Уходящая натура
- 21 июл 2014
В 70-е и 80-е я никогда не жил, и представления о том, как жили в это время, имею только по рассказам и по таким фильмам, как этот. Впервые фильм смотрел отрывками, занимаясь своими делами, когда он шел вечерами на Первом канале. Но настолько мне понравилась тогда игра Марии Шукшиной, и то, как она сыграла в фильме сразу 2 роли — Вероники и Клавдии. И обе роли удивительно экспрессивные. Запомнился тогда и момент обреченности главного героя, который упал прямо на дороге перед приближающимися «Волгами» члена ЦК КПСС писателя Раззамазова. Когда я уже решил посмотреть весь сериал целиком, то был еще больше удивлен всей глубине сюжета, потрясающей игре актеров, полноты жизни и переживаний. Героев Колтакова и Скляра помню еще по другому известному сериалу о позднем социализме — «Икра». Но там они были людьми системы — высокими чиновниками, которые имели власть. А здесь они наоборот, творческие личности, сильно придавленные этой властью. В центре внимания — героиня Анны Чиповской — с говорящей фамилией Гуляева. Она в этом фильме не просто девушка, привыкшая получать все что она хочет, она в одиночку борется против системы. Борьба это разумеется закончилась ничем, потому что против системы в СССР идти нельзя было. Она большая — раздавит и не заметит.
Странно, что отзывов на «кинопоиске» о этом сериале совсем немного. Может обманчиво показаться, что он прошёл незамеченным для массового зрителя. Но, на других профильных сайтах попадается, как раз, немало сообщений и впечатлений от просмотра «Уходящей натуры», и становится понятно: сериал видели, сериал оставил впечатления у зрителей. И что отрадно, впечатления в основном, положительные. Разумеется многие проводят сравнения «Уходящей натуры» с нашумевшей «Оттепелью». Не удержусь и я немного сравнить эти сериалы. И прежде всего отметить, что вышли эти два сериала про киношников почти одновременно. Буквально один год разницы между ними. И конечно же, «Уходящая натура» заведомо оказалась в тени от громкой пиар-акции «Оттепели» снятой маститым Валерием Тодоровским. Который на тот момент, без сомнения, пребывал в эйфории от громадного успеха своего проекта «Стиляги» и это, наверняка, сыграло свою роль в его желании окунуться в атмосферу Москвы начало 60-х годов ещё раз. Проект его, конечно, прошёл с пафосом. Не зря мне знакомые киношники не раз советовали посмотреть эту пресловутую «Оттепель». Я посмотрел и оказался глубоко разочарован данным творением. Подробный отзыв я писал на странице данного сериала. Напомню только, что «Оттепель» оставила след конфетной обёртки, яркой размалёванной картинки, лубка, созданного на потребу поколения XXI века и не имеющая с эпохой начала 60-х годов НИЧЕГО общего. Типичный коммерческий проект с яко бы посылом на Советскую послевоенную действительность. И не более того. Поскольку при более детальном анализе, вся эта напускная мишура слетает с «Оттепели» как шелуха с луковицы. И остаётся голая пустышка для одноразового просмотра на потребу массовой публике. В «Уходящей натуре» предстаёт совсем иная картина. И я скорее склонен сопоставить этот сериал с фильмом Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи».[/I] Прошу заметить: даже названия этих работ в чём-то перекликаются! И в том и в другом фильме сразу чувствуется рука мастеров, ДОСТОВЕРНО вводящая зрителя в атмосферу Советского Союза. Не зря я подчёркиваю слово: достоверно, поскольку передать её и в сериале Иосифова и в фильме Говорухина получилось отлично! Говорю это с уверенностью, как человек заставший ТО время. Я, ведь, не зря, изучая различные фильмы и сериалы, обращённые к эпохе СССР стараюсь почувствовать атмосферу тех лет. И, надо сказать, удачные попытки можно пересчитать по пальцам. В основном, как раз, попадается шелуха и дешёвые картинки, как в «Оттепели». Но, отрадно, что удачные примеры тоже есть. Именно поэтому я ставлю рядом две работы: «Уходящую натуру» и «Конец прекрасной эпохи», как великолепные примеры, передающие дух, настроение, менталитет людей, живущих при советском строе. Так что это