Третий день
- 15 сен 2020
- 14 сен 2020
Пожалуй, это самый сложный для понимания сериал за последние месяцы. Нечасто встретишь столь активную игру с картинкой, цветом, смыслом, персонажами, как здесь. Еще реже приходится сталкиваться со столь сложносочиненным сюжетом, где непросто что-то понять, собрать воедино и сделать выводы. История рассказана с разных точек зрения, более того, с учетом разных ментальных состояний, так что она бросает вызов любой объективности и логике. Будучи не столь сложной, она подается настолько витиевато, что не отпускает, несмотря на несколько натянутую основную интригу. «Третий день», на примере затерянного где-то в Англии острова Оси и его обитателей, изучает явление уединенности, которое в случае острова становится удаленностью, а в случае людей — одиночеством. Важно, что жители острова — небольшая и изолированная социальная группа, их место жительства лишь подчеркивает это. Остров очень условно связан с «большой землей», дорога туда небезопасна, а связи почти нет, но сама возможность уехать в большой мир влияет на маленькую цивилизацию, не позволяя ей совсем одичать и окончательно оторваться от современности. Однако, в таких условиях предсказуемо чрезвычайное развитие чисто сектантских верований хотя бы из-за того, что на острове банально больше нечем заняться. Не думаю, что сам факт религиозного поклонения здесь важен, даже несмотря на множество экзотических эпизодов подобного толка. Этот штрих — всего лишь демонстрация всеобщего объединяющего помешательства, которое вполне могло и не иметь отношения к вере как таковой. Если рассматривать культ островитян как религию, то «Третий день» будет выглядеть антирелигиозным манифестом с учетом тех дикостей, что творят местные аборигены. Но разве они поклоняются божеству?.. Нет, их поведение говорит о том, что обряды для них важнее веры, то есть они отстаивают свои традиции, и к религии (ни к традиционной, ни к сектантской) все это отношения не имеет. Другая черта обитателей Оси — поклонение самому острову. Но вот же парадокс: у острова нет своего характера, это всего лишь затерянное нигде, куда можно попасть, но откуда трудно выбраться. Патриотизм жителей острова — это любовь вовсе не к месту, а к себе самим. Считая остров особенным, они считают особенными самих себя. Впрочем, у этого явления есть еще одна сторона: говоря, что «болезнь» острова есть причина всех их бед, люди уходят от ответственности, перекладывая ее на бессловесный кусок суши. Описанные особенности Оси создают вполне полноценный образ закрытого сообщества, практически, гетто, заставляя ему ужаснуться. Люди «варятся» в себе, малоинтересные всему остальному миру, отсюда ощущение полной безнаказанности, а неизбежное чувство неполноценности приводит к раздуванию своего эго. Жители Оси не просто удалены от мира, они одиноки, потому что мир подобное понять не способен, но и островитяне к пониманию не стремятся. Более всего такая картина напоминает скученных в каких-то неблагополучных районах мигрантов, потому что проблемы и черты оказываются удивительно схожими. Не важно, прибыли ли люди откуда-то или жили всегда. Главная опасность — в изолированности, именно она несет угрозу психике людей и, следовательно, их благополучию. Другая поднятая тема — так называемая «женская сила», которая оказывается центральной для сериала, даже несмотря на Джуда Лоу в главной роли. Не сразу очевидно, но становится понятным, что все без исключения мужчины показаны в сериале какими-то мямлями, трусами, сумасшедшими, бездельниками, подлецами и далее по списку, положительных среди них нет. Зато все женщины, как положительные, так и не очень, поголовно сильные, независимые, решительные. Женщины двигают сюжет, женщины создают проблемы, женщины их решают. С одной стороны, хотелось бы уравновешенности, но с другой — определенный смысл в данном подходе есть. Рассказывая историю переживания общей трагедии и боли, авторы показывают два пути, где люди поменялись гендерными ролями. Это — невольный обмен, его никто не желал, и вся эта «женская сила» вдруг выглядит вынужденной. Она, безусловно, есть, но она возникла от мужской слабости. Может ли такое быть в реальной жизни? Сколько угодно, сериал всего лишь иллюстрирует данное явление. Интересен подход к визуальной стороне истории. Как уже было упомянуто, действие показано с разных точек