Челночницы
- 03 окт 2016
«Челночницы» — проект о том времени, которое было сосем недавно. Время 90-х. Тяжелое время, которое случилось со всеми. Очередной трудный этап страны, который не должен повториться сейчас. Я это время не помню, поэтому смотрел сериал на одном дыхании. Да, нельзя показать все то, что было на самом деле, так как это страшно. Чтобы кто не говорил, на мой взгляд, данный фильм будет очень полезен для тех, кто не жил тогда, чтобы хоть чуть-чуть прочувствовать это на себе. И главным героям удалось это сделать. Заставить поверить. Актерский состав подобран великолепно, каждый из героев, как положительный, так и отрицательный справился со своей ролью. Огромное спасибо замечательным актрисам: Марии Порошиной, Зоряне Марченко, Ирине Розановой и другим. Вы подарили настоящие эмоции, заставили окунуться в 90-е. И правда, начинаешь понимать после просмотра фильма, что выживает только сильнейший. И как бы сложно не пришлось, надо идти к своей цели. Кормить семью, развиваться, жить. И помнить, что время-деньги! Смотрите, всем советую. 10 из 10
От фильма прежде всего ожидала увидеть ту реальность, в которой мы жили в 90-е. Фильм в какой-то степени пытается передать безнадегу тех лет, умирание армии, крышевание и криминальные переделы. Мужчины, оказавшись выброшенными государством на обочину, опускают руки, женщины, наоборот, вертятся-крутятся, понимая, что если не они, то кто прокормит детей и тех же самых мужей. Самая главная загадка сериала — ничем не объяснимая влюбленность всех встреченных мужчин в героиню Марии Порошиной. Ее абсолютная асексуальность и амебный характер никак этому не способствуют. Вторая загадка. На протяжении всего сериала интеллигентные жены находятся под опекой хрупкой Эллы, героини Светланы Ивановой. В этом какая-то несостыковка с духом времени, когда каждый был сам за себя, даже близкие друзья, а в данном случае речь идет о совершенно чужих друг другу людях. По сути, «челночницы-офицерши» так и не обретают способность к самостоятельным решениям, а даже если и принимают их, то последствия оказываются катастрофичными. И всякий раз на первый план выходит их фантастическая инфантильность, сводящаяся к выклянчиванию денег и ожиданию, что появится кто-то, кто разгребет все проблемы. Ирина Розанова и Светлана Иванова, пожалуй, единственные, кто смотрятся органично в своих ролях. Одна — в роли хищной и беспринципной хозяйки рынка, другая — в роли ее помощницы, хваткой бывшей балерины, не утратившей среди всего этого бардака моральных принципов
Несосмненно, сериал, как и все работы по сценарию Зои Дзюбло (Кудря), зрелищен, сюжетно интересен. Только вот беда — нет в нем положительных героев. Вообще нет. Полковник полковник авиации, командир части, спасающий собственными сбережениями офицера-вора из-за симпатии к его жене, абсолютный иванушка-дурачок, пытающийся делать добро тем, кто его не заслуживает. Кстати, непонятно, почему герои сюжета постоянно влюбляются в самую бесцветную героиню, абсолютную «серую мышь», которую играет Мария Порошина. На фоне своих помошниц, команды челночниц, она выглядит глупо и такое внимание к ней мужчин можно отнести только лишь симпатиями или зависимостью режиссера. Бабы в этом фильме или отъявленные лохушки или столь же яркие мерзавки. Что не мешает им по воле сюжетной канвы избегать смерти и даже добиваться успеха. Хотя по законам жизненной правды им давно пора оказаться или на панели, или в бомжатнике. Тем более, что и мужья у них им подстать — безвольные уроды. Интересно, что и в других сценариях Дзюбло, например в воплощениях образа майора Черкасова, известного нам по картинам «Мосгаз», «Палач», «Шакал», так же отсутствуют умные, положительные герои. Настолько отсутствуют, включая абсолютных идиотов (руководители сыщика Черкасова) или идиотов блаженных (сам Черкасов), что невольно начинаешь сопереживать самым ярким героям — маньякам и убийцам. Ну а о фильме этого же сценариста «Адмиралъ» можно уже и не упоминать — большего урода, чем главный герой этого очень слабого фильма, трудно выдумать. Так что номинация на «Золотой орел» вполне заслужена — чернуха о СССР вполне востребована теми, кто нынче финансирует кино и литературу.
