Клей
- 15 сен 2014
За десятки лет существования картонных детективов, где гениальный старик в одиночку раскрывает запутанные преступления, произошедшие в домах аристократов, процедуралов, где словно сошедшие с подиума актеры, исполняют роли полицейских, способных поймать даже изощренного преступника с интеллектом гения, который любит поиграть со стражами порядка в игры, и сериалов про судмедэкспертов, исполнители ролей которых с постным видом произносят термины, не понимая их сущности, смерть в телевизионной продукции была сведена к интересной загадкам со скучной разгадками, анализам ДНК, трупному окоченению и состязанию разумов полицейских с разумом убийц. Но в 2007 году вышел сериал, который заставил зрителя вспомнить, что за терминами, лабораториями, полицейской формой и погонями, скрываются жертвы и убитые горем семьи — скандинавский проект «Убийство», предложивший зрителю детектив в новой форме, представляющей собой расследование одного преступления в течении целого сезона, не только детализировал этапы, через которые проходит расследование, а еще и раскрыл множество других вопросов, возникающих после смерти, которые никак не связаны с законом и порядком. Успех «Убийства» поспособствовал появлению множества сериалов подобного формата, которые были сняты практически во всех частях мира, начиная с тех же скандинавских стран и заканчивая США, Англией и Ирландией. Сценарист Джек Торн, который хорошо знаком каждому ценителю английских сериалов и кино, работавший над такими проектами, как «Молокососы», сериальных продолжениях фильма «Это — Англия!» и картиной «Книга скаутов для мальчиков», тоже решил обратиться к убийству, как к чему-то большему, чем просто история на одну серию. Вдохновившись книгой Донны Тартт «Тайная история», рассказывающей о группе друзей слегка за двадцать, чью жизнь изменило преступление, частью которого они оказались, Торн создал «Клей» — сериал, рассказывающий о том, как убийство молодого цыгана в сельской местности затронуло всех, кто проживает в этом вымирающем месте. Мы много знаем о жизни в одноэтажной Америке, разбитых квартирках где-нибудь в Эстонии и среднего размера городах в Англии, в которых сосредоточено в основном население, принадлежащее к рабочему классу, но очень редко кино и сериалы заводят нас далеко, как завел Джек Торн, когда предложил зрителю восемь серий понаблюдать за жизнью в живописном захолустье, которое становится полноправным героем истории. Специфика жизни в таких местах в том, что они создают ощущение того, что секретов не существует — каждый знает кто с кем встречается и кто с кем дружит, каждый знает, кто употребляет наркотики и кто поколачивает жену, каждый помнит каким кто-то был в детстве и каждый думает, что знает какие все сейчас, но когда происходит убийство, разгадка которого не кажется очевидной, то это встряхивает все сообщество, показывая, что секреты все-таки проникли в это царство ясности и прозрачности. Как и все прочие работы Торна, его новый проект делает центром повествования молодых людей, каждый из которых тесно связан между собой и жертвой убийства, и, когда необратимое происходит их предсказуемый сельский быт вынужден выдержать проверку трагедией, которая породила собой множество изменений в их жизни. Кому-то придется решить стоит ли вернуться в цыганскую общину, кому-то продолжать ли быть частью ее, кому-то с кем быть и что делать, кому-то наконец-то столкнуться лицом к лицу со старыми обидами и разобраться в них раз и навсегда, а абсолютно каждому из них в итоге придется еще и выяснить, что убийца — один из них. Если в большинстве картин, повествующих о жизни молодых людей аналогичного возраста, живущих в мегаполисах, главной темой становится поиск себя, то «Клей» целиком и полностью сосредоточен именно на взаимоотношениях и на том, как решение одного человека влияет на всю избранную автором группу людей. Вполне возможно, что смотря новую работу Торна вы поймаете себя на мысли, что не задаете вопрос «Кто убил Кэла?» — автор сериала предпочитает делать акцент не на формальном расследовании и работе полиции, а на последствиях одной смерти для местного сообщества, на эмоциях, прошлых и настоящих, на чувственных элементах истории и на столкновении людей, которые потеряли друг друга давным давно и теперь вынуждены снова вспомнить про то, что их когда-то разлучило. Где-то там, фоном детективы вяло продолжают поиски убийцы, а в это время в живописных эпизодах компания молодых людей пытается разобраться со своим горем, иногда натыкаясь на неизвестные до этого ответы, ведущие к разгадке главного вопроса, которые часто остаются незамеченными, поскольку герои скорее пытаются найти способ продолжить свою жизнь, чем узнать кто ответственен за убийство. А ответ гораздо проще, чем кажется, и прелесть не только в том, что это аккомпанирует незатейливости сельской жизни, но и в том, что пока в детективных сериалах не кабельных американских каналов разыгрываются полномасштабные игры разума и находятся фантастические мотивы для убийства, в реальной жизни это скорее долгие годы подавляемое одиночество, чувство вины и ненависть, которая однажды трагическим образом выливается наружу при самых случайных обстоятельствах. «Клей» это не история о загадочном маньяке, а поэтичное, чувственное и душевное повествование о человеке, с самых ранних лет лишенного настоящей полной семьи и вынужденного так отчаянно цепляться за оставшееся от нее, что это неизбежно привело к трагедии.