первый БОЛЬШОЙ плюс сериалу «Уходящая натура», но далеко не единственный. Другие плюсы вытекают из первого, дополняя общую картину, созданную сериалом. Прежде всего — это люди и людские истории. Глубина эмоций, переживаний, чувств в «Уходящей натуре» передана куда глубже, чем в поверхностной «Оттепели». Здесь искренне сопереживаешь героям и волнуешься о том, что с ними произойдёт дальше. Сопереживаешь режиссёру Андрею Звонарёву (Сергей Колтаков), полюбившему замужнюю женщину с двумя детьми, сопереживаешь Веронике (Мария Шукшина), которая понимает, что чувства мужа к ней остыли, и она не в силах его удержать, сопереживаешь незадачливому Юрию Кузьменко (Игорь Скляр) — творческому человеку, уставшему от хронического жизненного тупика, и потому срывающегося то в алкоголизм, то готовому окунуться с головой в опасную авантюру. Много кто из героев вызывает сопереживание или хотя бы интерес к своей личности. Поскольку герои в «Уходящей натуре» живые. Они все со своими слабостями и со своими сильными сторонами, они страдают и радуются, у них есть истории и есть попытки заглянуть в будущее. Герои проработаны, что в современных фильмах и сериалах, увы встречается далеко не часто. Следующий момент — партийная система. Читая отзывы о сериале, всё-таки периодически обнаруживаю плевки, что, дескать, режиссёр не устоял от модного соблазна в очередной раз очернить партийную систему Советского строя. Извините, в чём очернение? В чём Дмитрий Иосифов оказался неправ? Что он выдумал? Повторюсь, я застал времена СССР, и потому уверенно могу сказать: всё в жизни было именно так, как предстало нам в «Уходящей натуре». И государственные заказы на популяризацию коммунистических историй, и жёсткая партийная номенклатура, и выговоры на партсобраниях за личную жизнь, и стукачи, и доносы, и запреты на выезд заграницу…. Всё это было. И это всё правда, а не художественный вымысел! Скажу больше: на деле было ещё жестче, кое-какие моменты в фильме смягчены. Иначе картинка получилась бы совсем унылой и безысходной. Например, в реальной жизни Юрий Кузьменко не имел бы никаких шансов на реабилитацию, а со 100% вероятностью загремел бы в психушку на несколько лет. Но в фильме ему дали шанс, что является, в общем-то вымыслом. И подобных нюансов, по ходу сюжета, немало. Так что никакой грязью Дмитрий Исосифов Коммунистическую партию не полил. Он наоборот показал её в более-менее адекватном облике. Следующий момент: атмосфера на киносъёмочной площадке. Вот! То, о чём я говорил, когда писал свой отзыв о сериале «Оттепель». Вот, чего мне там не хватило, и что здесь предстало во всей красе: это именно сложность кинопроизводственной работы. И постоянные вызовы по телефону, и отказы от ролей, и конфликты, и брак плёнки, и жёсткий худсовет, и примитивный сценарий, который нельзя править — всё это здесь есть. Браво! Спасибо Дмитрию за прекрасно переданную атмосферу жизни киношников! Вот здесь — правда, а не в «Оттепели». Здесь страдания, боль, разочарования, а не в «Оттепели». Здесь досконально показана работа группы, а не в «Оттепели». Видимо я слишком часто повторяю в своём отзыве название «Оттепель». Но, что поделать, небольшой промежуток времени прошёл между просмотрами и одного и второго сериала. Свежи впечатления. И все положительные моменты собрала в себе именно «Уходящая натура», как максимально реалистичная драма. Очень достойный сериал! Обязательно постараюсь пересмотреть его ещё раз, по возможности. От него веет и теплом лета, и запахом скошенной травы, и пылью просёлочной дороги. И даже водка на столе здесь в тему, и веришь людям, которые открывают в кадре очередную бутылку, и потому возлияния здесь не раздражают так, как раздражали в «Оттепели». И любовь здесь показана, именно, как любовь: тонкое ранимое чувство, а не обладание женским телом в первые же часы знакомства. Этот достойный сериал про поколение 70-х и ДЛЯ поколения 70-х годов XX века. Современным тинейджерам понять эту атмосферу будет непросто. А мне ещё раз хочется сказать: БОЛЬШОЕ СПАСИБО Дмитрию Иосифову и всей творческой группе за этот фильм!
