Казнить нельзя помиловать
- 06 дек 2017
Честно говоря, повёлся на вычитанное в Сети мнение о том, что, мол, данный сериал явился достойным продолжателем традиции культовых (по крайней мере, для меня) «Ликвидации» и «Место встречи…». Посмотрел восемь серий. И решил узнать, за что эта картина удостоена почти семи баллов на уважаемом ресурсе. Теперь узнал. И не могу удержаться от нескольких реплик, хотя никогда ранее рецензий на фильмы не писал. К сожалению, в отличие от классики (позвольте далее так величать две выше обозначенные работы), здесь весь сюжет шит белыми нитками. Так случается, когда полёт творческой фантази вступает в противоречия с реальностью. И авторы, не находя в себе сил поступиться фантазией, пытаются задним числом поменять реальность. То есть переписать историю. А это, согласитесь, уже не укладывается в «творческие допущения», на которые, безусловно, имеет право художник. И главная опасность переписки прошлого в том, что современное поколение судит в частности о войне и «около с ней» по таким, вот, «кино шедеврам». Да, в классике тоже имели место быть «творческие натяжки». Но они… как бы подобрать правильное выражение… не то, что глаз не резали, а скажу даже жестче: не хамили зрителю. То есть авторы тех фильмов не полагались на пробелы в подготовке массовой аудитории. Типа, публика дура — всё равно слопает! Здесь же лично я вижу, к сожалению, обратное… И дело вовсе не в технических тонкостях, о которых говорят другие рецензенты. Цветах фуражек, марках оружия и тому подобных вещах. Хотя не удержусь от колкости насчет дорожного указателя «Париж 12» (да ещё на голубом фоне!) подле непролазного от грязи российского проселка. Речь не идет и о набивших оскомину типажах дегенератов чекистов, на что тоже справедливо пеняли авторы рецензий. Всё куда хуже. Причем с двух точек зрения: логической и нравственной. Если к логике событий и поступков главных героев «в классике» придраться сложно, то в «Казнить…» эта штука хромает на обе ноги. Тон задает ключевой момент: превращение Кати в журналистку Нину стараниями благородного Юрия. Частными стараниями, заметим. Тайком даже от собственного руководства в Москве, которое в итоге полагало разведчицу погибшей. А потом после войны Юрий получает согласие высокой инстанции на подключение «воскресшей» к делу. И та инстанция — товарищ Абакумов. Руководитель МГБ СССР на тот момент. К ведению которого кадры разведки Генштаба (где подвизались главные герое) никогда не относились. Добавим сюда, что тогда уже существовало отдельно МВД СССР, боровшееся с уголовной преступностью (на долю МГБ хватало врагов народа и разных бендеровцев). В общем, полный бред! Что, вспомнили «Ликвидацию»? Э, нет! Там то зажигали военные в лице маршала Жукова с помощью как раз же подчиненной им военной разведки. Что логично. На мой взгляд указанная нелепость и потянула за собой всю остальную череду натяжек, описать которые не хватит и нескольких рецензий. А теперь по части нравственной. В классике герои тоже бились «за идею». Но какими способами? Честно говоря, я не могу себе представить, что персонажи Машкова и Высоцкого способны ради той высокой идеи хладнокровно пристрелить товарища по оружию. Хотя бы одного. Как не могу представить и того, чтобы профессионал, коим нам подают Нину-Катю, систематически ставила под угрозу жизнь и здоровье близких. Отсюда закономерный вопрос. Если главные герои картины — безнравственные отморозки, а суть фильма — их кровавые похождения по праву вершения самосуда, то какова же, собственно, идея фильма? Ладно, сами ответите — не сложно. Полагаю, продюсеры в итоге тот ответ уже нашли. Потому и не шибко рекламировали сериал (на что кто-то посетовал от удивления). И ещё уповаю на то, что сие творение не попадет на зарубежные экраны. Иначе граждане, почитающих нас, россиян, за дикарей, лишь утвердятся в своем мнении.
