Паук
- 19 окт 2015
Итак, перед нами третий сериал о майоре Черкасове. Как ни прискорбно, но создатели начали снижать планку. Нет, это всё ещё очень недурственный проект, его приятно и интересно смотреть, но… атмосфера уже не та, косяков стало заметно больше, да и в целом качество похуже чем у первой и второй части. Если говорить о плюсах сериала — то главный из них — это динамичный и лихо закрученный сюжет. Сериал очень насыщен событиями, к тому же здесь впервые появляется противодействующая организация, мешающая расследованию (т. е. КГБ). К тому же преступление здесь по дерзости и масштабу несравнимо больше, чем в предыдущих. Второй плюс — это уже традиционно хорошие саундтрек и операторская работа. Ну, и третий плюс — это актёрская игра Андрея Смолякова, Марка Богатырёва и Марины Александровой — стабильно мощная и правдоподобная эмоция. Теперь о недостатках. Первый, и самый главный — это ленивые сценаристы. Очевидно вдохновившись успехом предыдущих картин они взяли… и состряпали брата-близнеца первого проекта («МозГаз»). Сюжетные повороты, эмоциональный окрас, даже часть реплик целиком скопированы с первого сериала. А повторяться как-то не комильфо. К тому же очень много сценарных косяков и ляпов. Второй минус — это актёрская игра Сергея Угрюмова — он абсолютно деревянный, несмотря на то, что ему уделили львиную долю хронометража. Ну, и третий минус — это слитая концовка. Нам нагнетали атмосферу, забрасывали крючки, без клиффхенгеров не обошлось, а в итоге финал просто смят, скомкан, откровенно слит. Да и не логичен. Как итог — хороший сериал для развлечения на вечер, но рядом с предыдущими частями он меркнет. 7 из 10
Как полюбились мне детективные истории про майора Черкасова и его команду, два первых сезона оставили наиприятнейшее впечатление. Не за горами была и третья часть — «Паук», история ограбления здания Гознака, за основу взято реальное ограбление в Армении. Я ждала с нетерпением, но, каково было мое непонимание, когда я со скрипом досмотрела первую серию. Я смотрела ее несколько дней, она меня совершенно не зацепила. Вторую серию постигла та же участь. Причем, чем дальше я смотрела, тем больше неправдоподобности чувствовала. Оставила я это дело, и посмотрела целиком уже через год. И знаете, ничего особо не поменялось. Сериал явно сдал по качеству по сравнению с первыми сезонами. Попытаясь найти причину, я обратила внимание, что сменидся сценарист, Зою Кудрю сменила целая команда. Возможно поэтому сериал не показался мне цельным. Концовка не смотрелась правдоподобной, финал будто притянули за уши, так как надо найти уж какого-то «паука», раз он есть в названии. К тому же, сами преступления даже не вызывали ту нотку ужаса, которая была и в «Мосгазе», и в «Палаче». Если говорить о героях, — кто-то попал, кто-то не очень. Понравился новый ухожер Сони Тимофеевой, расчетливый кгбшник, очень правдоподоно вышло, думаю, в органах таких личностей было полно. Сама Соня тут прям звезда подиума была, но не думаю, что она реально подходила под маникенщицу, пусть даже под прикрытием. Кстати, о Доме моделей. Поверить, что к 50летию Великой октябрьской революции устраивали показ из красных платьев, причем весьма западного кроя, мне трудно представить. Опять же, Екатерина Волкова в роли главной модели? Даже по сильному блату-не верю. Да и в принципе движения у маникенщиц того времени были более плавные, посмотрите хронику, а у этих девиц чуть ли не скачут по подиуму. Ну а уж совершенно современного кроя белье на закрытых показах доюило окончательно. Кадровик Дома моделей в лице Нахапетова скучноват. Нет, может, оно и роль такая, но кадры последней серии совспм уж не убедили, да и история любви столь утонченного дяди в поломойку базарной наружности тоже подвергается с моей стороны сомнению. Оставим моделей, перенесемся в цирк. История братьев Чиковани мне в общем понравилась, даже тронула. Старший брат получился очень колоритным, а вот Марка Богатырева в роли горячего кавказского парня я не восприняла. Из тех, кому бы сказала точное «нет»- американец Коттем, которого очень шаблонно, топорно и просто идиотски играет прибалт-русофоб. Честно, это просто анекдот ходячий. Что удивило, в этой части не сильно выводила из себя журналистка Оксана, и как удачно ее пристроили в компанию к Стасу, я аж порадовалась. Постоянные герои на высоте, и русский Ватсон-Черкасов, и мой любимый Пожидаев, и даже девушка Гаркуши, Настя, удачно влилась в коллектив. Конечно, не обошлось без истерик Маргариты, но это уже настолько привычно, что не обращаешь на это внимания. Но любимым героям все же не удалось вытянуть «Паука» на уровень «Мосгаза» и «Палача». Конечно, я досмотрела сериал, но пересматривать вряд ли буду. 5 из 10
