Полуночная месса
- 24 сен 2021
'Полуночная месса' - настолько классический слоубернер, что писать о нем довольно сложно. Почти три серии люди ходят по острову, болтают, знакомятся, иногда заново, иногда тонко намекают на какие-то натянутые отношения или сложные обстоятельства, по кадру гордо пролетает скример и снова разговоры, воспоминания, завораживающей красоты виды острова и Линклейтера или Сигел, плотные, сочные видения, намекающие на то, что хождениями туда-сюда в этот раз, в отличие от слезливых 'Призраков поместья Блай', Флэнеган не ограничится. И довольно скоро мы дождемся жирного плот-твиста, после которого накал страстей сделается невыносимым, монологи (их будут читать до последней серии, но, надо отдать должное, читать хорошо) повиснут в позванивающем напряжении, оператор начнет творить совершенно невообразимые вещи с пустой комнатой с двумя стулями, а под самый конец нам даже отсыплют маленького, но удаленького экшна. Самое забавное - наблюдать, из какого количества заезженных, казалось бы, до полного неприличия штампов сложена эта душераздирающая картина. Речь не только о цитатах, от 'Касл-Рока' до, прости Господи, 'Молчания', а о жанровых клише, которые вдруг, помещенные в этот искрящий контекст, наполняются кровью, жизнью и обретают смысл. Смысл не то чтобы новый, ну и вопросы стоят вечные, а лишний раз вспомнить, где лежит бесплатный сыр, куда мостят дорогу благие намерения и что думать только о хорошем не всегда дальновидная стратегия, пожалуй, в наше достигаторское время полезно. А еще это очень красиво. Из островной фактуры выжимают все до капельки, и речь не только об обязательных видовых береговых рассветах и закатах. Со скольких ракурсов можно снять одну дверь, чтоб она удивляла нас даже в последней серии? Сколько колоритных деталек можно запихнуть на рабочий стол? Полыхающая пестрая парча и атлас облачений, мятый лен и вытянутый трикотаж обычного дня, стальной свет, озаренная свечами тень, стробоскопические отблески, густая теплая кровь на просоленых досках, отблески пламени над серой водой. Можно, конечно, попридираться. К звуковым эффектам, с которыми местами перебарщивают. К касту, который не всегда выволакивает ту колоссальную нагрузку, которую на него кладет режиссер. К той же сентиментальности. Местами все-таки к ходульности отдельных персонажей и поворотов. Но не хочется. Литры выпитого кофе, сообщения друзьям с малосвязными спойлерными воплями, церковные гимны, засевшие в ушах. Спасибо товарищу Флэнегану за прекрасные выходные.
Начав свою карьеру с довольно специфического, и тем не менее весьма запоминающегося хоррора 'Отсутствие', Майк Флэнеган впоследствии забрел на территорию, прочно удерживаемую Джеймсом Ваном и сумел показать общественности, что ему также есть чем напугать впечатлительную аудиторию. Поставив недорогой, но по всем меркам достойный мистический фильм ужасов 'Окулус', Флэнеган решил не стоять на месте и стал разведывать самые разные грани хоррора, где человеку его художественных талантов уж точно было где развернуться. Таким образом, вслед за 'Окулусом' последовала проблематика кошмарных сновидений, рассказанная в 'Сомнии', холодящий кровь триллер о преследовании, развернувшийся в 'Тишине', а также заигрывание с доской 'Уиджа' в успешном сиквеле не самого сбалансированного фильма, спродюсированного Майклом Бэем. И на этом Флэнеган даже не думал останавливаться, продолжая преданно служить хоррору и не перепрыгивая при этом в иные жанры, как это сделал тот же Джеймс Ван. Когда же режиссеру предложили поработать над экранизацией одного из произведений Стивена Кинга для сервиса Netflix, Флэнеган решил не отказываться от возможности раскрыть для себя новые художественные горизонты, и не прогадал. 'Игра Джеральда' при всех своих спорных моментах оказалась весьма популярной и довольно тревожной лентой, после чего продюсеры Netflix обсудили с постановщиком дальнейшие проекты, которые не заставили себя долго ждать. Готовясь к переносу романа 'Призраки дома на холме' на экраны, Майк Флэнеган прекрасно понимал, что некоторые истории гораздо лучше раскрываются в формате сериала и впоследствии зрители получили великолепный драматичный, пугающий и даже чувственный проект, который обладает своим неповторимым шармом, а также годится для неоднократного пересмотра. Флэнеган в очередной раз показал, что хоррор для него вовсе не одноразовый зрительский аттракцион, а возможность поведать миру сложные идеи и мысли. И вполне естественно, что после успеха 'Призраков дома на холме' Netflix хотели продолжения серии, однако Флэнеган понимал, что история получила свое полноценное завершение, а потому необходимо в схожем стиле снять новый проект, рассказывающие о мистике совсем иного дома и семьи, но с обязательным