Мне, честно говоря не очень понравился сам дух сериала. Те штампы, которые нам вешали с упоением в конце 80-х и начале 90-х полностью здесь имеют место быть. Ляпы, которых в фильме много, уже отмечались в предыдущих комментариях. Дополню, школа при ГШ РККА, следовательно все сотрудники военнослужащие РККА и фуражки НКВД здесь не к месту. Непонятно по сюжету как диверсанты из армии вдруг оказались в НКВД, потом в МГБ. Разведка Красной Армии оставалась всегда в ведомстве Наркомата, затем министерства обороны. Непонятно как борцы с беззаконием узнают о партии сверхсекретных автоматах, которую захватили группой в пять человек (тоже непонятно). Непонятно, а зачем им автоматы то? Не могло же МГБ дать задание захватить сверхсекретное оружие… Здесь отмечалась «красной линией» сериала идет мысль: «вот тогда была война теперь мир, мы должны отдыхать». Это было бы понятно если бы герои попали в армию во время войны. Но. это кадровые командиры разведки с довоенным стажем. О каком конце войны тогда может идти речь? Командир, затем офицер он и мирное время выполняет свой воинский долг. Не партизаны, чай. Кстати, в такие серьезные органы вряд ли взяли бы девушку влюбленную в иностранца, тем более из фашистской Германии и скорее всего «сипиона», что потом и выйдет наружу в Париже. Тут даже если родственники были за границей или в заключении людям, семи пядей во лбу отказывали. Это как в одном ширпотребном сериале, героя от уголовного наказания прячут в пограничные войска НКВД. Нонсенс. Теперь что очень не понравилось. Очернительство пограничников, партизан, работников МГБ, МВД, Берии, Абакумова абсолютно лишнее. Опять те штампы. Тупые пограничники, которые видите ли не подняли по тревоге заставу из-за того что им девица какая-то сказала. Тупое руководство, которое шифровки майора Лаптева игнорировало, тем самым войну прозевало. Ну и так далее и так дальше. Не тянет сериал на доверие. В общем как и фильм «28 панфиловцев» сериал показывает незнание создателями самого предмета, о чем фильмы. Знаете напоминает ситуацию как в 80-е годы в СССР, чтобы тебя заметили, отметили и дали тебе ход в искусстве, обязательно нужно создать произведение на тему о войне. И никто тебя не будет критиковать, ведь о святом же. Ну вот и решать конечно зрителям кого помиловать, кого казнить…
Странно видеть всего две рецензии. Безусловно работа Кима Дружинина и Андрея Тумаркина заслуживает подробного обсуждения. Не буду комментировать развитие сюжетной линии, коллеги сделали это весьма подробно. Баланс мелодраматизма и погружения в документальные события выдержан хорошо. Сериал заинтересует и домохозяек и любителей военной истории. Не являюсь профессиональным экспертом, поэтому могу озвучить только частное мнение. Спасибо режиссеру за правдоподобность медалей «За отвагу» — смену прямоугольных красных колодок на пятиугольные серые после 1943 года. То же самое про реформу ношения орденов — в эпизодах до 1943 «Красная Звезда» у ребят на левой стороне груди, после 1943 — она на правой стороне. Достоверный арсенал аутентичного вооружения также достоин похвал. Фигурирующие в пятой серии Вальтер ПП и Маузер М.1914/34 (а возможно и М.1910, к сожалению, детально оружие не показано) достаточно редко можно увидеть в кино. После такого размаха, кроме традиционных Борхардт-Люгер П.08, хотелось бы увидеть и более редкие модификации этого пистолета, встречавшихся в штурмовых подразделениях Вермахта, разведке и т. д., но, видимо, студийные запасники не настолько обширны. Не обошлось, конечно, без ляпов. Про сюжетные говорить не буду, они меня особо не затронули. Автор сценария может в художественном фильме позволить себе полёт фантазии. А вот с похищенными образцами новых автоматов полный винегрет: Во-первых в 47-ом году, как оказалось, все знают уже имя создателя — строго секретную информацию — и свободно об этом между делом болтающие (и Лаптев, и Абакумов). Это примерно как если бы в начале шестидесятых на кухнях болтали между делом о семерках конструкции Королёва или в восьмидесятых о ГШ-30 и расшифровывали бы всем знакомым аббревиатуру после того как увидели её в документе с грифом. Странно слушать это советскому человеку. Во-вторых опытные образцы оружия (АК принят на вооружение и пошел в серию только в 1949-м) в ящике не новые — уже с сошедшим воронением. В-третьих Абакумов называет автоматы АК-47. Не существует официальных документов где бы АК (или точнее «7,62 мм автомат Калашникова обр. 1947 года» или индекс ГРАУ — 56-А-212) назывался бы АК-47 или была бы такая маркировка на оружии или на оружейных ящиках. Ну и в-четвертых. В последних сериях Лаптев выходит на дело не с АК, а с АКМ, на котором заметен ДТК «свисток» появившийся только в конце 50-х годов. По поводу фуражек НКВД в диверсионной школе РККА, согласен с господином Поповым — наркоматы разные. И, кроме того, несмотря на синие фуражки, звания почему-то у офицеров обычные армейские, а не НКВД. Это серьёзный промах для консультантов. НКВД, конечно, тоже готовили спецгруппы для работы в немецком тылу, но это была внешняя разведка или отряды СМЕРШ для ликвидации переметнувшихся или неугодных агентов. А подготовкой диверсионных групп занимался наркомат обороны. Это небольшая часть недостатков, нарушающих документальную точность событий, но поговорим о достоинствах. Игра актеров достойна похвалы. Герой Дмитрия Паламарчука — образец настоящего офицера, выполняющего приказ любой ценой. Но стремление выполнить поставленную задачу не затмевает в нём способность к критическому анализу действительности, которого не хватало многим военноначальникам в период репрессий. И сейчас многим не понятно, почему так спокойно проходили аресты боевых офицеров в 30-е годы, ведь почти все они понимали, что это не недоразумение и обратной дороги уже нет. Ответ только один — люди свято верили в непогрешимость приказов и не пытались их осмыслить. Даже если это приказ трибунала. Спасибо Дмитрию Астрахану за небольшую, но яркую роль! Отдельно хочется отметить Алексея Шевченкова. Как всегда убедителен. Его характерные роли всегда целостны и интересны. В целом фильм понравился. Хотелось бы и дальше наблюдать за работой молодого режиссера Кима Дружинина. Желаю творческих находок и побед.
