Подводная лодка
- 25 ноя 2018
- 06 ноя 2018
Я являюсь безумным фанатом оригинального фильма 1981 года за авторством Петерсона. Действительно картина на века, достаточно точно передающая атмосферу боевых действий на море решающего периода войны 1942 года. Приступая к данному сериалу, я конечно подозревал что сериал не затронет меня также, как и оригинальная картина, также я давал скидку на время съемки — в период поднятия расовых и иных тем в каждой второй картине, и абсолютно был готов к разным, скажем так, «историческим неточностям» в картине, вопрос был в другом — «каким образом они себя проявят?». Сериал с самого начала разделился по сути на две части — назову их по своему — основная часть, история похода подводной лодки U-612 и история группы французского сопротивления в пригороде Ля-Рошеля. И тут кроется главная проблема сериала — Имея название «Das Boot» самой подводной лодке уделяется лишь 1/3 экранного времени, остальное повествование делится между главной героиней 2 арки — сестры радиста U-612, главы Гестапо Ля-Рошеля и вышеупомянутой группой сопротивления. Во-первых смотреть на данную сюжетную арку совершенно не интересно, помимо проблем с постановкой, с совершенно не запоминающимися (кроме гестаповца) героями и их актерской игрой, усугубляется всё тем, что ты от идейного продолжения фильма с названием «Подводная лодка» ждёшь саму подводную лодку, а не кино про военные преступления и все сопутствующие темы, для этого есть ряд других картин и сериалов. Во-вторых — эта арка имеет минимум связей с действиями, происходящими на море — в начале, конце и небольших радиопередачах. Для повествования она по сути как пятое колесо для телеги, и что точно хочу сказать, не заслуживает столько экранного времени, сколько она занимает. Её растянутость можно видеть невооружённым глазом. В-третьих — ко всем вышеописанным проблемам, авторы пытаются пропихнуть современную «повестку» (не буду расписывать какую именно, но вроде всё и так понятно), причём настолько нагло и бестолково, что это портит любые хоть какие то положительные впечатления от просмотра арки Сопротивления — буквально, нетрадиционную ориентацию главной героине сделали так, просто чтобы она была. Апогеем же абсурда является второй сезон — к двум существующим сюжетным аркам» — добавили ещё одну — нахождение одного из главных героев, представителя Кригсмарине, в США. Чувствуете какой раздор фантазий можно сделать в данном сегменте — Моральные выборы Героя при нахождении на территории противника, агентурная разведка, шпионаж, политическую игру верхних слоёв общества США и взгляд на неё со стороны немецкого моряка… И всё это есть… Но! Всё это подвинуто на второй план (и в конечном итоге не раскрыто), ради того, чтобы показать сегрегацию чернокожего населения в США, расизм в 40-х годах и что даже нацист может влюбиться в чернокожую… Скажу так — третья арка мало того что абсолютно бесполезна, скучна, так ещё выбивает экранное время которое можно потратить с пользой чтобы показать действительно то, что пришли смотреть зрители, что они ожидают увидеть — саму подводную лодку. Арка же с Сопротивлением ко второму сезона превращается буквально в Список Шиндлера, абсолютно удаляется от тематики моря и по сути является заглушкой экранного времени. А что насчёт повествования о подводной лодке? Она мне понравилась, что в первом сезоне, что во втором. И страдает она от единственного — от недостатка экранного времени, которое «грамотные» создатели сериала решили потратить на более важные с их точки зрения темы. Экипаж в отдельности практически не раскрывается, быт на корабле представлен в минимальном количестве, темы, о которых сообщается в сериале и которые хорошо бы обыграть чуть более широко на фоне приближения описываемых действий к концу войны — гибель опытных экипажей и их замена на новобранцев, использование ВМФ Союзников нового вооружения и так далее — раскрыто либо недостаточно, либо вообще никак. Тем не менее понравился психологический аспект — эмоциональные переживания во время тяжелой обстановки, неизбежности смерти, паники — показано довольно достоверно, экипаж не представляется терминаторами без каких либо эмоций, что как не удивительно достаточно реалистично. Имеются заимствования из оригинального фильма, но это едва ли не лучшее, что есть в сериале, так что лично я абсолютно не против их нахождения в сериале. Переходя к итогам — я хочу повторить. В сериале «Подводная лодка» Самой подводной лодки ровно треть. Всё остальное это — «Cписок Шиндлера», «Наши Отцы, наши дети», «Молчание Моря», «Долгие, Долгие каникулы» и так далее. Создатели сериала пытались рассказать о многих темах — об оккупации, о зверствах нацистов, о коллаборационистах, о партизанах в одной части, о флоте, о нахождение в изоляции, о долге перед Страной и Родиной в другой части и о расизме, о сегрегации, о агентурной разведке в третей части и всё это под названием «Подводная лодка», ну результат я описал выше. Причём проблем в этом сериале множество, я рассказал только о самых крупных и бросающихся в глазах. И насколько разделён сериал, настолько и я разделяю оценку. Арка 1—2 сезонов про подводную лодку — 7,5/10 (Советую только её и смотреть, всё остальное, что не связано с судьбой экипажа U-612 пропускать, как матросы находящиеся в изоляции в тесном корабле не знают о происходящих делах на Суше, так и представьте что вы не знаете, поверьте — вы ничего не потеряете) Арка 1—2 сезона про сопротивление — 4,5/10 Арка 2 сезона про Офицера Кригсмарине в США 3/10
