Алиса в Пограничье
- 10 дек 2020
С чего бы начать? Думаю, что стоит немного описать моё знакомство с японским кинематографом и телевидением. Точнее, его скупостью. Крайней скупость. Почему? Скорее всего, потому что японцы толком так и не научились снимать фильмы. Если пройдётесь по японской международной фильмографии увидеть там много тайтлов будет довольно сложно. Особо упоротые наслаждаются внутренним рынком с кривым переводом (или вовсе без него) понимаю чуть меньше половины — ну такой вот он японский с многозначными выражениями. Международных проектов можно пересчитать по пальцам, причём они явно ориентированы на зарубежный рынок: hachik? monogatari (история про очень верного пёсика), ringu (крышесносный триллер с очень щепетильной историей), shichinin no samurai (но это уже щепетильная классика кино), и, конечно, batoru rowaiaru (да-да, та самая битва школьников). Остальные проекты либо кооперативные (где участие Японии, сдаётся мне, на 80—90% финансирование и Токио), либо мне просто неизвестны. Есть ещё пара заголовков, но это уже такой ад из просвещения в киберпанк, что лучше не вспоминать. Посему я даже далеко не сразу признал, что Токио — на секунду — столица Японии, а не Кореи (южной, конечно). Настолько это продукт на экспорт. Но судя по всему, тут ситуация уже обратная — сугубо собственное кино на деньги иностранцев. Ну, то есть собственное означает своими силами насколько возможно, а вот контент, то есть содержание — там уже как получится. Настолько некоторые герои стараются скрыть своё японское лицо, а довольно дешёвые (но крайне действенные приёмы) в кастинге, гриме и костюмах нацелены на то, чтобы зритель не забыл кто где находится. Изящно. Что до фабулы, она довольно интересна. Здесь не в первую очередь идёт попытка повторить успех собственной жемчужины — королевской битвы, ставшей буквально феноменом и культом японского кино. Во вторую попытку охватить современный тренд на геймификацию, жестокость и какую-то фантастичность в пределах околоразумных объяснений нашей современности (не стронг сайфай, но и не космодесантники вахи). Поэтому мы имеем какую-то смесь типичного (но немного подзабытого) попаданца в необъяснимых условиях вперемешку с жестокими играми уже в десятый раз экранизируемые американцами (конечно, речь о сойках пересмешницах в дивергентных лабиринтах). Но это если копать глубоко, авторы крайне усердно пытаются скрыть подобный ужас с помощью пилы в кубике. Да, до Пилы жутко не дотягивает саспиенс (который свёрнут в строго одобрямое социально-драматичное направление), а до Куба не дотягивают, казалось бы, сами загадки. Хотя парочка весьма и весьма интересных есть, конечно это волк с ведьмой, и, конечно, это выделяемый в особый раздел червивых игр. Авторы даже не скрывают, насколько сильно они выделяют эти игры. Беда (но беда ли?), нам показали только две такие игры. Не то, чтобы я садист и хотел бы знать подробности, но развязка их и вправду может стать неожиданностью. И в плохом и хорошем, по одному смыслу на каждую. К слову, о саспиенсе. Переживаний будет много. Разных. И нет, я не хочу сказать, что они плоские. Просто они. Ну такие. Японские. В их культуре в целом нет табу на суицид, даже больше, он не считается в целом чем-то зазренным, и только относительно недавно общество стало преломляться под гнётом проблем с возросшей детской смертностью. Цинично, да. Однако из типичной для геройского «отомстить» фокус смещается в «узнать», «познать» и «сохранить». И снова, авторы пытаются как-то переделать этот момент на западный манер, но получилось скомкано и непродуманно. Я бы вернее сказал, крайне наивно. Очень бросаются в глаза некоторые моменты. С мотивацией. Тут довольно чисто. Плоско, но чисто. Где-то чуть глубже, где-то ровнее. За исключением одной горки. Очень неприятной, сильно влияющей на ощущение реальности происходящего. Причём. Я бы сказал — просто перегнули. В сугубо кульминационный момент — очень сильно нагнали и не успели остудить. В остальном логика персонажей в целом понятна, а первые несколько серий даже несколько