канале. Признаться, меня он захватил, и я даже сел писать эту рецензию, не досмотрев до конца. Но все же надо было дождаться финала, что бы разобраться в достоинствах и недостатках этой сильной, но неоднозначной работы. Прежде всего — личность и творческий потенциал режиссера Олега Погодина меня уже интересует года три. Динамичный приключенческий фильм «Непобедимый» с Владимиром Епифанцевым, шпионский боевик-сериал «Родина ждет» с ближневосточным колоритом, психологическая драма «Дом» о распаде современной казачьей семьи. Как видим, основные герои в них, крутые такие мужики — шпионы, или, если вам угодно, разведчики и бандиты. Бандиты, как говорится, с человеческим лицом. Вот и в «Крике совы» хватает шпионов и бандитов. Причем бандиты тоже разные. Те, кто во время войны сотрудничал с немцами и другие бандиты — патриоты. «Советская малина собралась на совет. Советская малина врагу сказала, — нет!». Но, само собой, главные герои здесь сотрудники КГБ и милиции. Такого капитана госбезопасности мы еще не видели. И такого майора милиции тоже. Место действия — райцентр Остров, Псковской области. Городок на западной границе России. Два десятка тысяч населения. Город был захвачен немцами уже в июне 1941 года и освобожден только в июле 1944. Столь долгое пребывание в оккупации наложило неизгладимый отпечаток на судьбы здешних жителей. Особенности военного положения в этой местности однажды уже показал В. Хотиненко в фильме «Поп». Расположенный неподалеку Псково-Печерский монастырь и деятельность Русской православной миссии несколько смягчала оккупационный режим в глубоком тылу вермахта. Рядом Латвия с лагерем Саласпилс и Эстония, которая еще до войны занимала часть Псковской области. Я не знаю точно, где снимался этот фильм, возможно, в самом Острове, но визуальная сторона картины с одной стороны радует своей достоверностью, с другой — огорчает подробностями этой самой достоверности. Картина, снятая в основном на натуре, показывает, что эта самая натура вовсе не уходящая. Никаких примет «евроремонта» начала ХХI века не заметно. Обшарпанные стены, щербатые дороги, кособокие бараки, грязные подъезды — все это не выстроенные декорации, а сегодняшняя документальная фиксация облика глухой российской глубинки. Разве что осенний туман, или дымовые эффекты несколько смягчают и эстетизируют картинку. Следует отметить отличную работу художника-постановщика Алима Матвейчука. Замечательно сняты пейзажи городка, просторы озер и лесные дебри оператором Владимиром Башта. Десятисерийный «Крик совы» снимался в экстремальные сроки — всего в два месяца, точнее 67 дней. Так что никаких декораций не строилось специально. Несколько автомобилей тех времен, кое-какие киноафиши и плакаты, костюмы, реквизит помогают воспроизвести эпоху. Поздняя осень 1957 года. Шлягеры той поры: песни из кинофильмов «Весна на Заречной улице» и «Высота», премьера фильма «Летят журавли». «Пастернака не упоминать!» — это очень характерно для того времени, в связи со свежим скандалом — публикацией на Западе романа «Доктор Живаго». Много еще кое-каких ярких примет времени рассыпано по сценарию… Так вот со сценарием то не все было ладно. Сценарий Вячеслава Рогожкина и Олега Погодина корректировался и переписывался прямо в походных условиях на съемках, так что актеры даже порой сами не знали, что им завтра придется играть и кем окажется их персонаж — своим или чужим. Выручали мастерство и высокий профессионализм. Пора назвать их по именам, настоящих героев, которые заставили миллионы зрителей смотреть из вечера в вечер этот круто замешанный и порой неоправданно затянутый сериал. Сергей Пускепалис в роли капитана КГБ Ивана Митина. Андрей Мерзликин в роли майора милиции Андрея Балахнина. Мария Миронова в роли матери-одиночки Нины. Василий Бочкарев в роли заведующего краеведческим музеем Горобца. Анатолий Васильев в роли вора в законе Бакура-Графа. Эти артисты сыграли на все 100, а двоих последних мы узнаем с неожиданной стороны. Эрнст Романов и Игорь Савочкин, в общем-то находятся в своих привычных ипостасях — потомственного интеллигента и потомственного же уголовника. Евгению Дятлову еще легче — свою роль он проводит в основном в состоянии комы. Актеры многих ролей второго плана тоже запоминаются. Евгений Ганелин — «интеллигентный хам» доктор Гусев, Андрей Феськов — лейтенант госбезопасности Оборин, Олег Алмазов — криминалист Якубов, Евгения Дмитриева — хозяйка воровской хазы Маруся Косая. Александр Марушев — медвежатник Седой, Николай Иванов — вахтер в общежитии Ильич, Наталья Данилова, помните