Где-то читал, что бывшему зондерфюреру ведомства Геббельса Лотар-Гюнтеру Буххайму экранизацией своей книги не пришлась по нраву. Понять о чём он можно — фильм Петерсона это патетическая сага. И несмотря на печальный финал, он по большому, гамбургскому (каламбур) счёту, прославляет войну, мужество противостоять, и противостоять отнюдь не преступным (по суду истории) приказам, а напротив. Современный сериал «Лодка», рисует изнанку подвига. И вопреки множеству прямых цитат идёт бакштагом культовому кино. Жанр — тягучий, не столько и сколько за счёт сериального хронометража военно-шпионский нуар прямо противоположен смотрящейся на одном дыхании даже в режиссёрской многочасовой версии картине Петерсона. Вместо динамики и простора — теснота и полумрак, которые распространяются от самой У-лодки до последнго закутка оккупированного французского Ля-Рошеля. Действущие персонажи, экипаж фильм, опять же в противоположность, всё неприятные личности. Кровожадные фанатики и жестокие карьеристы и интриганы, животная матросня, циничные деляги, и малодушные, много малодушных на любой вкус. И кроме пары откровенных жертв, в фильме не нашлось места просто хорошим людям, просто выполняющим приказы. Все выживают как могут в сложившихся обстоятельствах. Но главный минус фильма, покрывающий его плюсы — большое количество клюквы, вроде радиста лодки, слушающего открыто полузапрещённый джаз.
О чем был оригинальный фильм? О суровой реальности будней подводников, что наводили страх на всю Атлантику. О силе и мужестве людей в самых отчаянных ситуациях и условиях. Кем бы они не были с точки зрения морали, они были хорошими солдатами своей страны. Их уважали и я лично уважаю до сих пор за это. Да, топить госпитали и корабли в открытом море это убийство. Но в принципе война это убийство. Времена «честных поединков» на войне давно прошли и сути не меняли — все просто: убей или умри. Короче говоря, это был очень сильный, атмосферный и реалистичный фильм. О чем этот фильм? О том какие немцы свиньи; О том что не все немцы такие (один-три человека за весь фильм) но именно они не сделают НИЧЕГО в фильме. это сопляки, слабаки и просто никто. Согласно новому фильму, экипажи лодок мечтают только о предательстве и дезертирстве. Это не гордость германии, это какие-то убогие уроды. В новом сериале нет НИЧЕГО посвященного лодкам и войне на море. Совсем. Пара сцен из фильма старого, пара сцен из «Тихого Охотника», все. Причем тупость по действиям и маневрам невообразимая. Половина сюжета посвящена сопротивлению во Франции. Тут еще глупее, но: Франция может собою гордится! Все ее сопротивление это несколько боевых лесбиянок, и сделало оно… ничего. Вива ля Франс!
Я очень люблю оригинальный фильм Вольфгана Петерсена. И для меня он один из лучших фильмов о войне. И попытку продолжить его я воспринял очень скептически. Как оказалось не зря. Ну вот название конторы Bavaria fiction уже наводит на мысли не так ли? Для начала — товарищи по-разному позиционировали свой опус — то ли это продолжение, то ли римейк. Они и сами видимо не определились. Итак, 1942 год. Решающий момент Второй мировой. В отличие от оригинала, действие происходит и на суше. Идея отличная. Если бы не одно серьезное и большое но! Происходящее в картине очень далеко от реальной действительности! Во-первых, немцы никогда не жаловали вишистских колабрационистов, во-вторых, господа хорошие по вашему в Гестапо реально брали инфантильных идиотов? И в третьих… Да еще вагон и маленькая телега мелочей! А у нас точно то кино о Второй мировой? И к тому же — почему подводники похожи на маменькиных хипстеров, а не на реальных военных. По ряду персонажей ужасный мискаст. А мадам Каплан так вообще расписалась в собственной проф. непригодности. Но самое главное это история. Здесь явно продолжается линия «Наших отцов и матерей» — ох какими же мы были мразями и дебилами! С интонациями одной известной (не буду поминать всуе) артистки. Серьезно? Вот в оригинальной «Лодке» и «Сталинграде» (немецком, а не «шедевре» Бондарчука) про то кто правил Германией не отрицается, но те фильмы о другом! О человеке на войне. О людях попавших в мясорубку войны. Есть в них и от Ремарка и библейские мотивы. А данное творение пустышка с претензией и усиленная кровищей, си… грудями и двумя звездами американских сериалов (вышеупомянутая бездарность Каплан и Валашиха). Больше того — ряд драматичных эпизодов (потопление к примеру) нагло сворован из оригинала. Плюс добавим щепотку вездесующегося феминизма. Одним словом — я думал, что только у нас могут снимать дрянь под видом «кино о войне» и хуже нельзя сделать… Можно как оказалось!