Волчий зал
- 21 янв 2015
С начала года я невольно обратилась к истории — а именно периоду правления Генриха VIII. Этому поспособствовал второй сезон Испанской принцессы (рассказывающего историю его брака с Екатериной Арагонской), а затем — сериал ВВС Волчий зал, основанный на серии романов, где центральным героем является его всесильный министр Томас Кромвель. Сам логотип ВВС уже является своеобразным знаком качества для любого кино, произведенного этой компанией. Рассмотрим же Волчий зал поподробнее. Англия, 1529 год. Король Генрих VIII, который за время своего брака с Екатериной Арагонской так и не получил наследника мужского пола, ищет способ развестись с Екатериной и жениться на новой фаворитке Анне Болейн. А развод в его время означает открытое противостояние Папе Римскому и отлучение короля и всей страны от церкви. Кардинал Уолси, некогда могущественный политический деятель, не смог исполнить желание монарха, что и привело к его опале. После этого на политическую сцену выходит его стряпчий-адвокат Томас Кромвель, умелый манипулятор и интриган, который стремительно достигает невероятных высот в политике, завоевывает расположение короля и славится своим умением находить решения даже самых щекотливых проблем… Чего не отнять у ВВС, так это умения снимать о своей же истории — а историю Англии я нахожу захватывающей. К тому же король Генрих VIII — это тот правитель, которого чуть ли не первым проходят русские школьники на уроках английского, а британцы с детства заучивают его женитьбы как «развелся-казнил-умерла, развелся-казнил-пережила». Однако не Генриха ставят центральным героем данного произведения, а его выдающих государственных деятелей (о которых мы узнаем намного позже на тех же уроках истории) — это кардинал Уолси, политик и писатель Томас Мор и, главный герой — первый министр Томас Кромвель. Ведь именно они пытались найти решение проблемы короля — кому-то это не удавалось, что стало одной из причин их падения, а кто-то преуспевает, благодаря чему они достигают невероятных высот. Так и творится история, в особенности политика — выживают сильнейшие. Все атрибуты костюмной драмы отыграны на высочайшем уровне — роскошные камзолы мужчин и тяжелые цепи, элегантные платья женщин с квадратным декольте и знаменитые головные уборы эпохи — койфы. Роскошно выглядит и убранства дворцов и поместий, отражающих блеск двора Генриха VIII. Что насчет освещения — известно, какие трудности испытывали актеры, когда режиссер Питер Козмински решил снимать при свечах, однако это придало дополнительную атмосферу сериалу, ведь именно такой полумрак и царил при дворе короля. Главным героем повествования является Томас Кромвель — сын кузнеца, бывший головорез и наемник, предстает перед нами как адвокат, секретарь и доверенное лицо кардинала Уолси, который поддерживал своего покровителя даже в период его опалы, что несомненно станет в той или иной мере влиять на его дальнейшие действия по отношению некоторых причастных к этому лиц. А позднее становится первым министром короля, канцлером казначейства и одним из идеологов англиканства. И все же Томас Кромвель оставался для меня загадкой — он больше производил впечатление не манипулятора и интригана, а человека, который просто выполняет волю короля, который не находит в этом особого удовольствия, порой даже сочувствует свои оппонентам. Марк Райлэнс великолепно исполняет роль этого расчетливого, стойкого, местами противоречивого, а местами и сострадательного, но всегда непоколебимого политика. Дэмиэн Льюис в роли Генриха VIII — на мой взгляд наиболее точно сыграл одного из известнейших королей Англии. Ведь характер монарха раскрывается наиболее детально как раз во времена «Великого дела короля». Посудите сами — каким должен быть человек, который на протяжении нескольких лет добивается любви женщины, ради нее меняет вековые устои, а спустя три года его чувства меняются прямо противоположные, и теперь от женщины нужно избавиться… Все-таки именно таким и был Генрих — властным, уверенным в своем божественном праве на престол, а желание иметь наследника мужского пола превращается для него в идею фикс (небезосновательно — ведь это гарантия закрепления династии на троне). Анна Болейн стала первой королевой в фильмографии Клэр Фой. Она представляет нам Анну