Признаюсь, после положительных рецензий на этом сайте была надежда, что это будет на уровне «Оттепели», но только про 70-е. Но, увы… «Уходящая натура» и рядом не стояла. В общем-то симпатичный главный герой в исполнении Сергея Колтакова, и на этом все. Очень искусственный, вымученный, какой-то «картонный» сюжет, который так и не смог развернуться ни в какую сторону, а где-то к 6-й серии просто развалился. Фильм ни о чем, просто ни о чем. В очередной раз лягнули СССР, КПСС, ВЛКСМ и что там ещё было. Люди у нас в целом были неплохие, но система их лишила кислорода, искорёжила и раздавила… Ой ли? Из фильма в фильм нам вдалбливают одно и то же. Когда уже прекратится этот шабаш на костях? И ещё. Главное, наверное. Все восем серий все без исключения (кроме простоватого героя Владимира Вдовиченкова) мучаются и глубоко несчастны. И городским, и деревенским — всем так плохо, что хоть в петлю лезь. Вот в чем главная ложь этого, с позволения сказать, фильма.
В наше время очень модно делать сериалы на ретро-тему, от времен Древней Руси до лихих девяностых. Сериал «Уходящая натура» охватывает более мирное время, это 70—80-е годы прошлого века. Перед просмотром сильно радужных надежд на что-то интересное не было, очень уж любят у нас очернять прошлое. Как же я ошибалась, сериал оказался чудесным. И как удивительно, что снял его не кто-то, а Дмитрий Иосифов, который в детстве сыграл главную роль в фильме-сказке про Буратино. И как тот фильм, этот сериал сделан с любовью к людям, к той эпохе, где были и недостатки, но были и свои плюсы. История не новая, столкновение разных менталитетов городских людей и жителей села. Съемочная группа приезжает в одно симпатичное село, чтобы снять заказной фильм о колхозе и его председателе. Актеры знакомятся с сельской жизнью, нравами, людьми. Они часто им непонятны, не все сразу находят общий язык, смотря друг на друга с предубеждением. А ведь в селе не только образ жизни иной, там и люди другие, более настоящие, открытые, наивные. Режиссер картины сначала без особого рвения берется за съемки, больно тема пропагандистская и заказная, но потом вливается в процесс, наконец полюбя своего главного героя, постепенно делая его более живым и настоящим. А в то же время и сердце режиссера наконец освобождается от пустого безразличия к истеричной жене-актрисе, и режиссер влюбляется в сельскую жительницу. Много в сериале и других, не менее интересных линий, но самое главное, что все герои оказались такие настоящие, нечернушные, но со своими плюсами и минусами. Интересно показана и съемочная кухня, как вообще снимаются фильмы, какие порой споры возникают на площадке, какими путями порой актеры добиваются роли. Замечательный актерский состав стал прекрасным дополнением. 9 из 10
В недоумении, почему такой замечательный сериал по-тихому показали разок и все? Иные-то, которые пожиже явно будут, с повторами, да продолжениями, помпезно раскручиваются… Но ведь в «Уходящей натуре» убийств нет, маньяков опять же забыли, чернухи и прочих прелестей. Непорядок, словом. Неформат какой-то. Не любитель сериалов «первого канала», но тут взахлеб смотрел. Получилась крепкая драму про любовь, про жизнь, смерть, про вечные вопросы выбора. И ведь снято хорошо, черт побери! Есть динамизм