Сериал почти полностью выдуманный, за исключением имевшего места в истории ограбления братьями Госбанка (только не в Москве, а в Армении). Трогательная история о запоздавшем помилованием обыграна неумело, потому что хотели повторить факт из реальности, а навешали на него своих дурацких фантазий и получилось плохо и нелепо. Чисто по фильму вообще непонятно, на каком основании можно было ходатайствовать о помиловании этих воров. Их усиленно изображали хорошими, добрыми, любящими братьями, но строго по сюжету это были обыкновенные воры, ничем выдающимся не выделялись, смягчающих вину обстоятельств не имели. И отчего так слезливо выглядела «трагедия» их запоздавшего помилования, я не понял. Они понесли наказание по закону, знали, на что шли. Ситуация с чередой характерных убийств возле памятников Ленину — это «адЪ и Израиль»! Такие памятники в городах стоят в наиболее людных местах, и даже ночью часто бывают люди, которые могут стать невольными свидетелями. А безнаказанно резать баб, да ещё и накрывать их красным флагом, да ещё и с умышленным намерением выдать это за политическую провокацию — это… Это очень буйная фантазия у автора сценария. Как минимум, уже после второго аналогичного случая у каждого памятника ночью дежурил бы милиционер с группой дружинников, и убийства бы прекратились. КГБшников выдали за каких-то неумёх, которые ни расследовать толком не способны, ни проследить, ни организовать. Ну, и, конечно, карьерист-кгбшник, у которого под носом совершают преступления и который дискредитирует себя общением с сомнительным элементом, — это пять! Никому неподконтрольный иностранный журналист-разведчик, за которым не могут установить грамотное наблюдение, — это тоже пять! Главный злодей — настоящий Фантомас! Вездесущий и неуловимый, жестокий и коварный, подчинивший своему влиянию практически всё вокруг. А его роман с женщиной — это какой-то трэш!.. Наверное, было бы смешно, если б не так нелепо. Короче, сюжет — бомба! Очень смешной. (Далее будет частичный повтор рецензии на сериал «Палач» и ничего нового). Андропов в «Пауке» (председатель КГБ) — это совсем закрытая личность (в сравнении с главой государства из «Палача» и «Мосгаза»), словно черепаха под панцирем, которая изнутри своей неведомой сущности холодно и железно ставит задачи. Что характерно: уголовное дело, которое ведёт ГГ в лице следователя Черкасова, находится на особом контроле у Андропова, поэтому он время от времени появляется на экране, и ГГ с ним контактирует. София — наиболее адекватный, человечный и психически уравновешенный персонаж в сериалах. Однако, при своих выдающихся внешних и неплохих профессиональных данных она почему-то всегда остаётся на задворках сюжета, в буквальном смысле под «венцом безбрачия». С одной стороны, София демонстрирует капризность в отношении нормальных парней, типа Гаркуши, с другой стороны, — неразборчивость и головотяпство с сомнительными кандидатами в мужья. Эти её постоянные неудачи на любовном фронте в конце-концов просто притомили! Честное слово, прямо жалко было, что её не прикончили в «Пауке», потому что так бы прекратил раздуваться весь этот мыльный пузырь её личной неустроенности, в каждом следующем сериале увеличивающийся в размерах. Но её персонаж необходим для сериала, ибо по канонам должна присутствовать красивая девочка, которой симпатизируешь и за которую беспокоишься. Отдельного упоминания заслуживает специально введённый в сериалы антипод Черкасова — следователь Пожидаев. Чаще всего он являет собой русскоязычную версию тупого и нахального констебля Лестрейда со страниц конандойловских произведений. «Бережно опекаемый» руководством Черкасов, в лице своего непосредственного начальника полковника милиции Саблина, с неизменный настойчивостью раз за разом оказывается втягиваемым в непрекращающийся у него конфликт с Пожидаевым, который не только не помогает следствию, но часто является обузой, а иногда даже и сильно вредит. Эта вопиющая идиотия каждый раз сильно удивляет: «Черкасов, даю тебе сутки на расследование, иначе — голова с плеч. Да, и вот тебе в помощь Пожидаев». Хотя прекрасно