обнадёживают на интересное, нетипичное кино. Не то, чтобы жаль, что такого не получилось. Скорее именно такой вариант, japanse style, но для нас — весьма неплох. О самой картинке сказать можно мало. Мыло. Весьма неплохие эффекты для тех, кто всю жизнь рисовал мангу с аниме. Чувство визуального стиля точно присутствует. Оно также было не в малой степени американизировано, появились динамичные переходы, длинных кадров стало поменьше, но в целом монтаж ровный и аккуратный. На самом деле — глаза говорят спасибо, после мстителей со склейками через полтора кадра — очень приятно. По поводу графония. Он есть. Его, ессно, не мало. Качество — от безупречного до так себе. Немного боюсь, что они этот графоний действительно покадрово рисовали отдельно. Киса была чуточку лучше, чем у голодной сойки, но жить можно. Что немного ставит в ступор — это кровь. Её много и она специфична. Крайне сюрреалистична, как будто из города грехов выбралась. Можно возразить, что сеттинг в целом подходящей, но нуаром тут пахнет ну очень так издалека. Поэтому ассоциации странные. Прям натурально так… Рисованной. Хотя, не исключаю, что здесь как раз её и не рисовали. Наконец, о сюжете. Да, он забит. Забит ногами, топорами, застрелян пулемётами, разбомблен атомными боеголовками. Но, что интересно, на 90% самими японцами и на 90% же — в аниме. Посмотреть это же с живыми актёрами весьма интересно. Камерные триллеры-загадки также частое явление, причём не мало зарубежных для Японии (ессно, основной поток из США). Но там камерность относительно одноразовая, загадка обычно строится на сильнейшей недосказанности или дичайшем предположении. Здесь уже ближе к более социально-ориентированным ходячем мертвецам, но не совсем. Что весьма занятно, надо заметить. В целом. Это потрясающий японский сериал. Те, кто плотно знаком с японским телевидением прекрасно понимают, что это очень большой шаг вперёд. Они буквально застряли в рисовании аниме, как будто что-то другое не умеют. Умеют! Причём не просто умеют, прекрасно умеют! Можно ли что-то новое сказать в забитейшем сеттинге (ими же самими причём)? Конечно. Не много, но уже что-то. Можно ли сделать это всё зрелищно? С просадками, но определённо! К просмотру точно рекомендую. P.S. Да, смотрел в английском дубляже, с русскими сабами. Дискомфорта не испытал, а дубляж настолько чистый, что изредка даже на сабы не отвлекался.
Ни оригинальную мангу, ни аниме я не читывал, но после сериала захотел ознакомиться. Вот этот лайфэкшон очень нежданно порадовал и заинтриговал. Замес уже интересный: рандомные жители Токио оказываются вырваны из обыденной жизни и попадают в альтернативную версию города — пустой мегаполис, в котором не работает ничего из электроники, нет связи, а попавшие сюда люди вынуждены играть в жестокие игры на выживание, чтобы оставаться в живых еще день-другой. Выбора нет, ответов нет, надежды нет, плюс самые живучие игроки оказываются упоротыми маргиналами и конченными придурками без каких-либо моральных ограничений, никому нельзя верить и ни на кого нельзя полагаться, кроме себя. Реализация в сериале хороша, но с поправкой на то, что это всё таки японский сериал от Нетфликс. Снято всё красочно, эффекты для сериала очень хороши, экшон местами очень даже впечатляет, кастинг очень неплох. Но так же здесь навалом очень странной японской актерской игры, так характерной вообще во всех сериалах и фильмах страны восходящего солнца — актеры ярко переигрывают, эмоции бьют через край, что выглядит порою крайне кринжово. Иногда, не смотря на качественные эффекты, начинается натуральное аниме, как например в сцене с автобусом в туннеле, где законы физики вышли покурить и не вернулись, а еще встречаются очень странные анимешные прически, которые на трезвую голову никто в 3D-реальности не стал бы носить. В общем, все грехи японских лайфэкшенов на месте, будьте морально готовы, особенно, если вы не анимешник — есть риск скукожиться от стыда и не раскукожиться обратно никогда. Однако хорошие качества сериала ультимативно перевешивают эти недостатки. Являясь, по моему скромному мнению, большим ценителем всяких фильмов про игры на выживание, постапокалипсис и «кубоподобную» фантастику, от всей души рекомендую посмотреть, отличный представитель от всех этих жанров по чуть-чуть. 8 из 10