ее Вареньку из «Места встречи изменить нельзя» — здесь работница фотоателье. Очень нравится мне Сергей Пускепалис, и все его киноработы последнего времени тоже нравятся. Убедительно и просто он с начала и до конца провел сложнейшую роль своего героя — капитана ГБ с особыми полномочиями. Но кроме особых полномочий он обладает особыми человеческими качествами, прежде всего порядочностью. Время то тоже особое — после ХХ съезда, после доклада Хрущева о злоупотреблениях времен культа личности. Так что неудивительна негативная реакция на деятельность его «конторы» со стороны даже боевых товарищей — милиционеров. Вот и лихой майор Балахнин поначалу невзлюбил приезжего из области щеголя, который к тому же положил глаз на его зазнобу. Андрей Мерзликин, мне кажется, немного переигрывает поначалу, но такой уж у него артистический характер. Я уже говорил, что сериал несколько затянут. Вместо 10 серий его можно было бы уплотнить до восьми, а то и шести. Некоторая рыхлость сценария компенсируется замечательным актерским исполнением, крепкой режиссурой и достоверной фактурой. А о сюжете я больше ничего не скажу — сами смотрите и разгадывайте головоломку. Крика совы вы так и не услышите до самого конца.
1957 год. В маленьком городке Остров на служебном посту тяжело ранен капитан милиции Юрий Сиротин. В больнице, в бреду, он начинает, как на родном, говорить на немецком языке. Сигнал доходит в областной центр, во Псков, откуда в Остров присылают капитана КГБ Митина: ему предстоит выяснить, откуда у милиционера такие интересные познания и не опутан ли город Остров шпионской сетью. Завязка довольно типична для советского шпионского детектива, но режиссёрская и операторская манера сразу настраивает на другой жанр, пришедший к нам с родины многих шпионов: нуар. В нашем кино так снимали, наверное, только Калатозов с Урусевским: нижние и диагональные ракурсы, кружения камеры, амбициозные пролёты с первой же серии дают понять, что зрелище нас ожидает нетипичное. Дальнейшие серии подтверждают: нетипично оно во многом. Огромная редкость для постсоветского кино: искусно выстроенная детективная линия держит напряжение до самого конца. Авторы создают колоритную портретную галерею обитателей Острова, давая возможность сыграть удивительно яркие роли не самым известным или полузабытым актёрам (Наталья Данилова, Аркадий Волгин, Евгения Дмитриева, Анна Уколова, Сергей Барковский, Эрнст Романов, Евгений Ганелин, Николай Иванов, Маргарита Бычкова и Василий Бочкарёв). По мере того, как в тумане проявляются смутные очертания таинственного «Платона», держащего в страхе весь город, и сюжет выстраивается в классический «who-done-it», режиссёр грамотно играет зрительским вниманием, переводя его по очереди с одного из этих персонажей на другого, запутывая зрителя до полного одурения, но, тем не менее, не теряя логической нити. Нетипичен выбор времени действия (начало «оттепели», растерянность после крушения культа личности, ослабление авторитета чекистов) и главного персонажа: капитан ГБ, который ещё 5 лет назад был бы всевластным демоном-истребителем, вынужден терпеливо сносить упрёки и насмешки от местного майора милиции и от обычных островитян. Митину, кажется, и самому немного стыдно за свои погоны (в которых мы его ни разу не видим), но он уверен, что он не из «этих» чекистов и сможет честным трудом поднять репутацию органов. Неуклюжий и симпатичный медведь Митин — образ, счастливо избежавший современных сериальных штампов. Это не бравый чекист-супергерой и не винтик «кровавой гэбни», а живой человек, которого в итоге выплёвывает система именно за то, что он слишком человечен. Но самое удивительное и, мягко говоря, малохарактерное для наших сериалов в том, что фильм продолжается после формальной развязки. Когда уже найден ответ на вопрос «кто Платон», одни зрители обрадовались, потому что угадали, другие разозлились, тоже потому что угадали и т. д. — Погодин (сильно переписавший сценарий Рогожкина, в том числе и финал) делает ещё два-три поворота ключом, и фильм выходит на другой уровень, за рамки жанра. В Острове, деморализованном войной и оккупацией, у каждого жителя есть свой скелет в шкафу. В финале Митин собирает все эти скелеты и прячет их в собственный шкаф, а самая страшная тайна будет у него теперь каждый день перед глазами. До этого момента сериал смотрелся как увлекательная игра, правила которой Олег Погодин знает лучше многих, но тут превращается в сильное высказывание о нашей стране и о нас. В конечном счёте, фильм не о том, кто Платон, а о том, кто все мы (в широком смысле): наследники маньяков, убийц и предателей, и счастье тем из нас, кто об этом не знает. («Счастье в неведении», — как говорит Митину один из героев.) Отчасти об этом же был и предыдущий фильм Погодина, «Дом», в котором кровавое прошлое приходит к патриарху семейства на столетний юбилей, чтобы спросить должок с него и со всей его родни. Время ещё покажет, но, вероятно, «Крик совы» — самый значительный русский сериал, снятый за последние 20 лет. 9 из 10