Почему-то этот сериал (12 полноценных серий, снятых «питерцами» при поддержке «Ленфильма») прошёл по каналу-заказчику НТВ «без шума и пыли», как-то незаметно, одно из свидетельств чего- единственная рецензия на странице сериала до написания моей. А жаль, поскольку «Казнить нельзя помиловать»- работа серьёзная, незаурядная и как минимум достойная внимательного просмотра вдумчивыми зрителями. И это при том, что её главреж Ким Дружинин до того снял всего один (зато какой!) художественный фильм- «28 панфиловцев»! Ладно, попробую восполнить информационные пробелы в своей излюбленной «тезисно-конспективной манере. … Для начала надо принципиально исправить здешний синопсис. Не знаю, какая лиса Алиса путала его автора, но любимый муж нашей главной героини Нины (Кати), зарезанный бандитами, был вовсе не сотрудником отдела по борьбе с бандитизмом, а добрым доктором, то есть врачом! Оттого-то эта боль и ударила её тем же ножом да прямо в сердце! И вот, понимая, что найти и покарать убийц мужа наши измученные взлётом послевоенной преступности органы правопорядка просто не в силах, тихо и спокойно живущая под надёжной «легендой» литредактора Нины Муравьёвой (которая и на фронте-то была всего ничего) суперразведчица с довоенным стажем Катя Орлова поняла, что её война не закончилась (и вот такое раздвоение личности актриса Мария Кожевникова гармонично, без излишней драматизации пронесла через весь сериал, практически нигде не «споткнувшись»; потому её героиню и не раскрыли до самого конца!). Но тут — о, чудо!- Нина-Катя встречает своего бывшего командира/напарника, с которым всю войну прошла (они были как две половинки единого целого, и этим сказано всё!!!), который сообщает ей, что работает «под прикрытием» по заданию самого Абакумова и внедрён в бандитскую среду, чтобы эти самые банды (в первую очередь- Партизана) изничтожить, и… они снова работают вместе, «на доверии». Жаль, что только об этом ничего не знает ленинградский ОББ, у которого свои «понятия» и который начинает серьёзное расследование. Вот такой синопсис, пожалуй, будет правильным- без спама, но с интригой! … Практически через весь сериал, через множество сцен и диалогов проходит «красная нить»: «Тогда была война, а сейчас всё по-другому, сейчас мирное время»- «Да, тогда враг был явен и прост, одет в свою форму. А сейчас его трудно разглядеть, но он враг»- «Но всё-таки мирное время, нельзя же так действовать, как на войне…»- «А она, война, может, для них и закончилась, но только не для нас, понимаешь?» Из этого и вытекает основная проблематика, драматургия сериала. И как эта дилемма «война-не война» корёжит, разрушает души бывших фронтовиков (по счастью, далеко не всех). Некоторые, подобно Партизану, решили, что кровь проливали не за «богатенькую» часть Народа и имеют право вознаградить себя за их счёт, не считаясь ни с какими, даже «случайными» жертвами. Некоторые, подобно командиру Кати Орловой, настолько уже «извоевались» и погрязли в жестокости (Характерная сцена: он, после выброски парашютного десанта на задание, после деликатного «объяснения» убивает тяжелораненого бойца; так только фашисты поступали! Ещё хуже: отправляет на явную смерть, в ловушку молодых ребят- зато опытные живы и среагировали…), что им уже не важно, что за задание, лишь бы самому быть главным вершителем судеб, и с прибытком… Некоторые, вроде Нины/Кати, да ещё неравнодушного к ней «обебешника» Грановского, просыпаясь в «военных» кошмарах, мечтают, «когда же всё это закончится», когда же наступит, наконец, для них мирная жизнь… … И я, и многие другие зрители отмечают, что «Казнить нельзя помиловать» находится под сильнейшим влиянием «Место встречи изменить нельзя». Во-первых, по тематике: те же годы, та же борьба с бандитизмом (Москва-Ленинград). Во-вторых, по персонажам. И там, и там присутствует некий фронтовик-разведчик, направленный в «ОББ», новичок и т. п. В «Месте…» это Володя Шарапов (Владимир Конкин). В «Казнить…»- Борис Грановский (Кирилл Рубцов). Грановский-Рубцов даже внешне (не говоря уже о поведении и игре на ф-но) похож на