Токио, наши дни. Трое молодых дурачков, не слишком успешных в жизни, встречаются недалеко от станции Сибуя, самой оживленной улицы мира, но, чудом не попав под машину и убегая от местных блюстителей порядка, прячутся в общественном туалете. Свет гаснет, и на выходе друзья видят, что многомиллионная азиатская столица опустела. С наступлением темноты город озаряется неоновыми вывесками с призывами идти на игру, но только зарегистрировавшись, друзья понимают, что предстоящая игра- на выживание, и живыми выйдут только счастливчики. «Алиса в Пограничье» — это очередная вариация на тему игр на выживание в закрытом пространстве, поставленной по одноименной манге Асо Харо. Схожих фильмов уже снято бессчетное количество, начиная от уже классических «Куб» Винченцо Натали и «Пила» Джеймса Вана, до более современных «Страшная воля богов» (Япония) и «Колл-центр» (Россия). К сожалению, «Алиска» явно проигрывает всем вышеперечисленным, включая даже русского собрата. И первая причина: он нелогичный. Вечная история про то, как безмозглый школьник/безработный, с навыками выживания как у комара в зимний период, вдруг открывает в себе силы и возможности обойти в игре всех, даже подготовленных вояк, явно попахивает нафталином. С логикой плохо даже в самих играх. И тут выходит вторая проблема: игр мало. Из 45 минут серии, только 20 посвящены тому самому выживанию. Все остальное — какие-то неловкие разговоры ни о чем, иногда хентайчик, но все это не к месту, и, что самое обидное, не способствуют раскрытию персонажей. Третья проблема, как было указано ранее одним из рецензентов, в фильме плохая графика. Ну вот правда, в 2020 году не стоит выпускать такого страшного тигра. На его фоне даже «Полосатый рейс» выглядит намного страшнее. И, самое главное, мой любимый зритель! Не жди ответов на вопросы почему и зачем, Нетфликс подписал контракт на 2 сезон, а значит запаса японцев и колюще-режущих хватит еще на 8 серий. 4 из 10
Японская манга сама по себе является без преувеличения поп-культурным феноменом: помимо обилия самих графических романов, в дополнение к ним регулярно выходят игры и экранизации. По сути, японская манга является неисчерпаемым источником для имеющих потенциал фантастических экранизаций. Ещё несколько лет назад это знали и Netflix и в рамках своей азиатской экспансии активно включились в трансляцию и производство азиатских дорам. Одним из таких проектов стал снятый по одноименной манге сериал «Алиса в Пограничье». Сюжет картины знакомит зрителя с молодым бездельником по имени Рёхэй Арису, оказавшимся со своими друзьями в новой реальности в виде пустующего Токио. Всем, попавшим в эту реальность, приходится принимать участие в хитроумной серии игр на выживание, по итогам которых участников ждут визы, продлевающие их пребывание в городе или смерть. Тема игр на выживание не нова для японского контента если вспомнить такие яркие образцы как «Королевская битва» или «Ганц». Однако, «Алиса в Пограничье» по жанру более походит на такие работы как «Игра лжецов», «Кайдзи», «Куросаги» и в чём-то даже на «Тетрадь смерти», так как основной темой сериала является не столько выживание, сколько борьба умов. На протяжении 10 эпизодов в каждой из игр персонажей будет спасать расчётливость и смекалка что, тем не менее, не убавляет градус саспенса. Даже драматургия, известная по японским работам своей особой спецификой, выдержана в «Алисе» более натуралистично. Одним словом, данный проект — без преувеличений очередной хит из страны восходящего солнца не только для фэндома, но и любого рядового зрителя. Но, поскольку речь идёт о Netflix, никак не обойтись без ложки «прогрессивных» ценностей и к моменту знакомства с одним из второстепенных персонажей-трансгендеров становится совершенно очевидно почему из миллиона манг для экранизации по заказу стрим-гиганта была выбрана именно эта.
