В неведении
- 21 ноя 2020
- 12 сен 2019
Вспоминая, как пару лет назад восторгался первым европейским проектом Netflix «Вавилон-Берлин», ну никак не мог я пройти мимо чешского проекта HBO Europe (тем более после столь успешного недавно «30 сребренников», тоже производства европейского подразделения медиа-гиганта), незаслуженно обделенного зрительским вниманием (во всяком случае в России) — речь о шпионском триллере «В неведении» (The Sleepers, 2019). На проверку оказалось, что куда больше общего у проекта с оскароносным шедевром Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь других» и тихо прошедшем в прокате боевиком «Неизвестный» с Лиамом Нисоном в главной роли. Зачин фактически объединяет два проекта между собой: диссидент Виктор Скала (совсем не говорящая фамилия на самом деле) с внешностью безобидного старика и молодой женой сбегает в Великобританию из родной Чехословакии в поисках свободы и лучшей жизни. Посидев какое-то время в теплом капиталистическом рае в результате то ли действия письма скучающей бывшей, то ли хитроумного плана чешских спецслужб, божий одуванчик тащит свою супругу обратно на родину — где случается злополучная авария, после которой жена просыпается в больнице, а муж бесследно исчезает. И все бы хорошо, если бы полиция действительно хотела помочь жене разобраться в ситуации и отыскать супруга, а не натравливала на бедную женщину бдительных гэбэшников. Идея с загадочной аварией и тотальным несоответствием воспоминаний и реальности, в которой тебя самого как будто бы все вокруг хотят обмануть — явно навеяна вышеупомянутым триллером с Нисоном, да и общая атмосфера тоталитарной страны победившего коммунизма, вероятно, взята оттуда же (действие «Неизвестного», если помните, происходило на территории бывшей ГДР). Но более всего общего у картины, разумеется, с «Жизнью других», хотя в отличие от победителя Оскар-2007 среди лучших фильмов на иностранном языке, данная лента является именно параноидальным триллером. Здесь тоталитарная действительность (в отличие от немецкой картины) не является полноправным персонажем, это весьма удачный фон для происходящих здесь не менее жутких событий. Сама история тоже получается значительно мрачнее «Неизвестного», и даже несмотря на минимум обнаженки или какой-либо кровавой жести в кадре, рейтинг 18+ здесь вполне оправдан. Если «жизнь под микроскопом», которую рисовал фон Доннерсмарк, в его ленте была нужна для того чтобы как можно живописнее показать насколько ужасна жизнь главных героев, погрузить их в наиболее драматичные жизненные ситуации, то в «В неведении» тот же самый неусыпный государственный контроль нужен, во многом, для нагнетания и без того чернушной атмосферы беспросветной тьмы. Визуальный ряд, кстати, этому способствует — основная цветовая палитра картинки варьируется со светло-зеленого до темно-синего цветов, демонстрируемые пейзажи красивейших чешских лесов заканчиваются на аскетичных панельных многоэтажках-коммуналках и прочих серых постройках в стиле позднего брутализма. Основные локации, кроме затерянных в лесах военных баз и душных кабинетов чехословацких спецслужб, включают узкие улицы с почти всегда дождливым либо пасмурным небом, тесные подъезды и однотипные коммуналки, по-британски роскошные посольские коридоры и т. д. Антураж в подобном кино играет первостепенную роль, ведь без достоверно воссозданной эпохи в кадре теряется и связь с рассказываемой историей. В данном проекте с этим все в порядке: ретро-автомобили (в том числе советского автопрома), квадратные панельки, характерная одежда и внешний вид персонажей — кропотливая работа многочисленных художников и консультантов видна в каждом кадре. Причем и география съемок идеально совпадает с задуманным: постоянно играющая советскую или российскую, но уж точно холодную и мрачную Москву Прага в кои-то веки сыграла саму себя. Сам сериал представляет собой многофигурное зрелище, объединяющее центральной линией автоаварии целую кучу героев со своими сюжетными ответвлениями, развивающимися на фоне этой истории. Кроме того, найдется здесь и время флеш-бекам, отлично помогающим раскрыть внутренний мир центральных персонажей, коих, к слову, здесь не мало. В первую очередь это, конечно, Таня Паугофова в роли жены исчезнувшего диссидента, на долю которой выпадает огромное количество всякого рода испытаний. Актриса играет роль достойно, ей действительно начинаешь сопереживать. Ей даже на пользу идет абсолютно невзрачная внешность серой мышки, благодаря чему она выглядит в образе правдоподобнее. Похожий одновременно на молодого Жана Рено и Жан-Юга Англада из французского «Налета» Мартин Хофманн в роли харизматичного оперативника Службы государственной безопасности ЧССР превосходен: один из самых ярких героев ленты, тот самый необходимый каждому детективному произведению пытливый сыщик в поисках истины и брутальный антигерой вроде нашего Машкова. Напомнивший Джареда Харриса в «Чернобыле» полковник СГБ в исполнении Яна Власака порадовал именно удачно отраженной на экране трагичной судьбой усталого офицера с испорченной жизнью, стремительно теряющего к ней вкус. На протяжении всего действия ленты создается впечатление, что ему, на фоне собственных проблем, совсем не до расследования подчиненного Берга-Хоффмана. Хэтти Морахэн и Дэвид Найкл в ролях британских дипломатов отлично дополняют актерский каст, изображая эдаких «леди и джентльменов» с собственными интересами. Ленка Власакова в роли сестры главной героини тоже весьма запоминающаяся: один из наиболее драматичных образов, а свою сильнейшую сцену она отыгрывает буквально в первом же своем диалоге с Паугофовой. Отдельного упоминания стоит Иван Г’Вера («Казино Рояль», «Номер 44») в роли мрачнейшего гэбиста-оперативника жутковатой наружности, который неотступно преследует центральных героев и в флеш-беках, и в реальном времени. Причем роль, фактически лишенная реплик, а запоминается этот второстепенный злодей надолго: своим хитрым прищуром, угрожающей улыбкой, холодным безразличием к своим «жертвам». Евгений Либезнюк также достойно справился с ролью фактического антагониста истории. Что же касается пресловутого диссидента — таких ребят мы очень и очень много видели на экранах, и Мартин Мышичка здесь ничем не отличается от того же Себастьяна Коха из «Жизни других», да и на экране он появляется довольно редко, чтобы говорить о нем как о центральном персонаже. Пусть вся история и вертится вокруг его персоны. Даже удивительно, что «В неведении» не имеет литературного первоисточника — настолько качественно прописана история, которая умудряется из рядовой проблемы вырастить настоящую страшную тайну, которую целая куча персонажей наперебой пытается раскрыть и помешать своим конкурентам. Очень интересно наблюдать как одни идут к разгадке, другие им мешают, как флеш-беки неожиданно заставляет переосмыслить происходящее в кадре, как личная драма и переживания неожиданно перемежаются с государственными интересами и тайной войной чешских и английских спецслужб, где разменной монетой становится именно государственный строй очередной советской республики-члена ОВД. Довольно удивительно, что шпионский жанр еще не настолько заезжен и избит Голливудом, что европейский кинематограф еще умудряется предложить видавшему зрителю нечто оригинальное. 9 из 10