Шарапова-Конкина почти как две капли воды!!! Только вот он, извините, оказывается гораздо глупее и доверчивее своего предшественника… Аналог Глеба Жеглова в сериале тоже присутствует, но его «разбросали» на несколько образов. … Акцентирую ваше внимание на одном эпизоде в пивной, когда бывший фронтовик рассказывал собутыльникам, что видел в Венгрии и т. п. крепкие, «войной не убитые» хозяйства, каких в Советском Союзе никогда и не было. Собутыльники его прогнали, «и чтоб язык не распускал». Между тем таких «сравнителей» было много, и получили они от Берии за «сравнения» по-полной. Исторический факт. … Больших «киноляпов» в сериале я, при первом просмотре, не заметил, всё более-менее достоверно. Разве что непонятно, как это в школе подготовки разведчиков Генштаба РККА главенствовали люди в НКВДшных фуражках? Также непонятно, откуда (3 серия) у обычного врача оказались бланки Минздрава? А вот этот момент наверняка окажется открытием для вас, как и для меня. В эпизоде (1940-й год) Катя Орлова читает книгу «Тайна двух океанов»! И правильно читает, поскольку, оказывается, первое издание её состоялось в… 1939-м году, и только в 1956-м году она была экранизирована! 7 из 10
Всё чаще кинорежиссёры снимают фильмы об ушедших в прошлое и забытых периодах нашей истории. Таковыми становятся и послевоенные годы, на долю которых пришлись колоссальные усилия победившего народа по восстановлению страны от разрухи и противостоящий им бандитский беспредел. Надо отдать должное одарённому и перспективному режиссёру Киму Дружинину, чьи творческие изыскания и неоспоримый талант смогли создать сериал «Казнить нельзя помиловать», занявший достойное место в ряду успешных его работ. На протяжении всего сериала, который смотришь на одном дыхании, чувствуется, что над его созданием трудился слаженный коллектив профессионалов, сумевших донести до нас атмосферу тех трудных лет. Посмотрев фильм, уже не представляешь других артистов, исполняющих главные роли, что говорит о правильном выборе режиссёра. Дмитрий Паламарчук и Кирилл Рубцов успели отлично зарекомендовать себя как создатели многих выразительных образов в остросюжетных кинолентах, отличающихся сильным, волевым характером, тогда как Мария Кожевникова только начинает раскрывать возможности этой грани своего таланта, представ в новом амплуа, получившем своё «боевое крещение» в фильме «Батальон». Перед актрисой стояла сложная задача: создать запоминающийся образ стойкой, мужественной разведчицы, за непроницаемым лицом которой скрывается богатая человеческая натура, полная всепоглощающей преданности делу и справедливости на фоне горячего сердца, таящего жертвенную любовь и искреннюю доброту. Благодаря актёрскому мастерству и душе, вложенной в свою героиню, Мария создала незабываемый образ военной разведчицы Кати Орловой, ставшей по воле обстоятельств Ниной Муравьёвой, чья судьба никого не оставила равнодушным. Героиня Марии пытается установить справедливость, уничтожая в лице бандитов зло, несущее смерть и хаос. Кто-то не согласится с таким самосудом Нины, но есть веская причина, объясняющая и оправдывающая её поступки, — это гибель любимого мужа от рук подонков, промышляющих воровством и разбоем. Пройдя самое пекло войны и увидев в лицо все её ужасы, Нина в душе остаётся бойцом и разведчицей, считающей себя вправе наказывать и уничтожать преступников, мешающих выстраданному счастью и покою людей, заслуживших его. Не будем строго судить нашу героиню за то, что пошло не так, лучше по достоинству оценим её чувство долга, отвагу и самопожертвование. Поэтому надо поставить в говорящем названии фильма запятую после «нельзя» и утверждение знаком восклицания в конце этой истории! Спасибо Марии Кожевниковой и её коллегам по сериалу за превосходные мастерство и талант, вложенные в создание замечательных образов, которые запомнятся нам яркостью исполнения и невероятной самоотдачей. Хочется пожелать всему коллективу, работавшему над фильмом «Казнить нельзя помиловать», творческого вдохновения для создания новых киноработ, которых мы ждём с нетерпением!