зрения. Первая — точка зрения героя Джуда Лоу Сэма. По картинке можно начать догадываться, что это за человек: неестественные цвета, будто это фэнтези, все преувеличенно красивое или уродливое, множество символики, преобладающий сюр, когда воображение и явь невозможно отличить друг от друга. Сэм будто попадает в «Алису в Стране Чудес», будто проваливается в кроличью нору, в другой мир, чтобы что-то в нем означать. Есть ли в его истории место нормальности?.. Напротив, мир в глазах героини, появляющейся в середине сериала, совершенно обычный. Картинка приземленная, реалистичная, пусть даже на экране уже знакомый волшебный остров. Героиня не играет в игру, она ведет себя как человек цивилизации. Она не отсюда, это подчеркнуто и ее одеждой, и ее внешностью. Девочки же, напротив — пограничные, что также находит отражение в их внешности и поведении. Насчет внешности важную деталь вносит комментарий героини в последней серии, который также укладывается в канву ее чужеродности Оси и его обитателям и на уровне символики объясняет, почему вышло так, как вышло. Отдельно хочется отметить изумительную игру Джуда Лоу, которая сама по себе способна сбить с толка любого зрителя. Его Сэм в первой половине сериала и во второй — будто разные люди. Такое раскрытие характера оказывается закономерным, но оно совершенно непонятно и непредсказуемо в первых сериях. Лоу упорно играет нормальность с постепенным уходом в несколько иной характер. Настолько разная игра в рамках одного сериала очень впечатляет. Нельзя также не отметить некоторые минусы сериала, связанные, в основном, с его второй частью. Несмотря на более-менее объясненные мотивы героини, ее поступки часто остаются за гранью понимания. Они отчаянные, необдуманные, даже глупые. Будучи в основном адекватным персонажем, она, как и девочки, временами может раздражать. Но даже это — не так уж плохо, это говорит о том, что актрисы заставляют сопереживать героиням, раз зрителю на них не все равно. Окончание сезона намекает на возможное продолжение, и в этом его минус. Здесь просится закрытый финал. Кажется, что развивать тему сектантов с острова дальше не стоит. Более подробный рассказ может отнять у сериала его шарм. Но финал — один из немногих недостатков. Остальное — достоинства. Великолепная актерская игра, замысловатая картинка, нелинейное изложение — это сложно, но это интересно. Когда еще встретишь сериал, который буквально бросает вызов?.. Очень любопытное произведение.
«Третий день» берёт знакомую историю… и доводит её до совершенства. Кажется, это мы уже всё видели ранее (и не в богомерзком римейке «Плетёного человека» с Кейджем, и даже не в «Солнцестоянии»): доведенный до ручки человек, таинственный остров, эксцентричная группа местных, которые явно что-то затевают. Однако «Третий день» тонко играет с символизмом и драматизмом, и, к тому же, не подходит к этому условному сюжету формально. Зрители, ожидающие жутких загадок и тягучей атмосферы, должны быть довольны, хотя, конечно, вряд ли кто будет потрясен направлением истории. Здесь важна в первую очередь значимость драматической составляющей. Джуд Лоу играет Сэма — человека, который отправился в одинокое путешествие по провинциальным уголкам Великобритании. Как водится, у него есть своя тайна и свои причины сторониться людей. Прервав самоубийство девушки-подростка, Сэм отвозит её домой — в небольшой посёлок, расположенный на острове Оссия. Настоящая глушь: мобильный телефон едва ловит, путь на остров лежит только через дамбу, которую в самый неподходящий момент затапливает водой, жители общины ведут себя максимально странно. Сэму же надо решить личные проблемы, вернуться к семье, но из-за череды совпадений герой задерживается на Оссие. В селении Сэм знакомится с Джесс — женщиной-историком, приехавшей в городок на осенний фестиваль и изучающей островные обычаи и фольклор. Не вдаваясь в спойлеры, достаточно сказать, что причин покинуть Оссию у Сэма достаточно много, однако сценаристы дали разумные объяснения невозможности этого мероприятия, выбрали правильные ключевые моменты и, что более важно, создали любопытный мир, требующий пристального исследования. Сильной стороной «Третьего дня» является ясное и связное повествование. Вообще, кажется, что создатели нарочито решили сделать происходящее на экране галлюциногенным, почти сюрреалистическим, сохранив при