Трое друзей, нашалив, бегом укрылись от неприятностей в общественном туалете метро, чтобы переждать погоню, но, поднявшись наверх, увидели, что те неприятности, от которых они ушли, ничто по сравнению с новыми: парни оказались посреди опустевшего Токио, поделённого на игровые арены, где, таким же странно уцелевшим, как и они, людям приходится поневоле участвовать в играх на выживание, победа в которых даёт на несколько дней отсрочку от смерти, а условием продолжения жизни становится игра со смертью. Уровни игры определяются номиналом и мастью игральных карт, выпадающих перед началом раунда, а цель игроков неизменно одна — сберечь свою жизнь, решая неравнозначные по сложности задачи на логику и сообразительность, где победить можно с помощью других, а проиграть — только из-за собственной ошибки, отчего некоторые участники хитрят, подставляя собратьев под удар или пулю. Сюжет строго следует игровой концепции, в случайном порядке предлагая разгадать простые и не очень головоломки под стрессом, с коротким временем на раздумья, что сбивает с толку, а по плану гейм-мастера желанный результат приносит не верный расчёт, а душевный порыв, предоставляющий шанс даже тем, кто совершает ошибки. Поэтому, наблюдая за игрой, в одном случае удается предугадать верный ход, которым пренебрегает игрок, а в другом, к удивлению, хладнокровный игрок, опережая всех, находит решение даже состояние шока. Комбинации командной и индивидуальной игры провоцируют острые психологические коллизии, сталкивающие несколько колоритных персонажей, раньше или позже, обнажая их суть, определяющую принципиальные повороты, заложенные в природе человеческих душ, имеющих тягу к слабостям и порокам, противостоящим морали и добродетели, для чего, как кажется, и был затеян весь этот сыр-бор в декорациях культового мегаполиса с полупрозрачной отсылкой к роману Алекса Гарленда «Пляж», ведь «Пляжем» называют здесь приютивший игроков отель, антиутопичное общество которого несет в себе иллюзорность надежд его гостей и отражает трагизм положения стоящей на кону человеческой жизни. Идейность удаётся более-менее ровно уложить в игровой формат, не создавая крена в одну сторону, азарт и зрелищность, в свою очередь, не поглощают нравственных мотивов, где во что бы то ни стало не означает любой ценой, а благородство позволяет увернуться от неминуемой погибели, что, логично, должно бы закончиться большой войной между подлостью и приличиями, но в колоде ещё остались карты и для оставшихся итог одной игры — ещё не судьба.
Этакая смесь Остаться в живых (Lost), Куб/Гиперкуб и Пилы. Начну с плохого. К сожалению мотивация персонажей выписана отвратительно, поведенческая логика напрочь отсутствует и что самое печально логика загадок тоже. Далее спойлеры — порадовали только загадки про лампочку и «волка». Жаль загадка «волка» так и не открыта, но подразумевается что было какое-то бескровное решение, как в случае с «ведьмой». Графика тоже не порадует, что в прочем, лично для меня, на последнем месте по значимости. Самая печаль — сшитый из стереотипов главный персонаж. Неудачник-геймер, ничего не умеющий и абсолютно бесполезный, в игре вдруг ни с того, ни с сего становиться одной из центральных фигур. Не обладая ни какими полезными для выживания навыками, опытом и умениями выживает раз за разом и легко находит язык с различными персонажами, которые непонятно почему проникаются к нему уважением заранее. Увы, это клише очень распространено в нынешней литературе, по которой и снимают фильмы/сериалы. Видимо что бы потрафить большинству потребителей данной жвачки. В плюсах же — закрученная история, разгадка которой приоткрывается постепенно и заставляет смотреть серию за серией. Небольшие флешбеки в прошлое персонажей, раскрывающие их характер. И стремление авторов построить интерес не только на экшене и загадках, но и на психологии персонажей и их взаимоотношениях. Итог — на нынешнем поле довольно неплохо.