знает об отношениях между этими подчинёнными, и что специалист Пожидаев — так себе. По большому счёту он нужен сериалам только с одной целью — создать дополнительные проблемы, которые приходится решать следственной группе Черкасова, и тем самым «забавлять» зрителя. Но вся пожидаевская линия — один сплошной бред и треш, который вызывает крайнее недоумение и раздражение. Я понимаю, что так и задумано, но это же несерьёзно! Минусы. Истерики! Чуть не в каждом эпизоде персонажи срываются, переходят на повышенные тона, визжат, орут друг на друга, оскорбляют, брызжут слюной, хватают за грудки и даже дерутся. Больше всего это удручает в действиях главного героя, ведь он должен быть образцом выдержки и мужественности, а часто ведёт себя, как истеричка. Истерики — это вообще характерное свойство современных фильмов и в особенности сериалов. И конкретно эти нашпигованы ими под завязку. Далее, на почве истерик, а зачастую и помимо них, в качестве обычного фонового действия на экране персонажи постоянно бухают: утром, в обед, вечером и ночью. Бухают по поводу и без, по праздникам и в будни, на работе, дома, в питейных заведениях и на улице. Бухают с закусью и просто так. Пьют и мужчины, и женщины. В итоге умышленно нагнетается впечатление, что советское общество было насквозь пропитано алкоголем и он был повседневной обыденностью, как чистка зубов или чтение газет. Алкогольная тема в этих сериалах чрезвычайно навязчива и возмутительна! Сюжеты фильмов страдают одновременно инфантилизмом и фантастичностью: либо в деталях в лице немотивированного на преступление антагониста («Мосгаз»), либо в целом из-за допущения возможности организовать всё так умело и всех подчинить себе. Единственное, что удерживает у экрана по части сюжета, это умение создателей фильма длительное время сохранять главную интригу; с этим они справились везде на пятёрку. Вывод. Каждый сериал снят довольно качественно, в особенности понравился воссозданный антураж той советской эпохи с её особенными вещами, одеждой и неброской домашней обстановкой. Актёры стараются, но режиссёрское навязчивое вмешательство ощущается практически в каждом эпизоде, в результате по части психологического наполнения получается «кино и немцы» и сильная оторванность от реальности. Меня напрягает наблюдать постоянные истерики у всех основных персонажей фильма, поэтому в моём восприятии эти сериалы не поднимаются выше планки дешёвой театральной постановки. А навязчивая тема алкоголя просто огорчает. Ради развлечения и знакомства с российской кинопродукцией, можно посмотреть. Но серьёзного детектива, триллера или драмы не ждите. Всё воспринимается высосанным из пальца.
В любой эпопее, на мой взгляд, важно уметь вовремя поставить точку. В данном случае уместно было бы это сделать после неплохо сделанного «Палача», где недостатки сюжета были успешно компенсированы игрой замечательного дуэта Пересильд и Толстогановой. Здесь же такой актерской игры не было, отчего сериал получился довольно абсурдным. Из плюсов — понравилось, как играли Марк Богатырев и актер, сыгравший Георгия Чикавани (не знаю, к сожалению, как его зовут). Не вызывала отвращения, в отличие от прошлой части, Оксана (Мария Андреева). Юрий Чурсин в роли Стаса тоже хорошо смотрелся. А дальше пошли минусы. Ну прежде всего, нескольких персонажей можно было выкинуть из сюжета без всякого для него вреда. Ту же Оксану, Славика или майора Пожидаева. На каждого из них приходится очень мало экранного времени, и никакой особой смысловой нагрузки они не несут. Пожидаев, к примеру, превращен в этом фильме, в безмолвную фигуру, изредка появляющуюся из тени Черкасова, ничего больше. Марина Александрова, как играла девочку-дурочку, так и продолжает ее играть. Глубокомысленно морщит лоб, пытаясь вспомнить, где же она видела импортный зонт алого цвета. Еще бы, ведь в Москве 1967 года импортных зонтов, наверно, целое море было! За какие такие заслуги эту девочку взяли в органы, остается только гадать. Совершенно непонятна логика преступников — грабить Госзнак, чтобы съездить в Сочи? Это можно было сделать и на простую зарплату. И как просто, оказывается, попасть на территорию такого объекта — просто перепрыгнуть на его крышу с соседнего здания! Оставив, таким образом, не у дел охрану, собак и решетки. А само предприятие находится в городской черте, стоит себе, как обычное здание. Чушь, да и только. Но больше всего рассмешило «наружное наблюдение» — два дуболома в серых костюмах, бегущие за несчастным американцем. Совершенно незаметно. Господа создатели, хочется пожелать вам — ну делайте вы кино хоть немного реалистичным, чтобы в фильмах присутствовала нормальная человеческая логика. Потому как сюжет «Паука» производит больше впечатление фарс-мажорной комедии, «то, чего на белом свете вообще не может быть» 3 из 10