этом понятную сюжетную линию. Такова и реализация: обильное использование «рыбьего глаза», искаженные перспективы и жуткие изображения. Это сны Сэма? Его психоз? Зрителей сбивают с толку, чтобы они пересмотрели приключение протагониста. Хотя за пределами этих приемов, сюжет «Третьего дня» достаточно прямой и догадаться к чему всё идет можно довольно быстро, всё же благодаря подобному подходу интригу выдерживают правильным образом. В конечном итоге в «Третьем дне» есть и неплохое рациональное зерно. Что-то пугающее есть в любом тоталитарном обществе, а в случае жителей Оссии речь идёт о всеобщем помешательстве на теме экологической катастрофы и бренности внешнего мира. Селяне смешали кельтские ритуалы с христианской верой, чтобы найти ответы. Вольное трактование Писания приводит, как это водится, к кровопролитию, человеческим жертвам и прочим радостям жизни. Вот почему «Третий день» можно рассматривать как притчу о временах неопределенности и кризисов, во время которых люди обращаются к сомнительным идеологиям. Разве мы живем не во времена, когда религиозные идеи могут трактовать в пользу тех или иных политических тенденций? «Третий день», несмотря на определенную фантасмагоричность повествования, шоу невероятно реальное. Ко второй половине сериала «Третий день» начинает провисать. Начиная с четвертой серии шоу можно рассматривать как стандартный триллер. Сюжет концентрируется на женщине по имени Хелен, которая также случайно оказывается на острове, а затем у неё появляются собственные подозрения о своей судьбе. Приближаясь к финалу «Третий день» немного теряет в актуальности и прозорливости сюжета и заканчивается отнюдь не на помпезной ноте, а с кульминацией, вызывающей больше вопросов, но обеспечивающей при этом верное трагическое завершение. «Третий день» лучше воспринимать порционно, т. е. не пытаться осилить весь сериал за пару дней. Каждый эпизод настолько полон атмосферы и довольно тонко прописан, что заслуживает внимания. Поскольку сериал также не слишком сильно зависит от элементов триллера, лучше его смотреть, растягивая удовольствие: после каждой главы следует взять передышку до следующей части. Всё же шаткость повествования распространяется и на подтекст: речь идёт о том, как индивиды справляются с психологическими травмами и горестными событиями, а не о каких-то друидских культах в британской глуши. Подано это, на самом деле, в весьма фактической форме, приправленной художественными элементами в виде постоянно меняющего окружения, но структура, контекст и воздействие на внутренний мир главного героя «Третьего дня» и являются теми причинами, зачем люди вообще смотрят сериалы. 7 из 10
Сэм (главный герой первой части сериала) — бизнесмен, который хочет продвинуть свой бизнесок с помощью нехитрой коррупционной схемы (кто бы мог подумать, что такое возможно на всеми обожаемом Западе?) переживает сложные времена. У него украли деньги предназначенные для взятки (кража взятки — вот лучший способ борьбы с коррупцией!), а кроме того, он пережил какую — то личную трагедию. Сэм совершает доброе дело (не скажу какое), последствия его неосмотрительной доброты приводят его на остров Оссия, жители которого живут в соответствии с заповедью, гласящей: ни одно доброе дело не останется безнаказанным… Первое, что приходит на ум, при просмотре этого сериала, это же «Город Зеро!». Обстановка вежливого маразма, герметичный остров, пределы которого покинуть невозможно, странные аборигены (приторно — слащавый, словно проктолог, трактирщик, и его жлобоватая жёнушка), непонятные символы, щедро рассыпанные по полотну картины рукой режиссёра: беременные кузнечики, расчленённые кролики, убегающие мальчики — что должен значить этот бред? Название сериала содержит прозрачную библейскую аллюзию — «Третий день». Имеется в виду третий день творения (создание суши, моря и растений). Суша — это остров Оссия, море — воды его окружающие, растений тут достаточно для того, чтобы главный герой продирался сквозь них на протяжении нескольких серий. Зачем создатели дали сериалу такое название? Да, хрен их знает. Видимо затем же, зачем они насытили фильм непонятными символами. Очевидно же, что герой не сможет уехать с острова без потерь. Добрые самаритяне с зверскими рожами реднеков-садистов из фильмов ужасов, не отпустят его, не получив несколько фунтов плоти, третий день вполне