во всей своей красе — обворожительная, амбициозная, расчетливая. Ведь Анна не просто так отказывала королю все эти годы — она стремилась к власти, жаждала заполучить место королевы, а получив его, открыто наслаждалась своей победой. Однако от нее многое зависит, а именно — подарить королю долгожданного наследника, а невыполнение данного обещания грозит смертью… (забегая вперед, скажу, что ее финальная сцена производит очень мощное впечатление) В сериал собрали весь свет британского кино и телевидения — британской коммуналкой я наслаждаюсь всегда: Джонатан Прайс — некогда всесильный кардинал Уолси; Бернард Хилл — Томас Говард, влиятельный политик и дядя Анны Болейн; Антон Лессер — Томас Мор, лорд-канцлер и давний оппонент Кромвеля; Том Холланд — любимый сын Кромвеля Грегори; Томас Броди-Сангстер — воспитанник, протеже и позже главный помощник Кромвеля Ральф Сэдлер; Джосс Портер — Ричард, племянник Кромвеля и прадед другого знаменитого Кромвеля в английской истории; Джоанн Уолли — королева Екатерина Арагонская, которая никому не уступит свое место; Матьё Амальрик — посол Папы Римского Эсташ Шапюи, выступавший против развода; Чарити Уэйкфилд — еще одна из рода Болейн, Мэри, вступившая в связь с королем и теперь вынужденная наблюдать за развитием его отношений с сестрой… Волчий зал — экранизация, детально рассказывающая об одном из важнейших периодов Англии и о главных политических деятелях этой эпохи. Такие экранизации дают нам понять, что все эти могущественные, властные и жестокие личности все же были людьми, которыми нередко управляли эмоции или холодный расчет. И Томас Кромвель был человеком, который в прямом смысле писал историю Англии. 8 из 10 Приятного просмотра!
Волчий Зал режиссера Питера Козмински, это, прежде всего хорошая костюмная теледрамма, чем историко-документальная лента, о жизни главного интригана Тюдоровской эпохи, Томаса Кромвеля. Идет год 1529, в Англии при дворе Генриха VIII династический кризис, если не будет наследника, в стране вспыхнет междоусобная война. Генрих желает аннулировать «греховный» брак, против развода папа Климент VII и племянник Екатерины император Карл V. Королю необходим тонкий политик способный разрешить спорное дело, вскоре такой человек находиться это стряпчий опального кардинала Уолси, Томас Кромвель. Сюжет основан на романах британской писательницы Хилари Мэнтел «Волчий зал» и «Внесите тела». Создатели сериала предлагают взглянуть на всем известные события глазами современника эпохи, Томаса Кромвеля, из-за плеча которого мы как бы наблюдаем не совсем традиционную с точки зрения истории, парадную галерею первых лиц государства и непосредственных участников английской Реформации. Кромвель, у Козмински словно Ричард Третий у Шекспира, оказывается в непростой ловушке между совестью и необходимостью спасти собственную жизнь. Его триумфальное восхождение на политический олимп нельзя назвать легким, сын кузнеца, за свою жизнь был и наемный солдатом, банкиром во Флоренции, торговым агентом в Голландии. Пока не поступил на службу к кардиналу Томасу Уолси лорд-канцлеру короля Генриха VIII. Это знакомство со временем переросшее в крепкую дружбу, открывает Кромвелю путь к власти. Противоречивая и во многом таинственная личность Кромвеля в руках легенды театральной сцены Марка Райлэнса (Шпионский мост) обретает многослойность, полунамеками постепенно раскрывая своего героя с разных подчас неожиданных сторон. Словно ведя со зрителем диалог о простых и между тем сложных вещах, о любви к семье, методах защиты и выборе который наперекор совести необходимо делать защищая порядок и мир в стране. Режиссерское виденье Козмински, крайне редко снимающего исторические драмы, довольно интересно. В его руках галерея современников Тюдоровской эпохи оказываются более человечными, и живыми чем мы привыкли их воспринимать. Выстраивая очень четкое по своей структуре повествование, режиссер мастерски визуализирует чувство одиночества, отчаяния и безысходности у людей близких к трону. Благодаря ручной камере и свечному освещению достигается ощущение живости в кадре, оживших шедевров голландской интерьерной живописи. И что примечательно сделав ставку на естественное, полутемное освещение и медленно движущийся кадр, он использует те же визуальные приемы, что и Кубрик в