Ещё дня три назад на этой странице вообще не было никакого синопсиса этого сериала. На момент написания моей рецензии появились убогие три строчки-отписки, из которых ничего толком понять нельзя. Ладно. Сейчас у нашего КиноПоиска непростые времена, реструктруризация и «смена караула» в связи с покупкой сайта «Яндексом». Поэтому мне как первому рецензенту сериала «Паук» («Гознак»- под таким рабочим названием мы его и ждали; на ряде «трансляционных» сайтов он так и значится- «Паук/Гознак»!) придётся написать временный синопсис, как мне уже несколько раз приходилось делать. Так вот… В 1967-м году Страна Советов отмечала великое для неё и мирового коммунистического движения событие- 50-летие Великой Октябрьской Социалистической революции. Мне тогда было 5 лет, но я почему-то помню весь тогдашний подъём и пафос: выпускались в оборот юбилейные железные рубли и полтинники, по Центральному Телевидению шёл масштабный и, кстати, интересный документальный сериал «Летопись Полувека» (если бы создатели сериала знали о нём, могли бы где-то «невзначай» сделать «план» со включённым телевизором и этим сериалом, а я бы их в мокрые подмышки расцеловал, поскольку это была яркая примета Того Юбилейного года!). Но кто-то очень (вроде бы) хотел испортить стране праздник. В Москве у подножия памятников Ленину (которых там, оказывается, тогда было около 80-ти!) стали находить убитых (и вроде бы маньяком, каких в СССР не должно быть- см. «Мосгаз»!) девушек в революционно-красных платьях! Момент приобретает жёсткую политическую окраску! В дело вступает КГБ, у которого «на крючке» висит бесшабашный американский якобы журналист, любящий «зависать» в Доме моды. А, между прочим, убитые девушки и красные платья- именно оттуда!!! Да тут ещё, как назло, случается «ограбление века», невозможное, но возможное: некие злоумышленники суперпрофессионально похищают из сейфа-хранилища Гознака новеньких банкнот (хотя все их номера зафиксированы!) на бешеную сумму в 15 млн. руб. Здесь необходимо процитировать важнейшее сообщение авторов сериала в самом его начале: «Фильм основан на реальном событии- ограблении Госбанка Армянской ССР на 1,5 млн. руб. Место действия, а также имена, обстоятельства и мотивы персонажей изменены». Честное и правильное признание!- В том, что создатели сериала, и прежде всего его главные продюсеры Константин Эрнст и Денис Евстигнеев, как уже раньше случалось, скрестили времена и события, весьма отдалённые друг от друга, ради того чтобы «наполнить интригой» своё новое телевизионное детище, в отличие от предыдущего и действительно «крутого» «Палача» гораздо менее правдоподобное. Хотя бы потому, что, согласно Википедии, настоящее ограбление армянского Госбанка произошло 5 августа 1977-го года, то есть спустя 10 (!!!) лет после описываемых в нашем сериале событий (что любопытно- в канун 60-летия ВОСР!). Ну да ладно… Главное, что наш бессменный муровец майор Черкасов (Алексей Смоляков) своё дело знает и, не смотря на «препоны и рогатки» отдельных кагебэшников, доводит его до конца! Уф-ф, вот это синопсис! Почти пол-рецензии! Простите, увлёкся… И разве плохо? Хоть что-то вам прояснил… Ну а теперь позвольте мне уже некоторые существенные замечания собственно по сериалу «Паук». А это 8 серий почти по 50 минут (дорогая, серьёзная работа!), студии-производители «Красный Квадрат Кино» и «Русский проект», но заказчик- «1-й канал» в лице дуэта Эрнст-Евстигнеев (как и в «предыдущих сериях»). Ну, что тут сказать… Дуэт Эрнст-Евстигнеев всё диктует, а остальные наёмники (режиссёр-постановщик и проч.) исполняют «как надо». Потому их работа мне, например, абсолютно не интересна… Равно как и игра основных актёров- банальная, дешёвая! Тут нет такой яркой «звезды» как Виктория Толстоганова, «вытащившей» на себе весь предыдущий проект «Палач»(просто суперпроект!!!). Здесь «чалится» актёр второго плана, который никогда не станет в один ряд с Мироновым, Машковым, Маковецким, Сухоруковым, Мерзликиным, Мамоновым и т. д.