Прекрасно поставленный фильм по оригинальному сценарию с закрученным хорошо отработанным сюжетом — это приходит на ум, хотя до конца фильм я еще не видела. Первое впечатление — очень положительное. Фильм абсолютно авторский, свет, съемка, декорации, сюжет, герои — все выполнено в едином стиле без лишнего. Это тот редкий случай в нашем кино, когда команда не преследует коммерческий успех, а снимает кино так, как это и должно быть. Приглядываясь к лицам, зритель не сможет поймать себя на мысли, что они не типичны для 1957 года, для небольшого городка. И Мария Миронова, и Серафима Низовская, и Андрей Мерзликин, и Игорь Савочкин, а также все остальные — абсолютно гармоничные лица для того периода. Сюжет детективного жанра, ах, побольше бы таких! В небольшом городе Псковской области ведется расследование дела в стиле «шкатулка в шкатулке». Одно преступление сменяет другое, шкатулка приоткрывается, и в итоге сужается круг подозреваемых, растет напряжение. Очень надеюсь, что финал будет на уровне, всегда очень боюсь именно за финал картины, поскольку по статистике его чаще портят. Однако, несмотря ни на что, советую к просмотру эту картину! Можно получить истинное удовольствие, порой при просмотре создавалось впечатление, что чувствуешь не только дух того времени, но и запах тех лесов, того «темного» города, спасибо команде во главе с Олегом Погодиным! 9 из 10
Так сложилось, что я смотрю фильмы, так сказать, «от актера». Бывают, конечно, исключения, но в основном «от актера». Когда я узнал, что в главной роли этого художественного фильма… да-да именно художественного фильма, а не сериала, будет играть Сергей Витауто Пускепалис, я понял — это моё кино. Практически все его предыдущие работы в кинематографе были для меня откровением. Начиная с фильма «Простые вещи» и заканчивая «Криком совы», игра актера просто завораживает своей необъяснимой притягивающей силой. Даже в тех фильмах или сериалах, которые мне не совсем понравились — «Метро» или «Жизнь и судьба», он был неповторим. Его «управдом» из сериала «Жизнь и судьба» просто гениален. Но, вернемся к «Крику совы». Капитан Митин, герой Пускепалиса — сложный герой. У него есть свое собственное отношение к людям, своя вера в правду, отчасти сформировавшаяся из-за выбранной им профессии. Каждое слово или монолог этого героя излучает уверенность и мудрость. Его движения несколько неторопливы, но это на первый взгляд. Во взгляде Митина всегда столько сосредоточенности и терпения, что хочется вскочить и закричать крылатую фразу… «верю, верю!!!». Удивил Андрей Ильч Мерзликин. Честно скажу, что я не являюсь поклонником творчества этого замечательного актера. На это есть причины, носящие личный характер и не относящийся к кинематографу. Имел честь созерцать господина Мерзликина в одном из ресторанов удаленного северного города, сим зрелищем остался, не удовлетворён. Но здесь, по моему мнению, продюсеры «попали в десятку». Я увидел в его герое, что-то шукшинское. Балахнин «пьет» жизнь большими глотками, рубаха парень, который борется с несправедливостью и живет нараспашку, немного нелепо, но зато честно, от всего сердца, как умеет. Порадовала игра Марии Андреевны Мироновой. Её героиня, мне кажется, вписывается в канву этого фильма. Игра Мироновой очень «бережная», ласковая и откровенная. Очень прилично смотрятся практически все второстепенные роли. Особенно мне понравились «воровские герои». Но если роль вора привычна и, так-сказать, характерна для амплуа Игоря Юрьевича Савочкина, то герой Анатолия Александровича Васильева меня просто шокировал. Как эффектно и красиво Васильев перевоплотился из «свата» в «вора в законе». Хорошая музыка, прекрасные декорации, характеризующие эпоху данного фильма, блистательный режиссёр Олег Георгиевич Погодин, великолепный сценарий и еще многое другое говорит о том, что данный фильм стоит смотреть. 9,5 из 10 P.S. Специально пишу данный отзыв ровно посередине хронометража этого фильма. Очень боюсь смазанного финала. К сожалению, эта проблема свойственна многим неплохим российским сериалам.