может стать последним. В соответствии с фильмами Линделофа (Оставленные, Хранители) создатели «Третьего дня» швыряют нас в гущу непонятных событий, медленно раскручивая нить повествования, и искусно подогревая интерес за счёт клиффхэнгеров (простите за киноэрудицию). Первая серия заканчивается массовой попойкой, и сдаётся мне, что оператор начал репетировать сцену задолго до начала съёмок. Камера в его руках описывает пьяные круги, и назойливо тычется в лицо красавчика Лоу. Первые пять минут полностью посвящены исследованию пор, игриво рассыпанных по носу Джуда, и его жидким, сальным волосёнкам. Камера облизывает его со всех сторон, да, вот так мы все любим Джуда, а затем (как это бывает в любой пьянке) наступает момент расфокуса, облик героя теряет четкость, и расплывается. Каким образом личная трагедия Сэма (в начале фильма он пускает по воде тельняшку — потерял друга — десантника?) связана со зловещим островом? Зачем нужна мрачная природа, свирепые личины сельских сатанистов, непонятные символы? Режиссёр просто пудрит нам мозги, а мы присутствуем при том, что в блатном мире называется «консервами»? (героя Лоу и героиню Харрис заранее обрекли на роль жертв?). Всё очень загадочно, реальность мешается с галлюцинациями, сны с явью. Вспоминается старик Оккам с его вечным вопросом — зачем так сложно исполнять, пацаны? А может быть я просто необразованна, и глупа, и не могу в полной мере понять гениальный режиссёрский замысел? Создатели задумали феерическое действо: мини — сериал состоящий из двух частей, разбавленных спектаклем в иммерсивном театре (театре, задействующем все пять чувств, актёры могут даже дать вам пинка, для того, чтобы подстегнуть вашу мысль, и открыть нижние чакры). Я старый театрал, и пристально слежу за всеми новинками. Последний (из виденных мною) иммерсивных спектаклей, это эпатажная премьера боди-хоррора о сложных отношениях бомжа — педофила и мальчика с неопределённой ориентацией. Я имею в виду «Малыш и Карлсон» 1979 года со Спартаком Мишулиным в главной роли. Так что, меня не напугать иммерсивностью. Предвижу восхищённые реплики в духе: «новое слово в сериальном искусстве», «зарождение нового жанра — иммерсивный реднек-хоррор». Итог. Всё очень сложно, и интересно. Фильм яркий (эритроциты так и брызжут) и оптимистический. Must see.
По своему обыкновению люди привыкли тянуться к социуму, который позволяет объединять усилия перед лицом общего врага, поддерживает при необходимости и попросту не дает сойти с ума от одиночества. Однако некоторым людям надоедает находиться в тесной, громадной общине, которая далеко не всегда оправдывает ожидания. Находясь среди людей, мы обязаны следовать определенным правилам, стараться не нарушать общие заветы и законы даже тогда, когда они нам претят. Многие люди в такой ситуации чувствуют себя подавленными, уставшими и буквально загнанными в угол. И в такой ситуации наилучшим выходом из ситуации становится либо затворничество, либо поиск места, где можно найти себе товарищей по интересу и мировоззрению. Подобных общин, которые с одной стороны являются ячейкой современной цивилизации, а с другой разительно отличающихся от привычного нам обихода, на нашей планете довольно много даже сейчас, когда мало кому удается скрыться от влияния телевидения, интернета и прочих благ цивилизации. Раскинуты они в самых разных уголках Земли и так просто стороннему человеку в них не попасть, ведь по мнению жителей закрытых селений, мы несем вместе с собой скверну и ничего хорошего ожидать от незваных гостей не стоит. Но порой нам удается заглянуть за завесу тайны и узнать, чем же именно живут те, кто отказался от участия в привычном социуме и оказались там, где даже самого время идет несколько иначе. И одну из таких историй мы наблюдаем на примере главного героя мини-сериала «Третий день», представившего нам таинственную и непредсказуемую общину, единожды посетив которую, выбраться назад уже будет сложно. Итак, во главе сериала находится бизнесмен по имени Сэм (Джуд Лоу), у которого в жизни наметилась темная полоса. Его рабочие планы рухнули, дальнейшие перспективы весьма туманны и он решил взять небольшую паузу, сбежал от финансовых обязательств и семьи в поездку по Великобритании. Сэму критически необходимо свести все свои мысли воедино и понять, что делать далее. Оказавшись вдали от шумных мегаполисов и