Совсем недавно на телеканале «Россия» завершился показ многосерийного фильма «ЧЕЛНОЧНИЦЫ». Хотя, если верить многочисленным комментариям, продолжение сериала вполне возможно — настолько неоднозначно восприняли зрители его финал. Историю о пяти женщинах, пытающихся всеми правдами и неправдами решить финансовые вопросы своих семей в разгар диких 90-х, написал автор, знакомый каждому из нас. Сценарист Зоя Дзюбло (Кудря) умеет создавать близкие, понятные и в то же время захватывающие, во многом «сказочные» сюжеты. Она удостоилась ряда наград в области полнометражного кино — номинация на «Золотой орел» за участие в написании сценария к фильму «Адмиралъ». Но сериалы, точнее многосерийные фильмы, удаются ей особенно. Это она вместе с Александром Миттой придумала и прописала многими любимую «Границу. Таежный роман», это она создала образ майора Черкасова, известного нам по картинам «Мосгаз», «Палач», «Шакал», именно ей принадлежит идея знаменитой «Ликвидации». Можно ли поставить «Челночниц» в один ряд с названными картинами? В плане сюжета, актерского состава и игры — скорее, да; в плане постановки, на мой взгляд, «Челночницы» заметно им проигрывают. В центре повествования разные, но во многом схожие женские характеры. Робкая, интеллигентная школьная учительница Ольга (Мария Порошина), бойкая, экспрессивная офицерская жена Светлана (Елена Панова), кокетливая и независимая молодая медсестра Алиса (Зоряна Марченко), хладнокровная, умеющая выживать хозяйка рынка Зоя (Ирина Розанова), ее мечтающая «о чем-то большем» племянница Элла (Светлана Иванова). В жизни каждой возникает ситуация, когда деньги, причем немаленькие, становятся жизненно важны. У Ольги болеет дочь, взявшая кредит мать Светланы вот-вот потеряет дом, Алиса понимает, что не прокормит себя и своего пьющего отца на зарплату медработника. Капитал в фильме, как, впрочем, и в жизни, становится мерилом всех вещей, неким главным героем. Персонажи месяцами не получают зарплату, но знают, что большие деньги где-то рядом. Стоит лишь как-то вывернуться, поменять свои нравственные устои, пойти на небольшой риск или обман, и ты эти деньги получишь. В картине прослеживается тема неумения жить в новом обществе рыночной экономики, желания остаться в старом «советском» мире: Ольга переживает настоящую ломку, когда ей, образованной и возвышенной, приходится торговать. Ей стыдно. Одноклассник, работающий на рынке, успокаивают: вот там медики, вот там учителя, а товар подвозит кандидат наук. Мать Светланы не понимает, что за взятый кредит нужно платить, в противном случае можно потерять все имущество, ведь в той стране, где она родилась, такого не было, все было намного «проще». Челночное дело заметно улучшает материальное положение героинь, в заключительных сериях они выглядят, ведут себя иначе. Хотя личные проблемы деньги все же не решают, а иногда и усугубляют положение. Сценарист вводит тему «разоблачения материального»: в прошлом яркая и беспощадная хозяйка рынка Зоя, потеряв сына, раздает бесплатно свой товар. К ней приходит раскаяние, но ее место быстро занимает кто-то другой. Самой спорной и обсуждаемой темой фильма стала проблема взаимоотношения с мужчинами. «Челночницы», действительно, получились очень женскими. Рядом с каждой героиней есть мужчина, причем не один. Две из них — офицерские жены (действие фильма и начинается в военном городке Восход). Но сериал во многом о том, как женщины в это непростое время спасали свои семьи сами, принимали сложные решения сами, зарабатывали деньги сами. Когда в их жизни все же появлялся по-настоящему сильный мужчина, они тоже сами делали выбор в пользу семьи. На мой взгляд, в этом и заключается главный кинематографический минус сериала — режиссер Юлия Краснова упростила, снизила проблематику больных и жизненных для нашей страны вопросов, затронутых в сценарии «Челночниц». С другой стороны, тема наследия «лихих 90-х», влияния этого времени на нас сегодняшних вновь поднята. В «Челночницах» каждый человек, переживший 90-е, непременно увидит кусочек себя и своего прошлого.