Не подозревал никогда, как порой нелегко писать «зеленые» рецензии. Последние нашумевшие премьеры ставят перед собой лишь одну задачу: превратить общество либо в прожженных циников, либо в большую биологическую массу с попкорном вместо мозга. Тем ценнее на этом фоне выглядит фильм «Особые полномочия». Правда в телевизионной трансляции он почему-то называется «Крик совы». Не могу никак это прокомментировать. Скорее всего, не так давно, пресловутая сова разбудила генерального директора канала трансляции, побудив его тем самым поставить в эфир добротный и совсем не ангажированный фильм. Уже и не вспомню, как давно я не догадывался, под личиной какого персонажа скрывается главный злодей («Ликвидация» не в счет!). И это не может не радовать! Тем более что здесь применяется мой любимый прием, с переключением подозрений на разных героев. Итак, 1957 год. Псковская область. «Прибалтика в двух шагах, Польша в трех…», а карельские прииски вообще за углом (извините, не смог сдержаться!). Под подозрение соответствующих органов в шпионаже (в пользу фашистов?!) попадает капитан милиции Сиротин. Причины здесь небезосновательные. На немецком языке в бреду говорят мало, но мы то знаем, что еще и один из налетчиков признал в нем «Герра…». Вроде бы все понятно, но верить в это совсем не хочется. Дятлов — красавчик, ну какой из него фашистский прихвостень? Да и не вовремя образовавшееся общее коматозное состояние, не дает пока возможности ни опровергнуть, ни подтвердить эту теорию. На этой стадии и начинается расследование, которое ведет капитан госбезопасности Ваня Митин. Интеллигент с железным стержнем, перепугавший весь городок своим стильным видом. После чего к нему присоединяется майор милиции Балахнин, мечтавший стать актером, он и сейчас не чужд некоторой театральности в поступках. Вначале такой симбиоз «родов войск» меня несколько насторожил. Им бы почаще брать с собой криминалиста Якубова, которого сыграл Олег Алмазов, и приквел легендарных «Знатоков» был — бы готов! Что можно сказать про этот криминальный тандем. В начале герой Мерзликина, скажем так, не совсем вдохновил. Очень уж простоват. Рубаха парень, каждая собака знает. Так и ждешь от него фразочки: «Картина маслом!». Коллега же «из органов» напротив: шахматист и математик. Сомневающийся Мориарти с хохломскими наклонностями. И поначалу у них все как-то не заладилось, но не зря в народе говорят: «Два хороших человека посидят, да и выпьют»! Правда в личном плане окончательной дружбе мешает работница почты, Маша Миронова. Хорошенькая, как всегда! Большое впечатление, на грани отторжения, произвела смерть основного подозреваемого. Будет даже посильнее, чем «Фауст» Гёте. Я уже предвкушал сильные диалоги с органами госбезопасности и с другом-сослуживцем. Но по ходу действия, совместно с героями, через вереницу улик и событий, все же пришел к выводу, что так может быть и лучше. В общем, атмосфера создана стильная. Музыка нагнетает драматизм, сравнимый с хорошим триллером. Диалоги интересны, местами с юмором. Давно не встречал таких харизматичных персонажей второго плана. Все без исключения сыграны правдиво. Предвкушаю финал! Несколько переживаю за сценаристов, собрать такой клубок воедино будет непросто. Желаю себе и всем Вам не разочароваться! 10 из 10