в сюжете, живые герои, а не картонные куклы, и концовка не слюняво-розовая, а жизненная. Очень удачный прием про фильм в фильме, такой сеттинг просто находка! Не обошлось и без политической окраски, куда же нынче без нее, родимой. Авторы умело показали картину страны социализма тех лет, начало краха и поведение простых людей: на картинке выступают за партию, а за сценой комбикорм себе в гараж. Государство чай не обеднеет. Страшно сказать — ничего особо и сегодня не изменилось. Но впадать в политиканство и морализаторство не стали. Над концовкой плакал, как гимназистка. Создатели натянули до предела ниточки всех основных сюжетных персонажей, аж до звона, вот-вот рваться начнут, и тонко сыграли мелодию кульминацию, поставив точку в судьбе героев. Отдельно хотел отметить актерский состав и особенно главного героя. Одна из лучших ролей Сергея Колтакова, на мой взгляд. Актеру удалось очень достоверно, мастерски, на нерве, раскрыть своего героя, его переживания и эволюцию. Пять баллов ставлю, к просмотру однозначно. Один из лучших сериалов последних нескольких лет!
Бесподобный фильм! Эмоции зашкаливают. Все слаженно и чётко, смотрится эта восьмисерийка на одном дыхании, потому что: 1)интересный понятный душевный сюжет, пусть и напоминающий классный проект Дмитрия Астрахана «Зал ожидания»; 1)галактика «звёзд», начиная с моей любимой актрисы Марии Шукшиной, заканчивая несбывшейся легендой Голливуда Олегом Тактаровым. Сергей Колтаков («Зеркало для героя», «Братья Карамазовы»)- душа и настоящий нерв, не побоюсь этого слова, киношедевра; 3) трогательная музыкальная тема; 4)и главное, фильм учит простым человеческим ценностям: никогда не сдаваться; когда нужно, смириться; подставить плечо ближнему; быть честным, по крайней мере, с самим собой; смотреть открыто в лицо опасности, зная что за тобой справедливость… Ещё хочется отметить, что в этой ленте не все так однозначно, впрочем, как и в жизни. Странно, что рецензий на этот шикарный культурный кинопласт, практически, нет. Конечно, это не «Идиот» Бортко, но все же… Хочется верить, что этот сериал просто опередил своё время! Низкий поклон создателям этого качественного проекта! Р.S. Удивительно, при эмоциональной составляющей фильма нет пошлятины, похабщины и «крепкого» словца! Все очень органично, по теме и красиво жёстко!
Очень сильное кино, странно, но по отсутствию рецензий складывается впечатление что его никто не смотрел, или по крайней мере не смотрел, как говорится, толком. Кино это — про человеческую жизнь. О мечте и непреодолимой силе, о любви и ревности, о личности и безжалостной государственной машине. Актеры подобраны великолепно, замечены живые легенды родом из СССР (Скляр), есть и молодые звезды. Отдельно можно отметить Тактарова, очень сильно сыграл в последней сцене с детьми и женой. Исполнителя заглавной же роли, С. Колтакова, помню только как прокурорского работника из «Мама, не горюй», отличное было камео! Но здесь он, конечно, трагик 80 уровня, браво! Дух 70—80х годов присутствует в картине в полной мере, особенно узнается в мебели и автотранспорте, ГАЗ-24 и красный Икарус помнят все, кто родился в те времена.. Спасибо режиссеру, сценаристу и всей съёмочной команде, актерам низкий поклон. Редкий проект в наше время.