привлечением уже знакомых актеров. В результате 'Призраки дома на холме' превратились в антологию драматических ужасов, чья вторая глава носила название 'Призраки поместья Блай' и была основана на культовом романе 'Поворот винта'. И вновь Флэнеган познал успех и благостные отзывы критиков, что вновь не могло не побудить продюсеров Netflix начать разговор с мастером о третьей части антологии. Но на этот раз постановщик решил, что с него пока что достаточно заигрывания с чужой классикой и пора бы уже взяться за полностью самодостаточную историю, которая во многом будет его уникальным авторским наследием. Таким образом, вслед за двумя историями про призраков зловещих домов последовала 'Полуночная месса', которая пускай и не входит в антологию, и тем не менее во многом с ней схожа и развивает идеи, исследованные автором в прошлых своих работах. Непосредственно сюжет сериала разворачивается на небольшом рыбацком острове Крокетт, который переживает далеко не самые лучшие времена. В результате экологической катастрофы местный промысел пошел на спад и непонятно, возможно ли привести его в порядок в принципе. Многие люди потеряли работу, некоторые попытались сменить род деятельности и даже место жительства, однако нельзя сказать, что это принесло им счастье. А так как закрытая община острова практически не контактирует с внешним миром и особых развлечений здесь нет, центральную роль в жизни местных жителей занимает церковь Святого Патрика, которая завсегда принимала в своем лоне обширную паству, нуждающуюся в хороших проповедях и добром слове. Однако местный пожилой священник, отправившийся в паломничество, серьезно заболел и как следствие оказался в больнице, расположенной на материке. А так как церковь нуждается в своем пастыре, то вскоре на замену прошлому священнику прибывает более молодой и харизматичный отце Пол (Хамиш Линклейтер), который сразу же взялся за дело. Пламенные речи новоприбывшего гостя заряжают паству эмоциями и переживаниями, он привлекает к себе повышенное внимание и даже каким-то образом творит чудеса. Пожилые островитяне постепенно возвращают свою молодость, а девушка-инвалид поднимается с инвалидного кресла, чтобы причаститься. Таким образом, отец Пол заряжает свою паству неимоверной энергией, но вместе с тем здесь начинают происходить и весьма зловещие вещи наподобие обнаружения сотни кошачьих трупов близ берега, а также свидетельство тогою, что во время жуткой бури по острову гулял невесть откуда появившийся старый священник. И кто знает, что будет происходить далее на острове, приютившем столь неординарного и одновременно с этим зловещего гостя. Как и следовало ожидать от Майка Флэнегана после 'Призраков дома на холме' и 'Призраков поместья Блай', он продолжил исследование сложности семейных отношений, а также углубился в рассуждения, связанные с верой, религией и обществом, которое и само порой не понимает, что хочет от жизни, а потому частенько идет на поводу у веяний, которые на самом деле ничего хорошего вместе с собой не принесут. Но если ранее у Флэнегана действие концентрировалось в основном на одной семье, то сейчас размах его истории охватил целый остров и акцент сделан сразу на множестве семей и персонажей, которые волею судьбы оказались на Крокетте и так просто не могут отсюда сбежать. Среди них можно выделить Райли Флинна (Зак Гилфорд), бывшего алтарного мальчика, который некогда покинул остров, однако судьба нанесла по нему тяжелый удар и вновь вернула домой, где нет ни единого жизненного проблеска. Вместе с Райли своеобразной заложницей острова оказалась также и Эрин Грин (Кейт Сигел), давняя знакомая парня, чья личная жизнь и дальнейшие перспективы весьма туманны. Своя история есть также и у местного шерифа, врача и прочих героев, которые не могут находиться в стороне от событий, которые происходят после того, как на Крокетт прибыл новый пастор, и можете не сомневаться в том, что Майк Флэнеган уделит достаточно времени каждому персонажу, чтобы в конце концов свести воедино всю сюжетную мозаику и как следует наиграться в жестокость и кошмар, без которых здесь никак не обойтись. При этом не стоит рассчитывать на то, что в сериале будет много действия, экшена, а также парад устрашающих моментов. В первую очередь создатели 'Полуночной мессы' сделали ставку на интересные диалоги и актерскую игру, тогда как развлекательные элементы повествования также имеются, но являются именно дополнением к истории, а не определяющим сюжет фактором. В итоге хочу сказать, что “Полуночная месса» является еще одним убедительным кинематографическим высказыванием Майка Флэнегана, которое является далеко не банальным хоррором, а рассуждает о важном и делает это увлекательно даже при том, что изрядная доля сериала, это разговоры. 8 из 10