своем фильме Барри Линдон. Музыка созданная Дэбби Вайсман трагичная и чувственная, отсылает зрителя к европейской средневековой музыкальной культуре, подчеркивая трагизм жизни непосредственных участников событий пятисотлетней давности на подмостках истории. Работа художника-постановщика Пэт Кэмпбелл воскресившая давно полузабытые в истории интерьеры Тюдоровской эпохи, вдыхая в них новую жизнь. Можно бесконечно долго спорить соответствие героев сериала их историческим прототипам, однако нельзя не отметить художественную составляющую фильма. И все же я люблю и почитаю атмосферное кино позволяющее окунуться в историю. А Волчий зал на мой не профессиональный взгляд вдыхает новую жизнь, возрождая жанр исторической драмы. 10 из 10
В чем не откажешь жителям Туманного Альбиона, так это в умении снимать исторические сериалы и фильмы про свое прошлое. Причем не важно, что они кладут в основу — самостоятельный сценарий или экранизацию литературного произведения. Краеугольным камнем для создателей остается гордость за свое прошлое, какое бы кровавое оно не было и скрупулезное перенесение на экран характерных для показываемого времени особенностей. «Волчий зал» повествует об одном из неординарных людей начала 16 века — Томасе Кромвеля. Наемный солдат, финансист, адвокат, секретарь, чиновник и наконец, канцлер английского короля. Жизнь его явно не была усеяна розами, и каждую ступень он отрабатывал на все сто процентов. Раскрыть образ этого человека, причем с разных сторон и была целью авторов. Мы видим семьянина, готового на многое ради родных и являющегося для них опорой, видим сына имеющего не лучшие отношения с отцом, и видим государственного деятеля. Последнему уделено самое пристальное внимание, среди придворной аристократии и интриг, он выстраивает (а точнее) выковывает хребет английской управленческой бюрократии, когда способности позволяют выбиться наверх, невзирая на происхождение. Самый яркий пример он сам, приближенный короля и его советник. И путь его лежал наверх не только усердным трудом, «вовремя предать это не предательство, а предвиденье» так можно сформулировать один из главных инструментов его успеха. Шаг за шагом мы проходим путь с ним на вершину и оказываемся в один миг внизу, королевская милость безгранична, но и гнев бескраен. Вообщем полное погружение в дворцовую и около дворцовую жизнь Англии начала 16 столетия. Все важные вехи также не забыты — королевский развод, казни жен короля, Реформация и закрытие монастырей — везде наш герой на первом плане, воистину человек — время. Смотреть сериал увлекательно, конечно литературные диалоги иногда втиснуты без адаптации к кино, от этого бывает ощущение затянутости, но в целом восприятие фильма не портит. Костюмы и антураж времени переданы отлично, актеры играют хорошо. В целом добротный сериал по мотивам литературного произведения на тему английской истории. Деятель Английской революции 17 века Оливер Кромвель был его потомком по женской линии, этот Кромвель усыновил его прадеда — сына своей сестры. А еще говорят величие не передается по наследству.
Очень интересный сериал, книгу не читал, но обязательно прочитаю. Томас Кромвель. Персонаж, который был в основном фоновым в предыдущих фильмах о Тюдорах. Здесь же теперь он — главный герой и зритель видит вроде бы знакомых персонажей, перед ним знакомые времена правления Генриха 8, но! Теперь это всё показано в представлении Кромвеля, предстающего перед зрителями уже не как злодей, а как человек с собственными мыслями, переживаниями и даже драмой. Теперь скажу об историческом персонаже, которого я очень люблю) — Анна Болейн, которую уже наверное раз 20 интерпретировали на экранах. Если сравнивать Анну Болейн Клэр Фой с Натали Дормер и Натали Портман, то честно скажу) Клэр лучше), она не такая смазливая как Дормер и не такая истеричная и эгоистичная как персонаж Натали Портман. Клэр показала персонажа совершенно иначе. Для меня вообще самые лучшие Анны Болейн это Джоди Мэй из фильма Ещё Одна из Рода Болейн 2003 года и Женевьв Бюжэ из фильма «Тысяча дней Королевы Анны», теперь же к ним прибавилась Клэр Фой, стремившаяся показать Анну явно как персонажа неприятного, но её Анне всё равно сочувствуешь и сопереживаешь, а сцена казни так вообще куда драматичней нежели в других фильмах.
