Галлиполи
- 09 фев 2015
Как человек, изрядно искушенный в милитаризме, я всегда любил такие сериалы, как Братья по оружию, Поколение убийц, На Тихом океане и тому подобное. Когда я услышал о выходе на свет мини сериала Галлиполи, то сразу же проявил интерес. Привлекло то, что сняли сериал о войне, и не просто о войне, а о Первой мировой — эту тему как правило кинематограф старается обходить стороной, что по моему мнению зря, и количество фильмов и Первой войне меркнет под грудой фильмов о войне Второй. Так же привлекло то, что рассказывается не привычная история о солдатах в окопах Бельгии или Франции, а о малоизвестном театре военных действий — турецком. Итак, что же из этого вышло? - Почему он умер? На нем нет никаких следов… - Не знаю… может быть пришла его очередь? В первой же серии нас встречают боевыми действиями, попутно рассказывая о том, как два брата подписали контракт и ушли в армию. Нам показывают зеленых, еще ни разу не бывавших в бою солдат (детей?) Британской империи, а именно ее самых отдаленных уголков — Австралии и Новой Зеландии. Главный герой воюет в составе австралийской дивизии Анзак. И с первых же минут солдаты терпят неудачу, что в принципе и случилось в реальной высадке на Галлиполи в 1915. Вообще сериал очень точен в плане исторических событий, однако сюжетная линия и поведение героев и актеров в целом оставляет небольшой осадок от так интересно начавшегося сериала. Весь сериал нам показывают войну, такой какая она есть, однако герои ведут себя немного не правдоподобно — согласно сюжету, они — зеленые юнцы, еще вчера ходившие в школу (главный герой солгал на счет возраста при вступлении в армию, ему было всего 17), однако ведут они себя так, будто являются прожженными гренадерами Империи — с их ртов срываются проклятия и даже крики о страхе, однако на лицах виднеется полное безразличие, будто они видят толпу наступающих турок не первый раз в жизни, а как минимум сто пятидесятый. В дальнейшем, когда битва набирает обороты и переходит в окопную фазу это конечно же объяснимо, но не в первой же серии, и даже не во второй. Сюжетная линия как таковая тоже оставляет желать лучшего, а если быть точнее — ее практически полное отсутствие. Нам показывают войну, без прикрас и романтики, такой какая она и должна быть — ужасной, кровавой, вонючей и безжалостной, но из этого можно было бы сделать отличный документальный фильм с красочными эффектами, а здесь все же художественный фильм. Мы видим взаимоотношение солдат, командования, командования с солдатами, журналистов и журналистов с командованием. Все они передвигаются по полуострову с корабля на сушу и обратно и просто разговаривают. А потом нам снова показывают эту войну. Главный герой на протяжении всего сериала тоже просто воюет, вспоминая в отдельных моментах о том, как не задолго до войны он увел у своего брата девушку, о чем его брат, который служил с ним в окопе плечом к плечу, так и не узнал. Ничего более нам к сожалению не показали, никаких сюжетных поворотов или даже ее завязки, все сугубо по историческим событиям, в очень красочной упаковке. Командование же в сериале показано как лживое, презрительно относящееся к солдатам, глупое, безрассудное и в принципе это могло бы пойти на правду, если бы не было так наиграно. «Я журналист! Как я могу писать о войне в Турции, находясь на острове в Греции?» Техническая составляющая фильма меня очень порадовала — все выглядит очень реалистично и правдоподобно. Форма и оружие соответствуют времени, боевые действия показаны наиболее приближенными к реальности того времени. Компьютерные эффекты не обошли стороной и этот сериал, но здесь они показаны качественно, а если и были ляпы в изображении, то они как правило появлялись на экране короткими кадрами в 3—4 секунды. Единственное замечание, которое я смею отметить здесь, так это масштаб. Из всех масштабных кадров в этом сериале лишь одна единственная картина — кадр с высоты холма, на стоящие вдали корабли Империи около полуострова Галлиполи. В остальном в фильме показаны стычки малого масштаба, которые выдавались за крупные наступления или сражения, доходило до того, что солдаты просто бегали по кругу чтобы создать атмосферу боя на большой территории. Атаки турок выглядели более чем уныло — наступление в котором участвовало 40000 турок выглядело просто как толпа 50—100 бегущих вперед турецких солдат, не более. Однако в сериале это можно объяснить тем, что он якобы показывает лишь один участок боевых действий — расположение дивизии Анзак, но тогда спрашивается зачем так много времени уделять рассказам о крупных наступлениях и объяснять зрителю что делает вся сто тысячная группировка войск, если покажут все равно лишь маленький обрывок? В общем и целом все отлично, но с массовкой получилась большая недоработка. Вывод по отношению к этому сериалу весьма противоречив. Он однозначно является лучшим продуктом военного кино за последнее время и его однозначно стоит смотреть всем любителям подобного жанра, но некоторые моменты в этом сериале заставляют задуматься — а зачем он был снят? Просто чтобы почтить память погибших на тех высотах солдат? Он не доносит до зрителя ничего, кроме ужасов войны, о которых тот может узнать из любого военного фильма. Во всяком случае сериал отличный, хоть и с небольшой долей минусов.