Менеджеры Нетфликса говорят, что зритель принимает решение о том, смотреть ли ему сериал в первые пять секунд. Только что вышедший «Алиса в Пограничье» (Alice in Borderland) открывается сценой рубилова в приставку. Именно этим и будут заниматься главные герои — играть, но только на свою жизнь. Японцы любят Токио. Не зря один из подростков, забравшись другому на плечи кричит, — Сибуя лучше всего! Сибуя — это один из районов города, место тусовки молодёжи. Неподалёку от железнодорожной станции Сибуя — Хатико ждал своего хозяина. В честь акита-ину тут установлен памятник. А ещё, в торговых центрах можно купить дикие, но модные вещицы, — неудивительно, что молодёжь сюда тянется. Токио, вообще, тёплый и ламповый город, а вовсе не бездушный мегаполис. С небоскрёбами тут соседствуют лапшичные, а квартал Акихабара — мечта любого геймера — тут можно не только купить электронику, но и поиграть в автоматы и прикупить аниме или мангу. Все отаку, так называют увлекающихся людей, приходят провести свой день на Акихабару. Не удивляйтесь, если увидите взрослого, часами листающего комикс, — это тут в норме вещей. Токио — отличный город, но из него исчезают все жители. Причём происходит это внезапно — вот на знаменитом перекрёстке в Сибуе толпятся люди, а вот никого уже нет. Город превратился в одну большую игру, где кучки людей должны выбивать себе право на жизнь в смертельных схватках. Фильмов про опасные игры снято много. Не так давно вышел неплохой «Клаустрофобы», где героев жарили и морозили в квеструме. Про многочисленные «Кубы» с «Пилами» и говорить нечего — дело Джона Крамера растянулось на 9 частей, последняя, кстати, вышла в этом году. Первая серия «Алисы в Пограничье» напоминает «Куб». Ребятам тут приходится перемещаться из комнаты в комнату и снято это очень круто. Каждая последующая серия — новая игра. Например, во второй — участникам уже придётся выживать в огромном доме, двери которого заперты. Тут есть классная девушка, которая скачет с этажа на этаж. Чем дальше, тем всё более хитрыми и закрученными становятся игры. И когда кажется, что так и будет продолжаться до конца сезона — повествование вдруг меняется. И это круто — сериал постоянно пытается удивить зрителя. В «Алисе» нет жёсткости «Пилы» — всё происходящее показано как игра, правда, кровь льётся в каждой серии, но тошнотворных подробностей нет. Тем, кто выигрывает — дают визу — право пожить несколько дней без игр. Когда виза кончается — нужно снова играть. Что происходит с теми, кто играть не хочет — сценаристы доходчиво показывают в самом начале. Почему сериал называется «Алиса в Пограничье»? В честь «Алисы в Стране Чудес». К сожалению, чтобы оценить имена персонажей нужно владеть японским. Например, Ryohei Arisu — это «Алиса», а Yuzuha Usagi — «Белый Кролик». На самом деле, всё это лишь аллюзии на известное произведение, о Льюисе Кэрролле тут напоминает немногое. Кролика, правда, покажут, но совсем ненадолго. Чем же хорош этот сериал? Это возможность посмотреть на настоящую японскую культуру. Сериал сделан японцами и по японской манге. Манга — это японские комиксы. Я намеренно не читал эту мангу перед просмотром — не хотелось случайно получить спойлеры, но всего у «Алисы» 18 выпусков и выходила она несколько лет. Это большой и проработанный мир у которого есть свои фанаты и своя википедия. В сериале много видов пустынного Токио- смотрится это круто. У персонажей нет особой глубины, разговоры между ними тоже простые — но несмотря на это оторваться от серии невозможно — так и думаешь, ну что ещё придумают сценаристы? С каждым эпизодом авторы вкидывают всё больше деталей — игровой Токио наращивает степень безумия. Кто-то скажет, что характеры тут плоские, но не забывайте — вы внутри компьютерной игры. Так что не ворчите, а включайте следующую серию. А если будете хорошо себя вести — то японцы снимут ещё что-нибудь. Манги-то у них много.