Историческая беллетристика всегда была благодатным материалом для экранизаций, использовавших яркость личностей и важность событий, являющихся залогом интереса публики, если и не наслышанной о былом, то устремляющейся к нему в ожидании открытий секретов прошлого, силы, слабостей соперничающих великих, роль которых осталась глубоким следом в движении эпох. Проза Хилари Мэнтел обладает обширной галереей значительных персон, строящих своё и державное будущее, где в дворцовых интригах рождается государственная система, вместе с живыми наследниками становясь наследием Британской Короны, о котором благодарно вспоминают много позже того. Времена начала шестнадцатого века сводят вместе проповедующего Томаса Мора и Генриха VIII, устремлённого к женитьбе на Анне Болейн, приближающего к себе безродного Томаса Кромвеля, чтобы обставить дело, не нарушив правил престолонаследия, учитывая, что путь к новой свадьбе лежит через спорный развод, где интересы монарха упираются в стену папского отказа, вызывающего ссору Трона и церковных властей. Вспоротые для сценария книги Мэнтел кардинально отличаются от застолбившей сериальный трон фэнтезийной трилогии Джорджа Мартина жёсткой хроникальностью событий, придерживающихся строгому следованию истории, не допускающей приключенческой вольности и масштабных батальных авантюр, замкнутое в стенах дворцов, замков, разложенное по речам государственных мужей, отчётам и докладам, направленным на исполнение парламентских процедур. На такой большой временной дистанции сложно говорить о точности сказанного и сделанного, имея в качестве достоверных лишь факты отдельных событий и костюмное совершенство, вместе с декорационной дотошностью воссоздающими неторопливое течение времени, в котором цель становится заложницей процедур, приносящих человеческие жертвы, известные матери — истории каждая по своим именам. Не расширяя знание за пределы статей Википедии, кино сухо преобразует книжный текст в (иногда буквально) камерные диалоги, полагаясь на усилия исполнителей, которым приходится самостоятельно разбираться с пожираемыми гордыней носителями государственной силы, придавая субъективного веса своим ролям, прочность которых, тем не менее, обеспечивается скорее биографическими деталями исторических деятелей, чем тщанием изображающих их актёров, на первом плане, ещё куда ни шло, но совершенно формально на втором, почти сливающимся с выцветшей массовкой, бледной, как переживший века гобелен. Из всего имеющегося в этом кино запоминающейся деталью сохраняется не королевский темперамент Генриха или идейные воззрения Мора, не честолюбие или преданность придворной знати, а процедура, бюрократическая процедура, непоколебимым проводником которой является невозмутимый Томас Кромвель, своей хитростью ковавший устои государственного устройства и правовой системы Британии, остающейся её гордостью с тех самых стародавних времён.
Создатели руководствовались благими намерениями экранизировать сурьезные ни капли не развлекательные романе Хилари Мантелл. Как по мне, так и исходник сильно перехвален, а уж экранизация ожидаемо получилась скучной, скудной и добросовестной. Небогатой. Про Тюдоров снято столь много, в том числе и зрелищного, что образ Генриха 8 в исполнении Льюиса показался инертным. Генрих получился совершенным рохлей, мятущимся интеллегентом, а то, что было уместно в «Родине», представляется чрезмерным в этом сериале. Успех «родины» и вовсе сыграл, похоже, скверную шутку с Льюисом. Его стало как-то очень много и самоповторы в ролях имеют место быть. Ну как у нашего Цыганова, переживающего вторую молодость. Сериал послушно идет вслед романам в части апологетизации Кромвеля. Сложной фигуры навроде интриганов из «Игр престолов» не получилось. Как Циннеман в «Человеке на все времена» очень гуманизировал Томаса Мора, так же и в «Волчьем зале» Кромвель» стал совершенным душкой, средоточием людских добродетелей. Надо отметить, что избранный приглушенный тон очень смягчил степень конфликтов, яркость врагов. Сестры Болейн получились тихими домохозяйками. На весь сезон меня не хватило, чуда не произошло. Пиетет создателей к книжкам Мантелл столь велик, что скука гарантирована. 6 из 10