Повесть о Затоичи
- 18 апр 1962
Черно-белый оригинал, по которому Такеши Китано снял свой известный римейк «Затоiчи» 2003 года. Фильм снят по рассказу японского писателя Кана Симодзавы. Название хорошо подходит этому фильму, потому что здесь во главе угла именно рассказ, история излагается неторопливо, подробно, с раскрытием характеров персонажей. Конечно, есть сцены схваток на мечах, но они не находятся в фокусе фильма, как у Такеши Китано, а гармонично дополняют общее изложение сюжета. Также без натяга в ткань сюжета вплетена и любовная линия. В главной женской роли снялась красавица Масаё Банри. В роли слепого Ичи (он же Затойчи) снялся Шинтаро Катсу, как и в следующих 25 фильмах, продолжающих историю, начатую здесь. Сначала актер показался мне полноват, но интересный сюжет и актерская игра быстро заставили забыть об этом. Затойчи — мелкий якудза (по-нашему бандит, отброс общества), бродяга и игрок, слепец, который мастерски владеет своим мечом-тростью и искусством мгновенно его выхватывать, убивая противника на месте. На самом деле он довольно ленив, добродушен и очень вежлив с любым встречным, но не потерпит оскорбления, да и женщину постарается защитить, если на нее нападут поблизости. Рассказ начинается с того, как Затойчи прибывает в небольшой городок, в котором заправляют две соперничающие группы якудза. Его пригласил один из боссов, восхитившись его искусством владения мечом. Затойчи собирается отдохнуть в этом месте несколько дней, но вскоре понимает, что вражда местных бандитов вышла на пик и на него рассчитывают как на главное оружие банды в намечающейся разборке.
Мне понравился фильм Такеси Китано. Он зрелищный и юморной. Но зная этого мастера, понимаешь, что он все сделал по-своему. То есть, с большой долей иронии. Это могло означать, что в оригинальной версии все совсем наоборот. Но от этого все не становится хуже. Наоборот (видите, от этого никуда не деться), так интереснее. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что оригинальная серия фильмов с Синтаро Кацу составляет 26 (двадцать шесть) лент! И между ними еще вклинивается сериал с тем же исполнителем! Вот воистину японский стиль работы. Посвятить себя одному делу. И оттачивать его до совершенства. Однажды, в новогодние праздники на одном из телеканалов крутили старые японские фильмы. Я уже не знаю, смогу ли смотреть самурайское кино в цветном формате. Куросава показал, что без этого легко можно обойтись. Но оказывается, что в Японии были и другие мастера черно-белого кино. И данный фильм является одним из представителей шедевров. Так вот, шли фильмы по каналу. Лениво переключая каналы, я наткнулся на первый фильм о похождениях массажиста Ити. Это был самый конец. После очередного приема герой произнес: «Интересно, кто это был? Наверное, какой-нибудь бесполезный дурак». Тот, к кому эти слова обращались, получил справедливое возмездие. Сцена была разыграна так круто, что я просто обомлел. Эпизод врезался в мою память, как слепой врезается в заевшие автоматические двери супермаркета. Спустя несколько лет я не смог мириться с терзавшей мой мозг мыслью. Что же было перед этой сценой? Да и двадцать шесть фильмов. Прямо Джеймс Бонд какой-то. Но это всего лишь слепой бандит, бывший массажист. И в очередной наплыв Японии в мое сознание я посмотрел фильм. Он великолепен. Совершенно не возникает чувства, что сделано давно. Все-таки бесцветие делает ленту универсальной. Имеются даже операторские приемы. Быстрые переходы общих и крупных планов помогают накалу истории. Возможно, это и взято у Куросавы. Но почему бы и не взять все хорошее? Синтаро Кацу сыграл блестяще. И, уверен, остальные фильмы также наполнены его непревзойденным исполнением. Постепенно это станет известно. А через год можно посмотреть данный фильм заново. С уже немного другой точкой зрения. А, может, ничего не изменится. Заключительная фраза останется одной из наиболее мощных за историю кинематографа. 9 из 10