- Андрей Смоляков. И хоть он уже три сериала («Мосгаз», «Палач» и «Паук») играет роль майора Черкасова, лучше его игра от этого не становится, как бы он ни лез из кожи вон! Но и лучше него, увы, в сериале Никто не играет. Вот в чём беда, и взятая на «Палаче» планка падает… Да она и общехудожественно падает! А теперь о кинолаже, которой наш сериал просто изобилует (а наёмный главреж Звездаков и в глаза её не видел ни на съёмках, ни на монтаже… да как же так?). Суперлажа начинается буквально с первых кадров 1-й серии, когда в объектив крупно и круто въезжает штатовский «Линкольн-континентал» (модель выпуска середины 70-х годов, то есть «10 лет спустя» после наших действий в 1967-м году. Очень большие сомнения вызывает происходящее в «сериальном» Доме моды. Вы просто задумайтесь: к политическому (!) юбилею там готовят показ (кстати, смотрящихся очень даже современно!) женских, достаточно фривольных платьев намеренно красного цвета- цвета революционного знамени и государственного флага! С одной стороны- революция, с другой- какие-то шлюхи-манекенщицы (да они хоть комсомолки?). Да за такое «идеологическое головотяпство» (читай- диверсию!) при Сталине мужскую часть Дома моды либо расстреляли, либо отправили на 25 лет «пингвинов пасти», а женскую «прислугу» определили бы в гарем к Лаврентию Павловичу, а хуже- на «обслуживание» НКВДшников в заполярные «пингвинные» лагеря! Ну а в 1967-м году… Да ежели бы весть о таком «кощунстве» достигла товарища Суслова (отвечал в Политбюро ЦК КПСС за идеологию, по сути второе лицо в партии после Брежнева), разгром ДМ тоже имел бы место, с лишением партбилетов и «тёплых мест», высылкой в провинцию (девиц- за 101-й километр от Москвы). Так и случилось бы. Потому в данное «предание» и верится с трудом… Во 2-й серии, в сцене тусовки с девочками проскакивает фраза: «А вы не боитесь, Майор Вихрь…» Так вот, оная тусовка относится к предпраздничному времени. Сам же сериал «Майор Вихрь» вышел в эфир ЦТ как раз 8-го ноября 1967-го года. То есть никто из тусовки его тогда видеть Не Мог! А планка-то падает, вот в чём беда! И, может, хватит приключений с майором Черкасовым? 7 из 10
Редкий случай, когда современный отечественный сериал смотрелся мной на одном дыхании. Вообще вся серия про майора Черкасова не оставила меня равнодушной. Понравился формат сериала — 8 серий вполне хватило, чтобы раскрылся сюжет, но не замылился глаз и потерялся интерес. 67 год, страна строит, развивается, мы первые в космосе, первые во всем. В Советском Союзе всё только самое лучшее — самые красивые девушки, самая доблестная милиция, самое неподкупное КГБ. Но у любой медали есть обратная сторона, и зачастую она весьма нелицеприятна. Самые красивые девушки обслуживают мужчин за деньги, самая доблестная милиция может ошибиться и обвинить не того, самое неподкупное КГБ фабрикует дела ради карьерного роста и легко ломает человеческие жизни. В Советском союзе не может быть маньяка, но когда начинаются убийства девушек, становится ясно, что за всем стоит один человек. Скорее всего, неврастеник, неуравновешенный, псих. И так легко найти и подогнать под созданный портрет подозреваемого. Параллельно развивается вторая сюжетная линия — дерзкое ограбление госзнака. Это удар уже по престижу страны, делом занимается КГБ. Казалось бы, совершенно не связанные друг с другом преступления, однако в конце все ниточки одним движением связываются в один узелок. Признаюсь, для меня финал был совершенно неожиданным. Весь фильм я подозревала совершенно другого человека. Что же, это только лишний плюс к общей оценке сериала. Понравилось, как снято — без лишних ярких красок, как будто слегка припыленное за давностью лет. Приятное внимание к деталям, будь то стол, чайник, автомобиль или дамская сумочка. Ну и порадовал подбор актеров. Редкий случай, когда каждый на своем месте и играет так, что хочется верить, что никто другой эту роль лучше не сыграет. Даже Марина Александровна, которую я не люблю, скажу откровенно, за то, что манекен играл бы ничуть не хуже, приятно меня удивила. Кажется, она, наконец-то нашла роль, в которой смогла раскрыть себя в наилучшем ракурсе — это роль лейтенанта Сонечки Тимофеевой. Единственное — немного не понравился Сергей Угрюмов в роли кгбшника Роберта. У него довольно неприятное лицо, что сразу навевает подозрения, что этот тип не очень хорош и честен. Хорошее качественное кино, смотря которое, можно немного поломать голову. 10 из 10