надоедливого внимания любопытных горожан, Сэм случайно знакомится с молодой девушкой, которая находилась на грани самоубийства. Чудом оказавшись в нужное время в нужном месте, Сэм решил отвести ее домой, к родным. И вот оказалось, что подросток живет на всеми забытом острове под названием Оссия. Это место не стоит искать на картах, в новостях о нем никогда не говорили и вообще складывается впечатление, что такого места в принципе нет на нашей планете. Но именно здесь обосновалась коммуна людей, которым нечего делать в обществе и они решили прокладывать свой путь в стороне от того, что происходит с современной цивилизацией. На первый взгляд Сэму выдается, что местные жители несмотря на все свои странности, довольно милые люди и не будет ничего плохого в том, чтобы задержаться здесь на пару дней, но со временем становится понятно, что Оссия обладает своей особенной аурой, специфической, таинственной, пугающей энергетикой, которая не дает случайным приезжим так просто убраться восвояси. Так что Сэму, а также одной женщине, которой также пришлось пересечь границу острова в эти дни, придется понять, с чем именно им приходится меть дело и есть ли возможность вернуться назад без особых последствий. В некотором роде «Третий день» напоминает такие знаковые картины про отдаленные от всего мира общины, как «Солнцестояние» и «Плетеный человек». А ведь любому знакомому с ними зрителю понятно, что стороннему человеку в них делать нечего. В лучшем случае, его попросту не отпустят назад, сделав одним из своих, ну а в худшем может случиться все, что угодно, включая долгую, болезненную смерть во время проведения какого-то сомнительного ритуала. Конечно, авторы мини-сериала во всю вдохновлялись лучшими произведениями про закрытые общины и просто не могли не взять во внимание того же «Плетеного человека», и тем не менее «Третий день» выделяется своим особенным, глубоким психологическим сюжетом и цельной историей, которая несмотря на все смысловые ловушки и галлюцинации, старается идти по ровной линии, благодаря чему проект смогла по достоинству оценить самая широкая аудитория. Действие сюжета продвигается неспешно, но нельзя сказать, что за происходящим на экране совершенно неинтересно следить. Авторы проработали очень интригующую, отчасти пугающую и напряженную атмосферу, которая даже без лишних слов сигнализирует о том, что рано или поздно героям предстоит столкнуться с настоящими откровениями острова, и после встречи с ними далеко не факт, что они останутся прежними. Конечно, в некоторых сериях наблюдается острая нехватка динамики, в особенности это касается заключительной части «Третьего дня», и все же интрига в нем живет вплоть до самого окончания, которое выделяется необычными драматическими решениями, которые могут как порадовать своего зрителя, так и оставить его в легком замешательстве. Но здесь каждый в пору сам выбирать, как именно ему относится к кульминации повествования. Очень хорош здесь Джуд Лоу, которому пришлось сыграть непростую роль. Актер весьма достоверно передал чувства и эмоции окончательно запутавшегося в жизни человека. Его герой, Сэм, далеко не самый образцовый гражданин. Ради своей выгоды он готов на нарушение законы и не видит в этом ничего постыдного. Но когда у него все начинает валиться из рук и дальнейшая жизнь оказывается совершенно неопределенной, он старается отыскать для себя новый смысл бытия, понять, что же он делает не так и каким образом ему стать лучше, ведь от него зависит очень многое, включая благосостояние семьи. Оказавшись на острове, где все совсем не так, как в привычном обществе, Сэм начинает понимать, что все его заботы и переживания может уже и не так важны, но вместе с тем он старается не поддаваться на манипуляции и пытается сохранить рассудок в трезвом состоянии. Но как не трудно догадаться, выходит это отнюдь не всегда, потому что такие места, как Оссия, имеют свойство проникать очень глубоко в сознание человека и пытаться поменять его изнутри. В итоге хочу сказать, что «Третий день» оказался весьма интригующим и необычным произведением, в котором может быть и угадываются знакомые нотки, однако в целом история получилась завлекающей и оригинальной. Создатели представили нам интригующую историю, которая пускай и не до конца сбалансирована, но следить за развитием событий здесь при любом раскладе интересно. 7 из 10