Когда актерская игра безупречна, это позволяет проникнуться действием и больше внимания уделить сюжету и показанным событиям. Правильный выбор актеров — половина большого дела, называемого созданием фильма. Зрителю нужно иметь осознание того, как сложно снимать на военную тематику, как уложить все в единую систему, как удержать зрителя и завлечь его в историю, как удержаться в рамках, обозревая войну, в которой всегда две стороны и на которую, естественно, имеются диаметрально противоположные взгляды. У Глендина Айвина получилось хорошо — экскурс в одну из самых кровавых страниц австралийской истории, к месту сражения АНЗАКа с турками, был подробен и, несмотря на сложность и многогранность сюжета, понятен. Режиссер показал, что придерживается мнения о Первой мировой как об империалистической, когда умирало много солдат и умирало за чужие взгляды. Заглядывая в одно сражение далекого 1915 года изнутри, воспринимаешь его не как часть большой провальной кампании, а как часть жизни простого солдата, которая может стать для него заключительной. И вот здесь та самая сильная актерская игра срабатывает. У руля Коди Смит-МакФи, который невероятно хорош в исполнении центрального персонажа, еще юного, но уже много думающего солдата Толли. Хорош он именно в том, что смог показать все изменения Толли от сомневающегося солдата-добровольца к еще юному старшему капралу, но со слишком тяжелым багажом боли для своего возраста, по истечению битвы. Остальные актеры не уступили и были не менее убедительны. Не лишними были и воспоминания главного героя о жизни до войны, и поскольку его судьба взята за основу сюжета, предыстория важна и интересна. Несмотря на большие численные потери, турки не отдали Галлиполийский полуостров, и Антанте с союзниками ничего не оставалось, как эвакуироваться. Я думаю, боевого духа всегда больше у защищающих свое, то, что под ногами, нежели у тех, кого оторвали от родной земли и отправили на завоевание чужой. Что мы, простые обыватели, знали об этом сражении, кроме кратких упоминаний в учебниках по истории? Разве только кто-то мог наткнуться на просмотр хорошего одноименного сериалу фильма 1981 года с Мэлом Гибсоном. Холодные и страшные цифры в финале лишний раз показывают, что надо знать о таких событиях, даже будучи гражданином другого государства. Спасибо Глендину Айвину за качественную работу и за то, что не позволяет забыть. 8 из 10
И сотню лет спустя австралийцы помнят о чудовищном поражении, которое потерпели союзнические войска в разгар Первой мировой войны, когда Антанта, вгрызаясь в Галиполийский полуостров, безуспешно пыталась овладеть Дарданеллами, чтобы разблокировать российские порты, для чего изнурённая Британия вынуждена была пополнить силы за счёт австралийских и новозеландских полков, бросив только что мобилизованную молодёжь штурмовать турецкие окопы, не считаясь с числом нараставших потерь. Кровавый след того сражения тянулся через десятилетия, оставаясь не стираемым свидетельством многочисленных политических ошибок и военных просчётов, из-за которых полегли сотни тысяч солдат, не подозревавших о министерских играх и тщеславии генералов, без зазрения совести с тупым упорством отправлявших их на убой. Плачевный результат обернулся для австралийцев столетним шоком от потери тысяч своих парней, призванных под знамёна Британской Империи, чтобы костями сгнить в турецкой земле, оставшись легендой героизма и стойкости, дух которой любая армия хочет сохранить в веках образцом для нынешнего и будущих поколений, используя историю как мотив для художественного воспроизведения, как это уже успел раньше сделать со своим фильмом Питер Уир, а теперь взялся продолжить Глендин Айвин своим одноимённым коротким сериалом на ту же тему, но под иной мотив, со временем раскрывающийся в периодических мысленных камбеках главного героя, периодически возвращающегося в прошлое, проясняя, почему он оказался на войне. Обладая ярчайшей внешностью и незаурядным актёрским потенциалом Коди Смит-МакФи идеально подходит для романтико-героической истории, напоминающей о пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», где влюблённый молодой человек, отправляется на фронт вслед за своим соперником, чтобы быть наравне с ним с борьбе за девичье сердце, разрывавшееся между тем и другим, как здесь младший брат, скрыв малый возраст, следует за старшим, чтобы его подруга ждала обоих, не подозревая чем для них станет этот поход. Периодически всплывающая линия мирной жизни вместе с мистическим предсказанием базарной гадалки преследуют Толли в перерывах кошмарных боёв ожиданием неминуемой смерти, ежедневно подавляемым бесстрашием, с которым он поднимается в новый бой, пока главнокомандующие надувают щёки, а министры раскладывают политический пасьянс, разменивая солдат на амбициозной цели. Невинный мальчик в пылу боёв — не только средство эмоционального давления, но и один из нескольких характерных персонажей, составляющих компанию боевых друзей-товарищей, образующих один из нескольких кругов жизни, которая разворачивается на войне, рассортировавшей всех по своему порядку, определив свой удел генералитету и журналистам, продавая совесть, воюющим на информационных фронтах. Не слишком накачанное взрывной пиротехникой, кино сдерживает батальный размах, локализуясь в окопах у подножия неприступных холмов, лишь изредка, с песчаного пляжа открывая нарисованную панораму на дымящие трубами бесполезные корабли, сортируя эпизоды между линиями информационной игры с войной, игрой в войну и приземлённой реальностью солдатского быта, рождающего примеры взаимного благородства и честности бойцов, непременно заглядывая, в обычно взятое крупным планом, переменчивое детско — мужественное лицо Толли — МакФи, выносящее за скобки любые интриги спесивых мужчин, наполняя сюжет гнетущим ожиданием его конца, который вовсе и не хочешь увидеть.