Славяне
- 10 мар 2021
Сериал исторический. В нём рассказывается о самом древнем периоде истории древних славян — государстве Само, VII век. Тогда не было разделения на западных, южных и восточных славян. Жили славяне племенами, ещё не готовыми объединиться в полноценное государство. Об истории, рассказанной в сериале, мы узнаём из «Хроники Фредегара» — франкского летописца середины VII века. Сами славяне в то время письменности ещё не имели, поэтому славянских письменных источников не сохранилось. Остались только песни, заговоры, былины, которые передавались устно из поколения в поколение на протяжении веков. Но такие источники могли претерпевать изменения при передаче от одного человека к другому. отсюда говорить об исторической достоверности, аутентичности довольно сложно. Сериал мне понравился. Кто-то писал, что он затянут, но жизнь в те времена была неторопливая, мало что менялось на протяжении нескольких поколений. Оценивать мотивацию поступков людей VII века с точки зрения современности будет неправильно. Тогда люди были проще, доверчивей, но при этом жёстче, они в любой момент были готовы к нападению и смерти, человеческая жизнь не была ценностью, присутствовало рабство из захваченных в плен иноплеменников (это показано в сериале). Главный минус этого сериала — это инициация парней, посвящение во взрослую жизнь. Актёру Макару Тихомирову 24 года (он играет Бело), хотя в то время обычно взрослыми они становились лет в 14—15 (и не только у славян), начинали работать наравне со взрослыми, в школу не ходили (письменности у славян не было), женились и выходили замуж. Как бы хорошо не играл актёр, но внешне он моложе не выглядит. Плюсы этого сериала: 1) саундтрэки в начале и конце фильма; 2) хорошо показаны верования в богов, заговоры и молитвы (советую прочитать Яромира Слушны «Все славянские мифы и легенды»); 3) одежда и предметы домашнего быта. Сериал советую к просмотру. 9 из 10
Просмотрела сериал целиком — оторваться невозможно. Да, присутствуют некоторые минимальные недочёты, с точки зрения реконструкторской аутентики: к сожалению, в логотип фильма и на лоб Чарада попал неаутентичный символ Велеса, заимствованный из современного неоязычества. Но это мелочи. Фильм основан на реальных событиях — наверно, я первая из русской зрительской среды, кто на это укажет, а именно на предыстории центральнославянского племенного образования, ставшего известным как Княжество Само. Архаичное психологическое мышление режиссёрами подхвачено весьма достоверно, а это половина успеха фильма, по крайней мере, в моём личном восприятии. Фильмы, где мышление героев соответствует времени / месту их жизни, даже исторические, не слишком многочисленны. А здесь ещё удалось дополнить это весьма не вульгарными фантазиями на тему славянской мифологии. Фрагменты заговоров, исполняемых при обрядах, в кой-то веки основаны на аутентичных фольклорных источниках. Немногочисленные (что тоже хорошо) статуи божеств выглядят достоверными, а не такими гротескными, как, например, в нравящейся мне, но всё ж наивной такими моментами «Руси изначальной». По духу фильм напомнил польский «Когда солнце было богом», но разве что более «хтоничный», что так же считаю верным ходом, поскольку, уверена, славянское язычество НЕ было исключительно пастушески-солярным, каким его любят изображать современные родноверы в попытках нравиться социуму, с недоверием воспринимающему странноватое новообразование. Сюжет нетривиален, образы героев не статичны, показаны с разных, а то и противоположных сторон, что также весьма не популярно для кинематографа, рассчитанного на потребителя, неизменно желающего лицезреть персонажей статически постоянными. Замечательный саундтрек, занимая скромную весьма нишу, от этой скромности лишь выигрывает, не ударяясь в блокбастерскую патетику и удачно сочетая фольклорные и эмбиентные элементы. Порадовал и тот момент, что этнически близкородственные представители славянской и германской ветвей показаны не антагонистами, как зачастую стало принято, а союзниками против чуждого этнически и культурно врага, то есть присутствует некая здравая доля норманизма, что вовсе является редкостью для кинематографа, зачастую несвободного от насущных идеологических клише. Некая камерность сцен, отсутствие панорамной съёмки, конечно, отторгнет от просмотра фильма значительную долю зрителей, настроенных на развлекательность, но станет подарком для зрителя вдумчивого, ищущего не только зрелищ и хлеба, но и самоидентификацию посредством произведения искусства.